Вывих лучевой кости в локтевом суставе рентген
Подвывих головки лучевой кости встречается исключительно у детей в преддошкольном возрасте и называется также «вывих от вытягивания» или «болезненная пронация маленьких детей».
  Хотя повреждение давно описано детскими хирургами и встречается часто, оно все еще недостаточно известно врачам.
Повреждение наблюдается у детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В дальнейшем частота этого повреждения резко падает, а у детей старше 6 лет представляет исключение.
У девочек подвывих встречается в 2 раза чаще, чем у мальчиков. Левая рука поражается чаще, чем правая.
Обычно подвывихи случаются у детей возраста 3-5 лет. В старшем возрасте – редко. Обусловлены несоответствием анатомического строения костей локтевых суставов и капсулы сустава (возрастной избыточной подвижностью).
Причина подвывиха головки лучевой кости у детей
Причиной, вызывающей подвывих головки лучевой кости, является обычно движение, при котором рука ребенка, находящаяся в вытянутом положении, подвергается резкому растяжению за кисть или за нижний конец предплечья по продольной оси конечности чаще вверх, иногда вперед. Из анамнеза удается установить, что ребенок оступился или поскользнулся, а взрослый, который вел его, держа чаще всего за левую руку, потянул за нее, чтобы удержать ребенка от падения. Иногда у маленького ребенка такое растяжение руки происходит во время игры, когда его, взяв за обе руки, вращают вокруг себя, или при надевании и снимании узкого рукава. В некоторых случаях взрослые указывают, что рука при этом хрустнула.
Механизм повреждения при подвывихе головки лучевой кости
Механизм повреждения при подвывихе головки лучевой кости можно представить следующим образом — резкое потягивание за руку по продольной оси конечности приводит к тому, что головка лучевой кости частично выскальзывает из кольцевидной связки, в которой как бы ущемляется. С. Д. Терновский (1959) объяснял это возрастными анатомическими особенностями связочного и костно-мышечного аппарата у детей до 3-летнего возраста: позднее развитие наружной части дистального мыщелка плечевой кости, слабость мышц и тонкость суставной сумки. Кроме того, капсула сустава между плечевой костью и головкой лучевой кости шире и образует складку, которая вдается в полость сустава. Указанные анатомические особенности, несомненно, способствуют подвывиху головки лучевой кости. А. Я. Мастерман, изучая на трупах сочленение головки лучевой кости с плечевой, обнаружил несколько вариантов формы и размера дупликатуры.
Так, при растягивании сустава вследствие этих особенностей головка лучевой кости соскальзывает со своего нормального места, а дупликатура вследствие присасывания растянувшимся суставом втягивается и ущемляется между суставными концами костей. Автор делает вывод, что патогенез подвывиха головки лучевой кости обусловливается не ущемлением: головки в кольцевидной связке, а наличием указанных возрастных анатомических особенностей, которые по мере развития ребенка изменяются, что и объясняет падение числа таких повреждений после 3 лет.
Обычный механизм травмы – взрослые поддёргивают ребёнка (споткнувшегося или «одёргивая» расшалившегося, иногда – крутят за руки «карусель»). Иногда подвывих головки случается и при обычном падении вперёд на руки. Далее, рассказывают взрослые, ребёнок начинает сильно плакать из-за боли в руке. Рука виснет плетью.
Диагноз можно предположить уже по рассказу матери о том, как ребёнок получил травму. Точнее, как ребёнку «сделали» травму.
Клиническая картина. Симптомы подвывиха головки лучевой кости
Какова бы ни была причина, вызвавшая повреждение, по словам окружающих, ребенок вскрикивает от боли, после чего сразу перестает двигать рукой и держит ее с тех пор в вынужденном положении, вытянув вдоль туловища и слегка согнув в локтевом суставе. При попытке заставить ребенка подвигать рукой он протестует и жалуется на боль в локте, а иногда и в области запястья.
