В каком возрасте делать узи тазобедренных суставов

В каком возрасте делать узи тазобедренных суставов thumbnail

Если у ребёнка есть определённые отклонения опорно-двигательного аппарата, то на ранних стадиях их можно увидеть с помощью ультразвуковой диагностики. Ошибки в таких исследованиях быть не может, а проводятся они в первые месяцы жизни ребёнка. Дисплазия — заболевание, которое довольно часто встречается у грудничков, поэтому педиатры рекомендуют делать УЗИ тазобедренных суставов у новорождённых.

Время назначения УЗИ

Для начала необходимо ознакомиться со статистическими данными для полного понимания картины.

Новорожденный у педиатра

С проблемами опорно-двигательного аппарата, в том числе и дисплазией, сталкиваются до 20% детей грудного возраста. При этом в большинстве случаев такие заболевания проявляются у малышей, где экологическое состояние окружающей среды оставляет желать лучшего.

На сегодня, как правило, первый осмотр у врача-ортопеда проходит в возрасте 1 месяца. В первую очередь проверяют тазобедренный сустав, но в комплексе с общим ортопедическим исследованием скелета в целом.

Сделать УЗИ тазобедренных суставов ребёнку нужно в любом случае. Эта процедура является неотъемлемой частью скрининговых (обязательных) медицинских процедур.

В период до 1 года за скелетом ребёнка нужно тщательно следить, так как чем раньше будут выявлены какие-либо отклонения, тем больше вероятность решить проблему без осложнений. Есть несколько обстоятельств, при выявлении которых желательно сделать такую процедуру новорождённому. Расшифровать в последующем по УЗИ, какой угол суставов должен быть у ребёнка, несложно.

Токсикоз

Делать грудничку УЗИ нужно обязательно в следующих случаях:

Двойня

  • неправильное положение плода во время беременности;
  • малое или большое количество вод во время гестации;
  • сильный токсикоз;
  • болезни беременной женщины, которые теоретически могли создавать препятствия в свободном движении плода;
  • родовые травмы ребёнка;
  • большой вес малыша;
  • рождение двойни или тройни;
  • дисплазия у одного из родителей;
  • проживание в регионе с плохой экологией.

Особенность дисплазии тазобедренного сустава заключается в том, что определить её в раннем возрасте сложно. С другой стороны, есть несколько косвенных симптомов, по которым можно понять, нужно ли идти с малышом на УЗИ. Делать такую процедуру необходимо в обязательном порядке, если наблюдаются следующие симптомы:

У новорожденного одна нога короче

  • при визуальном осмотре можно заметить асимметрию в кожных складочках на бёдрах и области ягодиц;
  • одна ножка короче другой, что заметно даже невооружённым глазом;
  • если разводить ножки в обе стороны, то получаемый угол — менее 80 градусов, хотя у грудного ребенка он должен быть 90 градусов и более;
  • при разведении бёдер слышен щелчок;
  • налицо гипертонус ног;
  • во время банных процедур ноги ребёнка трудно развести в стороны;
  • малыш выворачивает ножки во сне в одну сторону.

Есть и другие распространённые дигенетические признаки, которые свидетельствуют о том, что нужно вести ребёнка к врачу. Как правило, их ещё называют малыми аномалиями. Это короткая шея, искривление пальцев, широкая переносица. Все эти признаки характерны для детей грудного возраста до 1 года.

Разводить ноги новорожденному

Что касается малышей старше одного года, то у них могут быть ещё и другие особые признаки и причины дисплазии:

  • травмы в области позвоночника и тазобедренного сустава;
  • покраснение поясницы, ребёнок жалуется на боль;
  • есть деформация и отёк тканей.

Прохождение медицинского осмотра

Делают процедуру УЗИ для того, чтобы определить есть ли у малыша определённые отклонения, при этом исследование назначают по ряду обстоятельств. На снимке ультразвуковой диагностики должен быть отчётливо виден треугольник в вертлужной впадине.

Во время диагностики может быть выявлена недоразвитость тазобедренного сустава.

Узи аппарат

Эти отклонения считаются самыми лёгкими, поэтому легко поддаются коррекции в раннем возрасте. Но с другой стороны, если не предпринять никаких действий, то у малыша может появиться артроз суставов. Определить дисплазию по результатам УЗИ несложно.

Есть также распространённые случаи обнаружения врождённого вывиха или неоартроза. Для них характерно расположение головки тазобедренной кости за пределами чашечки (немного выше). Образовавшееся свободное место заполнено жировой или соединительной тканью.

