Вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов
ÐзлиÑнÑÑ Ð¶ÑÑÑкоÑÑÑ Ð¸ закÑепоÑÑнноÑÑÑ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑого колиÑеÑÑва жиÑелей ÑовÑеменного западного миÑа Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð² ÑезÑлÑÑаÑе:
⢠длиÑелÑной ÑидÑÑей ÑабоÑÑ Ð² неÑдобнÑÑ ÐºÑеÑÐ»Ð°Ñ Ð¸ ÑÑодÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÐ°Ð½ÐºÑ ÑÑÑлÑÑÑ , ÑаÑÑÑÑ Ð¸ пÑодолжиÑелÑнÑÑ Ð¿ÐµÑÐµÐµÐ·Ð´Ð°Ñ Ð² «комÑоÑÑнÑÑ Â» ÑидениÑÑ ÑовÑеменнÑÑ Ð¼Ð°Ñин и дÑÑгого ÑÑанÑпоÑÑа;
⢠ноÑении обÑви Ñ ÐºÐ°Ð±Ð»Ñком, деÑоÑмиÑÑÑÑей Ñвод ÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ изменÑÑÑей еÑÑеÑÑвенное гаÑмониÑное ÑаÑпÑеделение нагÑÑзки вÑего Ñела на нижние конеÑноÑÑи;
⢠«блокиÑовки» Ð½Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ ÑнеÑгеÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑенÑÑов Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð½ÐµÐµÑÑеÑÑвенного пиÑаниÑ, недоÑÑаÑоÑной и негаÑмониÑной ÑизиÑеÑкой нагÑÑзки, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑов и малого колиÑеÑÑва вÑемени пÑебÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² положении ÑÐ¸Ð´Ñ Ð½Ð° земле (да и вообÑе на пÑиÑоде).
ÐÑежде Ñем ÑазобÑаÑÑÑÑ Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом каким обÑазом Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ñ Ð°ÑÑ Ð° йога Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, оÑÑановимÑÑ Ð½Ð° его анаÑомиÑеÑком ÑÑÑоении.
ÐзлиÑнÑÑ Ð¶ÑÑÑкоÑÑÑ ÑвÑзоÑного аппаÑаÑа ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава и ÑÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð»Ð¸Ð¹ кÑепÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ðº коÑÑÑм мÑÑÑ ÑоздаÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑе пÑегÑÐ°Ð´Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑда ÑпÑажнений Ñ Ð°ÑÑ Ð°-йоги.
Ðднако, ÑледÑÐµÑ Ð¿ÑинимаÑÑ Ð²Ð¾ внимание, ÑÑо ÑвÑзки и ÑÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð»Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ñ Ð¿ÑиÑодой Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð³ÑаниÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¸Ñней подвижноÑÑи и ÑокÑÑиÑовка ÑолÑко лиÑÑ Ð½Ð° «ÑаÑкÑÑÑии» ÑÑÑÑавов Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к гипеÑмобилÑноÑÑи (избÑÑоÑной подвижноÑÑи) головки бедÑенной коÑÑи, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð³ÑозиÑÑ ÐºÐ°Ðº минимÑм диÑкомÑоÑÑом в данной облаÑÑи, а как макÑимÑÐ¼Ñ â вÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð¼ и даже пеÑеломом бедÑенной коÑÑи пÑи некоÑÑекÑном ÑаÑпÑеделении оÑевой нагÑÑзки.
ÐÑбÑе аÑÐ°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð³Ð°ÑмониÑно ÑоÑеÑаÑÑÑÑ Ñ Ð°Ñанами, коÑоÑÑе бÑдÑÑ ÑкÑеплÑÑÑ Ð¼ÑÑеÑнÑй коÑÑÐµÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, а, ÑооÑвеÑÑÑвенно и помогаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑ ÑознаÑелÑнÑй конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ð´ поÑвлÑÑÑейÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей ÑÑепенÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð² ÑÑÑÑаве.
