Упражнения на коленный сустав для детей с дцп

Упражнения на коленный сустав для детей с дцп thumbnail

ЛФК при ДЦП — важная составляющая комплексной терапии серьезного заболевания. Врачи рекомендуют родителям ежедневно заниматься с детьми, выполняя специальные упражнения. Они советуют превратить лечебную физкультуру в увлекательную игру. Такие занятия будут приносить ребенку удовольствие, одновременно укрепляя его мышцы, повышая объем движений. Даже отдыхая на даче или выезжая на природу, следует использовать свободное время для оздоровления малыша. Положительные результаты не заставят себя долго ждать — постепенно адаптируясь под повышающиеся нагрузки, ребенок окрепнет, быстрее компенсирует нарушенные функции.

Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от его формы ДЦП, своевременного и беспрерывного проведения реабилитационной терапии. Глубокая инвалидность не исключена, но намного чаще старания врачей и родителей не напрасны. С течением времени имеющиеся двигательные нарушения компенсируются. А все благодаря растущему и развивающемуся головному мозгу детей. У него значительный потенциал и гибкость, поэтому функции поврежденных структур берут на себя здоровые участки мозговой ткани.

Лечение детей с церебральным параличом в основном направлено на устранение симптоматики. Медики предпочитают использовать термин «реабилитация». Ведь терапия ориентирована на восстановление утраченных функций. Одним из самых действенных методов считается ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура помогает привести в норму мышечный тонус, улучшить координацию движений. То есть решает те задачи, которые не под силу фармакологическим препаратам. Но стоит учесть, что эффекты будут ощутимыми, если занятия проводятся регулярно на протяжении всей жизни, в том числе в медицинских центрах, оборудованных специальными тренажерами.

Цели ЛФК

Лечебная физкультура и гимнастика — консервативный метод терапии, показанный при патологиях опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП. Занятия не отменяют приема фармакологических препаратов и проведения физиопроцедур. Но с их помощью можно значительно сократить дозы лекарственных средств, минимизировать их побочные проявления. А самое главное — регулярные тренировки отлично развивают способность произвольно тормозить движения, расслабляют спазмированную скелетную мускулатуру, улучшают двигательную координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах верхних и нижних конечностей.

Гимнастика для малыша

Читайте также:

При церебральном параличе отмечается выраженное торможение мышечной активности, что значительно снижает функциональную активность опорно-двигательной системы. Поэтому в ЛФК врачами включаются упражнения, направленные на решение таких задач:

  • общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм;
  • восстановление работоспособности тела;
  • улучшение кровообращения, кровоснабжения структур в зонах поражения питательными веществами и кислородом;
  • максимально возможная ликвидация нарушений метаболизма и нервно-сосудистых расстройств;
  • профилактика формирования спаек, или соединительнотканных тяжей из-за низкой двигательной активности;
  • обеспечение приспособленности тканей к уже образовавшимся спайкам, в том числе в нервных оболочках;
  • укрепление мышечного каркаса рук, ног, шеи, спины;
  • улучшение координации движений;
  • полное или частичное устранение сопутствующих аномалий — искривления позвоночника, мышечных контрактур, парезов, парестезий.

Регулярные занятия физкультурой для детей с ДЦП эффективны независимо от степени тяжести патологии. Важны также систематичность, непрерывность, индивидуальный подход к маленькому пациенту.

Занятия ЛФК с ребенком с ДЦП
Наиболее терапевтически эффективны при ДЦП занятия с врачом ЛФК в медицинском центре

Важно!
Подбор упражнений осуществляется с учетом возраста и психического развития. Чем раньше начинаются занятия, тем полноценнее восстанавливаются нарушенные речевые функции. Ведь замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития.

Основные правила

Только ежедневное выполнение упражнений позволяет значительно улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка с детским церебральным параличом. Следует придерживаться таких рекомендаций врачей:

  • нагрузки необходимо повышать постепенно, чтобы мышцы успевали адаптироваться к ним;
  • нужно избегать резких, высокоамплитудных движений, иначе укрепление мышц будет сопровождаться микротравмированием тканей;
  • не следует стараться на первых тренировках выполнить все технические сложные упражнения, особенно при плохой физической подготовке.

Врач ЛФК составляет индивидуальный комплекс упражнений для детей ДЦП. Он обязательно присутствует на всех занятиях, показывает, как правильно выполнять движения, контролирует дозирование нагрузок.

