Упражнения для тазобедренных суставов для детей дцп

Упражнения для тазобедренных суставов для детей дцп thumbnail

Обучение ходьбыВрожденное заболевание ДЦП — это паралич центральной нервной системы, который может возникнуть у ребёнка из-за повреждения некоторых отделов мозга. Нарушение двигательных функций может начать прогрессировать в пренатальном или родовом периоде, а также в первые дни жизни. При ДЦП часто встречается спастический синдром — болезненное повышение тонуса мышц и сухожильных рефлексов. Снизить негативные последствия расстройства в домашних условиях можно с помощью гимнастических упражнений, рекомендованных при церебральном параличе.

Лечебный эффект упражнений

Лечебная физическая культура (ЛФК) помогает научиться контролировать своё тело. Занимаясь специальной лечебной гимнастикой для детей с ДЦП, можно улучшить координацию, процессы торможения, двигательную амплитуду. Методика представляет собой неотъемлемую часть целостного комплекса, направленного на уменьшение проявлений заболевания, вызванного церебральными нарушениями.

Лечебное воздействие ЛФК на организм:

  1. Укрепляет ткани и органы детского организма.
  2. Активизирует ослабленные мышцы.
  3. Улучшает осанку.
  4. Нормализует обмен веществ.
  5. Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.
  6. Способствует общему оздоровлению.

Упражнение

При регулярном проведении занятий можно добиться следующих результатов:

  • выработки у рёбенка необходимых базовых навыков;
  • освоения несложной трудовой деятельности;
  • обслуживания себя без посторонней помощи.

Необходимо начинать проведение ЛФК как можно раньше, в первые дни жизни, понемногу усложняя занятия. Причём физкультуру необходимо проводить в случае, если у новорождённого не обнаружили симптомов ДЦП, но он предрасположен к его развитию.

Основные принципы методики

  1. В основе лечебной физкультуры лежит ряд базовых принципов:
  2. Занятия проводятся регулярно, без пропусков и длительных перерывов.
  3. Поэтапное увеличение физической нагрузки.
  4. Индивидуальный подход.
  5. Проведение занятий с учётом стадии заболевания, возраста, состояния психики.

Наряду с ЛФК, обязательно должны проводиться коррекционно-воспитательные мероприятия, позволяющие восполнить функциональные нарушения.

Тренажер

Виды упражнений и особенности проведения занятий

Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:

  • расслабляющие;
  • способствующие улучшению динамики;
  • стимулирующие двигательную активность;
  • выполняемые лёжа;
  • выполняемые сидя;
  • имеющие игровую направленность.

Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими. На более слабую сторону даётся более значительная нагрузка. Приседания не должны выполняться глубоко, чаще всего они выполняются лишь на расстояние от колена до стопы (полуприсед).

Тренировка

Занятия для развития двигательного аппарата

При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей — тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.

Упражнения, улучшающие двигательную активность:

  1. Исходное положение — сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
  2. Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
  3. Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
  4. Исходное положение — стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
  5. Исходная позиция — стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.

Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.

Занятия для укрепления суставов

При ДЦП часто встречаются различные суставные патологии, судороги и боли в суставах. Упражнения, необходимые их развития:

  1. Упражнение выполняется лёжа. Одну ногу нужно разогнуть и зафиксировать, другую постепенно сгибать в колене. По возможности бедро надо прижать к животу, потом отвести обратно.
  2. Находясь на боку и держа колено согнутым, надо начать медленно отводить бедро.
  3. Надо прислониться животом к столу так, чтобы ноги могли свободно висеть, затем постепенно выпрямить их.
  4. Начальное положение — на спине. Вначале надо согнуть колено, затем, насколько это возможно, выпрямить.
  5. Начальная позиция — лёжа на животе, под грудь подкладывается валик. Удерживая больного за руки, нужно приподнять верхнюю часть туловища, слегка отрывисто совершая пружинистые движения.
  6. Руку лежащего на спине ребёнка надо согнуть так, чтобы его лицо оставалось развёрнутым в эту же сторону. Потом конечность сгибается при повороте головы в другую сторону.
Читайте также:  Протез тазобедренного сустава стоимость украина