ÐÑак, какие же ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¹Ð¾Ð³Ð¸ Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов можно иÑполÑзоваÑÑ Ð² ÑамоÑÑоÑÑелÑной и гÑÑпповой пÑакÑике?
ÐÑÐ°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов
⢠ÐÑÐ´Ñ Ð° ÑандÑаÑана.
Ðдна из базовÑÑ Ð°Ñан Ð´Ð»Ñ ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, коÑоÑÐ°Ñ Ñакже Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑабоÑаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑий мÑÑеÑнÑй коÑÑÐµÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг ÑÑÑÑава
⢠ÐÐ¶Ð°Ð½Ñ ÑиÑÑаÑана,
паÑивÑиÑÑа Ð´Ð¶Ð°Ð½Ñ ÑиÑÑаÑана, аÑÐ´Ñ Ð° падма паÑÑимоÑÑанаÑана,
аÑÐ´Ñ Ð° Ð±Ð°Ð´Ð´Ñ Ð° падма паÑÑимоÑÑанаÑана â ÑÑд ÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ñ ÑпÑажнений йоги Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, коÑоÑÑе помимо «ÑаÑкÑÑÑиÑ» ÑÑÑÑава оказÑваÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑное вÑÑÑжение мÑÑÑ Ð¸ ÑвÑзок задней повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑи ног
⢠ÐÑаÑнÑаÑана,
паÑÑвоÑÑанаÑана, аÑÐ´Ñ Ð° Ñ Ð°Ð½ÑманаÑана, Ñ Ð°Ð½ÑманаÑана, Ñаджа капоÑаÑана и дÑ. â аÑÐ°Ð½Ñ Ð¹Ð¾Ð³Ð¸ Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, коÑоÑÑе еÑÑ Ð³Ð»Ñбже пÑоÑабаÑÑваÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð½ÑÑ Ð¸ пеÑеднÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑи ног
⢠ÐÐ°Ð´Ð´Ñ Ð° конаÑана, ÑпавиÑÑÑ Ð° конаÑана, пÑаÑаÑиÑа падоÑÑанаÑана и дÑ.
помогаÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко «ÑаÑкÑÑÑÑ» ÑазобедÑеннÑй ÑÑÑÑав, но и оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð²ÑÑÑжение внÑÑÑенней повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑи бедÑа
⢠СамаконаÑана â логиÑеÑкое пÑодолжение пÑедÑдÑÑÐ¸Ñ ÑÑениÑовоÑнÑÑ ÑлеменÑов, коÑоÑое ÑÑÑекÑивнÑм обÑазом «ÑаÑкÑÑваеÑ» ÑазобедÑеннÑе ÑÑÑÑавÑ
⢠Ðгни ÑÑÐ°Ð¼Ð±Ñ Ð°Ñана
Ðдна из ÑамÑÑ ÑÑÑекÑивнÑÑ Ð°Ñан Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов. ÐаÑеÑÑвенное оÑвоение данной Ð¿Ð¾Ð·Ñ ÑоздаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑий ÑÑÐ½Ð´Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°Ñного оÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑложнÑÑ ÑлеменÑов гимнаÑÑики йогов, напÑимеÑ, Ð¿Ð¾Ð·Ñ Ð»Ð¾ÑоÑа и комбиниÑованнÑÑ ÑпÑажнений, иÑполÑзÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°Ð´Ð¼Ð°ÑанÑ
⢠ÐиÑÐ°Ð±Ñ Ð°Ð´ÑаÑана в ÑазлиÑнÑÑ Ð²Ð°ÑиаÑиÑÑ , ÑÑÑÑ Ð¸Ñа паÑÑваконаÑана, паÑивÑиÑÑа паÑÑваконаÑана,
ÐºÑ Ð°Ð½Ð´Ð¶Ð°Ð½Ð°Ñана, наÑаÑаджаÑана и дÑ. â ÑÑениÑовоÑнÑе ÑлеменÑÑ, коÑоÑÑе помогÑÑ ÑкÑепиÑÑ Ð¼ÑÑеÑнÑй коÑÑÐµÑ Ð¸ пÑедоÑвÑаÑÑÑ Â«ÑазбалÑÑвание» ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава
РзаклÑÑение ÑÑаÑÑи еÑÑ Ñаз Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑÑÑ, ÑÑо йога Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов должна вклÑÑаÑÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð±Ð° Ñипа воздейÑÑвиÑ: на «ÑаÑкÑÑÑие» и на ÑкÑепление мÑÑÑ.