Собирая анамнез, всегда надо стараться уяснить механизм травмы и помнить о том, что подвывих происходит при резком растяжении вдоль оси конечности. Если удается установить факт такого растяжения, врач сразу, получает очень ценное указание для диагностики.
Клиническая картина при подвывихе головки лучевой кости всегда типична. Рука свисает вдоль туловища подобно парализованной, в положении легкого сгибания в локтевом суставе и пронации. Попытка произвести движения в локтевом суставе вызывает у ребенка плач, так как движения болезненны.
Однако можно осторожно произвести медленное сгибание и разгибание в локте, в то время как ротационные движения невозможны (боль!). При пальпации иногда удается определить, что болезненно надавливание на головку лучевой кости, но видимых изменений в этой области не отмечается. На рентгенограммах патологических изменений не видно.
Без выяснения анамнеза, уже по одному виду ребёнка также можно предположить подвывих головки луча. Травмированный ребёнок держит руку, прямо опущенной вниз, чуть перекосившись на больную сторону (больная рука всегда «тяжелее»). Предплечье с некоторой пронацией.
Иногда ребёнок держит травмированную руку чуть согнутой, поддерживая на животе здоровой рукой.
Взрослые, сопровождающие ребёнка к врачу, обычно рассказывают, что ребёнок жалуется на боль в нижней трети предплечья или в кисти. Это довольно типично – дети часто локализуют боль ниже по конечности, чем расположен очаг ее возникновения.
Диагностика
Заподозрив по анамнезу и вынужденному положению травмированной конечности подвывих головки, осмотр начинаю с дистальной части конечности, чтобы исключить перелом луча в типичном месте. Затем осматривают надплечье и ключицу, чтобы исключить перелом ключицы. Осмотрев проксимальную часть плеча, исключаю перелом хирургической шейки плеча. Затем осматривают локтевой сустав.
При осмотре определяется болезненность при сгибании конечности в локтевом суставе и невозможность супинации предплечья (ощущается пружинящее сопротивление). На рентгенограмме, как правило, патологии выявить не удаётся, поэтому рентгенографию назначаю лишь в том случае, если подозреваю субкапитальный перелом головки луча.
Лечение при подвывихе головки лучевой кости
Вправление подвывиха головки лучевой кости
Вправление подвывиха головки лучевой кости в 1-е сутки проходит обычно легко (без предварительного обезболивания).
  Техника вправления. подвывиха головки лучевой кости у детей
Одной рукой фиксируют плечо в области локтевого сустава, I палец устанавливают в проекции головки лучевой кости. Другой рукой осторожно сгибают предплечье в локтевом суставе под прямым углом при одновременной супинации и давлении пальцем хирурга на головку.
Все движения производятся плавно, однако без перерыва и с некоторой силой. В момент вправления при переходе в супинацию ощущается щелчок.
Ребенок вскрикивает, затем быстро успокаивается, и через несколько минут восстанавливаются свободные активные движения. В некоторых случаях вправление сразу не удается, и указанный прием приходится повторить несколько раз. Неудача происходит обычно от неправильной фиксации и недостаточного сгибания руки или от неполно произведенной супинации. После вправления иммобилизация не нужна.
Следует лишь объяснить родителям механизм повреждения во избежание нередких рецидивов. Целесообразно рекомендовать применение «вожжей» при прогулках с детьми ясельного возраста.
После манипуляции руку на 3-5 дней подвешивают на косынке.
При недиагностированном подвывихе головки лучевой кости боль сохраняется в течение нескольких дней, наступает отек в области локтевого сустава, а само вправление происходит с усилием. При рецидивах подвывиха и позднем вправлении рекомендуется кратковременная иммобилизация в гипсовой лонгете сроком не более 1 нед, дабы дать покой суставу и способствовать сокращению связок и сумки сустава.
