Выворотность в плечевом суставе

Выворотность в плечевом суставе thumbnail

Зачем нужно развивать выворотность и какие упражнения способствуют ее разрабатыванию

Сама по себе выворотность – это усилия, которые предпринимают для того, чтобы вывернуть конечность наружу. В медицине эта способность называется супинацией.

Проще пояснить процесс выворотности на примере рук – если вытянуть перед собой руки ладонями вниз, а затем перевернуть ладони вверх, не меняя положения рук – можно увидеть, на каком уровне супинация рук. С ногами все немного сложнее.

Для того, чтобы самостоятельно проверить выворотность своих ног, достаточно попробовать встать так, чтобы пятки стоп прикасались друг к другу своими шпорными косточками.

Сразу при поступлении на занятия художественной гимнастикой, будущий тренер проверяет выворотность тазобедренного сустава. Есть несколько аспектов, от которых будет зависеть выворачивание:

  • Вертлужные впадины (углубления подвздошной кости у таза) могут иметь разную направленность и глубину. В случае, если отверстия этих впадин направлены чуть назад и не являются глубокими – ребенок имеет врожденную выворотность. Если впадины глубокие и направлены вперед – выворотность сомнительная.
  • Супинация голени в коленном суставе. В возрасте 11-12 лет у ребенка происходит некое смещение берцовой и бедренной костей, что приводит к развороту носков стопы в стороны. В этом случае и возможна более удачная супинация голени. Если же стопы преимущественно «тянет» внутрь – супинация голени будет отсутствовать.

    У всех спортсменок, а особенно у гимнасток ноги должны быть очень выносливыми, натренированными и гибкими.

Развивать выворотность вполне возможно, т.к. она не является врожденным и неисправимым физическим качеством (только в каких-то индивидуальных случаях).

Развитая выворотность позволяет совершать отведения бедра с высокой амплитудой, когда сама гимнастка находится во фронтальной поверхности с соблюдением равновесия.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:

  • Сесть на пол с прижатыми к груди коленями, а пальцы ног держать руками. Наклоняя корпус вниз, пытаться распрямить ноги, держа стопы при этом в выворотном состоянии (как в I позиции). Не спеша вернуться в исходное положение.
  • Сесть на пол, ноги соединить стопами, а колени опустить по краям (поза лягушки). Соединенные стопы максимально близко подвести к паху. Корпус тела при этом можно наклонить вперед.
  • Похожее на предыдущее упражнение, но выполняется лежа на животе. Сведенные подошвами стопы притягиваются к паху, а спина при этом максимально прогибается и тянется вверх.

Среди спортсменок и танцоров есть понятие «верхней» и «нижней» выворотности. Случается так, что один человек имеет потрясающую «верхнюю» выворотность – когда прекрасно раскрывается паховая область, но есть сложности с вывертом нижних конечностей – ножки, ступней, коленей.

  1. Упражнение «Складка» — нужно сесть на пол, вытянуть ноги ровно перед собой, стопы поместить в I позицию, носки смотрят в стороны. Обхватив руками носки стоп, необходимо пригнуться животом к бедрам, притягивая стопы к полу.
  2. Упражнение «Складка с оттягиванием» — исходное положение аналогично предыдущему, только рука проходит под коленом, обхватывает пальцы стопы. Стопу нужно тянуть к полу, а вот пятку – вверх.
  3. Упражнение «Паук» — из положения сидя и со слегка согнутыми коленями нужно обхватить пальцы стопы (продев руку под коленом). Носок тянется на себя, пятка вперед – нужно постараться выпрямить ногу.
  4. Упражнение «Первая позиция» — лежа на животе ноги складываются в 1 позицию, максимально приживая все ребро стопы к полу. Можно продеть ноги под диван или попросить кого-то давить на стопы.

Выворотность и гибкость

Как можно заметить в упражнениях на повышение выворотности, они схожи с некоторыми занятиями на увеличение гибкости и растяжки. Это неудивительно, ведь развитие гибкости и поворотности ног – тесно связаны.