ÐгноÑиÑование данной ÑекомендаÑии вмеÑÑо поÑенÑиалÑной полÑÐ·Ñ Ð¾Ñ Ð¿ÑакÑики Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑда нежелаÑелÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий.
РекомендÑем к пÑоÑмоÑÑÑ
ÐеÑейÑи к дÑÑгим инÑеÑеÑнÑм ÑÑаÑÑÑм
Источник
Вьяяма (вияма, хинди IAST vyāyāma — «растягивать», «разрабатывать») — динамические упражнения в йоге. Традиционно, упражнения вьяяма подразделяют на две категории — «сукшма» («мягкие») и «стхула» («жесткие»). Традиция вьяям встречается в Бихарской школе йоги, школе Шри Йогендры и в йоге натхов. Самый известный труд по вьяямам «Йога-сукшма-вьяяма», автора Дхирендра Брахмачари.
Йога сукшма-вьяяма (в переводе «мягкая динамика») характеризует сущность вьяямы. Основное название упражнений — викасака. Викасака (санскр. vikasaka — открытие, расширение, углубление) — это проработка различных частей тела, снятие блоков и зажимов, оказывающая влияние как на физическое, так и на психическое состояние.
Основатель: Махариши Картикейя и его приемник Дхирендра Брахмачари
Основателем Брахмачари йоги считается Махариши Картикейи, но данный стиль йоги получил известность благодаря его ученику Дхирендре Брахмачари. Сегодня традиции Брахмачари хранит его преемник — Бал Мукунд Сингх. Еще один известный ученик Брахмачари — швейцарец Рейнхард Гамельтхаллер преподает приближенно к традиции, но называет свой стиль «Кундалини-йогой».
Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – это упражнение. Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. sukshma – тонкий) и стхула (sthula – плотный, грубый), т.е. «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на всё тело. При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело.
В практике Брахмачари йоги большое внимание уделяется подготовке тела к работе в асанах — очистительным процедурам — «шаткармам» и двум видам динамических упражнений:
Хатха-йога Прадипика. Общие положения.
«Хатха-йога-прадипика» (санскр. «прояснение Хатха-йоги») написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Свами Горакши.
Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. Другие два текста, датируемые более поздним периодом, это «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита». Представляет собой собрание ранних источников с добавлением собственной практики йоги Сватмарамы. Существует много переводов этого текста — в том числе и на русский. Текст написан в рамках индуистской философской школы йоги и посвящён Шиве[3], который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о хатха-йоге своей божественной супруге Парвати.
Считается одним из самых авторитетных трактатов по Хатха йоге. В этой книге Сватмарама описывает садхану, путь йоги. И начинается Хатха Йога прежде всего с асан и шаткарм. Будучи весьма дальновидным и опытным практиком, Сватмарама понимает, что бесполезно начинать с Ямы (самоконтроль) и Ниямы (самодисциплины), пока ум не приведен в должное состояние, не обрел нужные качества. И потому упор в практике прежде всего делается на практику асан и шаткарм. В начале нужно овладеть крийями, что приведет тело и ум в состояние, необходимое для практики, придаст уму и телу практикующего нужные качества. Прежде всего нужно дисциплинировать тело, это база, на котрой будет потом основана вся практика. Прадипика состоит из четырех частей:
1. Асана
2. Пранаяма и Шаткарма
3. Мудра и Бандха
4. Самадхи
В имеющемся русском переводе текст состоит из 382 строф, и разделён на четыре части:
1. глава описывает родословную преемственности, асаны и рекомендации по питанию. По одной шлоке уделяется для перечисления правил ямы (сдержанность в поведении) и ниямы (соблюдаемые ограничения) — 67 шлок.