ВНИМАНИЕ! Помимо занятий в специализированных медицинских центрах врачи рекомендуют выполнять некоторые движения и в домашних условиях. Особенно те, которые даются ребенку с трудом.

Адаптивная гимнастика

Адаптивная физическая культура — сочетание упражнений с правильным дыханием. На начальном этапе тренировок детей обучают технике, направленной на правильное чередование одинаковых по глубине и длительности вдохов и выдохов. Это позволяет ребенку настроиться, мобилизовать все ресурсы организма для борьбы с ДЦП, поверить в свои силы. А также значительно повысить терапевтическую эффективность ЛФК.

Во время занятий активно используется вспомогательный инвентарь:

  • надувные шарики;
  • резиновые игрушки;
  • жидкость для выдувания мыльных пузырей.

ЛФК с ребенком с ДЦП
Во время выполнения упражнений ЛФК при ДЦП нужно учить малыша правильно чередовать вдох и выдох

Такой подход способствует укреплению не только мышц, но и всей дыхательной системы ребенка. Он должен повторять за врачом-реабилитологом протяжные гласные звуки. Чередование низкого и высокого голоса помогает максимально быстро освоить дыхательные техники. Самое простое упражнение адаптивной гимнастики заключается во вдохе при подъеме рук над головой с последующим выдохом после их опускания.

Читайте также:  Все про артроз коленного сустава

По мере повышение амплитуды движение занятия можно усложнять следующим образом:

  • встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях на уровне груди. Вдохнуть и правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. При правильном выполнении упражнения локти находятся в одной точке;
  • встать прямо, расправить плечи. На выдохе обнять себя за плечи, напрягая мышцы спины. Выдохнуть, не меняя положения тела, затем снова вдохнуть и наклониться вперед.

Повторять упражнения следует 10 раз. Если в процессе тренировки закружилась голова, то необходимо отдохнуть в течение часа.

ЛФК для восстановления двигательных функций

В ЛФК используются преимущественно упражнения для разработки нижних конечностей детей, больных ДЦП. Ведь из-за поражения определенных участков головного мозга они не могут ходить. Проблемы с ногами возникают при нарушениях работы как центральной, так и периферической нервной системы. В особо тяжелых случаях ребенок не способен владеть одновременно ногами и руками.

Улучшение двигательных и координационных навыков постепенно происходит при выполнении с помощью родителей следующих гимнастических упражнений:

  • посадить ребенка на пятки, удерживая за плечи и таз, попросить встать на колени;
  • в положении сидя на коленях, малыш плавно раскачивается, учась перемещать тело в стороны. Со временем упражнение усложняется отрывом одной ноги от поверхности пола с одновременным разведением рук;
  • посадить ребенка на стул, зафиксировать ноги и тянуть его за ручки, чтобы научить вставать без посторонней помощи;
  • поставить малыша, а затем, надежно удерживая его, раскачивать, вынуждая сделать шаг.

Подобный комплекс упражнений ЛФК повышает двигательную активность, учит ходить без посторонней помощи.

Полезная информация!
Нередко родители жалуются врачам ЛФК на долгое отсутствие видимых результатов. На самом деле мышцы ребенка укрепляются, происходят положительные изменения в головном мозге. А это значительно повышает вероятность того, что вскоре он сделает первый шаг.

ЛФК на растяжку

Растяжка — это комплекс упражнений ЛФК для улучшения состояния мышц спины и суставов, повышения их прочности и одновременно эластичности. Она оказывает общеукрепляющее, тонизирующее действие на скелетную мускулатуру всего опорно-двигательного аппарата. Растяжка является важной частью лечения ДЦП. Вот самые эффективные упражнения:

  • усадить ребенка на пол с опорой на спину, вытянуть ноги, помогать ему наклоняться вперед как можно дальше, в идеале касаться пальцами рук стоп;
  • положить малыша на живот с вытянутыми вдоль тела руками. Он должен упереться ладонями в пол и поднимать верхнюю часть корпуса;
  • положить ребенка на спину с вытянутыми вдоль тела руками, а затем помогать сгибать ноги в коленях и подтягивать их к груди.

Такая лечебная гимнастика улучает общее физическое состояние ребенка при регулярных занятиях. Он становится более подвижным за счет повышения гибкости позвоночника.

Занятия гимнастикой с ребенком
Упражнения ЛФК на растяжку при ДЦП помогают укрепить позвоночник, сделать ребенка более гибким

Врачи ЛФК учат детей постарше прислушиваться к возникающим ощущениям. Если болезненность появляется только при выполнении определенного движения, то из комплекса его на время исключают. А улучшается самочувствие, в мышцах ощущается тепло, то количество походов увеличивают.

