Травмы коленного сустава у артистов балета

Травмы коленного сустава у артистов балета thumbnail

Танцы – искусство травмоопасное, и отрицать это бессмысленно. Сложные элементы балета, захватывающие трюки брейк-данса, динамика латины и долгие тренировки подвергают тело танцоров серьезным испытаниям, и чаще всего страдают колени. К счастью, травмы коленей танцоров можно предотвратить, если соблюдать все необходимые меры профилактики.

Причины травм коленей у танцоров

660x752 1 0306aca6e67a914c085c520534ee8072@1623x1847 0xc0a839a2 15144631711484894743

Если травмы коленей у танцоров-профессионалов, как правило, случаются из-за чрезмерных нагрузок во время интенсивных репетиций, то ноги любителей часто страдают по другой причине. Врачи отмечают, что риск получения травмы существенно возрастает, если танцор пренебрегает разминкой перед занятиями и растяжкой. Или же из-за мышечного дисбаланса. Неравномерное развитие мускулатуры приводит к нарушению симметрии суставов, из-за чего колени быстро «сдаются». Именно поэтому профессиональные танцоры всегда уделяют большое внимание развитию всех мышц тела, укрепляя слабые места и предотвращая появление дисбаланса.

Распространенные травмы коленей у танцоров

  • Пателлофеморальный синдром – тот самый хруст в коленной чашечке во время прыжков и приседаний, а также боль при длительном сидении. Свидетельствует о смещении коленной чашечки. Во время нагрузок чашечка начинает стирать хрящевую ткань бедренной кости, что чревато неприятными ощущениями и возможными осложнениями. Появление болезни требует обращения к специалисту и необходимого лечения.
  • Тендинит наколенника – воспаление сухожилия в коленном суставе. Дает о себе знать ноющей болью и отеком. Проблема временная, но в период заживления потребуются отдых, специальные мази от воспалений и прикладывание холода.
  • Бурсит преднаколенника – появляется после удара коленом о пол, в результате чего воспаляются бурсы – мешочки с суставной жидкостью. В случае простой травмы помогут обычные средства против воспалений, но при осложнении потребуется хирургическое вмешательство.
  • Повреждение минисков – хрящевых дисков коленных суставов, которые выполняют функцию амортизаторов. Разрыв миниска – очень серьезная травма, и одна из самых распространенных. При повреждении миниска требуется помощь врачей: они ставят блокаду сустава, применяют противовоспалительные и обезболивающие препараты. При повторной травме назначается операция.
  • Повреждение связок. Резкие повороты и неудачные приземления грозят разрывом боковых связок коленного сустава. Такие повреждения невозможно вылечить без квалифицированной помощи. Разрыв крестообразной связки, который может случиться при неестественном выворачивании колена, требует уже хирургического вмешательства и длительной реабилитации.

Как избежать травм

Бывают несчастные случаи, когда травму нельзя предвидеть и избежать, но, чаще, повреждения коленей можно предотвратить, если к занятиям подходить с умом, а именно – соблюдать ряд рекомендаций профессионалов:

  1. Выбирайте квалифицированных педагогов. Опытный хореограф не даст подопечным задания, не соответствующие их уровню. Сложные элементы, прыжки и поддержки требуют необходимой физической подготовки, которую нарабатывают постепенно.
  2. Не пренебрегайте разминкой. Легкие движения перед основным занятием важны для подготовки тела к нагрузкам. «Разогретые» стопы и колени будут меньше подвержены вывихам и растяжениям.
  3. Не забывайте о растяжке, которая делает связки эластичными, а мышцы – гибкими.
  4. Развивайте мускулатуру всего тела, чтобы не возникал мышечный дисбаланс. Помимо занятий в танцевальной студии не лишней будет регулярная физкультура в спортзале или дома.
  5. Выбирайте для занятий танцами комфортную одежду. Многие танцоры используют гетры для сохранения суставов в тепле. И, конечно, специальная обувь. Будь то балетные тапочки или бальные туфли, они разработаны именно для того, чтобы снизить риск получения травм во время репетиций и выступлений.

Источник

Травмы коленей танцоров и методы борьбы с ними

Холод, покой, бандаж и другие способы оказания первой помощи.

