Вывих локтевого сустава восстановление у ребенка

Вывих локтевого сустава восстановление у ребенка thumbnail

Вывих локтевого сустава характеризуется смещением суставных поверхностей относительно друг друга, они теряют общую площадь соприкосновения. Эта травма часто встречается у детей разных возрастов, так как они очень активны и подвижны.

Симптомы вывиха данного сустава весьма характерны. Они сразу указывают на наличие травмы, уточнить характер которой помогут диагностические мероприятия.

В статье вы узнаете все про вывих и подвывих локтевого сустава у детей, а также лечение травмы.

Частые причины вывиха у детей

У детей связочный аппарат еще недостаточно крепкий, чтобы справиться с чрезмерной нагрузкой на суставы. Многие факторы могут спровоцировать их перерастяжение, что приводит к вывиху.

Причины вывиха локтевого сустава у ребенка:

  • Вывих локтевого сустава восстановление у ребенкаДовольно часто дети получают такого рода травму при падении, особенно если они приземляются на вытянутые руки. В данном случае вес тела перемещается на точку опоры, то есть руки. Слабые связки не в состоянии удержать суставные части на месте;
  • Маленькие дети получают вывих, а чаще подвывих локтя, из-за неправильных действий взрослых людей. Так, при падении малыша, его стараются удержать именно за руку (предплечье). В этом случае происходит сильный рывок и сустав смещается. То же самое происходит при подъеме ребенка за одну руку и при надевании тесной одежды, особенно если это происходит в спешке;
  • Если ребенок поднимает тяжелый предмет на вытянутых руках, то велика вероятность возникновения данной травмы;
  • Дети старшего возраста могут получить вывих во время занятий спортом (на гимнастическом турнике).

Симптомы и виды вывиха и подвывиха

В травматологии принято разделять вывих и подвывих локтевого сустава. При вывихе соприкосновение суставных поверхностей отсутствует, а вот неполный вывих (или подвывих) характеризуется неполным смещением частей сустава (они имеют общую площадь соприкосновения).

По наличию осложнений:

  • Осложненный;
  • Неосложненный.

Виды вывиха в зависимости от направления травмирующей силы:

  • Передний, встречается в педиатрии нечасто;
  • Задний, чаще всего диагностируется у детей, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями;
  • Боковой (медиальный и латеральный), встречается также редко, как и передний вывих.

Симптоматика данной травмы довольно выраженная, благодаря чему ее можно выявить сразу после возникновения:

  • Боль. Это самый первый и выраженный признак вывиха. Болевые ощущения интенсивные, они усиливаются при движении и пальпации (ощупывании) поврежденной конечности;
  • Ребенок плачет, его поведение беспокойное;
  • Положение конечности непривычное. Ребенок пытается защитить ее от внешнего воздействия. Он ее удерживает здоровой рукой;
  • Движения руки резко ограничены;
  • Наличие гематомы в области локтевого сустава. Однако этот признак не всегда присутствует;
  • Отек в области повреждения, кожные покровы становятся горячими на ощупь;
  • Общая гипертермия (повышение температуры тела). Она возникает рефлекторно и связана с длительным беспокойством ребенка. Однако следует помнить, что температура тела в данном случае не должна превышать субфебрильных значений (не более 37,7 — 38°С);
  • В тяжелых случаях может наблюдаться отсутствие чувствительности и пульсации в поврежденной конечности.

Диагностика травмы

Самостоятельно довольно сложно определить вид травмы. Если ребенок после падения или неловкого движения жалуется на болевые ощущения в локте, то необходимо незамедлительно обратиться в травматологический пункт. В противном случае малыша ожидают тяжелые осложнения и неблагоприятные последствия травмы.

При обращении пациента врач должен провести опрос и физикальный осмотр. Следует выяснить причину травмы и характерные жалобы. После чего определяются визуальные (отек, гиперемия, гематома) и пальпаторные (определение на ощупь головки сустава, местная гипертермия и болезненность) признаки.

Для уточнения характера травмы и наличия осложнений проводят рентгенологическое исследование. Не рентгенограмме (снимке) определяется точная локализация суставных частей, а также исключается перелом.

При наличии осложнений проводится неврологический осмотр и ультразвуковое исследование крупных кровеносных сосудов.

Первая помощь при вывихе

Прежде чем отправить ребенка в травматологический пункт следует облегчить его состояние. Для этого необходимо уметь оказать первую медицинскую помощь:

  1. Вывих локтевого сустава восстановление у ребенкаСначала следует осуществить иммобилизацию травмированной руки. Для этого чаще всего используют косыночную повязку, которую можно легко изготовить из любого куска материи квадратной формы. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под углом 90 градусов;
  2. Ни в коем случае не предпринимать попыток вправления сустава, этим должен заниматься специалист;
  3. Снять болевые ощущения, уменьшить гематому и отек поможет холодный компресс. На область локтевого сустава наложить холод, в идеале это должен быть лед, но подойдут и другие холодные предметы;
  4. Если боль очень сильная, то следует дать ребенку обезболивающий препарат. В педиатрии широко применяется Ибупрофен (Нурофен). Подросткам разрешено применение Кеторола;
  5. Определить наличие пульсации и чувствительность конечности;
  6. Транспортировка пострадавшего в травматологическое отделение может быть осуществлена самостоятельно в сопровождении взрослого или посредством скорой медицинской помощи.

Лечение вывиха локтя у ребенка

Лечение проводится в условиях стационара. Сначала врач должен вправить сустав. Метод вправления будет зависеть от вида вывиха.

Консервативное лечение показано при отсутствии осложнений. Вправить вывих может только врач! Самостоятельно нельзя проводить данную манипуляцию (это может привести к тяжелым осложнениям), исключением является экстренный случай (если вы находитесь далеко от города и не можете в ближайшее время попасть в больницу). Данная процедура проводится только после адекватного обезболивания.

Похожие статьиВывих локтевого сустава восстановление у ребенка

После вправления руку фиксируют с помощью повязки. Иммобилизация конечности осуществляется в течение 1 недели. В это время необходимо принимать препараты, назначенные врачом:

  • Обезболивающие;
  • Витаминный комплекс;
  • Нестероидные противовоспалительные препараты;
  • Антибиотики (при необходимости).

Если имеются осложнения (разрыв связок, повреждение кровеносных сосудов и нервов), то необходимо проведение хирургического лечения. Операция проводится под общим наркозом. Хирург сшивает связки, крупные сосуды и нервные окончания. Длительность и тяжесть операции зависит от вида осложнений и состояния организма пациента.

