Рычаг в локтевом суставе

Всё о единоборствах
Армбар (англ. аrmbar) – это один из вариантов болевого приема. В смешанных единоборствах он наиболее известен под название «Рычаг локтя». Этот вид удержания широко распространен в грэпплинге, джиу-джитсу, самбо, дзюдо и т.д.
Армбар пользуется особой популярностью и любовью среди бойцов ММА. Это обусловлено тем, что он прост по технике исполнения, но очень эффективен в поединке. Как показывает статистика ММА, высокий процент побед спортсмены одерживают именно за счет рычага локтя.
Способы исполнения армбара
В боевых искусствах представлено несколько вариантов выполнения этого удержания. Как правило, отличия заключаются лишь в позиции, из которой осуществляется прием. Рассмотрим подробнее пошаговое исполнение болевого приема из различных положений.
Рычаг локтя из положения «Лежа на спине»
В большинстве случаев именно из этой позиции исполняется такое болевое удержание. Последовательность выполнения приема такова:
- Оппонента необходимо повалить на канвас, чтобы он лежал лицом вверх. Затем сесть на него сверху. При этом нужно обеими руками удерживать предплечье соперника таким образом, чтобы ладонь смотрела вверх.
- Согнуть свои ноги в коленях и зажать между ними руку и локоть соперника.
- Расположить ноги так, чтобы они проходили через грудь оппонента. При этом важно не допустить момента, при котором противник смог бы согнуть руку в локте.
- Начать тянуть кисть соперника на себя, одновременно приподнимая свое тело вверх.
Выполнять этот прием стоит медленно, иначе существует вероятность перелома руки. При подаче сигнала соперником боец обязан в тот же миг прекратить давление.
Армбар из позиции «Лежа на животе»
По технике исполнения рычаг локтя из положения «Лежа на животе» схож с классическим исполнением приема, однако отличия все же имеются.
- Соперника нужно повалить на мат, чтобы он лежал лицом вниз. Вытянуть в бок одну руку оппонента и лечь на него сверху перпендикулярно его телу.
- Максимально плотно прижать руку противника к собственной груди, не давая возможности оппоненту ее согнуть.
- Начать медленно прогибаться в спине назад (по принципу «мостика»), оказывая давление на руку соперника своими животом и грудью.
При исполнении этого варианта удержания следует обращать внимание на то, чтобы противник не вывернулся и не встал на колени.
Аrmbar из позы «Лежа на боку»
Удержание из положения «Лежа на боку» аналогично по технике исполнения приему из позиции «Лежа на спине». Главное отличие заключается в том, что исполнитель удержания осуществляет техническое действие, лежа на боку. При этом ногами он захватывает шею соперника. Таким образом, этот вариант болевого удержания представляет собой комбинацию болевого (давление на локоть) и удушающего (давление на шею) приемов. Для того, чтобы оппонент не смог высвободиться из этой западни, исполнителю следует плотнее к своей груди располагать его руку, и удерживать шею коленями, а не голенью.
Болевое удержание из положения «Лежа на лопатках»
Исполнение армбара из этой позиции является весьма неожиданным поворотом поединка для противника. Как правило, такой захват осуществляется, когда один боец лежит на лопатках, а другой – в стойке.
- Исполнитель находится в позиции «Березка». Обеими руками он обхватывает одну руку оппонента и плотно прижимает ее к своей груди.
- Одной ногой он обхватывает шею оппонента, а другой – корпус.
- Медленно начинает тянуть руку соперника на себя, а ногами пытается повалить противника на канвас.
- После того как оппонент упал, атакующий продолжает исполнение удержания как при классическом варианте.
Для того, чтобы эффективнее выполнить прием, ноги следует всегда держать в полусогнутом состоянии.