Укрепление мышц живота

В рамках ЛФК проводятся занятия, развивающие и укрепляющие группу мышц, расположенных в брюшной полости:

  1. Ребёнка нужно посадить на колени, прижав к своей грудной клетке его спину, после этого надо вместе с ним наклониться. На следующем шаге фиксируются ноги и область таза маленького пациента, чтобы он мог подняться сам.
  2. Исходное положение — лёжа на спине, руки прижаты к телу. Совершая маховые движения и не помогая себе руками, надо попытаться перекатиться на живот и обратно.
  3. Лёжа на спине, делаются вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.

Улучшение растяжки

Занятия, повышающие растяжку и гибкость, помогают добиться следующих результатов:

  • снижается степень выраженности патологий спины позвоночника;
  • улучшается состояние спинного мозга и спинномозговых нервных окончаний;
  • укрепляются мышцы конечностей.

Рекомендуемые упражнения:

Сидя на полу, нужно выпрямить ноги, при этом тело должно образовывать с ними прямой угол. Вдыхая, следует вытянуть руки перед собой. Выдыхая, надо постараться нагнуться, чтобы дотянуться руками до пальцев ноги. Взрослый может помочь, опустив корпус ещё сильнее, чтобы лоб тоже коснулся ног.

Исходное положение — на животе, руки вытянуты вдоль тела. Делается упор на ладони, с постепенным подъёмом грудной клетки. Важно проследить, чтобы голова запрокидывалась назад, а дыхание было ровным.

Лёжа на спине, ноги, не сгибаясь в коленках, соединяются и поднимаются над головой. Нужно стараться достать пола над макушкой пальцами ног. Руки не должны быть оторваны от пола.

Из положения сидя на полу надо согнуть правую ногу, чтобы пятка доставала до левого бедра. Левая стопа должна находиться с правой стороны другого коленного сустава.

Правая рука переводится вокруг левого колена, ей нужно держать левую ногу. После выполнения этих действий левая рука убирается за спину к другой стороне талии. При этом голова поворачивается в левую сторону, делается наклон, чтобы дотронуться подбородком до левого плеча. Правое колено остаётся прижатым к полу.

Расслабляющие упражнения

Есть упражнения для верхних и нижних конечностей:

  1. Чтобы дать отдохнуть верхним конечностям, нужно лечь, затем голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать используя утяжелители, например, мешочки с песком.
  2. Свободная рука сгибается в локтевом суставе, предплечье держит взрослый, проводящий гимнастику. Рука должна фиксироваться до снижения тонуса мышц, после этого кисть встряхивается, затем её нужно поочерёдно сгибать, вращать и отводить в сторону.
  3. В позиции лёжа зафиксированные руки и ноги соприкасаются с животом. Взрослый держит голени, отводя ноги в тазобедренном суставе. После фиксирования одной ноги, следует совершать круговые движения, стараясь тянуть ногу. Ноги нужно чередовать.

Дыхательные упражнения

Выполнять все действия нужно лёжа на спине, некоторое время спустя садясь, потом переходить к позиции стоя. Гимнастика, корректирующая дыхание:

  1. Ребёнку нужно показать, как делается глубокий вдох и выдох носом и ртом. Можно надувать шарики, резиновые игрушки, мыльные пузыри.
  2. С разной громкостью произносятся различные гласные звуки. Можно чередовать с пением и игрой на духовых инструментах.
  3. На счёт раз руки тянутся вверх, делается вдох, на счёт два — руки вниз и выдох. Упражнение будет более сложным, если на выдохе голова будет погружаться в воду.

