Упражнения для тазобедренного сустава при дцп
Библиотека
При ДЦП, наиболее часто определяется нарушение разгибания, отведения и супинации (фото 6-9). Длительное спастическое сокращение мускулатуры приводит к дислокации головок плечевой и бедренной кости по отношению к суставным впадинам, что ведет к дальнейшему нарушению развития связочно-мышечного аппарата, нарушению конгруэнтности соприкасающихся поверхностей и диспластическим проявлениям в этих суставах (фото 35-36).
Необходимо учитывать также, что гипертонус приводящей мускулатуры нижних конечностей не дает возможности разворачиваться тазовым костям в процессе роста и развития движений у ребенка, что приводит к блокаде илиосакральных сочленений. Головка бедра не давит на крышу вертлужной впадины, так как это происходит у нормально развивающихся детей, поэтому крыша вертлужной впадины не формируется. Одновременно нарушается и процесс окостенения в головке бедра.
Такая клиническая картина соответствует классическому описанию дисплазии тазобедренных суставов, которая очень часто наблюдается у детей с ДЦП (фото 36). После года, осложнением классической дисплазии тазобедренных суставов является формирующийся вывих тазобедренного сустава. При ДЦП полный вывих бедра может не сформироваться в связи с отсутствием постоянной продольной осевой нагрузки на нижние конечности при вертикализации, а также потому, что непрерывный гипертонус мускулатуры не позволяет головке бедра выйти за пределы сустава. Поэтому у детей с ДЦП чаще диагностируется подвывихи, а не полные вывихи в тазобедренных суставах.
При исследовании тазобедренных суставов у детей с ДЦП выявляются нарушения формирования крыши вертлужной впадины и шеечно-диафизарного угла (фото 36). Редко производимые ЯМР-исследования и КТ позвоночника и спинного мозга выявляют пролабирование дисков в спинномозговой канал в шейном и нижнегрудном отделах. Очень часто отмечают пороки развития отдельных позвонков. Эти изменения обычно не связывают с клиникой ДЦП и дисплазией тазобедренных суставов, руководствуясь постулатом о первичности поражения головного мозга при ДЦП или первичности поражения суставов при дисплазии.
О синдроме коротких мышц
После ликвидации спастических явлений в поперечно-полосатой мускулатуре у детей старше года отмечается “синдром коротких мышц”. Этот синдром часто сбивает с толку врачей, которые считают его за спастические проявления, поэтому опишем его подробнее.
После основного курса интенсивной реабилитации диспластические явления в тазобедренных суставах сохраняются еще длительное время. Приводящая и сгибательная мускулатура, несмотря на ликвидацию спазма, остается неразвитой, укороченной в тех местах, где она находилась длительное время в спазмированном состоянии. Отличие этого синдрома от спастических проявлений в следующем.
При укорочении приводящих мышц бедра ребенок может самостоятельно производить разведение бедер, насколько позволяет укороченная мускулатура. Пассивное отведение бедер, согнутых в тазобедренных суставах под углом 90 градусов, до определенной степени идет свободно. Затем по внутренней поверхности бедер через кожу явно проступают укороченные приводящие мышцы бедер, которые не дают продолжать отведение нижних конечностей в тазобедренных суставах. Возникает чувство ограничения движения. Если пассивное отведение не продолжать, то ребенок не беспокоится, не оказывает сопротивления движению.
При спастической же форме паралича движение на отведение в тазобедренных суставах сразу вызывает беспокойство ребенка, врач при этом чувствует активное сопротивление со стороны спазмированной мускулатуры.
Отличие синдрома коротких мышц от контрактур в генезе этих патологий. Короткие мышцы, это мышцы не успевающие за интенсивным ростом трубчатых костей. Мышечные контрактуры, это следствие дистрофических проявлений в уже развившихся мышцах.
Поэтому у детей раннего возраста, после ликвидации спастических проявлений, дальнейшие усилия необходимо направить на разработку и интенсификацию роста всех укороченных мышц, обеспечивающих движения в суставах.
Интенсивная реабилитация при выраженных диспластических проявлениях в опорно-двигательном аппарате
П.1. Тракционная ротационная манипуляционная технология в течение недели.
П.2. Продолжая способ, указанный в П.1, со 2-ой недели на фоне купирования спастических проявлений начинают интенсивную разработку — вращение тазобедренных суставов во всех плоскостях. Необходимо добиваться постепенного разведения бедер в тазобедренных суставах, на сколько это будет возможным (см. фото 37-39). В норме, у детей раннего возраста отведение бедер во фронтальной плоскости составляет дугу 90 градусов для одного бедра, то есть коленка при отведении должна коснуться поверхности кушетки, на которой лежит ребенок.
П.3. Одновременно нужно разводить в стороны прямые ножки ребенка во всех плоскостях, постепенно наращивая амплитуду (фото 37-39). Эти упражнения также приведут к растяжению всех укороченных мышц и связок тазобедренного сустава.
Ошибки
Врач должен соизмерять силы при отведении бедер. Необходимо учитывать, что бедра ребенка старше года, если он на них не опирался, очень хрупкие. Чрезмерное усилие может привести к перелому шейки или верхней трети бедра у ребенка.
