Выворотность тазобедренного сустава у детей
Выворотность и прямой шпагат
ОлегВасильев
Выворотность, наверное, самое важное, если не сказать «загадочное» качество в хореографии. и как всё доконца не понятное , выворотность порождает массу слухов и мнений весьма авторитетных, но нередко глубоко ошибочных . однако если рассмотреть Выворотность с медицинской точки зрения (анатомии и физиологии), многое становится понятным.
Мы не будем перегружать читателей медицинскими терминами и сразу перейдем к практической части, то есть к разбору типичных вопросов и заблуждений.
Выворотность — свойство тазобедренного сустава производить максимальную наружную ротацию. Она оценивается по первой позиции с выпрямленными ногами, когда задействованность коленного и голеностопного суставов полностью исключается.
Многие ошибочно считают наоборот, что выворотность — это способность принять первую позицию любой ценой! Для этого они пытаются максимально разработать не только тазобедренный, но и коленный, и голеностопный суставы. Такие «специалисты» называют это верхней, средней и нижней выворотностью.
Увеличить у детей такую подвижность в коленном и голеностопном суставе не сложно, но эта подвижность будет патологической. Дети с «разработанной» средней и нижней выворотностью будут периодически испытывать боли в коленных и голеностопных суставах. Их суставы начнут изнашиваться, и в более старшем возрасте им грозят серьезные заболевания суставов. Для профессиональных занятий танцами такие дети будут непригодны.
Тем самым, никакой средней (в коленном суставе) и нижней (в голеностопном суставе) выворотности с точки зрения физиологии не существует! Есть только одна выворотность — в тазобедренном суставе. И именно она определяет способность к классическому танцу.
Все движения, все па в классическом танце рассчитаны на правильное выворотное строение танцовщика. При невыворотном теле все упражнения у станка и на середине будут выполняться на иных, совершенно не приспособленных для этого мышцах. В результате такой неестественной работы мышцы начнут увеличиваться в размере, искажая фигуру будущего артиста. Это является основной причиной забитости ног, так называемых «галифе» на бедрах, «банок» на икрах и т.п.
Другой достаточно распространенной ошибкой является непонимание разницы между выворотностью и прямым шпагатом. Их почему-то тянут одновременно либо без всякого понимания чередуют упражнения у станка или партерной гимнастики то для выворотности, то для растяжки на прямой шпагат.
В чем же разница между выворотностью и прямым шпагатом? Если выворотность зависит от строения тазобедренного сустава, то прямой шпагат определяется растяжимостью приводящих мышц и их сухожилий. Растянуть на прямой шпагат можно практически любого ребенка. Выворотность доступна не всем.
Мы не можем повлиять на строение костей таза и бедренной кости, но мы можем повлиять на состояние мягких тканей, окружающих тазобедренный сустав. Тут самое важное понимать, какие мягкотканые структуры мы можем растянуть, а какие категорически трогать не следует. Капсулу сустава растягивать ни в коем случае нельзя — её можно повредить или вызвать нестабильность тазобедренного сустава. А вот над связками тазобедренного сустава поработать можно. Эти связки позволяют отвести ногу в сторону в выворотном положении, поэтому растянуться на выворотный прямой шпагат не проблема. Для этого достаточно хорошо проработать всевозможные лягушки на животе и на спине с максимально приведенными к корпусу пятками (фото).
Сложность начинается, если из выворотного прямого шпагата сводить прямые ноги в первую позицию (это лучше делать лежа). Вы увидите, как «падает» выворотность — по мере сведения ног колени начинают «смотреть» всё больше вперед. Это происходит в силу особенности строения связок тазобедренного сустава. И над этими связками тоже можно поработать. «Добраться» до них в лягушке не получится. Они включаются в работу в положении деми плие, которое лучше принять на полу, так получится чище.
Таким образом, гранд плие отвечает за прямой шпагат, а деми плие — за выворотность. А проседание ниже гранд плие является ошибкой и по хореографии, и по ортопедии, и ничего кроме ненужного и даже вредного перерастяжения мягких тканей не дает.
Когда следует начинать тянуть выворотность и прямой шпагат?
На прямой шпагат можно начинать растягиваться в раннем возрасте. Но и в 9-10 лет ребенка можно «с нуля» растянуть на идеальный прямой шпагат.