Подготовительный этап

Кормить грудью младенца

Подготовительный этап

Если родители узнают о необходимости прохождения УЗИ, то им следует тщательно к этому подготовить малыша. Нужно максимально обеспечить неподвижность и спокойствие ребёнка, лежащего на боку во время процедуры. Его ничто не должно беспокоить в это время.

За полчаса до непосредственного осмотра малыша необходимо накормить. Если это сделать раньше, то он с большой долей вероятности снова захочет есть, но уже во время прохождения УЗИ. Если накормить позже, то малыш может начать срыгивать.

Ультразвуковая диагностика

Делать узи тазобедренных суставов у новорожденных

Ультразвуковая диагностика

Ребёнка необходимо уложить на кушетку набок. Перед этим нужно подстелить пелёнку. Перед началом процедуры на кожные покровы наносят специальный гель, который не навредит малышу даже с самой нежной кожей. Сканирование проводится с помощью линейного датчика, перемещаемого по исследуемому участку для лучшей визуализации.

Для обнаружения нарушений в суставе малыша поворачивают так, чтобы его ноги были подтянуты к животу. После сканирования одной стороны смотрят другую. Затем фиксируются результаты УЗИ суставов. Расшифровку сможет сделать только врач-диагност.

Противопоказания к процедуре

Многие родители перед тем как идти на УЗИ, беспокоятся о том, можно ли маленьким детям в принципе делать такие процедуры. Единственным исключением, когда ребёнок не допускается до прохождения ультразвукового исследования, являются раны в области таза или еще не до конца затянувшиеся швы после операции. В остальных случаях УЗИ совершенно безопасно как для грудничков, так и для детей постарше.

Есть ещё одно специфическое исключение — окостенение бедренной головки. Оно может проявляться у детей с 2 месяцев. В этом случае врач сначала назначает рентген, но только после достижения малышом 3 месяцев.

Дисплазия новорожденных

Если говорить о вреде УЗИ, то по сравнению с МРТ и рентгеноскопией метод ультразвукового исследования — самый щадящий. Во время прохождения процедуры малыш находится в комфортной для него позе и не подвергается воздействию вредных рентгеновских лучей.

Читайте также:  Диагноз вывих тазобедренного сустава

К тому же метод ультразвука более информативен, чем рентген. Удаётся рассмотреть больше деталей, так как положение сканера можно в любой момент изменить, а рентгеновский снимок делается один раз, а переделать его можно будет лишь спустя длительное время.

Стоимость и места проведения исследования

Как правило, УЗИ грудничку сделать несложно, и родители не видят препятствий к этой процедуре. Исследование проведут бесплатно в любой поликлинике, так как это часть детского скрининга — обязательного младенческого исследования и процедур. Предварительно необходимо подготовить страховой полис или направление от врача, если страховки нет. Это касается государственных организаций.

Где сделать узи тазобедренных суставов у грудничков

Если в силу ряда причин нужно сделать УЗИ в частной клинике, то цена может колебаться от 500 до 5 тыс. рублей. Зависит это от элитности клиники и стоимости её оборудования.

Хотя цена за обслуживание в частных клиниках довольно большая, сделать УЗИ у них намного проще и приятнее, чем в государственных. Связано это с отсутствием очередей, поскольку клиенты записаны на определённое время, и обслуживанием на высоком уровне. Там всегда предоставят пелёнку для ребёнка и другие приспособления, а в муниципальных больницах лучше взять пелёнку с собой.

Ультразвуковое исследование суставов ребёнка — это наиболее эффективный и безопасный метод. Именно УЗИ позволяет получить детальные результаты по состоянию опорно-двигательного аппарата в целом или же только некоторых его участков.

Узи тазобедренных суставов у грудничков расшифровка

Важно понимать, что ультразвук ребёнку можно делать не чаще одного раза в две недели. Но этого достаточно, чтобы следить за изменениями в росте костей. Регулярные процедуры такого типа рекомендуется делать для оценки созревания суставов. Хотя следует отметить, что такое исследование становится неинформативным, когда головка бедра окостенеет. Происходит это у каждого малыша по-разному и варьируется в пределах 2−8 месяцев.

Расшифровка результатов

После получения результатов УЗИ врач должен правильно расшифровать угол наклона бедренной кости относительно вертлужной впадины. Последняя — это часть тазовой кости, где и закрепляется бедренная головка. Также необходимо оценить состояние этого участка скелета и всех тканей, расположенных вокруг.