П.4. С третьей недели применяют разработанный нами способ ликвидации подвывихов и увеличения объема движений в плечевых и тазобедренных суставах у детей старше 5 лет (см. дисс. автора и книгу 1 Основы интенсивной реабилитации).
И.П. Ребенок стоит на коленях перед кушеткой, высота которой 40 см. Руки согнуты в локтях и уложены на кушетку, лбом ребенок упирается в свои локти. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Бедра разведены в стороны на ширину плеч. Тело по отношению к бедрам образует угол, приближающийся к 90°. Голени, по отношению к бедрам, составляют угол 90° и разведены максимально в стороны. Стопы ротированы максимально в стороны. Этим достигается максимальная фиксация пациента 7 точками опоры: большие пальцы стоп, колени, локтевые суставы с предплечьями, лоб. Позвоночник, таким образом, будет “зависать” над полом.
Врач стоит с левой стороны по линии, перпендикулярной пояснично-грудному переходу позвоночника ребенка.
Врач кладет свою ладонь на область проекции остистых отростков Th8-Th (10-12) и предлагает ребенку выгнуть позвоночник дугой вверх. Ладонь врача при этом окажется на вершине дуги позвоночника. Затем ребенок, выдыхая воздух, прогибает позвоночник вниз, насколько возможно при его патологии.
Рука врача синхронно с движением позвоночника ребенка, не отрываясь, следует за ним. В момент прекращения движения позвоночника вниз к полу, врач своей кистью оказывает умеренное давление на позвоночник, пытаясь таким образом увеличить амплитуду прогиба позвоночника книзу.
Упражнение повторяется 3-5 раз за одну процедуру. Обязательно надо синхронизировать давление кисти врача с дыханием ребенка. Вдох — выгибание позвоночника вверх. Выдох — прогиб позвоночника вниз и одновременное плавное давление ладони врача на остистые отростки позвонков.
Количество процедур в день, по одной утром и вечером. Общее количество процедур обычно не превышает 10.
Ошибки
1. Нельзя форсировать процесс, применять чрезмерные усилия, и увеличивать количество прогибов позвоночника за одну процедуру.
2. Если не синхронизировать движение ладони врача с дыханием ребенка, как описано в упражнении, то упражнения будут неэффективными и болезненными.
При восстановлении адекватного тонуса мышц антагонистов произойдет спонтанная ликвидация подвывихов и улучшение фиксации головки бедра в суставной впадине. Причем такая фиксация будет несколько свободной и не приведет к асептическому некрозу головки бедра, как это бывает при принудительном вправлении вывихов бедра без снятия спазма мускулатуры и без удлинения укороченных мышц.
Дальнейшая реабилитация ребенка с выраженными диспластическими проявлениями продолжается с использованием лечебных костюмов. Наиболее лучшие клинические результаты получены при применении костюма ДК. Применение реабилитационных технологий с применением лечебных костюмов должно производится под контролем опытных методистов.
* * *
Применение описанной технологии позволяет ликвидировать спастические сокращения мускулатуры, восстановить укороченные мышцы, ликвидировать подвывихи в суставах. Постепенно, при возрастающей двигательной активности ребенка, происходит восстановление нарушенной конгруэнтности суставных поверхностей и исправление костных деформаций (фото 41-42).
Источник
Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.
Важность занятий ЛФК при ДЦП
В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:
- развивать непосредственность и легкость торможения движений;
- уменьшает гипертонус мышечной ткани;
- позитивно влияет на координацию движений;
- способствует улучшению подвижности суставов;
- приобретать необходимые в быту навыки;
- благотворно влияет на возможность самообслуживания.
Важно! Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте. ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.
Общих противопоказаний к ЛФК для детей с ДЦП нет. Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача. Однако стоит отметить, что лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.
Комплексы упражнений
Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:
- Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
- Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
- Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
- Программа для совершенствования антагонистических мышц.
- Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
- Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
- Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.
Важно! Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях! Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом. Досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.
Правила выполнения упражнений
В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:
- занятия должны быть регулярными;
- подход – индивидуальным к каждому ребенку;
- следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
- увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
- при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.
Внимание! Технику выполнения ЛФК при ДЦП у детей на видео можно найти здесь. Однако не нужно слепо следовать рекомендациям в подобных подборках. Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.
Роль массажа в лечебной медицине
Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.
Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:
- классический,
- сегментарный и
- точечный.
Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома. Также существуют специальные курсы.
Стоит отметить, что массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.
Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.
Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.
Применяются следующие способы стимуляции:
- непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
- валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
- катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
- глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
- растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
- легкое поколачивание, пощипывание.
Вспомогательные тренажеры
К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:
- Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
- Специальный эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
- Ходунки или прыгунки. Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.
Бассейн для детей с ДЦП
Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.
Водные процедуры проводятся не более получаса. Не следует переутомлять мышцы. Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха. Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами:
- Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой. Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.
- При первом спуске в воду следует быть начеку. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой. Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.
- Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков. Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.
- Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне. Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.
На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.
Источник