Вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов

Вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов thumbnail

йога для тазобедренных суставов

Излишняя жёсткость и закрепощённость тазобедренных суставов у большого количества жителей современного западного мира возникает в результате:

• длительной сидячей работы в неудобных креслах и уродующих осанку стульях, частых и продолжительных переездах в «комфортных» сидениях современных машин и другого транспорта;

• ношении обуви с каблуком, деформирующей свод стопы и изменяющей естественное гармоничное распределение нагрузки всего тела на нижние конечности;

• «блокировки» нижних энергетических центров ввиду неестественного питания, недостаточной и негармоничной физической нагрузки, психологических комплексов и малого количества времени пребывания в положении сидя на земле (да и вообще на природе).

Прежде чем разобраться с вопросом каким образом может помочь хатха йога для тазобедренных суставов, остановимся на его анатомическом строении.

Излишняя жёсткость связочного аппарата тазобедренного сустава и сухожилий крепящихся к костям мышц создаёт определённые преграды для освоения ряда упражнений хатха-йоги.

Однако, следует принимать во внимание, что связки и сухожилия созданы природой для ограничения излишней подвижности и фокусировка только лишь на «раскрытии» суставов может привести к гипермобильности (избыточной подвижности) головки бедренной кости, что может грозить как минимум дискомфортом в данной области, а как максимуму – вывихом и даже переломом бедренной кости при некорректном распределении осевой нагрузки.

Любые асаны для раскрытия тазобедренных суставов должны гармонично сочетаться с асанами, которые будут укреплять мышечный корсет вокруг тазобедренного сустава, а, соответственно и помогать получить сознательный контроль над появляющейся большей степенью свободы в суставе.

Итак, какие же упражнения йоги для тазобедренных суставов можно использовать в самостоятельной и групповой практике?

Асаны для раскрытия тазобедренных суставов

• Ардха чандрасана.

Одна из базовых асан для раскрытия тазобедренных суставов, которая также помогает наработать хороший мышечный корсет вокруг сустава

• Джану ширшасана,

асаны для раскрытия тазобедренных суставов

паривритта джану ширшасана, ардха падма пашчимоттанасана,

ардха баддха падма пашчимоттанасана

ардха баддха падма пашчимоттанасана – ряд схожих упражнений йоги для тазобедренных суставов, которые помимо «раскрытия» сустава оказывают дополнительное вытяжение мышц и связок задней поверхности ног

• Краунчасана,

йога для тазобедренных суставов

паршвоттанасана, ардха хануманасана, хануманасана, раджа капотасана и др. – асаны йоги для тазобедренных суставов, которые ещё глубже прорабатывают заднюю и переднюю поверхности ног

асаны для тазобедренных суставов

йога для раскрытия тазобедренных суставов

• Баддха конасана, упавиштха конасана, прасарита падоттанасана и др.

помогают не только «раскрыть» тазобедренный сустав, но и осуществляют вытяжение внутренней поверхности бедра

• Самаконасана – логическое продолжение предыдущих тренировочных элементов, которое эффективным образом «раскрывает» тазобедренные суставы

упражнения йоги для раскрытия тазобедренных суставов

• Агни стамбхасана

йога для тазобедренного сустава

Одна из самых эффективных асан для тазобедренных суставов. Качественное освоение данной позы создаёт хороший фундамент для безопасного освоения более сложных элементов гимнастики йогов, например, позы лотоса и комбинированных упражнений, использующих падмасану

• Вирабхадрасана в различных вариациях, уттхита паршваконасана, паривритта паршваконасана,

париврита паршваконасана

кханджанасана, натараджасана и др. – тренировочные элементы, которые помогут укрепить мышечный корсет и предотвратят «разбалтывание» тазобедренного сустава

Асаны для раскрытия тазобедренных суставов

В заключение статьи ещё раз хочется подчеркнуть, что йога для тазобедренных суставов должна включать в себя оба типа воздействия: на «раскрытие» и на укрепление мышц.