Развивать гибкость помогают статические и динамические упражнения, а также смешанные комплексы. Для более эффективного развития гибкости стоит учесть некоторые факторы:

  • В утреннее время (8-9 часов) гибкость сильно снижена, однако если провести в этот период тренировку, будет хороший результат;
  • Если в помещении холодно или температура тела спортсменки снижена, лучше не проводить упражнения для выворотности. Эффективнее тренироваться в теплом помещении и после разминочных упражнений.
  • Если спортсменка переутомлена, будет сложно развивать активную гибкость, а вот упражнения на усиление пассивной гибкости будут результативными.
  • В возрасте с 7 до 14 лет подвижность тела увеличивается, к 16 замедляется, а после начинает снижаться. Но если в период с 14 до 16 лет не проводить занятия на растяжку, подвижность начнет снижаться и ранее.

    Развивать выворотность вполне возможно, т.к. она не является врожденным и неисправимым физическим качеством.

Выделяют 2 основных способа растяжки и повешения уровня гибкости. Первый основан на многократности повторений упражнения, где постепенно увеличивается амплитуда движения.

Второй способ – статический, в котором важны не повторения, а выдерживание заданного времени в растянутом состоянии. Обычно такие упражнения выполняются при полном расслаблении тела.

Вывих плечевого сустава

Плечевой сустав относится к категории самых крупных и подвижных частей человеческого тела. Неудивительно, что объем нагрузки, который он принимает на себя в процессе работы опорно-двигательного аппарата, достаточно велик.

Читайте также:  Укрепление связок плечевого сустава упражнения

Расплатой плечу за такую активную подвижность становится дестабилизации головки кости, то есть, неспособность ее стабильно пребывать в физиологически правильном положении.

Особенности анатомического строения плечевого сустава делают его уязвимым не только для прямых увечий, но и развития артритов, артрозов, периартритов и прочих сопряженных заболеваний.

Регулярное поднятие тяжестей и профессиональные занятия спортом также ведут к неизбежной ограниченности в движениях, периодическим и устойчивым болевым синдромам, проблемам с позвоночником и т. д.

Главная задача бандажа — фиксировать плечо в определенном положении, поддерживая сустав и разгружая весь мышечно-связочный аппарат. Благодаря иммобилизации поврежденной конечности, градус болевых ощущений значительно снижается, а сам процесс заживления проходит гораздо быстрее.

Помимо фиксации плечевого узла, бандаж лимитирует двигательную активность локтевого сустава и грудных мышц спины, что также способствует скорейшему выздоровлению больного.

Дополнительно плечевые ортопедические фиксаторы оказывают согревающее действие и выполняют функцию своеобразного микромассажера. Ограничивая динамику мышц, бандаж уменьшает и статику связок.

А это, в свою очередь, благоприятствует сокращению отечности в послеоперационный период и сводит к минимуму риск возникновения гематом от разрыва мелких сосудов.

Показания к ношению

Показаниями к ношению плечевого фиксатора могут быть следующие факторы:

  • заболевания, связанные с воспалениями суставов: артрозы, артриты, периартриты, миозиты, плечевой остеоартроз и т. д.;
  • вывихи, растяжения, ушибы, гематомы и прочие случаи, сопровождающиеся нарушением структуры сустава и близлежащих мышц
  • переломы и трещины плеча;
  • реабилитация после снятия гипса;
  • снятие отечности после операций и травм;
  • переломы лопатки;
  • эндопротезирование плечевого сустава;
  • при диагнозе паралича руки или пареза;
  • разгрузка плечевого сустава для скорейшего восстановления двигательных функций;
  • гипермобильность плечевого сустава;
  • устранение болевого синдрома;
  • дисфункция плечевого сустава, имеющая неврологическую природу.

Плечевой сустав относится к шарообразным суставам. Такая форма сочленения костей позволяет выполнять высокоамплитудные движения во всех плоскостях. Ахиллесовой пятой таких возможностей становится слабость связочного аппарата плеча, которая при неразумных нагрузках приводит к вывиху плечевого сустава.

В конкретном случае — выскальзывание головки плечевой кости за пределы суставной поверхности лопатки.

Классификация

Выделяют три места расположения выскользнувшей головки плеча:

  • Спереди от сустава;
  • Книзу от сустава;
  • Позади сочленяющейся поверхности лопатки.

В верхних отделах капсула значительно утолщена за счет включения в свою структуру сухожильных волокон большого количества мышц плечевого пояса и плеча.

Нижний же полюс, кроме отсутствия сухожильно-связочного каркаса, еще и имеет свободное пространство в виде кармана Риделя, что позволяет беспрепятственно совершать круговые движения плечом с закидыванием рук за голову, но совсем не способствует укреплению сустава.