После операции накладывается гипсовая повязка для фиксации конечности. Этот период длится до 30 дней, после чего врач решает вопрос о дальнейшем лечении и реабилитации пациента.

В послеоперационном периоде необходимо применение антибактериальных препаратов, чтобы избежать развития воспалительного процесса в организме. Также показан прием витаминов и полноценное питание. По показаниям проводится симптоматическая терапия.

Если у ребенка привычный подвывих, то врач может научить родителей вправлять его самостоятельно. Однако, все травматологи рекомендуют обращаться за квалифицированной помощью при возникновении любой травмы.

Реабилитация после травмы

Дети быстрее восстанавливаются после травмы, чем взрослые. Но после лечения им также необходимо пройти курс реабилитации.

Реабилитация направлена на полное восстановление функциональных возможностей конечности. Реабилитация включает несколько мероприятий:

  • Вывих локтевого сустава восстановление у ребенкаЛечебная физическая культура. Комплекс упражнений подбирается в индивидуальном порядке, основываясь на особенностях травмы и физиологическом состоянии ребенка. ЛФК проводится только под наблюдением специалиста. Используются упражнения, направленные на сгибание и разгибание руки в локтевом суставе.Данные упражнения повышают мышечный тонус, усиливают кровоток и разрабатывают связки;
  • Массаж должен выполняться профессионалом. Он способствует улучшению притока крови к травмированной области, регенерации и питания тканей;
  • Физиотерапевтические процедуры (магнитотерапия, электрофорез и так далее);
  • В течение всего периода реабилитации показано ношение повязок на локте;
  • Для общего укрепления организма показано применение витаминов и минералов;
  • Коррекция питания, оно должно быть полноценным.
Читайте также:  Вывих разрыв локтевого сустава

Осложнения и последствия

Рядом с локтевым суставом проходят крупные сосуды и нервы. При неправильном или самостоятельном вправлении, а также в момент травмы они могут быть повреждены:

  • Кровотечение из крупных кровеносных сосудов;
  • При повреждении нервов отмечается потеря чувствительности конечности, а также полные и частичные параличи (кисть или отдельные пальцы могут перестать двигаться).

Неправильное лечение и несвоевременное обращение за медицинской помощью (застарелая травма) приводят к определенным последствиям:

  • Если родители поздно показали ребенка специалисту, спустя 3 суток после получения травмы, то ему проводят операцию (пластика хрящевой ткани). Период восстановления в данном случае значительно увеличивается;
  • Контрактура – затруднение при движении конечности. Она может не до конца сгибаться и разгибаться;
  • При тяжелой травме реабилитация довольно продолжительна и требует больших усилий;
  • Привычный вывих формируется при получении травмы со смещением и повреждении связочного аппарата.

Теперь вы знаете все про вывих и подвывих локтевого сустава у ребенка. Про вывих локтя у взрослых можно прочитать здесь.

Источник

Среди всех видов травм в детском возрасте вывих локтевого сустава у детей случается нередко. Нарушение конгруэнтности суставных соединений сопровождается сильной болью, ограниченностью подвижности, припухлостью. При первых симптомах следует немедленно обратиться к врачу, поскольку несвоевременно выявленный вывих локтя опасен осложнениями.

Вывих локтевого сустава восстановление у ребенка

Почему случается травма?

У детей связочный аппарат эластичный и гибкий, поэтому растягивается больше, чем у взрослых, из-за этого происходит вывих локтевого сустава.

Здоровые связки удерживают кости на месте в суставной сумке. При сильном воздействии на соединительную ткань случается ее растяжение, конгруэнтности суставных поверхностей смещаются и возникает вывих. Распространенными причинами появления травмы служат следующие факторы:

  • падение на выпрямленные руки;
  • подтягивание на турнике;
  • поднятие тяжелых предметов;
  • неосторожные движения взрослых во время игр с малышом;
  • резкий рывок за руку;
  • неправильное выполнение упражнений динамической гимнастики;
  • несбалансированный рацион;
  • костно-суставные заболевания.

Вернуться к оглавлению

Симптомы: как распознать вывих?

Вывих локтевого сустава восстановление у ребенкаРезкое движение за руку ребенка может спровоцировать растяжение связок и вывих.

Определить травму можно по следующим проявлениям:

  • сильная боль;
  • выраженная деформация локтевого сустава;
  • частичное или полное отсутствие подвижности;
  • припухлость;
  • гематома, если были повреждены кровеносные сосуды;
  • чувство онемения или покалывания в пальцах кисти, возникающее из-за ущемления нервов;
  • гипертермия кожи на месте ушиба;
  • тошнота, головная боль, повышение температуры как реакция организма на боль;
  • беспокойство и плаксивость.

Вернуться к оглавлению

Как проводится диагностика?

Травмированного ребенка следует показать детскому травматологу или ортопеду. Чтобы врач установил диагноз, родители должны точно рассказать, когда и при каких обстоятельствах получена травма. Доктор осматривает локтевой сустав, проверяет пульс (его отсутствие указывает на повреждение сосудов), оценивает двигательные возможности конечности. Для полноценной клинической картины назначается рентгенография, КТ или МРТ. Методы показывают присутствие или отсутствие перелома, степень повреждения окружающих тканей.

Вернуться к оглавлению

Какие способы лечения эффективны?

Консервативные методы

Вывих локтевого сустава восстановление у ребенкаПоврежденный сустав необходимо вправить на место, а руку зафиксировать гипсовой шиной.

Подвывих локтевого сустава у ребенка может вправить только врач. Для этого рука фиксируется ассистентом, а доктор резким движением ставит суставы на место. Процедура болезненная, поэтому малышу перед вправлением желательно дать обезболивающее. Затем на конечность накладывается гипс или ортез. При несложных вывихах длительность ношения фиксатора — не более 7 дней. Для регенерации тканей сустава можно воспользоваться следующими препаратами, которые приведены в таблице:

Возраст ребенкаНазвание медикамента
До 0 до года«Троксевазин»
«Синяк Off»
Бальзам «Спасатель»
От 1-го годаГепариновая мазь
«Лиотон»
«Траумель С»
От 5-ти лет«Долобене»
«Диклак»
От 12-ти лет«Финалгон»
«Фастум»
«Кетонал»
«Индовазин»
«Репарил»

Вывих локтевого сустава восстановление у ребенкаОбезболивающие средства для деток назначает исключительно врач.