Вправляется подвывих достаточно легко. Без обезболивания медленно разгибаю в локтевом суставе руку пациента. Одной рукой снизу фиксирую локоть ребёнка (большой палец прижимает головку лучевой кости). Другая рука очень медленно, по мере привыкания ребёнка к боли от супинации, за дистальную треть супинирует предплечье.
Достигнув максимальной супинации, медленно сгибаю руку в локтевом суставе, продолжая давить большим пальцем на головку луча. В момент сгибания палец чувствует щелчок в локтевом суставе – это головка луча стала на своё место. Ребёнок тут же чувствует облегчение. Если вывих произошёл недавно, боль проходит полностью. Если вывих случился предыдущим днём, боль после вправления успокаивается в течение суток-двух.
Если подвывих не свежий, процедуру вправления иногда приходится повторять.
Если пальцем не чувствую щелчка от вправившейся головки, назначаю снимок для исключения перелома головки луча. Иногда бывают и переломы – в этом случае накладываю гипсовую повязку.
Ошибки диагностики, возможные последствия
Пока врач делает запись в амбулаторной карточке, ребёнок на глазах у родителей «выздоравливает», начинает активно работать только что висевшей плетью рукой, баловаться. Понявшие, что врач «вправил руку», родители со слезами радости благодарят врача…
Некоторые родители, настроенные на негатив, не могут понять, что ребёнок только что страдал, врач ничего не сделал (манипуляцию по вправлению они воспринимают, как обследование), ничего не назначил – и отправляет ребёнка домой. Что ребёнок ведёт себя уже не как больной, они не замечают.
Какой-либо иммобилизации не требуется. Достаточно предупредить родителей, чтобы они несколько дней не тянули ребёнка за руку при раздевании и не водили, держа за эту руку – споткнувшись, ребёнок может снова получить подвывих.
Если ребёнок попадает на осмотр к специалистам, не знакомым с этой, типично детской травмой, причина боли может быть не выявлена. Сделав снимок, видят нормальный сустав. Ребёнка отпускают, не вправив подвывиха, повесив руку на косынку (чем вызывают дополнительные мучения пострадавшего), или, что хуже, накладывают гисовую повязку в положении сгибания руки в локтевом суставе. В гипсовой повязке боль усиливается, появляется выраженный отёк предплечья за счёт (предположительно) сдавления венозных сосудов в области подвихнутой головки луча. Ребёнок мучается всю ночь, мучает родителей. Если вызывают скорую помощь, то, увидев на руке ребёнка гипсовую повязку, специалисты скорой помощи «успокаивают» родителей, что, мол, так и положено… Возможно, делают обезболивающий укол.
Вправление через сутки, при отёчном локтевом суставе, проходит сложнее. Причиняет ребёнку больше неприятностей, не всегда ощущается подтверждающий вправление щелчок.
Если щелчка не было, но ребёнок стал работать рукой активнее, можно предположить, что произошло вправление. Ребёнка отпускают домой безо всякой иммобилизации – движения свободной руки после вправления подвывиха головки полезны для реабилитации.
Если нет специалиста, который вправит подвывих, конечность лучше оставить в свободном положении – при движениях рукой вправление происходит самостоятельно.
Вопрос – произойдёт это через два часа или через два дня? На этот срок ребёнок и родители обречены страдать.
Иногда родители рассказывают, что вчера была травма, ребёнок не спал всю ночь… А при осмотре врач не находит патологии, ребёнок на манипуляции не реагирует, или только слегка морщится. Подвывих головки луча часто вправляется, когда родители одевают ребёнка, сгибают и разгибают его травмированную руку, не зная, что боль локализуется в локтевом суставе.
Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.
Источник
Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).
È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.
Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.
Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.
Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.
Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.
ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.
Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.
Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.
Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.
Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.
Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.
Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.
È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.
Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.
ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.
È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.
Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.
Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.
 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.
À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.
ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?
 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.
Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.
È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.
Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.
Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.
ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.
Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».
Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.
Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.
À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.
Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.
Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.
Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.
ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.
À ê ÷åìó ÿ ýòî…
Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.
Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.
Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.
Источник