Различают:

  • Врожденный вывих плеча. Эта патология может быть обусловлена недостаточностью суставной поверхности лопатки или недоразвитием суставной губы, призванной увеличить суставную площадь лопатки;
  • Приобретенный вывих плеча. В бытовых условиях это, обычно, неудачное падение назад или вперед на вытянутую руку.

Согласно срокам поражения деление вывихов происходит на:

  • Свежие, когда срок травмы не превышает трех дней;
  • Несвежие, если травма произошла в промежуток времени от трех дней до трех недель;
  • Застарелые, при отсутствии вправления вывиха на протяжении более трех недель.

Местные симптомы вывиха плечевого сустава достаточно характерны для определения диагноза даже самим пострадавшим, это:

  • Уплощение плечевого сустава;
  • Патологическая фиксация положения плеча в состоянии отведения;
  • Отсутствие любых активных движений в области пораженного плеча;
  • Пружинящее сопротивление при попытке выполнить пассивное движение.

Под лечением вывиха плечевого сустава подразумевается его вправление, которое должно производиться обязательно в условиях адекватного обезболивания. Обезболивание осуществляется либо дачей общего наркоза, либо выполнением проводниковой анестезии плечевого сплетения, иногда с дополнительным однократным введением наркотических анальгетиков.

Важно до начала лечения выполнить рентгенографию плеча. Несмотря на очевидные признаки вывиха плечевого сустава, необходимо исключить возможность сопутствующего перелома сочленяющихся костей и сдавления сосудисто-нервного пучка.

На втором месте по важности терапевтических процедур, после правильной анальгезии, стоит иммобилизация при вывихе плечевого сустава. Для молодых людей её осуществляют путем наложения гипсовой лангеты протяженностью от здорового надплечья через локоть больной руки до кончиков пальцев.

Загипсованная таким образом рука поддерживается в подвешенном состоянии косыночной повязкой через шею.

При игнорировании этого требования не происходит полного анатомо-функционального восстановления мышц и сухожилий, возникают грубые рубцовые изменения, что в итоге приводит к формированию условий для возникновения привычного вывиха плеча.

Для людей пожилого возраста избегают наложения гипсовых лангет и ограничиваются фиксацией поврежденной руки повязкой Дезо сроком до 14 дней.

Наложение косыночной повязки при вывихе плечевого сустава является поддерживающей мерой в первые 10-14 дней после снятия иммобилизации.

Несмотря на то, что полное обездвиживание плечевого сустава является непременным условием для выздоровления, нельзя пренебрегать реабилитационными мероприятиями, которые должны выполняться поэтапно, исходя из срока давности вправления вывиха.

Восстановление начинается с изометрического напряжения мышц руки и выполнения движений кистью в одном режиме со здоровой рукой.

Комплекс упражнений для восстановления плечевого сустава после вывиха начинается с круговых движений в лучезапястном суставе, после которых производят сгибательно-разгибательные движения кисти с последующим сжатием пальцев в кулак.

Читайте также:  Кинезио тейп для плечевого сустава

В этот же период уже возможно применение физиотерапевтических процедур, направленных на обезболивание, снятие отека и рассасывание гематом. К ним относятся амплимпульс терапия, УВЧ, высокочастотная магнитотерапия.

После снятия фиксирующей повязки наступает второй реабилитационный период, который длится до 10-14 дней и сопровождается ношением поддерживающей косыночной повязки.

Массаж при вывихе плечевого сустава выполняется именно в это время и носит характер разогревающей процедуры перед выполнением усложненного комплекса упражнений.

Занятия, укрепляющие стопу

Безусловно, у всех спортсменок, а особенно у гимнасток ноги должны быть очень выносливыми, натренированными и гибкими. И абсолютно все нагрузки должна выдержать одна часть ноги – стопа.

  • Опуститься на колени, взять в правую руку правую стопу и попытаться максимально близко притянуть ее к спине;
  • Сделать положение выпада – одна нога согнута в колене, вторая отведена назад и составляет параллель с полом. Резким скачком поменять положение ног, при этом не переводя усилие на спину, а работать именно ногами;
  • Сесть на пол, одна нога согнута в колене, вторая – прямая. Ухватить стопу прямой ноги руками и опустить тело на эту ногу с максимальной возможностью. Носок тянуть на себя;
  • Закрепить у стоп утяжелители, одной ногой встать на небольшую возвышенность. Подниматься на носок и спускаться на пятку той ноги, что стоит на возвышении.