Для обезболивания эффективны «Нурофен», «Анальгин». Все лекарства и их дозировку назначает врач, учитывая возраст ребенка. Самолечением заниматься запрещено. А также не рекомендуется наносить линименты, если имеется повреждение кожных покровов. Раны следует обрабатывать дезинфицирующими средствами до полного заживления.

Вернуться к оглавлению

Хирургическое вмешательство

Операция показана в тех случаях, если вывих сопровождается переломом костей локтя, разрывом связок, нервов или сосудов. Врач сшивает поврежденные ткани, ставит на место костные отломки, при необходимости фиксируя их инструментами металлосинтеза, зашивает кожу и накладывает гипс или лонгету. В зависимости от тяжести травмы, длительность иммобилизации составляет от 4-х недель.

Вернуться к оглавлению

Восстановительный период

Физиотерапия при вывихе локтевого сустава у детей

Сеансы реабилитационных процедур важны, поскольку оказывают следующий лечебный эффект:

  • восстанавливают подвижность локтевого сустава;
  • устраняют боль и воспаление;
  • нормализуют кровообращение;
  • стимулируют выработку суставной жидкости;
  • снимают мышечный спазм.

Вывих локтевого сустава восстановление у ребенкаМассаж – неотъемлемая часть реабилитации.

При вывихе показаны следующие физиотерапевтические процедуры:

  • магнитотерапия;
  • озокеритовые или парафиновые обертывания;
  • индуктотермия;
  • электрофорез;
  • фонофорез;
  • массаж — водный и традиционный.

Вернуться к оглавлению

Лечебная физкультура

Упражнения можно выполнять только по рекомендации врача начиная с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их.

Более взрослые дети могут самостоятельно заниматься зарядкой, малышам должны помогать родители. Следует помнить, что гимнастические движения рекомендуется делать плавно и неспешно, чтобы не усугубить состояние. Вывих локтевого сустава у ребенка заживет быстрее, если ежедневно выполнять следующий комплекс:

  • сгибание-разгибание локтя;
  • вращательные движения кистью и всей конечностью;
  • махи рукой вверх-вниз и в стороны;
  • занятия с палкой и мячом.

Вернуться к оглавлению

Какие бывают осложнения вывиха?

Если несвоевременно обратиться к врачу и не начать лечение, впоследствии развивается привычный вывих локтя, а двигательная функция сустава ограничивается. Ущемление нервов и сосудов опасно появлением различных воспалительных процессов, невралгии, нарушения кровообращения. Неустановленные на место кости приводят к разрушению суставного хряща, развитию артрита.

Источник

Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.

«Âñ¸ ïðåêðàñíîå â ÷åëîâåêå – îò ëó÷åé ñîëíöà è îò ìîëîêà Ìàòåðè». (Ìàêñèì Ãîðüêèé)

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî â ïîñëåäíèå ãîäû âåäåòñÿ àêòèâíàÿ ïðîïàãàíäà èñêëþ÷èòåëüíî ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ íîâîðîæäåííûõ (áåç èñïîëüçîâàíèÿ ñîñîê, äîïàèâàíèÿ âîäîé è äîêîðìà), ïðàêòèêà ïîëíîöåííîãî âñêàðìëèâàíèÿ ðåáåíêà ìîëîêîì ìàòåðè íå èìååò äîëæíîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ â Ðîññèè. Ìíîãèå æåíùèíû íàõîäÿòñÿ â çàáëóæäåíèè î âîçìîæíîñòè ëåãêîé çàìåíû òðóäîåìêîãî ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ íà óäîáíûé è äîñòóïíûé âàðèàíò. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ïðîèñõîäèò èç-çà ìîùíîé êîíêóðåíöèè ïðîèçâîäèòåëåé «âûñîêîêà÷åñòâåííîé» àëüòåðíàòèâû ãðóäíîìó ìîëîêó â âèäå èñêóññòâåííûõ ñìåñåé, ñ äðóãîé – èç-çà òðóäíîñòåé, ñ êîòîðûìè ñòàëêèâàåòñÿ êîðìÿùàÿ ìàìà. Íàèáîëüøåå ñòðàäàíèå ìàòåðè, êîðìÿùåé ãðóäüþ ñâîåãî ìàëûøà, ìîãóò äîñòàâèòü ëàêòîñòàç è ëàêòàöèîííûé ìàñòèò.

×òî òàêîå ëàêòîñòàç è ëàêòàöèîííûé ìàñòèò?

Ëàêòîñòàç – ýòî ñîñòîÿíèå, ñâÿçàííîå ñ çàñòîåì ìîëîêà â ïðîòîêàõ ìîëî÷íîé æåëåçû, âîçíèêàþùåå ïðè ÷åðåñ÷óð àêòèâíîé âûðàáîòêå ìîëîêà.

Ëàêòàöèîííûé (ïîñëåðîäîâîé) ìàñòèò – ýòî âîñïàëåíèå òêàíåé ìîëî÷íîé æåëåçû (ïðåèìóùåñòâåííî îäíîñòîðîííåå), ðàçâèâàþùååñÿ âî âðåìÿ ëàêòàöèè.

Читайте также:  Латеральный эпикондилит локтевого сустава как лечить

Êàê ÷àñòî âîçíèêàåò ëàêòàöèîííûé ìàñòèò?

×òîáû îöåíèòü ìàñøòàá ïðîáëåìû ëàêòàöèîííûõ ìàñòèòîâ, íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê ñòàòèñòèêå.

×àñòîòà âñòðå÷àåìîñòè äàííîãî çàáîëåâàíèÿ ñðåäè êîðìÿùèõ æåíùèí ìîæåò äîñòèãàòü 33 %, òî åñòü êàæäàÿ òðåòüÿ ìàìà ñòàëêèâàåòñÿ ñ ýòîé ïàòîëîãèåé.

Îäíàêî, ó÷åò ÷àñòîòû ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà çàòðóäíåí âñëåäñòâèå òîãî, ÷òî îí ðàçâèâàåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïîñëå âûïèñêè ïàöèåíòêè èç ñòàöèîíàðà.

×àùå âñåãî ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ âîçíèêàåò â òå÷åíèå ïåðâûõ äâóõ ìåñÿöåâ ïîñëå ðîæäåíèÿ ìàëûøà, íî ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ è ãîðàçäî ïîçæå, äàæå íà âòîðîì ãîäó ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ.