Обратный армбар
Это техническое действие является следствием неудачного удержания из позы «Лежа на спине». В основном оно применяется, когда противнику удалось развести руки исполнителя при осуществлении классического рычага локтя. Его отличительной чертой является то, что атакующий не разгибается и не откидывается назад, а наоборот сгибается в пояснице. При этом он опирает руку соперника на свое плечо и начинает сильно давить на нее в области локтя.
Виртуозы рычага локтя
В мире смешанных единоборств можно выделить множество достойных спортсменов, которые одерживали победы в поединках при помощи этого болевого удержания. Одними из лучших исполнителей рычага локтя считаются выходцы из муай-тай и вольной борьбы. На протяжении многих лет яркими приверженцами рычага локтя в мужском дивизионе признан Деметриус Джонсон, а в женском – Ронда Раузи.
Источник
Рычаг локтя
Дзюдзи-гатамэ (Удэ-Хисиги-Дзюдзи-Гатамэ), также иногда используется взаимозаменяемо с терминами рычаг локтя, перекрестный рычаг локтя или прямой рычаг локтя, является официальной техникой в Кодокан дзюдо. Английское слово «bar» используется в понятии для обозначения растянутой руки соперника, в то время как японское слово «jūji » ссылается на визуальное сходство с болевым номер 10, описанным в кандзи. Слово jūji также можно найти в «jūjika», что означает «крест». Как правило, выполняющий прием боец фиксирует запястье руки противника, хватая его и сжимая колени вместе. В начале выполнения приема одна из ног помещается поперек груди противника, икра второй ноги пересекает лицо оппонента, а бедра должны плотно прилегать к подмышке, после чего рука соперника фиксируется между бедрами, а локоть наводится на бедро или бедра. При удержании запястья оппонента на груди атакующего с мизинцем на грудной кости и большим пальцем, смотрящим вверх, исполнитель замка может легко растянуть руку и чрезмерно растянуть локоть соперника. Атакующий способен еще больше усилить давление на локтевой сустав, выгнув свои бедра против локтя. Эта техника используется в схожих с грэпплингом боевых искусствах, например, как бразильское джиу-джитсу, кэч-рестлинг, дзюдо, джиу-джитсу, самбо и шут-рестлинг, а также является одним из самых распространенных способов выигрыша в матчах по смешанным боевым искусствам.
Летящий рычаг локтя
Летящий рычаг локтя или Тоби-Дзюдзи-Гатамэ являющийся версией дзюдзи-гатамэ и выполняющийся из верхней стойки. Не в Ги обычно он применяется, когда у противника есть воротник. Крепко держась за шею и руку противника, исполняющий прием боец ставит одну из своих голеней напротив талии соперника и наклоняется к противнику; в то же время атакующий раскачивает ногу и входит в типичную позицию дзюдзи-гатаме. Также может быть выполнено немного измененный вариант этого приема. Вместо того, чтобы начать движение, поместив голень напротив талии соперника, нижняя нога может быть направлена через пространство между рукой и туловищем противника с коленом, обычно расположенным близко к подмышке соперника. Преимущество этого варианта приема заключается в том, что бедра атакующего бойца более тесно взаимодействуют с плечами его оппонента, что делает выполнение рычага локтя куда более легким. Тем не менее, недостатком этого варианта является то, что связанный с ней риск получения травмы увеличивается из-за увеличения высоты атакующего над ковром и почти вертикального угла наклона относительно земли. В Ги этот прием может быть выполнен без необходимости в удержании шеи. При ненадлежащем выполнении эта техника может позволить противнику увильнуть и занять выгодную позицию. Летящий рычаг локтя считается одним из наиболее визуально эффектных суставных замков, но он является редкостью из-за связанного с ним риска попадания в плохое положение.