Игнорирование данной рекомендации вместо потенциальной пользы от практики может привести к возникновению ряда нежелательных последствий.

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

Источник

Вьяяма (вияма, хинди IAST vyāyāma — «растягивать», «разрабатывать») — динамические упражнения в йоге. Традиционно, упражнения вьяяма подразделяют на две категории — «сукшма» («мягкие») и «стхула» («жесткие»). Традиция вьяям встречается в Бихарской школе йоги, школе Шри Йогендры и в йоге натхов. Самый известный труд по вьяямам «Йога-сукшма-вьяяма», автора Дхирендра Брахмачари.

Читайте также:  Упражнения для тазобедренного сустава доктора бубновского

Йога сукшма-вьяяма (в переводе «мягкая динамика») характеризует сущность вьяямы. Основное название упражнений — викасака. Викасака (санскр. vikasaka — открытие, расширение, углубление) — это проработка различных частей тела, снятие блоков и зажимов, оказывающая влияние как на физическое, так и на психическое состояние.

Основатель: Махариши Картикейя и его приемник Дхирендра Брахмачари

Основателем Брахмачари йоги считается Махариши Картикейи, но данный стиль йоги получил известность благодаря его ученику Дхирендре Брахмачари. Сегодня традиции Брахмачари хранит его преемник — Бал Мукунд Сингх. Еще один известный ученик Брахмачари — швейцарец Рейнхард Гамельтхаллер преподает приближенно к традиции, но называет свой стиль «Кундалини-йогой».

Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – это упражнение. Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. sukshma – тонкий) и стхула (sthula – плотный, грубый), т.е. «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на всё тело. При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело.

В практике Брахмачари йоги большое внимание уделяется подготовке тела к работе в асанах — очистительным процедурам — «шаткармам» и двум видам динамических упражнений:

Хатха-йога Прадипика. Общие положения.

«Хатха-йога-прадипика» (санскр. «прояснение Хатха-йоги») написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Свами Горакши.

Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. Другие два текста, датируемые более поздним периодом, это «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита». Представляет собой собрание ранних источников с добавлением собственной практики йоги Сватмарамы. Существует много переводов этого текста — в том числе и на русский. Текст написан в рамках индуистской философской школы йоги и посвящён Шиве[3], который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о хатха-йоге своей божественной супруге Парвати.

Считается одним из самых авторитетных трактатов по Хатха йоге. В этой книге Сватмарама описывает садхану, путь йоги. И начинается Хатха Йога прежде всего с асан и шаткарм. Будучи весьма дальновидным и опытным практиком, Сватмарама понимает, что бесполезно начинать с Ямы (самоконтроль) и Ниямы (самодисциплины), пока ум не приведен в должное состояние, не обрел нужные качества. И потому упор в практике прежде всего делается на практику асан и шаткарм. В начале нужно овладеть крийями, что приведет тело и ум в состояние, необходимое для практики, придаст уму и телу практикующего нужные качества. Прежде всего нужно дисциплинировать тело, это база, на котрой будет потом основана вся практика. Прадипика состоит из четырех частей:

1. Асана
2. Пранаяма и Шаткарма

3. Мудра и Бандха

4. Самадхи

В имеющемся русском переводе текст состоит из 382 строф, и разделён на четыре части:

1. глава описывает родословную преемственности, асаны и рекомендации по питанию. По одной шлоке уделяется для перечисления правил ямы (сдержанность в поведении) и ниямы (соблюдаемые ограничения) — 67 шлок.

2. глава описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения) — 78 шлок.

3. глава рассказывает о мудрах, бандхах («замках»), нади (каналах в тонком теле человека, по которым течёт прана), и энергии кундалини — 130 шлок.

4. глава описывает пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи — 114 шлок.

Главы, доступные в английском переводе:

1. глава. Мудры — 188 шлок.

2. глава. Пратьяхара — 61 шлока.