Íåñêîëüêî ÷àùå ìàñòèò âñòðå÷àåòñÿ ó ïåðâîðîäÿùèõ ìàòåðåé, âîçðàñò êîòîðûõ ïðåâûøàåò 30 ëåò, è ó ïàöèåíòîê ïîñëå îïåðàòèâíîãî ðîäîðàçðåøåíèÿ (êåñàðåâà ñå÷åíèÿ).

Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà

Ñïåöèàëèñòû âñåãî ìèðà ïðèäåðæèâàþòñÿ ìíåíèÿ, ÷òî îäíèì èç îñíîâíûõ ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ äàííîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ íåýôôåêòèâíîå îïîðîæíåíèå ìîëî÷íîé æåëåçû âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ òåõíèêè ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ!

Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà

— íåïðàâèëüíîå ïðèêëàäûâàíèå ðåáåíêà ê ãðóäè;

— îãðàíè÷åíèå ÷àñòîòû è äëèòåëüíîñòè êîðìëåíèé;

— íåýôôåêòèâíîå ñîñàíèå (èç-çà ÷àñòîãî èñïîëüçîâàíèÿ áóòûëî÷åê è ñîñîê);

— ãèïåðëàêòàöèÿ;

— íàðóøåíèå òåõíèêè ñöåæèâàíèÿ;

— çàêóïîðêà ìîëî÷íûõ ïðîòîêîâ (íàïðèìåð, êîðî÷êàìè, ïîêðûâàþùèìè òðåùèíû ñîñêîâ);

— ëàêòîñòàç (ìîëî÷íûé ñòàç, çàñòîé ìîëîêà) – íàãðóáàíèå ìîëî÷íûõ æåëåç âñëåäñòâèå íåïîëíîöåííîãî îïîðîæíåíèÿ;

— òðàâìû ñîñêîâ (ññàäèíû, ýðîçèè, òðåùèíû);

— àíàòîìè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ ñîñêîâ (âòÿíóòûå, ïëîñêèå);

— ñòðóêòóðíûå èçìåíåíèÿ ìîëî÷íûõ æåëåç (ìàñòîïàòèÿ, ðóáöîâûå èçìåíåíèÿ ïîñëå ïðåäûäóùèõ îïåðàòèâíûõ âìåøàòåëüñòâ);

— áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî;

— ñîïóòñòâóþùàÿ ñîìàòè÷åñêàÿ ïàòîëîãèÿ (ñàõàðíûé äèàáåò, íàðóøåíèå æèðîâîãî îáìåíà, ïèîäåðìèÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ è äðóãèå);

— íèçêàÿ èììóííàÿ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà;

— îñëîæíåííûå ðîäû;

— îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà (ðàíåâàÿ èíôåêöèÿ, ñóáèíâîëþöèÿ ìàòêè, ëîõèîìåòðà, òðîìáîôëåáèò);

— äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå â ñòàöèîíàðå.

Ëàêòàöèîííûé ìàñòèò âîçíèêàåò âñëåäñòâèå çàïîçäàëîãî îáðàùåíèÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ è íåàäåêâàòíîãî ñàìîëå÷åíèÿ ëàêòîñòàçà â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ!

Çîëîòèñòûé ñòàôèëîêîêê

Îñíîâíûì âîçáóäèòåëåì ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà ÿâëÿåòñÿ çîëîòèñòûé ñòàôèëîêîêê (äî 90 % ñëó÷àåâ), êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ âûñîêîé âèðóëåíòíîñòüþ è óñòîé÷èâîñòüþ êî ìíîãèì àíòèáàêòåðèàëüíûì ïðåïàðàòàì. Äðóãèå ìèêðîîðãàíèçìû (ýïèäåðìàëüíûé ñòàôèëîêîêê, ñòðåïòîêîêêè, ýíòåðîáàêòåðèè, ãðèáû) çíà÷èòåëüíî ðåæå ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ëàêòèðóþùåé ìîëî÷íîé æåëåçå.

Îñíîâíûì èñòî÷íèêîì èíôåêöèè äëÿ ìàòåðè ÿâëÿåòñÿ ðîòîâàÿ ïîëîñòü è íîñîãëîòêà íîâîðîæäåííîãî. Ìîëîêî ÷àñòî êîíòàìèíèðóåòñÿ âûøåïåðå÷èñëåííûìè ìèêðîîðãàíèçìàìè, îäíàêî èõ êîëè÷åñòâî íå ïðåâûøàåò 104/ìë. Ïðèìåðíî ó 80 % ìëàäåíöåâ, íàõîäÿùèõñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè, ÷åðåç íåäåëþ ïîñëå ðîæäåíèÿ â ðîòîâîé ïîëîñòè ìîæåò áûòü îáíàðóæåí çîëîòèñòûé ñòàôèëîêîêê. Îäíàêî äëÿ ðàçâèòèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â òêàíÿõ ìîëî÷íîé æåëåçû òîëüêî ýòîãî ôàêòà íåäîñòàòî÷íî.

Îñîáåííîñòè ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ ìîëî÷íûõ æåëåç (íàëè÷èå áîëüøîãî ÷èñëà äîëåê, áîãàòîå êðîâîñíàáæåíèå, íàëè÷èå æèðîâîé òêàíè, áîëüøîé îáúåì ïîëîñòåé, îáøèðíàÿ ñåòü ìîëî÷íûõ ïðîòîêîâ è ëèìôàòè÷åñêèõ ñîñóäîâ) ñïîñîáñòâóþò áûñòðîìó ðàñïðîñòðàíåíèþ âîñïàëåíèÿ ñ âîâëå÷åíèåì â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ îáøèðíîé ïëîùàäè òêàíåé.

Òðàâìû ñîñêîâ ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè âõîäíûìè âîðîòàìè äëÿ áàêòåðèé. Ðàñïðîñòðàíåíèå èíôåêöèè ÷åðåç ìîëî÷íûå ïðîòîêè, ãåìàòîãåííî (òîêîì êðîâè) è ëèìôîãåííî (òîêîì ëèìôû) èç î÷àãîâ õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè âîçíèêàþò ãîðàçäî ðåæå.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ îñíîâíûì ïóñêîâûì ìåõàíèçìîì ðàçâèòèÿ âîñïàëåíèÿ â ìîëî÷íîé æåëåçå ÿâëÿåòñÿ çàñòîé ìîëîêà.