Узи тазобедренных суставов у грудничков норма углов таблица

Для расшифровки УЗИ тазобедренных суставов у грудничков врач проводит две линии — Альфа и Бета. Угол наклона, согласно общепринятым нормам, должен быть в пределах 90 градусов. Для определения правильного уровня углов можно воспользоваться таблицей Графа. Она указывает на два параметра, которые измеряются как раз линиями Альфа и Бета. Угол А указывает на уровень костного возвышения вертлужной впадины, а Б — на развитие хрящевого пространства.

Согласно таблице Графа существуют такие нормы:

  • угол А больше 60 градусов;
  • угол Б меньше 55 градусов.

Если всё в пределах нормы, то ребёнок здоров и волноваться не стоит. Если есть какие-либо нарушения, то врач обязательно проинформирует об этом родителей, т. к. это может свидетельствовать о таких отклонениях:

Узи тазобедренных суставов у грудничков

  1. Предвывих. Нарушение структуры сустава, которое проявляется временно. Если соответствующим образом среагировать, то такое отклонение в дальнейшем нормализуется. Опоздание с выявлением, напротив, может привести к патологии с деформацией лимбуса бедренной кости. Это значит, что головка будет смещаться вверх и возвращаться назад в своё анатомическое положение.
  2. Подвывих. Характеризуется уменьшенной головкой бедренной кости относительно чашки, поэтому кость смещается в сторону от всего сочленения.
  3. Вывих. Это уже полное смещение кости. Она выходит из сочленения и чашки. Пустота, которая образуется впоследствии, быстро заполняется соединительной тканью, что существенно усложняет процесс лечения.

Ультразвуковое исследование — обязательная процедура для всех новорождённых детей. Она позволяет увидеть все патологии и отклонения, и тогда лечение необходимо начать незамедлительно. Для понимания того, что размер и форма сустава соответствуют общепринятым нормам, исследования необходимо проводить в возрасте 1 и 4 месяцев.

УЗИ костей таза и бедра является неотъемлемой частью обследования как грудного ребёнка, так и детей старше 1 года. Только с помощью этой процедуры можно предотвратить развитие патологий и разного рода осложнений.

Источник

Что-то я запуталась. Хирург сказала сделать в 3,5 месяца, потом подойти к ней с результатами. Медсестра дала направление, но нам еще 3 месяца, говорит без разницы, берите, а то потом не будет. Знакомой их врач сказала, что раньше 4 месяцев вообще смысла нет делать это УЗИ. Не могу понять 3-3,5-4 месяца разница есть? критична ли она?

Все бабы-дуры, а мамы-умные!

у нас в 4,5 увидели, но сказали, что только начали формироваться

в районе 4-6 мес. желательно сделать первый раз.
В 5 мес. у нас не было ядер, в 8 были (разрешили присаживать :gy: )

а старшему ни разу не делали,

Мы делали в 3, так везде вроде делают.

Данилара

что до 6 их не видно.

Суставов??? Ну нашу дисплазию увидели) И подвывих еще оказался. Чем раньше начать лечить, тем быстрее вылечится. Это к вопросу о том, критична ли разница.

Читайте также:  Протезирование тазобедренного сустава получение квоты

нам делали в 4 месяца, поставили дисплазию тазобедренных суставов. Потом где-то месяца 2 или три ребенок в шине ползал у меня. НЕудобно поначалу, мне его жалко было, но сам ребенок от этого страдал не очень то. Потом сделали рентген по моему и все уже было в норме появились точки окостенения.

к 4м, должны сформироваться ядра, но у нас в три уже били…

но ведь первый раз планово три узи ребенку в месяц делается.Сообщение было изменено пользователем 27-12-2012 в 19:51

мы первый раз пришли на УЗИ ТБС в 2,5 мес., нас отправили, сказали рано, раньше 3,5-4 мес. делать бессмысленно

первый раз в 3 мес делали, ядер не было, повторно в 6 мес ядра уже были 🙂

Значит все-таки ближе к 4 месяцам.

Все бабы-дуры, а мамы-умные!

мы делали узи за неделю до 3-х мес., в 2 мес прошли курс массажа. Ядра окостенения были сформированы. Наша массажистка (подруга по совместительству=)) ) говорила, что сформироваться они должны к 3-м мес, но на Урале нормой является их сформированность к 6ти=)

kassli

в 8 были (разрешили присаживать :gy: )

нам Погосян из бонума говорила мождно сидеть без ядер, а вот ставить на ноги нельзя
автор вы вообще про что?
в1 и 3 месяца смотрят углы тбс! а позже и ядра и углы!