«Вертолетный» рычаг локтя
«Вертолетный» рычаг локтя является немного другой версией рычага и представляет собой сочетание рычага локтя и томоэ нагэ, также используется в борьбе, дзюдо и джиу-джитсу. Когда атакующий стоит перед противником, он схватывает обе руки и падает назад, заставляя соперника наклониться вперед. Затем атакующий боец кладет ноги на живот или бедра противника и поднимает его ногами вверх. Хватая одну из рук противника, атакующий сбрасывает одну из своих ног (с той стороны, где фиксируемая рука оппонента). Это приводит к тому, что противник переворачивается и падает с приземлением на удерживаемую руку, вытянутую атакующим.
Санкаку-гатамэ
Санкаку-гатамэ или треугольный рычаг локтя представляет собой дзюдзи-гатамэ, выполненное с позиции «санкаку». Берущий свое происхождение из дзюдо он обычно используется, когда не работает шимэ. Это довольно эффективная техника в поединках, поскольку рука противника становится открытой во время защиты санкаку-дзимэ, а его внимание сосредоточено на остановке удушения.
Нюансы болевого приема рычаг локтя
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2017;
проверки требуют 8 правок.
Прямой рычаг (juji-gatame).
Болевой приём (яп. 関節技, «кансэцу вадза») — общий термин для действий человека во время схватки, сочетающих определённые захваты и движения, используемые для причинения противнику интенсивных болевых ощущений без применения ударной техники. В большинстве случаев непосредственной причиной боли является вынужденное движение одного из суставов человека по одной из осей на уровне физиологического предела (и, таким образом, на грани травмы), существуют также приёмы, сводящиеся к интенсивному локальному давлению на ткани. Для осуществления болевых приёмов обычно используется механизм рычага и противопоставление силе одной изолированной группы мышц атакуемого силы нескольких групп мышц атакующего; благодаря этим принципам владеющий техникой приёмов человек может успешно проводить болевые физически более развитым оппонентам. Болевые приёмы могут применяться для нейтрализации врага в рукопашном бою или самообороне, усмирения непокорного в правоприменении, принуждения соперника к сдаче и таким образом достижения чистой победы в спорте.
Эффективность болевых приёмов сделала их ключевой частью техники множества видов единоборств: джиу-джитсу (особенно бразильского), дзюдо, самбо, айкидо и многих других, не говоря уже о подготовке солдат и боевых системах самозащиты, таких как крав-мага. Сама сущность болевого приёма в любом случае делает эти элементы борьбы в той или иной степени травмоопасными: жёсткое или резкое выполнение приёма с приложением большой силы легко может привести к травме опорно-двигательного аппарата. В связи с этим разрешённые и запрещённые технические действия строго регламентированы правилами каждого спортивного единоборства: к примеру, болевые приёмы на локтевой сустав разрешены практически везде, а воздействие на суставы пальцев запрещено даже в смешанных единоборствах[1].
Наименование приёмов[править | править код]
Более или менее исчерпывающее наименование какой-либо техники включает[2] следующие компоненты:
- Основной технический признак приема: рычаг, ущемление, узел, скручивание или выкручивание.
- Характеристика основного элемента в структуре приема: рычаг локтя, узел стопы.
- Детали приема: рычаг локтя с захватом руки между ног.
- Исходное положение: рычаг локтя с захватом руки между ног из положения на груди соперника.
В связи с громоздкостью такой классификации уточняющие пункты применяются только при необходимости, также часто используются сленговые названия, например, рычаг локтя из стойки называют просто «висячка»[3]. Кроме того, параллельное развитие техники болевых приёмов среди различных школ, использующих различную терминологию, привело к нередким случаям путаницы, когда один и тот же приём имеет целый ряд названий: к примеру, узел руки предплечьем кверху в дзюдо называется «удэ-гарами» (яп. 腕緘)[4], в кэтч-рестлинге — «захват на часы» (англ. keylock)[5], в бразильском джиу-джитсу — «американа» (порт. americana)[6].
Классификация приёмов по механизму[2][править | править код]
- Рычаги (перегибы) — приёмы, выполняемые на выпрямленной конечности и заключающиеся в избыточном разгибании сустава.