Çàêóïîðêà ìîëî÷íûõ ïðîòîêîâ îòäåëüíûõ äîëåê ãðóäíîé æåëåçû ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ îòòîêà è çàñòîþ ìîëîêà, ðàñòÿæåíèþ àöèíóñîâ (ñåêðåòîðíûõ îòäåëîâ æåëåçû) è ðàçâèòèþ âîñïàëåíèÿ ïðè íàëè÷èè èíôåêöèîííîãî àãåíòà. Ìèêðîîðãàíèçìû ñïîñîáñòâóþò ñâîðà÷èâàíèþ çàñòîÿâøåãîñÿ ìîëîêà, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé ðàçâèòèå îòåêà ñòåíîê ìîëî÷íûõ ïðîòîêîâ æåëåçû, ñïîñîáñòâóÿ åùå áîëüøåìó çàñòîþ ìîëîêà. Ïðîíèêàÿ èç ïðîñâåòà ïðîòîêîâ æåëåçû â òêàíü, ìèêðîîðãàíèçìû âûçûâàþò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ – ìàñòèò.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà è îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ ôîðì ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà

Íåðàöèîíàëüíîå áåñêîíòðîëüíîå ïðèìåíåíèå àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ (â îòñóòñòâèè ïîêàçàíèé ê èõ ïðèìåíåíèþ, â íåêîððåêòíûõ äîçàõ è ñ íåâåðíîé äëèòåëüíîñòüþ êóðñà àíòèáèîòèêîòåðàïèè, à òàêæå èñïîëüçîâàíèå àíòèáèîòèêà èç íåïîäõîäÿùåé ãðóïïû) ñðåäè íàñåëåíèÿ ïðèâåëî ê òîìó, ÷òî â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ëàêòàöèîííûå ìàñòèòû ñ àòèïè÷íûì òå÷åíèåì. Äëÿ «ñîâðåìåííûõ» ìàñòèòîâ õàðàêòåðíà ñòåðòàÿ êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, íåñîîòâåòñòâèå ñèìïòîìîâ òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ, áîëüøàÿ äîëÿ òÿæåëûõ ôîðì, ïëîõî ïîääàþùèõñÿ ëå÷åíèþ.

Êàê ïðàâèëî, ðàçâèòèþ ìàñòèòà ïðåäøåñòâóåò çàñòîé ìîëîêà.

 îòíîøåíèè ëàêòîñòàçà ñóùåñòâóåò äâà ìíåíèÿ. Ñîãëàñíî îäíîìó èç íèõ, äàííîå ñîñòîÿíèå ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíûì çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå ïðè îòñóòñòâèè àäåêâàòíîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ìîæåò ïðèâîäèòü ê ìàñòèòó. Ñîãëàñíî äðóãîìó – ëàêòîñòàç åñòü íå ÷òî èíîå, êàê ëàòåíòíàÿ ôîðìà ìàñòèòà. Êàê áû òî íè áûëî, ÿñíî îäíî: ýòè äâà ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿ òåñíî âçàèìîñâÿçàíû.

Ñèìïòîìû çàñòîÿ ìîëîêà

Èòàê, ïðè ëàêòîñòàçå â òêàíÿõ ìîëî÷íîé æåëåçû:

— îïðåäåëÿåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíàÿ èëè áîëåçíåííàÿ «çàñòîéíàÿ äîëÿ» â âèäå óïëîòíåíèÿ;

— ÷àñòî èìååò ìåñòî (íî íå âñåãäà!) ãèïåðåìèÿ (ïîêðàñíåíèå) êîæíîãî ïîêðîâà íàä áîëåçíåííûì óïëîòíåíèåì;

— îòòîê ìîëîêà çàòðóäíåí;

— îáùåå ñàìî÷óâñòâèå æåíùèíû íå ñòðàäàåò;

— òåìïåðàòóðà òåëà äî 37,2 ãðàäóñîâ Ñ (÷òî ÿâëÿåòñÿ íîðìîé!);

— ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ãèïåðòåðìèÿ äî 38 ãðàäóñîâ Ñ, îäíàêî ïîñëå ýôôåêòèâíîãî ñöåæèâàíèÿ òåìïåðàòóðà òåëà íîðìàëèçóåòñÿ.

Îá óæå ðàçâèâøåìñÿ ìàñòèòå ãîâîðÿò ñîõðàíÿþùèåñÿ ïîñëå ñöåæèâàíèÿ áîëåçíåííûé èíôèëüòðàò (óïëîòíåíèå) è âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, à òàêæå ïîÿâèâøååñÿ íàðóøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ ìàòåðè!

Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî âèäîâ ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà, êîòîðûå óïðîùåííî ìîæíî ðàçäåëèòü íà 2 áîëüøèå ãðóïïû

— íåãíîéíûå (ñåðîçíûé, èíôèëüòðàòèâíûé);

— ãíîéíûå (èíôèëüòðàòèâíî-ãíîéíûé, àáñöåäèðóþùèé).

Íåãíîéíûå ôîðìû ìàñòèòà õàðàêòåðèçóþòñÿ ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè

— âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà (äî 39 ãðàäóñîâ Ñ);

— îçíîáû;

— ñëàáîñòü;

— ñíèæåíèå àïïåòèòà;

— áåññîííèöà;

— ãîëîâíûå áîëè.

Ïîìèìî âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ æåíùèíà îòìå÷àåò ÷óâñòâî òÿæåñòè è óñèëèâàþùóþñÿ âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ áîëü â çàáîëåâøåé ìîëî÷íîé æåëåçå. Ðàçìåð ãðóäè ñ ïîðàæåííîé ñòîðîíû óâåëè÷èâàåòñÿ çà ñ÷åò ëèìôîñòàçà.  ìîëî÷íîé æåëåçå ïàëüïèðóåòñÿ óïëîòíåíèå (èíôèëüòðàò), íàëè÷èå êîòîðîãî íå çàâèñèò îò ýôôåêòèâíîñòè ñöåæèâàíèÿ. Êîæíûå ïîêðîâû íàä óïëîòíåíèåì ãîðÿ÷èå íà îùóïü, ãèïåðåìèðîâàíû. Ïðîöåññ ñöåæèâàíèÿ âûçûâàåò óñèëåíèå áîëåçíåííîñòè â æåëåçå.

Ïðè îòñóòñòâèè àäåêâàòíîé òåðàïèè äîñòàòî÷íî 3-4 äíåé, ÷òîáû íåãíîéíàÿ ôîðìà ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà ïåðåøëà â ãíîéíóþ!