Игровые упражнения

Такие элементы ЛФК помогают поддерживать интерес к занятию, вместе с тем способствуя расслаблению. Игровые элементы ЛФК:

Разрушитель башен. Для этой игры могут использоваться специальные мягкие модули или обычные подушки. Если ребёнок в состоянии построить башню, он делает это сам, если нет, — ему помогают взрослые. Главная задача — разрушить башню.

Скорее выбирайся. Опять понадобятся подушки. На этот раз ребёнок лежит на гимнастическом коврике, взрослый кладёт на него примерно 6 подушек и объясняет, что на счёт три ему нужно освободиться.

Складной ножик. Исходное положение — поза эмбриона. Даётся команда: «нож раскрывается»: одновременно надо тянуть руки вверх, а ноги вниз, оставаясь на боку. Действие совершается в размеренном темпе. Потом «ножик» надо сложить. Не спеша, руки подтягиваются к груди, а ноги — к животу. «Ножик» сложен. Упражнение повторяется по три раза на каждом боку.

Колбаса. Начальная позиция — лёжа на спине. Взрослый аккуратно обхватывает щиколотки малыша и начинает медленно поворачивать ребенка в разные стороны. Постепенно темп ускоряется.

Читайте также:  Массаж новорожденным при тазобедренного сустава

Лев на охоте. Хорошо подходит для групповых занятий. Дети сидят на пятках с упором на колени вокруг большого мягкого модуля (можно приобрести специальный или использовать в качестве «острова» гимнастические маты). Взрослый рассказывает небольшую историю про льва: «Жил на свете лев. Он был храбрым и ловким, а ещё ему нравилась охота. Он поджидал в добычу засаде, чтобы его никто не смог увидеть (дети должны, не напрягаясь, сгруппироваться, положив голову на ладони, прижатые к коленкам). Потом он тихо крался (показывают, как лев точит когти и вытягивает спину) и прыгал (поднимаются на руках, помогая себе ногами, и падают на мягкую поверхность)».

Нельзя заранее сказать, когда именно наступят улучшения. Многое зависит от степени поражения и от того, как сильно проявляется спастический синдром. Чтобы добиться значительного уменьшения проявлений детского церебрального паралича, заниматься ЛФК с такими детьми нужно регулярно, соблюдая постепенность и прислушиваясь к личным потребностям каждого из них.

Источник

Вместе с обычным лечением дисплазии тазобедренных суставов у маленьких детей применение ЛФК и массажа тазобедренного сустава может существенно улучшить ход восстановления. Комплексный подход лечения врожденного вывиха бедра, начатый почти с рождения малыша, помогает справиться с недугом полностью и настолько эффективно, что ребенок в дальнейшем не имеет проблем с тазобедренным суставом.

Гимнастика, лечебный массаж являются основой лечебной физической культуры и взаимно дополняют друг друга для более качественной лечебной терапии. Разберем основные рекомендации по ЛФК, ее пользу и комплекс упражнений.

Польза гимнастики при дисплазии, ее особенности

Дисплазия тазобедренных суставов у детей

При дисплазии тазобедренных суставов применяется лечение «положением». В нее входят:

  • Массаж;
  • ЛФК;
  • Широкое пеленание;
  • Наложение шины.

Чаще обходятся данными способами, учитывая, что они достаточно эффективны. Особенно хорошо они помогают при раннем начале лечения. Часто при слабой выраженности дисплазии обходятся одним, максимум двумя, курсами ЛФК, что доказывает их эффективность.

ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов у детей

Важно помнить, что пока ребенок не научился сидеть и ходить, нельзя выполнять упражнения типа «сидя на корточках», «стоя» и любые другие в вертикальном положении. Дополнительная нагрузка может привести к дальнейшей деформации тазобедренного сустава. ЛФК здесь будет в лучшем случае бесполезна.

