Вальгусная деформация коленных суставов массаж
Основной причиной искривления ног у малыша чаще всего является такая болезнь, как рахит, развивающаяся в результате дефицита поступления в организм витамина Д.
Ножки с х-образным искривлением – довольно-таки распространенная патология у деток первого года жизни и старше. И вопреки бытующему мнению о том, что кривые ноги – это наследственность, чаще всего данное явление все-таки приобретенное, поэтому необходимо вовремя предпринять меры по исправлению данной проблемы.
Обычно искривление ножек у ребенка замечают, когда он начинает ходить. Для облегчения стояния и ходьбы малыш расставляет ножки слишком широко, сводя при этом коленки. А если это происходит слишком рано, когда связочно-мышечный аппарат еще хорошо не сформирован и не готов к ходьбе, то колено может потерять свою стабильность, потому что основная нагрузка приходится как раз на коленный сустав.
Как определить x-образное искривление ног у ребенка?
Чтобы проверить ножки вашего ребенка на предмет искривления, нужно поставить его ровно и сложить ноги вместе. Если колени и лодыжки не сойдутся, а точнее расстояние между внутренними лодыжками при прижатых к друг другу коленях составит 4-5 см, можно говорить о х-образной деформации ног, которую еще называют вальгусной деформацией. Идеальными при смыкании лодыжек, голеней и коленей считаются ноги с 3 промежутками.
Причины деформации ног у ребенка
Основной причиной искривления ног у малыша чаще всего является такая болезнь, как рахит, развивающаяся в результате дефицита поступления в организм витамина Д. Именно из-за рахита происходит нарушение роста костей и их последующее искривление. Даже при достаточном употреблении продуктов, содержащих кальций, без витамина Д организм их не усваивает. В результате чего в дальнейшем кости размягчаются, мышцы ослабевают и не могут нормально поддерживать костный корсет.
Также искривление ножек ребенка бывает из-за врожденной недоразвитости головки бедра, либо ее вывиха во время родов, травмы коленных суставов, ранних попыток поставить ребенка на ноги и побуждения к ходьбе, чрезмерного высаживания малыша в ходунки и прыгунки. Значительную роль также играет наличие лишнего веса у ребенка, который грузом ложится на неокрепшие детские ножки.
Не стоит относиться к этой проблеме, как к сугубо косметической, потому что само это не исправится. Помимо искривления ног в дальнейшем могут начаться проблемы с постановкой стопы. Ведь чем сильнее будет деформация ног, тем сильнее будет давление на голень и голеностопные суставы. А неправильная постановка ног провоцирует искривление позвоночника, что чревато проблемами на всю жизнь. Поэтому исправлением данной патологии необходимо заняться как можно скорее, пока все еще можно подкорректировать.
Наилучшие результаты достигаются, если приступить к лечению до достижения 3-летнего возраста, пока кости ребенка еще растут и структура тела меняется. До 5-7 лет исправить проблему еще реально. А вот в подростковом возрасте, когда скелетное формирование уже закончено, действовать будет поздно.
Как вылечить х-образные ноги у ребенка?
Для устранения проблемы требуется комплексный подход. Начать активное лечение необходимо сразу, как только у ребенка выявили заболевание, ведь, как уже было сказано выше, чем ребенок младше, тем эластичнее его ткани и легче будет исправить патологию. Искоренять проблему обычно начинают с борьбы с рахитом. Детям до 3 лет после анализов, подтверждающих дефицит витамина Д в организме, назначается водный или масляный раствор витамина Д, который придется применять в увеличенной дозировке (количество капель может быть назначено только врачом).
Что могут сделать родители? Во-первых, нужно тщательно следить за питанием малыша, поскольку лишний вес сказывается на физическом развитии. Подберите ребенку правильный рацион, богатый кальцием и витаминами, в зависимости от возраста ребенка. Позаботьтесь, чтобы вам ребенок ходила в анатомически правильной обуви (с высоким, в меру жестким задником, фиксирующим пятку, небольшим каблучком, продавливаемым стопой супинатором). Если проблема с ножками очень выражена, ортопед может прописать специальную ортопедическую обувь или корригирующие стельки.
Старайтесь, чтобы ребенок избегал длительного стояния, особенно если при этом его ножки будут широко расставлены. Так стоять вредно, потому что это усиливает отклонение колен внутрь, а стоп наружу. Следите, чтобы ребенок больше стоял с сомкнутыми ногами, когда вес тела проходит через середину коленного сустава на наружный край стопы, чье назначение и есть принимать на себя всю тяжесть тела. Избегайте прыгания на любой мягкой поверхности – батутах, мебели, бассейне с шарами.