Фото: ballerinaproject.com

«Чтобы стать настоящим танцором, нужно пройти три стадии: научиться танцевать, научиться выступать и научиться справляться с травмами» Д. Гир

Колено — самый большой сустав скелета человека, на котором держится весь вес тела. Работа танцора полностью зависит от функций колена, с его помощью исполнители поворачиваются, прыгают, делают выпады и шаги. Неравномерное развитие разных групп мышц ног приводит к смещениям в этом важном суставе, так что нет ничего удивительного в том, что травмы колена занимают долю в 20% всех жалоб танцоров.

Одна из распространенных болезней, возникающих среди детей и подростков, которые занимаются танцами с прыжками и поворотами, называется болезнь Осгуд-Шляттера. В таких танцах совершается множество резких движений с переносом веса тела на колени, в то время как сустав еще растет и формируется. Кости подростков растут быстрее, чем мускулы, что ставит строение суставов под угрозу деформации.

Нагрузка на сустав усиливается из-за интенсивных тренировок, и болезнь может усугубиться: под коленной чашечкой может образоваться припухлость. Потом может возникнуть отечность, боль вокруг колена или ощутимое натяжение мышц в бедрах. При развитии болезни начинается воспаление околокостных тканей, хрящей, надколенника, а может быть, и всех трех одновременно.

Есть универсальная формула лечения этой болезни: защита, отдых, холод, компрессы и противовоспалительные средства. При соблюдении этих мер и наблюдении у врача обострение заболевания должно пойти на спад через 12-24 месяца. Лучший метод — при первых симптомах обратиться к специалисту, который скорректирует процесс тренировок и репетиций таким образом, чтобы минимизировать опасность воспаления. В противном случае будьте готовы бросить танцы, пока боль не исчезнет.

Читайте также:  Йога терапия коленных суставов

Травмы коленного сустава у артистов балета

Фото: ballerinaproject.com

Пателлофеморальный синдром

Неравномерное развитие мышечных групп ноги, неестественные положения ног, например, выворотность колена, — все это может привести к смещению коленной чашечки. Обычно коленная чашечка скользит вверх-вниз вдоль соединения бедренной и большеберцовой костей, а при пателлофеморальном синдроме ее движение нарушается.

Из-за увеличения двигательной нагрузки внутренняя часть коленной чашечки сильнее трется о бедренную кость, хрящевая ткань истончается, вызывая хондромаляцию. Первые признаки истончения — боль вокруг колена при прыжках, плие и после продолжительного пребывания в сидячем положении. Танцор также может столкнуться с припухлостью вокруг колена или услышать довольно громкий хруст при движениях суставов.

В этом случае поможет отдых и холод, а также не обойдется без терапевта, который должен определить причину симптомов. Нужно подробно проанализировать тренировки и репетиции танцора, чтобы понять, какие упражнения приводят к смещению и истощению хряща. Врач может предложить упражнения по укреплению групп мышц, а также растяжку, которые в комплексе скорректируют смещение и не дадут болезни развиваться.

Травмы коленного сустава у артистов балета

Фото: spb.gde.ru

Тендинит надколенника

Это воспаление сухожилия, соединяющего коленную чашечку и четырехглавую мышцу бедра. Во время репетиций мышцы бедра сокращаются, натягивая связку, которая из-за воспаления отекает и болит. Спасут от этого недуга отдых, холод и противовоспалительные средства — это снимет отечность и боль, а физиотерапевт поможет снять растяжение мышц и связок.

Бурсит преднаколенника

Это последний «враг» коленок танцоров в нашем списке — настоящий бич джазовых исполнителей. В танцах джазового направления упор идет в основном на работу коленей. Бурсы — это маленькие мешочки с суставной жидкостью внутри суставов, смягчающие трение костей. При чрезмерных нагрузках бурсы воспаляются и болят. Если танцор часто опускается на колени, удары сустава о пол приводят к дополнительному раздражению бурсы. Такое воспаление носит название бурсит. Облегчение принесут покой, холод, противовоспалительные, компрессионный бандаж и физиотерапия. Это снимает отечность, но в случае сильного обострения не обойтись без хирургического вмешательства.