2. глава описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения) — 78 шлок.
3. глава рассказывает о мудрах, бандхах («замках»), нади (каналах в тонком теле человека, по которым течёт прана), и энергии кундалини — 130 шлок.
4. глава описывает пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи — 114 шлок.
Главы, доступные в английском переводе:
1. глава. Мудры — 188 шлок.
2. глава. Пратьяхара — 61 шлока.
3. глава. Раджа-йога — 67 шлок.
4. глава. Нада йога — 51 шлока.
5. глава. Знание времени — 42 шлоки.
6. глава. Освобождение вне тела — 43 шлоки.
Источник
Любая проблема в нашем теле, какой бы она ни была, имеет не только физический аспект, но также психологический, энергетический и, конечно, кармический. А значит, и подходить к избавлению от проблемы нужно комплексно — на разных уровнях.
Во-первых, если наши тазобедренные суставы закрепощены, на то есть кармическая причина, а следовательно, никто кроме нас самих в этом не виноват. Поэтому нужно направлять усилия на каждодневные занятия, чтобы изменить ситуацию и не только приобрести гибкость, но и «отработать» накопившуюся отрицательную карму.
Во-вторых, недостаток энергии также проявляется в виде проблемы или заболевания. Откуда берется энергия и как она растрачивается — это отдельная, объемная тема. Но если очень кратко, то огромный урон наносят вредные привычки, сильные желания, страсти и даже эмоции. Накапливать энергию помогает практика йоги, особенно, пранаяма, а также чтение мантр и аскеза.
В-третьих, есть психологическая причина. В разных источниках я встречала утверждения о том, что любая проблема, связанная с ногами — это наше недоверие к жизни, нежелание или неумение «идти» по жизни спокойно, с радостью. Об этом также стоит задуматься. Многие психологи советуют начинать с позитивных утверждений — волевого настроя на хорошие изменения, которые помогут скорректировать отношение к жизни и той «дороге», по которой мы идем.
В-четвертых, физическая причина. Чаще всего, малоподвижный образ жизни, так как «питание» суставов происходит только при движении.
Тазобедренный сустав — разновидность шаровидного (или чашеобразного) сустава. В нем возможны движения следующего характера: вокруг фронтальной оси (сгибание и разгибание), вокруг сагиттальной оси (отведение и приведение), вокруг вертикальной оси (наружная и внутренняя ротация). Как должна проходить тренировка, направленная на раскрытие тазобедренных суставов? Я постараюсь последовательно изложить ход занятия, акцентируя внимание на ключевых моментах.
1. Разминка. Никогда не стоит недооценивать начальный этап занятия. От того, насколько мы подготовили тело к дальнейшим асанам, зависит продуктивность всего комплекса. Важно постепенно разогреть мышцы, прочувствовать их. В разминке должно быть задействовано все тело, ничего нельзя оставлять без внимания — от головы до кончиков пальцев ног.
2. После разминки можно включить в тренировку приветствие Солнца — Сурья Намаскар, так как в данной практике происходит эффективная работа с тазобедренными суставами.
3. Балансы. Конечно, все зависит от уровня подготовки группы, но со временем нужно освоить и включить в ход тренировок такие положения, как Врикшасана, Баланс на пятке, Уттхита Хаста Падагуштхасана, Натараджасана. Все они оказывают благотворное воздействие на тазобедренные суставы, разрабатывая их в разных направлениях. Каждое из вышеперечисленных упражнений имеет несколько вариаций выполнения, поэтому начинаем с упрощенных вариантов, а когда нагрузки будет мало — усложняем асану. На начальном этапе все внимание приковано к балансировке, но нужно приучать себя фокусироваться на дыхании, успокаивать его.
Далее, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункты могут меняться местами, перемешиваться и выстраиваться в зависимости от задуманной преподавателем последовательности.
4. Балансы плавно переходят в другие асаны положения «стоя». Вирабхадрасана, Уттхита Паршваконасана, Паривритта Паршваконасана, Поза Лучника, Поза Ступы, Прасарита Падаттонасана.