Очень полезно заниматься на шведской стенке, лесенке, плавать и кататься на велосипеде или беговеле. Не рекомендуются коньки, самокаты, ролики. Полезным будет усаживать малыша на стул таким образом, чтобы его спинка была перед ребенком, а ножки разведены широко в стороны. Такая поза отлично укрепляет мышцы ног. Летом чаще водите ребенка босиком по траве, камушкам, песку, ортопедическим массажным коврикам и любой неровной поверхности. Не лишним будет выполнять с ребенком небольшую гимнастику (об упражнениях при х-образом искривлении ног читайте ниже).
Остальное нужно доверить специалистам. Для устранения кривизны ног необходимо 4-5 раз в год проходить процедуры профессионального лечебного массажа, включающего в себя массаж спины, поясницы, ягодиц и ног. Однако несложный общеукрепляющий массаж вы можете проводить вашему ребенку самостоятельно. Если ортопед одновременно ставит ребенку и плоско-вальгусную деформацию стоп и х-образные ноги, обычно назначается физиотерапия, а именно электростимуляция. Физиотерапия улучшает кровообращение, стимулирует сокращение мышц и улучшает двигательные способности.
Массаж при х-образных ногах у ребенка
Правильное функционирование коленных и голеностопных суставов зависит от состояния, в котором находятся окружающие их мышцы. При помощи массажа и специально подобранной гимнастики ослабленные мышцы можно подтянуть, а находящиеся в напряжении расслабить. Лечебный массаж проводится курсами по 10-15 сеансов ежедневно или через день с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности. При выполнении упражнений у ребенка не должно быть негативных эмоций, поэтому избегайте резких движений.
Для всех манипуляций исходное положение ребенка – лежа на животе. Под голень необходимо подложить валик. В начале и конце сеанса проводите общее поглаживание тела. Массаж начинают сверху вниз, поэтому сначала нужно массировать спинку ребенка.
1. Массаж спины включает поглаживание, разминание, растирание подушечками пальцев, пиление. После каждого динамичного приема поглаживание на массируемой области необходимо осуществить по несколько раз.
— поясничная область спины. поглаживания от позвоночника в стороны и вниз, энергичное растирание, разминание с элементами надавливания и сдвигания.
— ягодично-крестцовая область спины. круговые поглаживания, х-образные поглаживания, разминание, растирание тыльной поверхностью пальцев, несильные, но тонизирующие ударные приемы (легкое похлопывание, поколачивание пальцами).
2. Массаж задней поверхности бедер. поглаживание от подколенной ямки наружу и вверх, разминание, интенсивное растирание, несильные ударные приемы (похлопывание, рубление)
3. Массаж задней поверхности голени. поглаживания от ахиллова сухожилия до подколенной ямки, разминание всех мышечных групп, поочередное растирание (наружную поверхность голени необходимо растирать аккуратно, внутреннюю – энергично). На внутренней поверхности голени применяют ударные приемы, на наружной – вибрационные вместе с растягиванием.
4. Массаж области коленного сустава. поглаживание боковой поверхности сустава, легкое растирание, осторожное надавливание на внутреннюю поверхность сустава. При этом необходимо держать одной рукой нижнюю треть голени, а другой немного надавливать на внутренний мыщелок, как показано на рисунке.
5. Массаж ахиллова сухожилия начинают с легких поглаживаний и затем проводят растирание с элементами щипков.
6. Массаж передней поверхности бедер. ребенок должен лежать на спине с валиком под коленями. Сначала проводятся поглаживания, потом легкое разминание и затем опять поглаживание от колена вверх и наружу.
7. Массаж передней боковой поверхности голеней включает легкое поглаживание от стоп ног до коленей и растирание.
8. Массаж коленного сустава: поглаживания по кругу, растирание боковой поверхности колена, несильное надавливание на внутренний мыщелок и приведение голени, как показано на рисунке.
9. Массаж стоп. поглаживания тыльной поверхности стопы от пальчиков к голеностопным суставам, растирание. Вокруг лодыжек также применяется поглаживание и растирание, но по внутренним краям стоп его следует проводить более энергично.
Гимнастика при х-образных ногах у ребенка
После проведения сеанса массажа необходимо выполнить специальную гимнастику. Для ног упражнения нужно делать каждый день, потихоньку увеличивая нагрузку. Для других групп мышц гимнастику лучше делать из положения сидя. Также старайтесь играть со своим чадом в такие игры, с помощью которых минимизировалось бы нагрузка на коленные и голеностопные суставы.
Упражнения включают в себя:
1. Аккуратное вращение стоп в разные стороны.
2. Сгибание и разгибание голеностопных суставов.
3. Упражнение ногами «велосипед».
4. Сидение в позе «по-турецки» и в позе лотоса (возьмите в привычку сажать ребенка в подобные позы как можно чаще).