Травмы коленного сустава у артистов балета

Острые травмы колена

Это результат падения или иного повреждения тканей и сустава. Они появляются внезапно и лечатся определенное количество времени, в этом их отличие от описанных выше хронических заболеваний, развивающихся постепенно и отнимающих долгое время на лечение.

Работу коленного сустава смягчают два С-образных хрящевых диска, которые носят название мениски. Это диски между бедренной и большеберцовой костями. Когда танцор приземляется после прыжка или вращает коленями, мениски могут повредиться и даже порваться. Малейший разрыв мениска вызывает боль, а серьезные разрывы могут оказаться настоящей пыткой, сопровождающейся отеком и острым воспалением. Первой помощью должны быть холод, покой и противовоспалительные, а физиотерапевт поможет с реабилитацией, хотя часто лечение невозможно без операции.

Травмы коленного сустава у артистов балета

Фото: stlhealthandwellness.com

Разрыв связок

Боковая связка коленного сустава может порваться при резких поворотах, сильных вращениях и неудачных приземлениях после прыжков. Танцор сразу почувствует острую боль с внутренней стороны колена. К этой области будет больно прикасаться, движения сустава будут ограничены. Немедленно следует обеспечить суставу покой, обложить его льдом, по возможности зафиксировать ногу повыше, чтобы обеспечить отток крови и избежать отека и воспаления. Небольшие разрывы могут зажить при должном уходе и следованию указаниям физиотерапевта. Более серьезные разрывы требуют радикального лечения.

Разрыв передней крестообразной связки сопровождается отчетливым звуком, напоминающим лопающийся пузырь. Риск получения этой травмы обостряется, если вы выворачиваете коленный сустав в неестественные положения. В большинстве случаев разрыв передней крестообразной связки требует хирургического вмешательства и последующей реабилитации по восстановлению эластичности. Лечение может занять 3-4 месяца.

Травмы коленного сустава у артистов балета

Колени — основная опора и важный инструмент танцоров, но это и весьма уязвимый сустав, который при любом неверном движении поджидают болезни и травмы. Важно, чтобы танцоры знали максимум информации о строении колена, принципах его функционирования и мерах предосторожности, а также первой помощи, необходимой при получении травм. Берегите свои колени и не бойтесь обращаться к врачу при малейшей боли — это может спасти вашу карьеру!

Подписаться на еженедельную рассылку We Love Dance

Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире

Источник

Михаил Шилов. Спортивный врач, ортопед-травматолог.

Я уже много лет работаю спортивным врачом. И моя работа напрямую связана с различными травмами и профессиональными заболеваниями опорно-двигательной системы у спортсменов.
Да и вообще с различными спортивными патологиями.
За время работы на самых разных соревнованиях в качестве врача, мне довелось много чего увидеть.

Но в этой статье я решил рассказать, как это не странно, о балете.
Казалось бы, а какая связь?

Да, именно. Об этом лёгком, и воздушном искусстве танца, которое, как многим может показаться, исключает само понятие травматизма.
Ведь там так всё изящно. Балерины просто невесомые. Они порхают и парят.
А танцоры балета, являя собой верх эстетизма, никак не ассоциируются с проблемами со здоровьем.

Не слишком высокопарно?! Думаю, что нет.
Во всяком случае для тех, кто любит балет.
Хотя именно те, кто его любит, обычно знают, что за кулисами всё не так волшебно, как на сцене.

Читайте также:  Мазь для коленного сустава ноги

Вот про это закулисье я немного и поведаю. Покажу его глазами спортивного врача.
И хотя балет сложно (да и не нужно) назвать спортом, но вот проблемы, которые появляются у балерин, как раз такие же, как у профессиональных спортсменов.

Вы удивитесь, но профессиональный спорт и балет с точки зрения ортопеда-травматолога очень и очень похожи.

И методы обследования одинаковые…

Эти виды деятельности так же мало связаны со здоровьем, как и вредные привычки.
Но что поделаешь. Люди, посвятившие себя целиком служению спорту высоких достижений или балету, для зрителя, ради себя, славы, ну и денег конечно, готовы идти на многое и многим жертвовать для достижения целей.