Äëÿ ãíîéíûõ ìàñòèòîâ õàðàêòåðíî íàëè÷èå ãíîÿ â ìîëî÷íîé æåëåçå (àáñöåññ èëè äèôôóçíîå ïðîïèòûâàíèå).

Ñèìïòîìû ãíîéíûõ ôîðì ìàñòèòà

— âîçíèêàåò ÷ðåçâû÷àéíî ñèëüíûé îçíîá;

— ïîâûøåííîå ïîòîîòäåëåíèå;

— áëåäíîñòü êîæè;

— òåìïåðàòóðà òåëà ìîæåò äîñòèãàòü 40 ãðàäóñîâ Ñ;

— áîëü â îáëàñòè ïîðàæåííîé ìîëî÷íîé æåëåçû íîñèò ÿðêî âûðàæåííûé õàðàêòåð;

— óñèëèâàþòñÿ îòå÷íîñòü òêàíåé è ïîêðàñíåíèå êîæè;

— ñöåæèâàíèå ìîëîêà òðåáóåò ïðèëîæåíèÿ áîëüøèõ óñèëèé;

— â ñöåæåííîì ìîëîêå ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü ãíîé.

Ðàçëè÷àòü ðàçíûå ôîðìû ìàñòèòà è íàçíà÷àòü ëå÷åíèå – ýòî çàäà÷à ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ! Çàäà÷à êîðìÿùåé ìàìû – íå íàâðåäèòü ñâîåìó îðãàíèçìó íåïðàâèëüíûìè äåéñòâèÿìè è âîâðåìÿ îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ!

Ïðè ëàêòîñòàçå è ìàñòèòå ÊÀÒÅÃÎÐÈ×ÅÑÊÈ ÍÅËÜÇß äåëàòü ñëåäóþùåå

— ïðåêðàùàòü êîðìèòü ðåáåíêà çàáîëåâøåé ìîëî÷íîé æåëåçîé (äàæå ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå);

— ïîäàâëÿòü ëàêòàöèþ;

— ðàçìèíàòü, æàòü, ðàçáèâàòü «êîìêè» (çàñòîéíûå äîëè), òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîâðåæäåíèþ òêàíåé æåëåçû, óñèëåíèþ îòåêà è ðàñïðîñòðàíåíèþ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà;

— îãðàíè÷èâàòü êîëè÷åñòâî óïîòðåáëÿåìîé æèäêîñòè, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê óâåëè÷åíèþ âÿçêîñòè ìîëîêà è åùå áîëüøåìó çàòðóäíåíèþ åãî îòòîêà;

Читайте также:  Если болит локтевой сустав что делать

— ïðèêëàäûâàòü êîìïðåññû áåç ðåêîìåíäàöèé âðà÷à;

— ãðåòü ìîëî÷íóþ æåëåçó, òàê êàê òåïëî óñèëèâàåò îòåê ìîëî÷íûõ ïðîòîêîâ, à â ñëó÷àå ãíîéíîãî âîñïàëåíèÿ ñïîñîáñòâóåò ðàñïðîñòðàíåíèþ ïðîöåññà.

Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà

Îñíîâíûì ìåòîäîì äèàãíîñòèêè ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà ÿâëÿåòñÿ óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå.

Êðîìå òîãî, ÓÇÈ èñïîëüçóþò è â ïðîöåññå ëå÷åíèÿ, ÷òî ïîçâîëÿåò âîâðåìÿ ïåðåéòè îò êîíñåðâàòèâíûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ê îïåðàòèâíûì.

Äî íà÷àëà ëå÷åíèÿ ïðîâîäÿò áàêòåðèîëîãè÷åñêèé ïîñåâ ãðóäíîãî ìîëîêà äëÿ âûÿâëåíèÿ âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè è îïðåäåëåíèÿ åãî ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê àíòèáàêòåðèàëüíûì ïðåïàðàòàì. Îäíàêî öåííîñòü äàííîãî ìåòîäà èññëåäîâàíèÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ òàêòèêè ëå÷åíèÿ ñîìíèòåëüíà, ïîñêîëüêó ðîñò ôëîðû íà ïèòàòåëüíûõ ñðåäàõ äëèòñÿ îêîëî 3 ñóòîê (ê ýòîìó ìîìåíòó, êàê ïðàâèëî, ó ïàöèåíòêè óæå îòìå÷àåòñÿ ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà ïðè ãðàìîòíî ïðîâîäèìîì ëå÷åíèè).

Êðîìå òîãî, ó ìíîãèõ êîðìÿùèõ ìàòåðåé, èìåþùèõ ïàòîãåííûå áàêòåðèè â ìîëîêå è íà êîæå, ìàñòèò íå âîçíèêàåò, à ó ìíîãèõ æåíùèí ñ ìàñòèòîì ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû â ìîëîêå íå îáíàðóæåíû.

Ëå÷åíèå ìàñòèòà âàðüèðóåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè âîñïàëåíèÿ, òåìïà ðàçâèòèÿ äåñòðóêöèè òêàíåé æåëåçû, ôîðìû ìàñòèòà. Ñâîåâðåìåííî íà÷àòàÿ àäåêâàòíàÿ òåðàïèÿ çàáîëåâàíèÿ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå ñïîñîáñòâóåò ïðåäîòâðàùåíèþ ðàçâèòèÿ ãíîéíîãî âîñïàëåíèÿ.

Îäíîâðåìåííî ñ ìàñòèòîì ïðîâîäÿò ëå÷åíèå òðåùèí ñîñêî⠖ âõîäíûõ âîðîò èíôåêöèè – ñ èñïîëüçîâàíèåì ñðåäñòâ, óñêîðÿþùèõ ýïèòåëèçàöèþ è ïðåïÿòñòâóþùèõ äàëüíåéøåìó ïðîíèêíîâåíèþ èíôåêöèîííîãî àãåíòà. Ýòî ìîãóò áûòü ðàñòâîðû òðàâ, âèòàìèíû, àíòèñåïòèêè, ëàíîëèíñîäåðæàùèå ìàçè, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäû.

Êîðìëåíèå ðåáåíêà ïðè ëþáûõ ôîðìàõ ìàñòèòà íå ïðåêðàùàòü! Íèêòî ëó÷øå ðåáåíêà íå ñïðàâèòñÿ ñ îïîðîæíåíèåì ìîëî÷íîé æåëåçû, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì äëÿ ñêîðåéøåãî âûçäîðîâëåíèÿ!