5. Подъем из позы «по-турецки»: сидящему карапузу необходимо встать с опорой на наружные поверхности стоп. Вы должны помочь ему, взяв его за ручки. Повторяя данное упражнение, поменяйте ребенку ножки так, чтобы сверху была уже другая нога.
6. Подъемы прямых ног из положения лежа на боку как можно выше.
7. Приседания с разведением колен в стороны. Держа ребенка за ручки или под мышки, научите его приседать, при этом разводя колени в стороны как можно шире. Стопы при этом должны полностью опираться на пол и стоять параллельно.
8. Приседания с зажатым в коленях предметом.
9. Захват предмета стопами (можно предложить ребенку захватить ножками игрушку, мячик или любой другой предмет).
10. Ходьба на наружной стороне стоп (как мишка косолапый).
11. Ходьба на цыпочках.
12. Ходьба по дорожке. Старайтесь приучить ребенка ходить и стоять, ставя при этом стопы как можно ближе друг к другу. Помочь в этом может ходьба по узкой дорожке (ее можно нарисовать мелом), бревну, тротуарам. Также обращайте внимание на правильность постановки стоп во время прогулок с малышом.
13. Ходьба по ортопедическому коврику с неровной поверхностью.
14. Ходьба с предметом, зажатым в коленях (мячом, игрушкой).
15. Имитация езды на лошади (можно использовать колено взрослого вместо лошадки).
Если ваш ребенок еще мал для самостоятельного выполнения подобной гимнастики, превратите занятия в игру. Например, в позу лотоса часто садился Алладин из сказки, на наружном своде стопы ходит мишка косолапый, по тонкой дорожке умеет перебегать циркач или акробат. Применяйте фантазию, выполняйте упражнения сами, а малыш пусть повторяет их за вами.
Для отслеживания динамики заболевания необходимо посещать вашего ортопеда каждые 3 месяца. Обычно с проблемой удается справиться спустя год-два интенсивных занятий.
В отличие от взрослых малыши не способны осознанно расслабляться и игнорировать окружающие раздражители, когда пора ложиться спать. Но если родители научатся понимать своего ребенка, слезы и истерики при укладывании крохи можно будет свести к минимуму.
Как повысить иммунитет у ребенка Каждый родитель рано или поздно начинает задумываться над тем, как быстро и эффективно повысить иммунитет у ребенка, ведь в наше время большинство детей дошкольного возраста имеют ослабленный иммунитет.
Эта статья поможет вам самостоятельно проверить, как развивается ваш малыш до года, что ребенок умеет, и чем ему можете помочь вы.
Комментарии
Расшифровка общего анализа крови
Общий анализ крови – это диагностическое лабораторное исследование, представляющее собой подсчет и определение параметров всех видов клеток крови, измерение гемоглобина, лейкоцитарной формулы и определение скорости оседания эритроцитов.
22.04.2016
Обучение геометрическим фигурам
Умение распознавать геометрические фигуры также важно для полноценного развития ребенка, как и способность различать цвета. Ведь каждый предмет в нашей жизни имеет ту или иную форму.
14.02.2016
Как правильно запрещать ребенку
Запрещать ребенку можно и скорее даже нужно. Дети должны четко осознавать границы дозволенного. Но делать это необходимо осторожное и грамотно. Как же? Давайте обсудим.
28.01.2016
Как повысить иммунитет у ребенка
Каждый родитель рано или поздно начинает задумываться над тем, как быстро и эффективно повысить иммунитет у ребенка, ведь в наше время большинство детей дошкольного возраста имеют ослабленный иммунитет.
08.01.2016
2014 — 2016 гг. SVETULKA.RU
Копирование материалов сайта разрешено при условии соблюдения правил использования материалов. Авторские права на материалы сайта защищены.
?
Источник
Нашла статью. Написано КАК делать массаж при вальгусе и иксах. как делать гимнастику и прочие рекомендации.
(красную часть можно пропустить…)
о вальгусном искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 сантиметров, вопреки распространённому мнению, это не врождённый порок, не наследственное качество, а приобретённый дефект. Искривление ног появляется чаще всего через несколько месяцев после того, как ребёнок встал на ноги и начал ходить, это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и ещё слабым мышечно-связочным аппаратом. Основной причиной деформации ног является рахит, перенесённый в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и нелечёная форма, в тяжёлых случаях возможно искривление костей голени выпуклостью кнутри, к более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врождённый вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов. неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес малыша, однако у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у худых, девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом. При вальгусной деформации основные изменения происходят в коленном суставе, неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи, связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность, если посмотреть на такого ребёнка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плосковальгусное положение- пятки отклонены кнаружи, развивается плоскостопие. В далеко зашедших случаях страдает походка, ребёнок ходит неуверенно, неловко, быстро устаёт, жалуется на боли в ногах, если одна нога искривлена больше другой, часто развивается искривление позвоночника, сколиоз. Лечение вальгусной деформации- дело трудное и длительное, требует от родителей постоянного внимания и настойчивости, постарайтесь убедить ребёнка в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.