Мы не вправе их осуждать – каждый выбирает свой путь.
Скорее имеет смысл восхититься таким самопожертвованием, приносящим нам наслаждение уникальными зрелищами.

Вот только путь к мастерству тернист.
И уже с самого детства он ведёт к тому, чтобы в зрелом возрасте заиметь обязательные проблемы.

Танцоры балета – это очень работоспособные люди.
С самого детства они подвергают своё тело нагрузкам, лежащим на пределе возможностей обычного человека, и потому они становятся НЕОБЫЧНЫМИ.
У них специфическим образом изменяется скелет и вообще все структуры опорно-двигательной системы.

Высочайшие физические нагрузки непременно ведут к постепенному накоплению различных микротравм, изменений тканей, связок и суставов.
И если в детстве и молодости механизмы компенсации справляются, то в более старшем возрасте накопленные проблемы всё чаще дают о себе знать.

И в результате риск острой травмы (растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц, вывихи и переломы) возрастает, несмотря на высокий уровень мастерства.
Возникает повышенный риск аутотравматизма даже от тех воздействий, которые раньше выдерживались без проблем.
Но это только казалось.
Проблемы возникали, просто с ними получалось быстрее и легче справляться.

Многие видели, как выглядят стопы красавиц-балерин.

Не у каждого тайского боксёра после боёв ноги выглядят подобным образом

Но это то, что видно. А есть много всего, что скрыто внутри, но имеет не меньший «износ».

Например, связки позвоночника. Которые наряду с повышенной эластичностью должны ещё испытывать сильные ударные плиометрические нагрузки при прыжках и приземлениях.

И в результате возможна травма.

Травма для танцора – это несчастный случай, большая неприятность, которая надолго отрывает от любимого дела, а может и совсем вывести из строя.
Но еще более актуальна в балете травма хроническая.

Термин «хроническая травма» введен в обиход специалистами ЦИТО, только применительно к спортивной и балетной травме.
Постоянные неадекватные нагрузки на суставы, связки и позвоночник приводят к серьезным заболеваниям.

Но я не стану рассказывать о хронических травмах и болезнях танцоров, коих у них множество.
Это «расколотая голень», подошвенные фасциты, тендовагиниты, тендиты, лигаментиты и лигаментозы, артрозы и артриты, нестабильность суставов, микротравмы.
Их нужно лечить на ранних стадиях, а ещё лучше – профилактировать.

Другое дело «острая травма».
Кстати сказать, она как раз чаще всего является следствием накопленных хронических проблем.
Такие травмы случаются и на репетициях.
Причём чаще всего именно там они и случаются. На выступлениях такие травмы происходят реже, в силу того, что выступления бывают реже репетиций.
Но… Если такие травмы случаются на выступлениях, то они, обычно, бывают более серьёзными.
Связано это с тем, что на выступлении танцоры и балерины выкладываются больше, чем на 100%, подвергая свои кости, связки и мышцы просто экстремальным нагрузкам.

Но и это ещё не всё. Опасности подстерегают балерин не только из-за физических нагрузок, но и из-за специфического образа жизни, который подразумевает соблюдение нужных физических кондиций.
И тут у всех по-разному.
Кому-то от природы повезло, а кто-то вынужден прилагать серьёзные усилия для того, чтобы быть в идеальной форме.

Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company.

Средний возраст артисток — 23 года, масса тела — 51 кг.

У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Читайте также:  Народные средства для лечения разрыва связок коленного сустава

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% — кальция, у 45% — нехватка железа, у 23% — костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза).
У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов — прямая дорога к атеросклерозу.

Сидя в зрительном зале, мы даже на секунду не задумываемся, что являемся свидетелями экстремального шоу, на котором артисты балета подвергаются не меньшему риску, чем, например, горнолыжник-фрирайдер.

А я вот задумался. Ну что поделаешь – профессиональная деформация.

А потому и организация выступлений должна предусматривать любые возможности оказания всего спектра первой и экстренной медицинской помощи, если, не дай бог, в ней случится нужда.

И тут не только травма может быть. Возможны коллапсы, сердечная недостаточность и пр.

Поэтому спектр медицинской помощи, которую могли бы оказать специалисты, должен быть широк.