Приятным бонусом при развитии гибкости, выворотности и любых упражнениях на растяжку является то, что тянутся и держатся в тонусе все мышцы – и пресса, и рук, и ягодиц.

Простой, но очень эффективный комплекс

Многолетний опыт тренеров и самих гимнасток позволил отобрать некоторые упражнения, которые с наибольшей пользой работают на развитие выворотности. Как уже было определено, это понятие может разделять верхние и нижние части ноги. В зависимости от целей, можно делать акцент на те или иные упражнения.

  1. Упражнение «Бабочка» — необходимо сесть, раскрыть колени, свести стопы и попытаться прижать колени к полу. Спину при этом нельзя округлять, голова должна как бы тянуться к потолку. Если колени достали до пола – нужно потянуться вперед. Конечная цель – дотронуться животом до пола, сохраняя при этом ровную спину.
  2. Упражнение «Угол» — ноги должны быть вытянуты в стороны, при этом носки смотреть вверх, а на полу должны остаться только пятки. С ровной спиной и шеей нужно попытаться лечь животом на поверхность пола. Если дотронуться животом до пола сложно – можно вытянуть вперед руки и тянуться с их помощью максимально вперед.
  3. Упражнение «Лягушка» — лежа на полу на животе, необходимо соединить стопы ног, а колени развести и попытаться положить их на пол. Важно, чтобы стопа была полностью прижата к полу. В этом положении таз будет выгибаться вверх и задача – приблизить таз, колени, бедра и стопы к полу.
  4. Упражнение «Шнур» — по сути является обычным поперечным шпагатом. Сидя в этом положении, нужно склониться животом к полу.

    Упражнение лягушка.

Источник

Выворотность и прямой шпагат

ОлегВасильев

Выворотность, наверное, самое важное, если не сказать «загадочное» качество в хореографии. и как всё доконца не понятное , выворотность порождает массу слухов и мне­ний весьма авторитетных, но нередко глубоко ошибочных . однако если рассмотреть Выворотность с медицинской точки зрения (анатомии и физиологии), многое становится понятным.

1

  Мы не будем перегружать читателей медицин­скими терминами и сразу перейдем к практической части, то есть к разбору типичных вопросов и заблуж­дений.

 Выворотность — свойство тазобедренного сустава производить максимальную наружную ротацию. Она оценивается по первой позиции с выпрямленными ногами, когда задействованность коленного и голе­ностопного суставов полностью исключается.

 Многие ошибочно считают наоборот, что выво­ротность — это способность принять первую позицию любой ценой! Для этого они пытаются максимально разработать не только тазобедренный, но и коленный, и голеностопный суставы. Такие «специалисты» на­зывают это верхней, средней и нижней выворотностью.

 Увеличить у детей такую подвижность в коленном и голеностопном суставе не сложно, но эта подвиж­ность будет патологической. Дети с «разработанной» средней и нижней выворотностью будут периодически испытывать боли в коленных и голеностопных суста­вах. Их суставы начнут изнашиваться, и в более стар­шем возрасте им грозят серьезные заболевания суста­вов. Для профессиональных занятий танцами такие дети будут непригодны.

 Тем самым, никакой средней (в коленном суставе) и нижней (в голеностопном суставе) выворотности с точки зрения физиологии не существует! Есть только одна выворотность — в тазобедренном суставе. И именно она определяет способность к классиче­скому танцу.

Читайте также:  Плечевой сустав нервная система

 Все движения, все па в классическом танце рассчи­таны на правильное выворотное строение танцов­щика. При невыворотном теле все упражнения у станка и на середине будут выполняться на иных, совершенно не приспособленных для этого мышцах. В результате такой неестественной работы мышцы начнут увеличиваться в размере, искажая фигуру бу­дущего артиста. Это является основной причиной забитости ног, так называемых «галифе» на бедрах, «банок» на икрах и т.п.

 Другой достаточно распространенной ошибкой яв­ляется непонимание разницы между выворотностью и прямым шпагатом. Их почему-то тянут одновре­менно либо без всякого понимания чередуют упраж­нения у станка или партерной гимнастики то для вы­воротности, то для растяжки на прямой шпагат.