Во-первых, ребёнок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами, стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи, зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного сустава на наружный край стопы, назначение которого- нести тяжесть тела.
Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздерживаться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.
В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, которые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата.
Упражнения для ног необходимо делать ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку, упражнения для других мышечных групп стоит, по возможности, выполнять из исходных положений сидя, сидя по-турецки, очень полезны таким детям занятия на гимнастических снарядах (шведской стенке, трапеции, лесенке), плавание, езда на велосипеде. Снижение излишнего веса также приводит к уменьшению нагрузки на ноги и благоприятно сказывается на состоянии колен и стоп.
Во время прогулок следует носить специально подобранную ортопедическую обувь со скошенными кнаружи каблуками или корригирующими стельками, но вопрос о ношении такой обуви должен решать врач-ортопед, в любом случае обувь должна быть удобной, новой (нельзя донашивать чужую обувь) и обязательно с жёстким задником, дома, если нет необходимости носить ортопедическую обувь постоянно, лучше ходить босиком, чтобы тренировать мышцы стопы, летом также очень полезно ходить босиком по песку, гальке, траве, предоставляя стопам и пальцам свободу движений, в случае значительных деформаций ног применяется лечение ортопедическими шинами, корригирующими укладками, хирургическое лечение.
Массаж- стабильность и нормальное функционирование коленных и голеностопных суставов зависит от состояния окружающих мышц, с помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряжённые. Массаж проводится курсами по 12-20 процедур ежедневно или через день, с перерывами между курсами две-четыре недели, интенсивность массажа постепенно увеличивается к середине курса, необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребёнка должно оставаться приятное ощущение после массажа.
Исходное положение: ребёнок лежит на животе, под голеностопный сустав кладётся небольшой валик.
План массажа:
поясничная область спины— поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз, интенсивное растирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, ударные приёмы не применяются.
Ягодично-крестцовая область— поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.
Задняя поверхность ноги- Педро- поглаживание в направлении от подколенной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание, голень- общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, дифференцированное растирание (наружная часть голени- наружная головка икроножной мышцы- растирается мягко, внутренняя поверхность- внутренняя головка- интенсивно), разминание одной или двумя руками по всей мышечной группе, по внутренней поверхности лёгкие ударные приёмы, по наружной- вибрация, растягивание, в конце- поглаживание, область коленного сустава- коррекция (поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность- внутренний мыщелок бедра), при надавливании на внутренний мыщелок бедра одной рукой, другой удерживайте голень в нижней трети и старайтесь привести её к средней линии, ахиллово сухожилие- поглаживание и растирание (щипцеобразное). Исходное положение: ребёнок лежит на спине, под коленями- валик- передняя поверхность ноги- стопа- поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, граблеобразное или поперечное растирание, поглаживание и растирание вокруг лодыжек (интенсивно вокруг внутренней лодыжки), растирание внутреннего края стопы, поглаживание, коленный сустав (оррекция)- круговое поглаживание области сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени, голень- поглаживание от стопы вверх до колена, лёгкое растирание, поглаживание, бедро- поглаживание, мягкое, но тщательное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от коленной чашечки вверх и кнаружи.
Лечебная гимнастика- упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой- во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс, некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя по-турецки, поэтому следует сажать ребёнка таким образом как можно чаще. Вставание из позы сидя по-турецки- ребёнок сидит по-турецки, предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп, помогайте ребёнку, поддерживая за руки, при повторении упражнения следует менять положение ног так, чтобы в исходном положении Сидя сверху была поочерёдно то левая, то правая нога. Приседание с разведением колен- научите ребёнка приседать с широким разведением колен, полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп, они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно. Вставание на носки- предложите ребёнку встать на носочки и потянуться вверх, затем опуститься на полную стопу. Ходьба на наружных краях стоп- попросите малыша пройти немного, опираясь на наружные края стоп (мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенку поёт). Ходьба по двускатной ребристой доске, по узкой дорожке- приучайте малыша ходить и стоять со стопами, установленными близко друг к другу, с этой целью можно использовать любую неширокую (10-15 сантиметров) доску, полосу на ковре, можно нарисовать узкую дорожку мелом, отметить её верёвками. Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах проводится поочерёдно для одной ноги, затем для другой, можно помогать ребёнку, сгибая его стопу одной рукой, другой фиксировать голень. Вращение стоп- сначала одна, затем другая стопа вращается в обе стороны, если надо, помогайте ребёнку, только вращение должно быть мягким, безболезненным. Захват игрушки подошвами- предложите ребёнку захватить и удерживать подошвами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик).
Источник