Конечно, для некоторых жителей планеты не существует понятия «травмобезопасность в йоге»: что бы ни случилось во время тренировки, человек этого заслужил. Но это не значит, что нужно перестать проявлять заботу о группе и выжимать из нее все «соки». Нагрузка должна быть дозированной. Начинающему преподавателю может быть не просто оценивать физическое состояние людей в течение всей тренировки. Поэтому нужно особенно внимательно наблюдать за группой и напоминать об умеренности в усилиях — дискомфорт должен быть контролируемым.
5. Асаны положения «сидя», помогающие в устранении проблем с тазобедренными суставами: Джану Ширшасана, Паривритта Джану Ширшасана, Половина позы голубя, Эка Пада Раджакапотасана (для опытных практиков), Вирасана, Бадха Конасана, Агни Стамбхасана, Бегун в динамике (подготовка к Хануманасане), Хануманасана, Упавишта Конасана, Перекаты с ноги на ногу (подготовка к Самаконасане), Самаконасана, Гомукхасана, Краунчасана, Паривритта Краунчасана, Вамадевасана, Какасана, Маласана, Эка Пада Ширшасана (для опытных практиков). Конечно, в ходе тренировки данные положения должны быть «разбавлены» компенсационными позами и расслаблением. Также не забываем в каждой асане контролировать дыхание.
В некоторых случаях хорошим помощником может быть парная йога, когда участники смогут более продуктивно прочувствовать каждое упражнение и помочь друг другу. Это хороший метод в данной части тренировки. Примерами для парной практики могут быть Бадха Конасана, Агни Стамбхасана, Упавишта Конасана. Кстати, работа в паре заставляет участников почувствовать себя преподавателями, поэтому чем чаще люди будут взаимодействовать друг с другом, тем лучше.
Хочу дополнить, что многие балансы на руках также работают с тазобедренными суставами. Это более усиленная нагрузка, и подходить к ней нужно осторожно, оценивая свои возможности.
Переходным этапом к следующему пункту могут служить скрутки, которые лучше выполнять во второй половине занятия.
6. Тренировка не может считаться полноценной без пранаямы. А значит, садимся в удобное положение с прямой спиной (по возможности, Сиддхасана, Падмасана) и начинаем наблюдать за дыханием. Выбор конкретной пранаямы опять же зависит от подготовки группы и поставленных целей.
7. Далее следует серия асан в положении «лежа», которые также воздействуют на тазобедренные суставы. Супта Падангуштхасана, Анантасана, Супта Баддха Конасана, Супта Упавишта Конасана, Супта Вирасана.
8. Перевернутые асаны. Набор конкретных упражнений и продолжительность их выполнения может варьироваться в соответствии с целями и задачами тренировки. Здесь особенно заметна закономерность — чем больше времени мы посвящаем перевернутым асанам, тем ярче результат.
9. Шавасана — полное расслабление.
Данная схема не является законченной, ее нужно дополнять промежуточными упражнениями, чтобы нагрузка была равномерной — на все тело.
Есть еще один способ помочь организму скорее избавиться от закрепощений. Он связан с очистительными практиками и питанием. Если наше тело «построено» из несовершенных продуктов, зашлаковано и отравлено токсинами, тренировка проходит по одному сценарию. Если же мы следим за питанием и проводим регулярные чистки, то у такого тела возможностей несоизмеримо больше. В этом случае добиться результата на занятии гораздо легче.
Йога насчитывает огромное количество упражнений, и это разнообразие — огромный подарок, который для нас сохранили Учителя прошлого и настоящего. Каждый может выбрать для себя направление или методику «по вкусу». Через некоторое время начинающий практик сам начинает чувствовать, какие асаны ему необходимы, на что нужно направить усилия и от чего воздержаться. Но если действовать комплексно и работать над проблемой на разных уровнях, результат проявится гораздо быстрее. Ведь все начинается с наших мыслей. Устраняем причину, меняем себя к лучшему — и проблема уходит.
Успехов вам в практике! Ом!
Источник