Заниматься лечебной физкультурой с ребенком с дисплазией можно дома. Тогда очень легко выбрать подходящее время, когда ребенок накормлен, хорошо выспался, что говорит о его хорошем самочувствии. Это важно для грудничков. При проведении ЛФК в стационаре важно выбрать такое же подходящее время.

Первые несколько сеансов гимнастики маме малыша лучше доверить провести специалисту, пройти инструктаж, а потом повторять комплекс в домашних условиях.

Для занятий нужна твердая поверхность (обычный стол, пеленальный стол или доска). На нее необходимо постелить непромокаемую (на случай неожиданных «аварий») или простую пеленку. Температура воздуха должна быть комфортной (около 21℃), в помещении не должно быть сквозняков.

Руки взрослого следует вымыть. Они не должны быть холодными, чтобы ребенку было комфортно. Движения руками нужно выполнять плавно, без рывков. Ребенку не должно быть больно.

Ортопедом ЛФК обычно назначается курсом от 10 до 15 сеансов гимнастики. Дополнительные курсы через полтора-два месяца необходимы для закрепления результата. В домашних условиях их можно проводить на постоянной основе по несколько раз в день до окончательного выздоровления.

Подготовка к гимнастике

Подготовка к гимнастике

Перед самими занятиями ребенка нужно подготовить. Разминка позволит основному курсу гимнастики быть более эффективным.

Вначале начинают массировать внешнюю сторону бедер, затем остальную часть ног, включая голеностоп и сами стопы. Внутреннюю поверхность бедер у гениталий трогать нельзя. Второй этап: сделать легкие растирания по кругу или прямыми движениями (без смещения кожи и сильного сдавливания) самого поврежденного сустава.

В последнюю очередь малышу массируют поясницу для усиления кровотока в нижней части тела. Основные движения – поглаживания и растирания.

Разминка нужна для настраивания малыша на дальнейшие процедуры. Она позволит ребенку «включиться» в процесс и постепенно привыкать к нагрузкам. Подготовка не должна затягиваться: максимум 5 минут. Иначе малыш вряд ли сможет вытерпеть весь сеанс гимнастики и быстро устанет.

Комплекс упражнений при дисплазии

Гимнастику рекомендовано проводить с помощью следующих упражнений:

  1. Ребенок в положении лежа на животе. Пятки малыша берутся в одну руку, плавно подводятся к ягодицам и выпрямляются. Движения напоминают «лягушку»;Движения напоминают лягушку
  2. В положении на животе поочередно отводятся ноги в сторону (влево-вправо). Колени не сгибать;
  3. То же положение. Поочередно сгибаются ноги ребенка в коленном и тазобедренном суставе. Упражнение напоминает «лягушку», но для одной ноги;
  4. Подведение пяток к ягодицам в положении на животе с целью побуждения ребенка к ползанью (имитации ползания путем отталкивания);
  5. Положение «на спине». Ноги ребенка разводятся в стороны, не сгибая в коленном суставе;
  6. Положение «на спине». Сгибание тазобедренных и коленных суставов одной ноги и ее отведение поочередно. Коленом постараться достать до поверхности;
  7. Упражнение «раскрытая книга». В положении «на спине» ребенку сгибаются тазобедренные и коленные суставы и одновременно разводят в стороны на максимальный угол. На небольшое время задержать положение в крайней точке. Упражнение не должно доставлять боли малышу!;
  8. То же положение. Ноги ребенка сгибаются в коленях и притягиваются к груди сначала поочередно, затем одновременно. Спина малыша слегка округляется;
  9. То же положение «на спине». Ноги к груди подтягиваются без сгибания в коленях: сначала вместе, затем по одной;
  10. Поочередное и одновременное вращение ног ребенка, согнутых в коленном и тазобедренном суставах, вовнутрь и наружу. Движения должны быть плавными, без рывков;
  11. Упражнение «велосипед». Нужно делать ногами ребенка движения, имитирующие езду на велосипеде;
  12. Положение «на спине». «Рисование» в воздухе прямыми ногами цифр, вращение в разные стороны, упражнение «ножницы»;
  13. Упражнение «ладушки» стопами ног.
Читайте также:  Замена тазобедренного сустава где делают в украине

Это основной, но не исчерпывающий, список активных упражнений, которые доказали свою эффективность в борьбе с дисплазией тазобедренных суставов у детей. Между самими упражнениями можно слегка потрясти ногами ребенка, немного погладить их, снимая напряжение.