В моей деятельности мне постоянно приходится организовывать работу медицинской службы и взаимодействия разных подразделений на крупных соревнованиях по ММА и другим видам контактных единоборств.
Я сейчас объясню, почему я так резко переключился, и вернусь обратно.

Михаил Шилов. Работа на соревнованиях.

Так вот, на соревнованиях обычно работает врач у ринга, который принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего выступления атлета и обеспечивающего организацию правильной доставки травмированного до врачей, обслуживающих соревнования.

Соревнование обслуживает бригада врачей, готовых оказать первую медицинскую помощь и определить тактику работы со спортсменом, получившим травму.
Так же они обеспечивают и работу со зрителями и гостями мероприятия, если кому-то станет нехорошо.

Ну и экстренное звено – бригада скорой медицинской помощи, в задачи которой входит проведение экстренной неотложной помощи и эвакуация пострадавших в профильное лечебное учреждение.
От оперативности этого звена часто зависит очень многое.

Ну так вот, по аналогии со спортивными мероприятиями, подобная схема с некоторыми вариациями и отступлениями присутствует теперь и на балетных выступлениях.
Это связано с более высокими требованиями к организации медицинского обслуживания таких мероприятий.

А ведь так было не всегда.
Раньше самой обычной практикой было просто присутствие дежурного врача, который при всём желании не смог бы обеспечить весь спектр услуг, которые могли бы оказаться востребованными.

Теперь тренды меняются.
Так, например, «Ингосстрах» и Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) подписали договор о сотрудничестве в 244 театральном сезоне в сентябре прошлого года.

«Ингосстрах» получил высокий статус генерального спонсора Большого театра

В рамках сотрудничества стороны планируют, помимо осуществления основной деятельности, также реализовать ряд проектов, способствующих развитию театрального искусства в России и повышению интереса широкой общественности к творческой работе Большого театра. Так, в планах «Ингосстраха» – организация масштабного федерального проекта, в рамках которого артисты Большого театра выступят с постановками в регионах РФ.

В рамках этого проекта сеть медицинских клиник «Будь здоров», принадлежащая компании «Ингосстрах», организовала дежурство машины скорой медицинской помощи около здания Большого театра во время показа балетных спектаклей.
Эта мера необходима для оперативного оказания квалифицированной медицинской помощи танцорам при получении травм во время спектаклей.
Проект реализуется в рамках сотрудничества между «Ингосстрахом» и Большим театром согласно договору, подписанному в сентябре 2019 года.

В дежурную бригаду входят врачи скорой помощи и врач ортопед-травматолог, у которых есть все необходимое оборудование для оказания первой медицинской помощи: приборы для измерения артериального давления, электрокардиографы, дефибриллятор, портативные аппараты искусственной вентиляции легких и др.

Все мы любим балет за его красоту и получаем истинное наслаждение, глядя на отточенные движения балетных танцоров на сцене.
Но в то же время мы прекрасно понимаем, что за каждым фуэте, поражающим зрителя грациозностью и легкостью исполнения, стоит невероятно тяжелый, а подчас и травмоопасный труд.
Именно поэтому мы приняли решение о выделении бригады скорой помощи, которая в любой момент готова оказать первую медицинскую помощь артисту и при необходимости оперативно доставить его в больницу, – комментирует директор по связям с общественностью компании «Ингосстрах», Карен Асоян.

Машина скорой помощи дежурит у здания Большого театра в среднем пять раз в неделю, в дни, когда в театре проходит показ балетных постановок.

От себя замечу, что лично мне, как спортивному врачу, импонирует такой подход.
Знаю, что такая организация медицинского обеспечения наиболее оптимальна.

В настоящий момент это единственный случай внедрения передовой схемы медицинского обслуживания в российском балете.

Отрадно, что лучшие медицинские алгоритмы, прошедшие проверку в профессиональном спорте и доказавшие свою эффективность, находят своё применение и в искусстве.
Конечно за всем этим стоят конкретные люди и структуры.
Большой театр и Ингосстрах здесь пионеры. Респект!

www.doctorshilov.com

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Врач: ортопед-травматолог, хирург, мануальный терапевт
Мастер Спорта России, 5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА

Источник