Читайте также:  Реабилитация после замены тазобедренного сустава в вологде

3. глава. Раджа-йога — 67 шлок.

4. глава. Нада йога — 51 шлока.

5. глава. Знание времени — 42 шлоки.

6. глава. Освобождение вне тела — 43 шлоки.

Источник

Любая проблема в нашем теле, какой бы она ни была, имеет не только физический аспект, но также психологический, энергетический и, конечно, кармический. А значит, и подходить к избавлению от проблемы нужно комплексно — на разных уровнях.

Во-первых, если наши тазобедренные суставы закрепощены, на то есть кармическая причина, а следовательно, никто кроме нас самих в этом не виноват. Поэтому нужно направлять усилия на каждодневные занятия, чтобы изменить ситуацию и не только приобрести гибкость, но и «отработать» накопившуюся отрицательную карму.

Во-вторых, недостаток энергии также проявляется в виде проблемы или заболевания. Откуда берется энергия и как она растрачивается — это отдельная, объемная тема. Но если очень кратко, то огромный урон наносят вредные привычки, сильные желания, страсти и даже эмоции. Накапливать энергию помогает практика йоги, особенно, пранаяма, а также чтение мантр и аскеза.

В-третьих, есть психологическая причина. В разных источниках я встречала утверждения о том, что любая проблема, связанная с ногами — это наше недоверие к жизни, нежелание или неумение «идти» по жизни спокойно, с радостью. Об этом также стоит задуматься. Многие психологи советуют начинать с позитивных утверждений — волевого настроя на хорошие изменения, которые помогут скорректировать отношение к жизни и той «дороге», по которой мы идем.

В-четвертых, физическая причина. Чаще всего, малоподвижный образ жизни, так как «питание» суставов происходит только при движении.

Тазобедренный сустав — разновидность шаровидного (или чашеобразного) сустава. В нем возможны движения следующего характера: вокруг фронтальной оси (сгибание и разгибание), вокруг сагиттальной оси (отведение и приведение), вокруг вертикальной оси (наружная и внутренняя ротация). Как должна проходить тренировка, направленная на раскрытие тазобедренных суставов? Я постараюсь последовательно изложить ход занятия, акцентируя внимание на ключевых моментах.

1. Разминка. Никогда не стоит недооценивать начальный этап занятия. От того, насколько мы подготовили тело к дальнейшим асанам, зависит продуктивность всего комплекса. Важно постепенно разогреть мышцы, прочувствовать их. В разминке должно быть задействовано все тело, ничего нельзя оставлять без внимания — от головы до кончиков пальцев ног.

2. После разминки можно включить в тренировку приветствие Солнца — Сурья Намаскар, так как в данной практике происходит эффективная работа с тазобедренными суставами.

3. Балансы. Конечно, все зависит от уровня подготовки группы, но со временем нужно освоить и включить в ход тренировок такие положения, как Врикшасана, Баланс на пятке, Уттхита Хаста Падагуштхасана, Натараджасана. Все они оказывают благотворное воздействие на тазобедренные суставы, разрабатывая их в разных направлениях. Каждое из вышеперечисленных упражнений имеет несколько вариаций выполнения, поэтому начинаем с упрощенных вариантов, а когда нагрузки будет мало — усложняем асану. На начальном этапе все внимание приковано к балансировке, но нужно приучать себя фокусироваться на дыхании, успокаивать его.

Далее, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункты могут меняться местами, перемешиваться и выстраиваться в зависимости от задуманной преподавателем последовательности.

4. Балансы плавно переходят в другие асаны положения «стоя». Вирабхадрасана, Уттхита Паршваконасана, Паривритта Паршваконасана, Поза Лучника, Поза Ступы, Прасарита Падаттонасана.