В пассивный список упражнений входят массирование сустава и стоп ребенка, которые помогают усилит эффект от лечебной гимнастики. Активные и пассивные упражнения нужно чередовать.

Упражнения на мяче

Мяч – это отличный помощник при лечении дисплазии тазобедренных суставов. Он помогает ставить сочленения таза в нужное положение, а также тренировать все мышцы тела. Мяч перед занятием лучше покрыть пеленкой, так как малыш может испугаться новых ощущений при соприкосновении с поверхностью нового тренажера.

Основной комплекс при работе с мячом:

  • Положить ребенка на спину, придерживая за спину одной рукой. Второй рукой взять ногу и вращать в одну сторону, затем во вторую. То же самое сделать со второй ногой.
  • Ребенка положить на живот. Сдвигать каждую ногу в сторону, сгибая ее в колене. Одной рукой при этом придерживать ребенка за поясницу.

Упражнения на мяче

Если ребенок отказывается заниматься на мяче, сильно нервничает и зажимается, то нужно прервать упражнения на несколько недель и попробовать снова.

Рекомендации по проведению гимнастики

Количество повторений нужно постепенно увеличивать. Это важно, ведь поначалу малышу подобные движения будут в новинку и могут не понравиться сразу. Привыкать к ним нужно, понемногу увеличивая нагрузку и добавляя разнообразные упражнения.

Во время сеанса с ребенком обязательно ласково и спокойно разговаривать, петь песенки или рассказывать стихи и прибаутки, чтобы снять напряжение у малыша и превратить лечебную гимнастику в увлекательную игру. Когда ребенок здоров, то лучше не делать перерывов в занятиях.

Основной успех ЛФК в ее регулярности. К исключениям относят повышение температуры, болезнь, проблемы с сердцем и нервной системой. Перед проведением гимнастики следует посоветоваться со специалистами.Следует посоветоваться со специалистами

Нужно следить за состоянием малыша. Если он нервничает, плачет, то можно остановить гимнастику. Возможно, он устал, и предложенная нагрузка оказалась ему чрезмерной. Совет один: дать ребенку отдохнуть и продолжить занятия в другой раз.

ЛФК – это часть всего лечения. К курсу рекомендуется добавить массаж, выполняемый специалистом, физиотерапевтические процедуры.

При серьезной степени дисплазии, когда ребенку накладывается специальная шина или назначено широкое пеленание, некоторые виды упражнений могут быть недоступны для выполнения. Не стоит их выполнять, если при их выполнении смещается шина или повязка.

Проверка результатов

Оценивать эффективность ЛФК нужно после каждого курса гимнастики (через 10-15 сеансов). Оценку проводит врач-ортопед при стандартном осмотре. Для детального анализа делают рентгеновский снимок тазобедренных сочленений. На его основе врач может корректировать ход лечения, добавив новые методы лечения или убрав ненужные.

Дисплазия тазобедренных суставов встречается очень часто: примерно у каждого седьмого малыша. Если совсем ее не лечить, то она приведет к расшатыванию сустава, его нестабильности. Это прямой путь к инвалидности.

Гимнастика дает заметные результаты, особенно при раннем применении с первых месяцев жизни ребенка.

Современные способы лечения помогают забыть о диагнозе навсегда, но в большой профессиональный спорт лучше не идти. Кстати, гимнастика является отличной подготовкой к первым шагам. Благодаря крепким связкам и мышцам, малыш начинает быстрее ходить.

Источник