- Узлы — приёмы, проводимые на согнутой конечности и сводящиеся к чрезмерному вращению сустава.
- Ущемления — приёмы, заключающиеся в сжатии мягких тканей (обычно мышцы или сухожилия) между костями «жертвы» приёма или атакующего и атакуемого. Широко распространённое мнение о «безвредности» приёмов-ущемлений и возможности вынести их действия без получения травмы при высоком болевом пороге является опасным заблуждением: попытка «перетерпеть» ущемление может привести к тяжёлой травме[7].
Болевые приёмы на руку[править | править код]
Дзюдоист выполняет рычаг локтя.
Как несложно догадаться, болевыми на руку называются рычаги и узлы, воздействующие на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, а также ущемления плеча и предплечья. Это широко распространённые приёмы: воздействие на локтевой и плечевой суставы разрешено практически во всех единоборствах, где болевые не запрещены вообще, благодаря тому, что между воздействием, причиняющим боль, и воздействием, наносящим травму, есть относительно существенная разница в интенсивности. Ущемления не обладают таким свойством, вследствие чего, к примеру, ущемление бицепса в соревнованиях по бразильскому джиу-джитсу (версия IBJJF) разрешено только начиная с коричневого пояса[8]. По статистике, рычаг локтя и кимура (обратный узел плеча) входят в число самых популярных приёмов в UFC[9]. Н. М. Галтовский в своём учебнике «Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо)» рекомендовал начинать обучение начинающих самбистов болевым приёмам с болевых на локтевой, а затем — плечевой сустав[2].
Болевые приёмы на запястье стоят несколько особняком: при отработке с готовым к этому оппонентом они сравнительно безопасны, но при реальном применении — резком и с приложением силы — очень легко вызывают травму, что привело к ограничению их применения в спорте (к примеру, в спортивном самбо[10] запрещены вообще, а в дзюдо отрабатываются только в ката[11]). Также они непопулярны в ММА из-за обязательного тейпирования запястий бойцов фиксирующими бинтами. С другой стороны, воздействия на запястье являются важным компонентом техники и «визитной карточкой» айкидо[12]. Возможность выполнять болевые на запястье в стойке и лёгкость перехода с них на узел плеча с заломом руки за спину (англ. hammerlock) сделал эти приёмы очень частыми в применении среди сотрудников силовых структур[13].
Болевые приёмы на ногу[править | править код]
Это воздействия, вызывающие болевые ощущения в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах, а также мягких тканях ног: рычаг коленного и голеностопного сустава, ущемление ахиллова сухожилия и икроножной мышцы, узел стопы, скрутка пятки и другие. Болевые на ногу травмоопасны, потому что точка их приложения — сравнительно хрупкие связки колена и голеностопа[14]. В связи с этим отработка даже разрешённых приёмов на тренировках должна проводиться аккуратно и плавно, а после подачи партнёром сигнала о сдаче выполнение приёма следует немедленно прекратить. Болевые приёмы на ноги запрещены в дзюдо, сильно ограничены в бразильском джиу-джитсу (большинство приёмов можно выполнять только начиная с коричневого пояса, а, в частности, скрутка пятки запрещена на любом уровне[8]), но широко применяются в самбо, грэпплинге и смешанных единоборствах. В бразильском джиу-джитсу приёмы на ноги вообще долгое время (ещё со времён знаменитого мастера Элиу Грэйси) имели весьма негативную репутацию[15], однако впоследствии и в этом единоборстве появились борцы, специализирующиеся на приёмах на ноги, к примеру, Дин Листер[16] и Гэрри Тонон[17]. Бразильский боец Роузимар Пальхарес известен своим неспортивным поведением при выполнении приёмов на ноги: после того, как Пальхарес дважды продолжил дорабатывать скрутку пятки против уже сдавшихся соперников, он был дисквалифицирован из UFC[18].