Когда вы радуетесь-вы живете

моей в 1 и 3,5 мес смотрели углы

1-ое узи делали в 1,5 мес.
2-ое в 5,5 мес

Данилара

мне говорили, что до 6 их не видно.

В четыре месяца у младшей видели, а у старшей — в три. Но у кого-то позже просто появляются.

Хорошо там, где нас нет, но мы повсюду

1-е УЗИ делали в месяц, второе в 6.

МиссисЭмоции

в1 и 3 месяца смотрят углы тбс! а позже и ядра и углы

мы в 1,5 делали. след.раз прийти в 6 месяцев

нам дали талон, идем в 3,5 месяца

мы делали в 1,5 месяца и нам не сказали повторно делать 🙁 а вдруг надо?… К хирургу только в 9 месяцев идти…

enge, лучше сделать повторно месяца в 3-4 чтобы если что не проглядеть дисплазию, лучше перестраховаться, чтобы потом не лечить. У меня у дочери проглядели дисплазию в районной поликлинике, а когда уже заметили то лечение длилось гораздо дольше чем могло бы быть. Шину слава богу не надевали, но куча переживаний, массажей, денег было потрачено. Сейчас вот сын родился его сразу к хорошему хирургу-ортопеду поведем. Со старшей дочерью ходим к Пупышеву Н.Н.он зав. отделением в ОДКБ №1 он нам и дисплазию вылечил и варус.Сообщение было изменено пользователем 28-12-2012 в 12:20

Мудро сказано:Только не любя — можно отпустить, Только видя смерть — научиться жить, Только потеряв — мы начнём ценить, Только опоздав — учимся спешить!

нам хирург сказал в 4 месяца. Потому, как именно в этом возрасте начинают образовываться какие то ядра в суставах и раньше если сделать, то их можно не увидеть и придется снова делать

Первое УЗИ в месяц, второе в три месяца, третье в шесть месяцев. На третьем УЗИ показало, что начали формироваться ядра окостенения 3 мм.До этого стоял диагноз дисплазия ТБС.

вот оно как оказывается… Где можно сделать узи 4м ребенку, не в своей поликлинике?

не раньше 6 -ти месяцев.

Мы в месяц делали, и узист сказала, что ядра уже формируются.

Источник

Девочки, кто знает, до какого возраста оно делается?

Ортопед на осмотре сказал, что в 5 мес.оно уже не будет информативно, отправил на рентген.

Так ли это?На самом деле уже неинформативно?

Комментарии

Яна
19 января 2014, 02:06

Мы в 3 месяца делали.

Неправда! Узи до года достаточно информативно, в год контрольный снимок! Это мы так лечили свою дисплазию в уважаемом месте — МОДОХБ, каждые 3 месяца делали узи до года (в 6 мес нам уже сняли шину и дисплазии уже не было), а в год контрольный снимок. Смотря где делать узи конечно, если в профильном учреждении где опытные специалисты — тогда все ок, а на местах сидят такие которые сегодня смотрят голову — завтра суставы, от таких узи-спецов толку ноль, поэтому на рентген и направляют!

ВИКА
18 января 2014, 00:32

я с узи т-б суставов сталкиваюсь впервые, не знаю ни ортопедов хороших, ни узистов…

Мария
17 января 2014, 23:38

УЗИ в этом плане вообще непоказательно зачастую, поэтому врач при определенных подозрениях может отправить на рентген. Рентген рекомендуют делать после 3 мес., но если дело серьезное, могут и раньше назначить…

Вик, а зачем на рентген? Что УЗИ последнее показало? Почему ортопед про рентген заговорил вообще?

З.Ы. нам надо будет в 5 мес. сделать УЗИ ТБС исключительно, чтобы посмотреть идет ли окостенение. В три мес. его не было из-за нехватки витамина D.

Читайте также:  Гимнастика при незрелости тазобедренных суставов у новорожденного

ВИКА
18 января 2014, 00:34

мы в 3 мес.до ортопеда не дошли, делали массаж, потом Стася заболела, туды- сюды, закрутилось. сегодня посетили. Ножки туго расходятся. Узи, говорит, уже неинформативно, надо рентген

Мария
18 января 2014, 00:44

Кроме ограниченного разведения есть и другие признаки! Я бы сделала так: посмотри, есть ли другие признаки дисплазии ТБС, сделай УЗИ. Если признаки будут, а по результатам УЗИ будут сомнения, то тогда рентген уже.

Смотри, важно, чтобы ножки ребенок разводил симметрично. То, что ребенок разводит ноги очень легко, «до стола», тоже плохо. Нужна золотая середина.