Åñëè âñå æå ïàöèåíòêà ïðèíÿëà ðåøåíèå î çàâåðøåíèè ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ, òî ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ïðåêðàùåíèå ëàêòàöèè ïóòåì òóãîãî áèíòîâàíèÿ ìîëî÷íûõ æåëåç êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåíî èç-çà îïàñíîñòè ðàçâèòèÿ òÿæåëûõ ôîðì ìàñòèòà âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ â òêàíÿõ!

Ëå÷åíèå íåãíîéíûõ ôîðì ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà âêëþ÷àåò â ñåáÿ

— ÷àñòîå ïðèêëàäûâàíèå ðåáåíêà ê áîëüíîé ãðóäè â ïîçå, êîãäà ïîäáîðîäîê ìàëûøà íàïðàâëåí â ñòîðîíó çàñòîéíîé äîëè;

— ñöåæèâàíèå ãðóäíîãî ìîëîêà ÷åðåç êàæäûå 3 ÷àñà;

— ïðèìåíåíèå ëîêàëüíîé ãèïîòåðìèè (ïðèêëàäûâàíèå ê ãðóäè ïóçûðÿ ñî ëüäîì, îáåðíóòîãî â ïîëîòåíöå) íà ïîðàæåííûé ó÷àñòîê ìîëî÷íîé æåëåçû íà 10-15 ìèíóò ïîñëå ëþáûõ ìàíèïóëÿöèé ñ ãðóäüþ;

— èììîáèëèçàöèÿ ìîëî÷íîé æåëåçû â ïðèïîäíÿòîì ïîëîæåíèè (íîøåíèå áþñòãàëüòåðà) ñ öåëüþ ïðåäóïðåæäåíèÿ è ëèêâèäàöèè çàñòîéíûõ ÿâëåíèé;

— âîçìîæíî èñïîëüçîâàíèå êîìïðåññîâ íà ïîðàæåííûé ó÷àñòîê ìîëî÷íîé æåëåçû (êðîìå ñïèðòîâûõ, òàê êàê ñïèðò òîðìîçèò îòòîê ìîëîêà, óãíåòàÿ âûðàáîòêó îêñèòîöèíà);

— âîçìîæíî ïðèìåíåíèå ñïàçìîëèòèêîâ ïåðåä êîðìëåíèåì èëè ñöåæèâàíèåì ñ öåëüþ îáëåã÷åíèÿ îòòîêà ìîëîêà;

— ìåñòíûå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäû;

— ðàöèîíàëüíàÿ àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ (ïðåäïî÷òèòåëüíû ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, ñîâìåñòèìûå ñ ãðóäíûì âñêàðìëèâàíèåì).

Êîðìÿùàÿ ìàìà â ñèëàõ ñïðàâèòüñÿ ñ ëàêòîñòàçîì ñàìîñòîÿòåëüíî â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ, âûïîëíÿÿ ïåðâûå ÷åòûðå ïóíêòà (ï.1-ï.4) ëå÷åíèÿ íåãíîéíîãî ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà. Åñëè óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ íå íàáëþäàåòñÿ â òå÷åíèå 24 ÷àñîâ, òî íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê àêóøåðó-ãèíåêîëîãó!

Ëå÷åíèå ãíîéíîãî ìàñòèòà, íàðÿäó ñ êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè, õèðóðãè÷åñêîå. Ñâîåâðåìåííîå è ïðàâèëüíîå âûïîëíåíèå îïåðàöèè ïîçâîëÿåò ïðåäóïðåäèòü ðàñïðîñòðàíåíèå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà íà çäîðîâûå ó÷àñòêè ìîëî÷íîé æåëåçû, åãî ãåíåðàëèçàöèþ, à òàêæå â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñïîñîáñòâóåò ñîõðàíåíèþ æåëåçèñòîé òêàíè è äîñòèæåíèþ áëàãîïðèÿòíîãî êîñìåòè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà.

Ïðîôèëàêòèêà ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà

Ïîñêîëüêó «ïðîáëåìà ìàñòèòîâ åñòü â ïåðâóþ î÷åðåäü ïðîáëåìà ïðîôèëàêòèêè», âàæíåéøåå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò îðãàíèçàöèîííàÿ ñòîðîíà äåëà, â ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííîå ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå.

Èòàê, îñíîâíûìè ìåðàìè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ëàêòîñòàçà è ìàñòèòà ÿâëÿþòñÿ

1. Êðóãëîñóòî÷íîå ñîâìåñòíîå ïðåáûâàíèå ìàòåðè è ðåáåíêà åùå ñ ðîäèëüíîãî äîìà.

2. Ïðàâèëüíûé ïîäáîð áþñòãàëüòåðà. Æåëàòåëüíî èñïîëüçîâàòü ñïåöèàëüíûé áþñòãàëüòåð äëÿ êîðìëåíèÿ èç íàòóðàëüíûõ òêàíåé, ñ îòñòåãèâàþùèìèñÿ êëàïàíàìè, áåç êîñòî÷åê è ïîðîëîíà. Ïðè âûáîðå áåëüÿ íåîáõîäèìî ïîäîáðàòü ðàçìåð: îáõâàò ãðóäè äîëæåí òî÷íî ñîîòâåòñòâîâàòü, à ðàçìåð ÷àøêè ìîæåò áûòü íåñêîëüêî áîëüøå.

3. Ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû (åæåäíåâíûé ãèãèåíè÷åñêèé äóø 2 ðàçà â äåíü, èñêëþ÷åíèå ÷àñòîãî ìûòüÿ ìîëî÷íûõ æåëåç ñ ìîþùèìè ñðåäñòâàìè, åæåäíåâíàÿ ñìåíà íàòåëüíîãî áåëüÿ, èíäèâèäóàëüíîå ïîëîòåíöå, êîðîòêî îñòðèæåííûå íîãòè).

4. Ïðåäóïðåæäåíèå óøèáîâ ìîëî÷íûõ æåëåç. Òðàâìû æåëåçèñòîé òêàíè ìîãóò ïðèâîäèòü ê îòåêó è íàðóøåíèþ ïðîõîäèìîñòè ìîëî÷íûõ ïðîòîêîâ.