 В чем же разница между выворотностью и прямым шпагатом? Если выворотность зависит от строения та­зобедренного сустава, то прямой шпагат определяется растяжимостью приводящих мышц и их сухожилий. Растянуть на прямой шпагат можно практически лю­бого ребенка. Выворотность доступна не всем.

 Мы не можем повлиять на строение костей таза и бедренной кости, но мы можем повлиять на состоя­ние мягких тканей, окружающих тазобедренный су­став. Тут самое важное понимать, какие мягкотканые структуры мы можем растянуть, а какие категорически  трогать не следует. Капсулу сустава растягивать ни в коем случае нельзя — её можно повредить или вы­звать нестабильность тазобедренного сустава. А вот над связками тазобедренного сустава поработать можно. Эти связки позволяют отвести ногу в сторону в выворотном положении, поэтому растянуться на выворотный прямой шпагат не проблема. Для этого достаточно хорошо проработать всевозможные ля­гушки на животе и на спине с максимально приве­денными к корпусу пятками (фото).

 Сложность начинается, если из выворотного пря­мого шпагата сводить прямые ноги в первую позицию (это лучше делать лежа). Вы увидите, как «падает» вы­воротность — по мере сведения ног колени начинают «смотреть» всё больше вперед. Это происходит в силу особенности строения связок тазобедренного сустава. И над этими связками тоже можно поработать. «До­браться» до них в лягушке не получится. Они вклю­чаются в работу в положении деми плие, которое лучше принять на полу, так получится чище.

 Таким образом, гранд плие отвечает за прямой шпа­гат, а деми плие — за выворотность. А проседание ниже гранд плие является ошибкой и по хореографии, и по ортопедии, и ничего кроме ненужного и даже вред­ного перерастяжения мягких тканей не дает.

 Когда следует начинать тянуть выворотность и пря­мой шпагат?

 На прямой шпагат можно начинать растягиваться в раннем возрасте. Но и в 9-10 лет ребенка можно «с нуля» растянуть на идеальный прямой шпагат.

 Выворотность, точнее, связки тазобедренного су­става, также можно начинать тянуть с детства. Но ни у одного ребенка к 10 годам идеальной выворотности вы не добьетесь. Дело в том, что выворотность, в от­личие от гибкости, постепенно, естественным образом увеличивается по мере развития опорно-двигатель­ного аппарата, достигая своего максимума к 18 годам. До этого возраста принятие выворотной первой по­зиции будет заведомо не полным.

 Поэтому при отборе в хореографические училища так важно предугадать дальнейшие тенденции к фор­мированию естественной физиологической выворот­ности у юных претендентов.

 Рассмотрим некоторые практические нюансы и за­мечания по формированию выворотности и прямого шпагата.

 Если несколько увеличить поясничный прогиб, то принятие выворотного положения ног стоя и сидя в прямом шпагате значительно облегчится. Но это является самообманом. Выворотность допустима только при полностью распрямленном положении позвоночника. Во всех положениях стоя и на полу следует держать поясницу максимально распрямлен­ной. Только так можно добиться правильной вы-стройки линии;

 в лягушке лежа на спине следует «давить» пятками вверх, а лежа на животе — вниз. Так тем самым голень и бедро будут находиться в одной плоскости, и не­правильный выворот в коленном суставе будет ис­ключен;

 упражнения по типу лотоса нарушают плоскость бедро — голень и, тем самым, формируют неправиль­ную «среднюю» выворотность. Это упражнение сле­дует делать только по рекомендации опытного педа­гога в случае наличия особого рода тугоподвижности в коленных суставах;

 мы крайне не рекомендуем растягивать «нижнюю» выворотность в голеностопном суставе, так как она создает угрозу нестабильности голеностопного су­става, приводящую к вальгусной деформации свода стоп вплоть до Hallux valgus. Обычно после таких растяжек «падает» прыжок и изменяется в худшую сторону подъем и «птичка».

 В заключение подчеркнем, что упражнения у станка и партерная гимнастика в классическом танце прошли многолетнюю проверку временем и пол­ностью соответствуют законам ортопедии. Любые попытки самостоятельно доработать выворотность иным способом ничего кроме вреда не принесут. Обращайтесь за советом только к опытным педа­гогам!

2

Источник