Пальчиковая гимнастика

Основная задача пальчиковой гимнастики — обучение ребенка выполнению точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Такая моторика достигается скоординированной работой нервной, мышечной и костной систем. При церебральном параличе она серьезно расстроена, особенно если малыш страдает каким-либо зрительным расстройством.

Перед подготовкой к занятию нужно помассировать кисти мягкими поглаживающими движениями. А затем можно приступать и к выполнению основных упражнений:

  • водить пальцем одной руки по ладони другой вверх и вниз;
  • сжимать и разжимать кулаки;
  • вытянуть руки со сжатыми кулаками вперед, а затем поочередно разгибать пальцы;
  • касаться большим пальцем поочередно всех пальцев той же руки;
  • пальцем одной руки чертить воображаемый круг на ладони другой.

Врачи ЛФК рекомендуют развивать мелкую моторику с помощью предметов. Улучшится не только координация движений — разовьются сосредоточенность и внимание. Полезно играть с песком, просеивая его сквозь пальцы, или цеплять яркие прищепки на края картонного круга. Если один из родителей часто занимается выпечкой, то стоит задействовать и ребенка. Он должен постараться слепить из сырого теста пирожок или куличик.

Качественная разработка суставов

У детей с ДЦП время от времени возникают в области суставов болезненные мышечные спазмы. Поэтому их разработка очень важна — она становится отличной профилактикой гипертонуса скелетной мускулатуры. Врачи ЛФК рекомендуют ежедневное выполнение таких упражнений суставной гимнастики:

  • посадить ребенка на пол, при необходимости удерживать его руками за спиной. Сгибать одну ногу, заводить ее за другую, пытаясь коснуться коленом поверхности;
  • положить малыша на живот, поместить плотную тонкую подушку под грудью. Взять его за ручки, тянуть вверх, выполняя покачивания;
  • положить ребенка на спину, сгибать поочередно ноги в коленях, а затем выпрямлять, поднимая вверх;
  • положить малыша на бок, колено держать согнутым, бедро поочередно то отводить, то возвращать в исходное положение.
Читайте также:  Ожог коленного сустава лекарством какая мазь нужна

Правильный дыхательный ритм у детей усиливает терапевтическое воздействие гимнастики на суставы и помогает избежать усталости. Вдох должен быть глубоким, а выдох резким и сильным. Движения, требующие напряжения мышц, следует выполнять на вдохе, а расслабляющие — на выдохе.

С ЛФК очень хорошо сочетаются физиотерапевтические процедуры и массаж. Такая комбинация способствует ослаблению клинических проявлений ДЦП, устранению тугоподвижности, ускорению выздоровления.

Источник

Двигательная коррекция детей с детским церебральным параличом

Физические упражнения-это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.

При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП

Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые не научившись ползать, научились ходить, также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться, как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научится выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову. Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы детей с ДЦП. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая, чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень-перевороты.

Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться. Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы, нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу-ползание.

Отработка навыков ползания детей с ДЦП. Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах, овладевают навыками ползания на животе по пластунски, весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве-это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки, когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука-левая нога, затем левая рука-правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении, но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а мозг еще не созрел, у нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.

Читайте также:  Ортез на коленный сустав руб

Упражнения на равновесие. Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве это все одно и тоже, всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски на ней можно стоя на четвереньках качаться влево и вправо или развернув ребенка в перед назад. Так же и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска переминание с ноги на ногу, работа стопами перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.

Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть. Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть, означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной

Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация). При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтоб пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтоб колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Так же ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.

Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»

Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене

Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положение на коленях, учится удерживать свой вес и баланс, с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеней перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.

Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию.

Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы, и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя-это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это, когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку при этом есть большая разница опора находится впереди ребенка или с боку от него. Так же необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку в низ к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.

Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу

Упражнения, направленные на ходьбу.

Способы тренировки, инструктор держит ребенка за бедра, и помогает ребенку вращать таз вправо и влево, для того, чтобы запустить шаговые движения, и ребенок ощущает свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.

Двигательная коррекция ДЦП направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: не правильный захват кисти, не правильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция нарушений детей с дцп проводится двумя путями индивидуально и в групповых занятиях. Лфк для детей с дцп составляется индивидуально, так же индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.

По материалам сайта https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/korrekciya-dvigatelnyh-vozmozhnostei

Источник