5. Èñêëþ÷åíèå ñöåæèâàíèé ãðóäè áåç íåîáõîäèìîñòè. Ïðè ïðèêëàäûâàíèè ðåáåíêà ê ãðóäè ïî ïåðâîìó åãî òðåáîâàíèþ ïðèõîä ìîëîêà, êàê ïðàâèëî, íå ñîïðîâîæäàåòñÿ ÷ðåçìåðíûì íàãðóáàíèåì ìîëî÷íûõ æåëåç, è íåîáõîäèìîñòü â ñöåæèâàíèè îòñóòñòâóåò. Ðåãóëÿðíûå ñöåæèâàíèÿ ïîñëå êîðìëåíèÿ ñïîñîáñòâóþò îáðàçîâàíèþ èçëèøêîâ ìîëîêà, òàê êàê êîìïîíåíòû ñèñòåìû «ãðóäü-ðåáåíîê» âçàèìîäåéñòâóþò ïî ïðèíöèïó «ñïðîñ ðîæäàåò ïðåäëîæåíèå».  ðåçóëüòàòå îáðàçóåòñÿ èçëèøíåå êîëè÷åñòâî ìîëîêà, ñ êîòîðûì ðåáåíîê íå ìîæåò ñïðàâèòüñÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê çàñòîþ.

6. Áåðåæíîå ñöåæèâàíèå ãðóäíîãî ìîëîêà (åñëè â íåì ïîÿâèëàñü íåîáõîäèìîñòü). Ïðè íåîáõîäèìîñòè ðàçëó÷åíèÿ ìàìû ñ ìëàäåíöåì èëè ïðè íàëè÷èè ìåäèöèíñêèõ ïîêàçàíèé ê âðåìåííîìó ïðåêðàùåíèþ ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ íåîáõîäèìî ñöåæèâàòü ìîëî÷íûå æåëåçû ïðèìåðíî â òîì ðèòìå, â êîòîðîì êîðìÿò ìàëûøà. Ãðóáûé òðàâìàòè÷íûé ìàññàæ ìîëî÷íûõ æåëåç êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåí! Äîïóñòèìû ëèøü ëåãêèå ïîãëàæèâàþùèå äâèæåíèÿ. Ïðåäïî÷òåíèå îòäàâàòü ðó÷íîìó ìåòîäó ñöåæèâàíèÿ êàê áîëåå áåðåæíîìó. ×óâñòâî îáëåã÷åíèÿ (à íå «äî ïîñëåäíåé êàïëè») – îñíîâíîé êðèòåðèé ïðåêðàùåíèÿ ñöåæèâàíèÿ!

7. Êîðìëåíèå ðåáåíêà â ðàçëè÷íûõ ïîçàõ. Òàê óñòðîåíî, ÷òî ïðè ïðèêëàäûâàíèè ìàëûøà ýôôåêòèâíåå îïîðîæíÿþòñÿ òå äîëè æåëåçû, êóäà íàïðàâëåí åãî ïîäáîðîäîê! Ïîýòîìó ñìåíà ïîçèöèé â òå÷åíèå äíÿ ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå çàñòîÿ.  êëàññè÷åñêîé ïîçå (ïîçà «êîëûáåëüêà», êîãäà ìàëûø íàõîäèòñÿ íà ðóêàõ ó ìàìû), ëó÷øå âñåãî îïîðîæíÿþòñÿ íèæíèå äîëè è õóæå – ó ïîäìûøå÷íîé îáëàñòè. Äàííîé ïîçîé, êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, ìàìû ïîëüçóþòñÿ ÷àùå âñåãî. Âåðîÿòíî, ñ ýòèì ñâÿçàíà ÷àñòàÿ ëîêàëèçàöèÿ çàñòîÿ èìåííî â âåðõíå-íàðóæíîì êâàäðàíòå æåëåçû (ó ïîäìûøêè). Äëÿ ïîëíîöåííîãî îïîðîæíåíèÿ äîëåé äàííîãî êâàäðàíòà ëó÷øå èñïîëüçîâàòü ïîçó «èç-ïîä ðóêè», êîãäà ìàìà íàõîäèòñÿ â ïîëîæåíèè ñèäÿ, à ìàëûø ëåæèò ãîëîâêîé ó ãðóäè íà ïîäóøêå, à åãî íîæêè – çà ñïèíîé ó ìàìû. Äëÿ ïîëíîöåííîãî îïîðîæíåíèÿ âåðõíèõ äîëåé íåîáõîäèìî êîðìèòü â ïîçå «âàëåòîì».

8. Ïðàâèëüíàÿ ïîääåðæêà ãðóäè âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ ìàëûøà: áîëüøîé è óêàçàòåëüíûé ïàëüöû ðóêè îáðàçóþò ñâîåîáðàçíóþ ïîäêîâó (ëàòèíñêàÿ áóêâà U), ðóêà ìàìû ïðè ýòîì íàõîäèòñÿ ïîä ãðóäüþ. Ñàìûå ðàñïðîñòðàíåííûå îøèáêè êîðìÿùèõ æåíùèí – äåëàòü ÿìî÷êó íà ãðóäè â òîì ìåñòå, ãäå ñ íåé ñîïðèêàñàåòñÿ íîñèê ðåáåíêà, èëè ïîääåðæèâàòü ãðóäü, äåëàÿ ïàëüöû ðóêè â âèäå «íîæíèö». Ïðèðîäà ïîçàáîòèëàñü î òîì, ÷òîáû ìàëûø ñâîáîäíî äûøàë è áåç òàêèõ äåéñòâèé, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê ïåðåæàòèþ ìîëî÷íîãî ïðîòîêà. Ñäàâëèâàòü ãðóäü, ïåðåæèìàÿ ïðîòîêè, êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåíî!

9. Êîíòðîëü çà ïðàâèëüíîñòüþ ïðèêëàäûâàíèÿ ðåáåíêà ê ãðóäè.

10. Ñîâìåñòíûé ñîí ìàìû ñ ðåáåíêîì.

11. Ïîñòåïåííîå ââåäåíèå ïðèêîðìà (ïîñëå 6 ìåñÿöåâ). Ñëèøêîì áûñòðîå ââåäåíèå íîâûõ ïðîäóêòîâ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ãðóäü íå óñïåâàåò ïåðåñòðîèòüñÿ íà âûðàáîòêó ìåíüøåãî êîëè÷åñòâà ìîëîêà. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ãðóäíîå ìîëîêî ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé åäîé ìàëûøà äî 1 ãîäà!

12. Ïëàâíîå çàâåðøåíèå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ.

Ïîñëå ïåðåíåñåííîãî ëàêòîñòàçà èëè ëàêòàöèîííîãî ìàñòèòà êîëè÷åñòâî ìîëîêà ó ìàòåðè ìîæåò óìåíüø?