Конечно, для некоторых жителей планеты не существует понятия «травмобезопасность в йоге»: что бы ни случилось во время тренировки, человек этого заслужил. Но это не значит, что нужно перестать проявлять заботу о группе и выжимать из нее все «соки». Нагрузка должна быть дозированной. Начинающему преподавателю может быть не просто оценивать физическое состояние людей в течение всей тренировки. Поэтому нужно особенно внимательно наблюдать за группой и напоминать об умеренности в усилиях — дискомфорт должен быть контролируемым.

Читайте также:  Мрт тазобедренного сустава ярославль

5. Асаны положения «сидя», помогающие в устранении проблем с тазобедренными суставами: Джану Ширшасана, Паривритта Джану Ширшасана, Половина позы голубя, Эка Пада Раджакапотасана (для опытных практиков), Вирасана, Бадха Конасана, Агни Стамбхасана, Бегун в динамике (подготовка к Хануманасане), Хануманасана, Упавишта Конасана, Перекаты с ноги на ногу (подготовка к Самаконасане), Самаконасана, Гомукхасана, Краунчасана, Паривритта Краунчасана, Вамадевасана, Какасана, Маласана, Эка Пада Ширшасана (для опытных практиков). Конечно, в ходе тренировки данные положения должны быть «разбавлены» компенсационными позами и расслаблением. Также не забываем в каждой асане контролировать дыхание.

В некоторых случаях хорошим помощником может быть парная йога, когда участники смогут более продуктивно прочувствовать каждое упражнение и помочь друг другу. Это хороший метод в данной части тренировки. Примерами для парной практики могут быть Бадха Конасана, Агни Стамбхасана, Упавишта Конасана. Кстати, работа в паре заставляет участников почувствовать себя преподавателями, поэтому чем чаще люди будут взаимодействовать друг с другом, тем лучше.

Хочу дополнить, что многие балансы на руках также работают с тазобедренными суставами. Это более усиленная нагрузка, и подходить к ней нужно осторожно, оценивая свои возможности.

Переходным этапом к следующему пункту могут служить скрутки, которые лучше выполнять во второй половине занятия.

6. Тренировка не может считаться полноценной без пранаямы. А значит, садимся в удобное положение с прямой спиной (по возможности, Сиддхасана, Падмасана) и начинаем наблюдать за дыханием. Выбор конкретной пранаямы опять же зависит от подготовки группы и поставленных целей.

7. Далее следует серия асан в положении «лежа», которые также воздействуют на тазобедренные суставы. Супта Падангуштхасана, Анантасана, Супта Баддха Конасана, Супта Упавишта Конасана, Супта Вирасана.

8. Перевернутые асаны. Набор конкретных упражнений и продолжительность их выполнения может варьироваться в соответствии с целями и задачами тренировки. Здесь особенно заметна закономерность — чем больше времени мы посвящаем перевернутым асанам, тем ярче результат.

9. Шавасана — полное расслабление.

Данная схема не является законченной, ее нужно дополнять промежуточными упражнениями, чтобы нагрузка была равномерной — на все тело.

Есть еще один способ помочь организму скорее избавиться от закрепощений. Он связан с очистительными практиками и питанием. Если наше тело «построено» из несовершенных продуктов, зашлаковано и отравлено токсинами, тренировка проходит по одному сценарию. Если же мы следим за питанием и проводим регулярные чистки, то у такого тела возможностей несоизмеримо больше. В этом случае добиться результата на занятии гораздо легче.

Йога насчитывает огромное количество упражнений, и это разнообразие — огромный подарок, который для нас сохранили Учителя прошлого и настоящего. Каждый может выбрать для себя направление или методику «по вкусу». Через некоторое время начинающий практик сам начинает чувствовать, какие асаны ему необходимы, на что нужно направить усилия и от чего воздержаться. Но если действовать комплексно и работать над проблемой на разных уровнях, результат проявится гораздо быстрее. Ведь все начинается с наших мыслей. Устраняем причину, меняем себя к лучшему — и проблема уходит.

Успехов вам в практике! Ом!

Источник