Болевые приёмы на мелкие суставы[править | править код]
Почти любое интенсивное воздействие на сравнительно хрупкие суставы пальцев рук и ног легко приводит к травме, так как даже захват одного пальца двумя создаёт мощный рычаг, а время между возникновением болевого ощущения и травмой очень невелико. Из-за этих свойств болевые на пальцы, как правило, запрещены в спортивных состязаниях[19], но имеют важное значение в практическом применении и поэтому изучаются в системах самозащиты и подготовке бойцов.
Болевые приёмы на позвоночник[править | править код]
Строго говоря, эффективность приёмов на позвоночник основана скорее не на их болевом эффекте, а на угрозе тяжелейшей травмы, которую они представляют: резко или с большой силой выполненный приём с высокой вероятностью приводит к травме спинного мозга. Таким образом, это скорее приёмы боя на уничтожение, чем болевые. Воздействие на позвоночник запрещено в большинстве спортивных соревнований, однако разрешается в некоторых профессиональных турнирах по грэпплингу (Metamoris, Grapplequest[20]), а также MMA: к примеру, на турнире UFC Fight Night: Nogueira vs. Davis в 2011 году «Корейский Зомби» Чан Сун Джун победил Леонардо Гарсию приёмом на шею, известным как «твистер»[21].
Примечания[править | править код]
Источник

Классификация, и основные способы и цели проведения болевых приемов в борьбе самбо. С описаниями, рисунками и видео.Предыдущая статья: Техника борьбы Самбо (часть 19) Основные удержания
Следующая статья: Техника борьбы Самбо (часть 21) Заваливания
Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до появления боли.
Однако правила борьбы самбо требуют, чтобы болевые приёмы проводились плавно, без резких движений, т. е. по существу только намечались. Как только противник подает сигнал (двукратным хлопком по телу победителя или произнеся слово «есть!»), самбист обязан немедленно отпустить захват.
Болевые приёмы в борьбе самбо разрешается проводить только в положении борьбы лёжа.
Правильные тренировки с применением болевых приёмов укрепляют связки и сухожилия, делают мышцы чуткими и эластичными, а также увеличивают амплитуду движения в суставах конечностей.
Но в тех случаях, когда самбист, попав в безвыходное положение, не подает своевременно сигнала о сдаче и старается перетерпеть боль, он может получить растяжение связок и всё равно вынужден будет сдаться. Это нужно учитывать и всегда давать сигнал вовремя. На соревнованиях, если судья на ковре убедился, что рука или нога захвачена правильно, освободиться от захвата нельзя и продолжение приёма может привести к травме, он прекращает схватку и объявляет победителем проводившего приём.
С помощью болевых приемов воздействуют на суставы рук или ног противника, вызывая вначале болевое ощущение, дальнейшее же проведение приема может привести к растяжению связок или к разрывам суставных сумок.
Подборка наиболее часто используемых в борьбе самбо болевых приемов:
Узел ногой
Рычаг локтя переходом от удержания со стороны плеча
Рычаг локтя через бедро от удержания верхом
Рычаг локтя с помощью ноги сверху
Переход на рычаг локтя руки, захваченной между ног
Рычаг колена от переворота противника через себя
Полная классификация болевых приёмов в борьбе самбо
Ссылки на статьи по болевым приемам самбо
Узел ногой
При защите противника от удержания сбоку захватить левой рукой запястье правой руки противника (хватом сверху). Подводя правое бедро под правое плечо противника и нажимая левой рукой на запястье его правой руки, перегибать его локоть через бедро. Защищаясь от болевого приема, противник повернет предплечье ладонью по направлению к своей голове и согнет руку в локтевом суставе.
Отжать вперед — вниз за свое правое бедро кисть правой руки противника. Поднимая вверх и сгибая в колене, наложить голень правой ноги на запястье его правой руки (см. рис.).

Приближая правую согнутую ногу к своей левой ноге и одновременно приподнимая вверх — вперед правый тазобедренный сустав, нажать низом живота на плечо противника Рука противника будет выкручена в плечевом суставе наружу.