Выворотность, точнее, связки тазобедренного сустава, также можно начинать тянуть с детства. Но ни у одного ребенка к 10 годам идеальной выворотности вы не добьетесь. Дело в том, что выворотность, в отличие от гибкости, постепенно, естественным образом увеличивается по мере развития опорно-двигательного аппарата, достигая своего максимума к 18 годам. До этого возраста принятие выворотной первой позиции будет заведомо не полным.
Поэтому при отборе в хореографические училища так важно предугадать дальнейшие тенденции к формированию естественной физиологической выворотности у юных претендентов.
Рассмотрим некоторые практические нюансы и замечания по формированию выворотности и прямого шпагата.
Если несколько увеличить поясничный прогиб, то принятие выворотного положения ног стоя и сидя в прямом шпагате значительно облегчится. Но это является самообманом. Выворотность допустима только при полностью распрямленном положении позвоночника. Во всех положениях стоя и на полу следует держать поясницу максимально распрямленной. Только так можно добиться правильной вы-стройки линии;
в лягушке лежа на спине следует «давить» пятками вверх, а лежа на животе — вниз. Так тем самым голень и бедро будут находиться в одной плоскости, и неправильный выворот в коленном суставе будет исключен;
упражнения по типу лотоса нарушают плоскость бедро — голень и, тем самым, формируют неправильную «среднюю» выворотность. Это упражнение следует делать только по рекомендации опытного педагога в случае наличия особого рода тугоподвижности в коленных суставах;
мы крайне не рекомендуем растягивать «нижнюю» выворотность в голеностопном суставе, так как она создает угрозу нестабильности голеностопного сустава, приводящую к вальгусной деформации свода стоп вплоть до Hallux valgus. Обычно после таких растяжек «падает» прыжок и изменяется в худшую сторону подъем и «птичка».
В заключение подчеркнем, что упражнения у станка и партерная гимнастика в классическом танце прошли многолетнюю проверку временем и полностью соответствуют законам ортопедии. Любые попытки самостоятельно доработать выворотность иным способом ничего кроме вреда не принесут. Обращайтесь за советом только к опытным педагогам!
Источник
Нередко можно услышать обвинения в адрес классической хореографии в том, что это очень неестественное положение тела: выворотность, гибкость, подъем… Все это противоречит удобству тела.
Особенно выворотность. Среди прохожих всегда можно узнать артиста балета: ноги врозь и колени вперед.
Вот что писала о выворотности А. Я. Ваганова: «Выворотность — анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности. Смысл воспитания ног классического танцовщика заключается в строгом «en dehors» — наружу. Это не эстетическое понятие, а профессиональная необходимость. Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танец со своим «en dehors» располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ноги».
Поэтому основной критерий приема в профессиональную балетную школу — выворотность верхняя (тазобедренный сустав) и нижняя (колени и стопы).
Гранд плие по первой позиции отлично демонстрирует выворотность тазобедренного сустава
Выворотность — способность танцовщика в танце развернуть бедра, голени и стопы в положении, при котором правильно поставлен корпус, а бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.
Развернутые бедра придают корпусу устойчивость, и поэтому движения тела выглядят свободными, непринужденными и естественными.
Если же бедра завернуты, то нога смотрит чуть вперед, а не в сторону, корпус заваливается то в одну, то в другую сторону в попытках компенсировать отсутствие выворотности. Но все это выглядит весьма печально. Тем и строг классический танец: малейшее отклонение от требований очень заметно.
Завален корпус из-за недостаточной выворотности тазобедренного сустава. Нога смотрит чуть вперед
Наряду с выворотностью важнейшие условия для классического танца — мягкость и эластичность связок. Это влияет на высоту поднятия ноги.
Таким образом, при приеме в балетную школу гибкость — важный критерий, поэтому детям, пришедшим в балет из гимнастики, в этом смысле проще.
Также стоит отметить, что выворотность влияет на прыгучесть (элевацию и баллон). Как именно? Прыжок состоит из нескольких этапов: приготовление, отталкивание, полёт.
В момент приготовления танцовщик должен исполнить выворотное, глубокое и эластичное плие. Развернутые бедра в этот момент защищают колени от травмы. Выворотное плие позволяет легко и свободно выталкивать и принимать тяжесть тела без вреда для здоровья.
В момент прыжка пятки должны смотреть друг на друга. Это достигается разворотом бедер
Классический танец — основа основ. Он имеет широкий спектр выразительных средств, и он продолжает обогащаться новыми элементами и передаваться из рук в руки, из ног в ноги. Год от года методика в ведущих балетных школах совершенствуется, а требования растут.