При дисплазии наблюдается ассиметрия складок, ножки могут быть разной длины, при разведении ног слышен щелчок. Это помимо ограниченного отведения.

В группе риска дети, у которых дисплазия может быть наследственной (как, например, моя дочь — дисплазия была у меня и у моей мамы). Так же велика вероятность, если на ранних сроках беременности были инфекции, интоксикации, механические повреждения (например, если ребенок лез попой уперед), если есть патологии ОДА, например кривошея.

Вот ТУТ очень хорошо написано про симптомы, риски, а также про УЗИ и рентген.

ВИКА
18 января 2014, 00:49

Машунь, ножки разводятся симметрично, но тугенько. Это единств.причинапредполагаемой дисплазии. сделаю узи- ортопед с меня не слезет. 

не хотела я его проходить, блин. но педиатрша настояла. Пойти к платному- не факт, что он умнее..

Мария
18 января 2014, 00:55

Конечно, ортопеду проще пойти по короткому пути и сразу сделать рентген, а вот то, что это какое-никакое, а облучение, ему, видимо, по фигу!

Слушай, а массажист что говорил?

У нас было тоже ограниченное отведени и все — больше никаких симптомов. УЗИ делали в месяц и в три. В первый месяц один ортопед, выслушав резултаты по телефону, сказала мне делать тугое пеленание. В три месяца мы узнали, что это был вариант нормы! Ничего я ребенка не пеленала. А массаж делали. И массажистка )( с огромным опытом, я ей очень доверяю), сказала, что не видит дисплазии. Так что не спеши бить тревогу. Начни с малого.

ВИКА
18 января 2014, 00:58

Украина, Донецк

хм… а почему тугое пеленание? пишут о широком…Массажист сказала, что на тот момент был тонус, из-за него туговато разводятся.

Вот и мамка говорит, никаких рентгенов.Таки лучше пойти узи сделать…

Россия, Москва

ой, да! Широкое) Это меня ночь с ума сводит))

Кстати да, возможен и тонус.

Я тоже за УЗИ. Облучиться всегда успеется… И массаж продолжай. Сама тоже почаще разводи малышке ножки, делай велосипед, березку, султанчика, на руках лягушкой держи. Это все — хорошая профилактика.

Россия, Ханты-Мансийск

Маша подскажите, вам в месяц на узи уже поставили диагноз-дисплазия??? Нам на узи сказали что в правом суставе нет ядра, вот теперь переживаю, много конечно противоречивых мнении, может и рано паниковать, нам 1,5 месяца.

Россия, Москва

Нет, так явно диагноз не звучал. Было только подозрение.

Вы не переживайте раньше времени. У ядер есть время аж до 6 месяцев, чтобы образоваться, а Вашей крохе всего 1,5.

У моей Алёнки в три месяца не было ядер окостенения — из-за нехватки витамины D. сейчас полтора месяца уже даю Вигантол. В пять пойдем посмотрим ядра. Ортопед видела все дочкины УЗИ, сказала, что это вариант нормы.

А у Вас еще совсем ребенок маленький, так что тревогу пока бить рановато, мне кажется. Наблюдайте, давайте витаминку, сами пейте витамины для кормящих (если у Вас ГВ). Делайте гимнастику, массаж (если не знаете упражнений, загляните на минутку ко мне, у меня одним из первых постов висит информации по гимнастике для малыше от 1,5 мес, этот курс нам невролог назначила). Еще при подозрении на дисплазию и проч. неприятности с ТБС лучше не пеленать ребенка, как это делают в РД.

Главное сейчас — наблюдать и контролировать! Сходите в три месяца на контрольное УЗИ. Вреда не будет))

Россия, Ханты-Мансийск

Спасибо. Даже в рд не пеленала)))) витамин д буду давать с завтрешнего дня, гимнастику обязательно подсмотрю. 

Россия, Брянск

нам в месяц делали и все.

ВИКА
18 января 2014, 00:35

Украина, Донецк

а зачем делали?

Россия, Брянск

у нас всем детям планово в месяц делают. узи тб плюс узи внутр. органов. плюс врачи-ортопед,хирург,невролог,лор,окулист. это обязательно,как скрининг для Б.

ВИКА
18 января 2014, 00:46

Украина, Донецк

ага… понятненько…

Россия, Курган

До 3-х мес. узи, потом рентген. Нам узи в 9 мес. делали, другой ортопед направил на рентген-результат подтвердился.

ВИКА
17 января 2014, 22:31

Украина, Донецк

значит, всё-таки рентген информотивней?

А какие у вас признаки дисплазии были?