Рычаг локтя переходом от удержания со стороны плеча
Противник обхватывает туловище атакующего, проводящего удержание со стороны левою плеча, пытаясь перекатить его в левую сторону (см. рис.).

Захватить правое плечо противника ближе к локтю и правым плечом прижать его запястье к своему правому боку. Опираясь грудью на грудь противника и свою правую ногу, приподнять таз над ковром и пронести свою левую ногу под правой ногой, приняв положение лежа на спине с правой стороны от противника. Голенью левой ноги зацепить правое бедро противника и прижать сильнее к себе. Левой рукой захватить за локоть правой руки противника и потянуть его к своему подбородку обеими руками, одновременно опуская свое правое плечо вниз. Рука противника будет выкручена в плечевом суставе наружу (см. рис.).

Рычаг локтя через бедро от удержания верхом
При выполнении удержания верхом захватить левой рукой запястье правой руки противника и прижать ее к ковру, переставить колено своей левой ноги через его руку ближе к голове. Прижать своими бедрами левую руку противника к его голове и, захватив ее обеими руками за запястье, перегнуть через свое правое бедро против естественного сгиба (см. рис.)

Рычаг локтя с помощью ноги сверху
Противник — в положении на четвереньках.
Приставить колено своей правой ноги к колену левой ноги противника, а левую ногу поставить на всю ступню на одной линии с его руками. Захватить правой рукой спереди — снаружи, левой — изнутри запястье левой руки противника. Одновременно, пропуская левую ногу под грудь противника, упереться ступней в его правую руку, приняв положение сидя на левой ягодице. Перекатываясь на левый бок, потянуть левую руку противника к своей груди, наложить на нее правую ногу сверху и подвести ступню своей правой ноги под его шею. Поворачивая захваченную руку противника локтем вверх, перегибать ее против естественного сгиба через свое бедро (см. рис.).

Переход на рычаг локтя руки, захваченной между ног
Противник стоит на коленях и опирается на предплечья.
Поставить колено своей правой ноги впереди правого плеча противника, а левую ногу поставить на всю ступню возле его правого бока. Предплечье левой руки продеть между правым плечом и боком противника и упереться им, как рычагом, в его спину, как бы стараясь перевернуть его через левый бок на спину. Для защиты от переворачивания противник выставит левую ногу в сторону. Захватить левую руку противника у локтевого сгиба обеими руками и поставить колено правой ноги рядом с его головой у левого плеча, как можно больше развернув голень вправо. Упираясь левой ногой в ковер, потянуть правую руку противника вперед — влево в направлении его левого плеча. Противник перевернется через левое плечо на спину. Одновременно с переворотом противника сесть на правую ягодицу и, упираясь бедром правой ноги в бок противника, перенести голень правой ноги на его грудь и скрестить свои ноги, зажав плечевую часть руки противника между ними. Правым предплечьем, нажимая в локтевой сгиб правой руки противника, тянуть ее к верхней части своей груди. Левым локтевым сгибом, нажимая на запястье правой руки противника, тянуть ее за счет разгибания спины по направлению вверх и в сторону его головы. Разъединить руки противника и, поворачивая его ладонь большим пальцем по направлению к голове, перегибать локтевой сустав против естественного сгиба через верхнюю часть своего левого бедра (см. рис.)

При защите противника от рычага локтя руки, захваченной между ног, кувырком через голову можно повернуться спиной в сторону головы противника и, нажимая правым бедром на плечевую часть его правой руки, прижать плечо противника к ковру. Предплечье правой руки переместить ближе к кисти правой руки противника и потянуть за запястье в направлении своего правого плеча (см. рис.). Противник разъединит руки.

Рычаг локтя можно выполнять и другими способами: упираясь левой рукой в ковер и на скрещенные стопы, перевернуть противника через голову на спину в прежнее положение (см. рис.).