Если посмотреть выступления балерин начала XX века, можно заметить, насколько шагнул вперед классический танец в плане эстетики и физических возможностей за последние 100 лет. Теперь выворотность стала важнейшим фактором успешности танцовщика. В ней заключается способность будущего артиста соответствовать требованиям, которые растут год от года, тем самым являя на сцене совершенство.
Проверка нижней выворотности у ребенка. Приём в балетное училище
К сожалению, подвижность тазобедренного сустава доступна не каждому от природы. Об этом мы говорили в статье «Все ли могут сесть на поперечный шпагат». Поэтому такое пристальное внимание уделяется выворотности во время приема детей в балетную школу.
Для развития выворотности существует ряд упражнений. Они направлены на развитие эластичности связок, растяжки, гибкости суставов. Разработан целый комплекс балетной гимнастики на полу, в которую входят упражнения на все группы мышц ног, а также на корректирование излишнего прогиба в пояснице (лордоза), влияющего на сохранение квадрата бедер и плеч.
Урок по системе Князева
Больше об анатомии танцовщика:
Коленный сустав в жизни артиста балета
Что такое свод стопы и что с ним делать в балете
Как и почему деформируются стопы балерин
Вы можете поддержать канал, кликнув по ссылке.
Спасибо, что читаете нас!
Источник
Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].
Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.
Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу [3, с. 21]. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.
Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.
В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.
Для чего же нужна выворотность ? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия . Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.
Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».
Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.
Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.
Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.
В боевых искусствах, где ряд стоек, передвижений и ударов ногами выворотны, о выворотности вообще ничего не известно, а ее воспитание идет косвенно за счет «широкого спектра действия» упражнений специальной физической подготовки системы боевых искусств. Пробить боковой удар со строго параллельным полу коленом и ступней вряд ли удастся — удар выйдет скованным и невысоким; и не из-за отсутствия растяжки, а из-за «упирания» шейки бедренной кости в край вертлужной впадины. Но стоит только бедру принять выворотное положение, как анатомическая преграда — край вертлужной впадины — обходится. В этом положении мастера единоборств и выполняют высокие боковые удары, не подозревая, что последние достигаются не за счет гибкости, а за счет выворотности . В боевых искусствах «смесь» гибкости и выворотности называют «растяжкой». Поэтому в них так популярны упражнения с переходами из прямого шпагата в продольный, да еще с «провисом».
Несмотря на то что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности : «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства .
Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. Хочется вспомнить реплику комментатора на одном из футбольных матчей: «вратарю не хватило выворотности …».
«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды [3, с. 22].
Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).
Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?
Подвздошная (ilium), седалищная (ischium) и лобковая (pubis) кости и вертлужная впадина (acetabulum) появляются уже у земноводных. У примитивных тетрапод (земноводные, пресмыкающиеся) бедренная кость, направленная вбок от тела, двигалась вперед и назад, по существу, в горизонтальной плоскости, движение в колене осуществлялось в вертикальной плоскости, параллельной оси тела [6, c. 247]. Если гипотетически «распрямить» скелет примитивного тетрапода, то «колено» не будет смотреть наружу и никакого выворотного положения не получится, тем более что необходимая для выворотности ротация в коленном и голеностопном суставах анатомически для примитивных тетрапод невозможна (необходима круговая ротация в будущей предплюсне). Движения вращения стопы (пронация и супинация), свойственные человеку, у четвероногих млекопитающих также отсутствуют [1, с. 96].
Ограничивающий свободу движения большой вертел (trochanter major) бедренной кости появляется только у млекопитающих. Но в силу недоразвитости (по сравнению с человеком) шейки бедренной кости у млекопитающих [4, с. 7-16] последние к «человеческой» выворотности все равно анатомически не способны.
Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).
В силу большой степени свободы в плечевом и тазовом поясе человека возникают гипотезы о гомодинамичности этих поясов и, следовательно, о переносе средств и методов развития физических качеств указанных поясов конечностей. На самом деле это не так. Теории о том, что «каждому элементу тазового пояса соответствует элемент плечевого, совершенно безосновательны» [6, с. 238]. Поэтому постановка вопроса о выворотности в плечевом поясе также безосновательна.
В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.
Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.
Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .
Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.
Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное). И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.
Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером). И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.
Литература
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 2001. — 192 с.
3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т.3/ Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. — 376 с.
5. Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии для студентов сельскохозяйственных вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1978. — 392 с.
6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1992. — 358 с.
7. Станевко С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. канд. дис. Моск. обл., Малаховка, 1981.
Источник