Рекурвация коленного сустава при дцп упражнения

Двигательная коррекция детей с детским церебральным параличом
Физические упражнения-это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.
При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП
Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые не научившись ползать, научились ходить, также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться, как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научится выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.
Как научить ребенка с ДЦП держать голову. Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы детей с ДЦП. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая, чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень-перевороты.
Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться. Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы, нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу-ползание.
Отработка навыков ползания детей с ДЦП. Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах, овладевают навыками ползания на животе по пластунски, весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве-это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки, когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука-левая нога, затем левая рука-правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении, но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а мозг еще не созрел, у нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.
Упражнения на равновесие. Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве это все одно и тоже, всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски на ней можно стоя на четвереньках качаться влево и вправо или развернув ребенка в перед назад. Так же и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска переминание с ноги на ногу, работа стопами перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.
Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть. Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть, означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной
Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация). При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтоб пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтоб колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Так же ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.
Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»
Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене
Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положение на коленях, учится удерживать свой вес и баланс, с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеней перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.
Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию.
Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы, и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя-это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это, когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку при этом есть большая разница опора находится впереди ребенка или с боку от него. Так же необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку в низ к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.
Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу
Упражнения, направленные на ходьбу.
Способы тренировки, инструктор держит ребенка за бедра, и помогает ребенку вращать таз вправо и влево, для того, чтобы запустить шаговые движения, и ребенок ощущает свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.
Двигательная коррекция ДЦП направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: не правильный захват кисти, не правильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция нарушений детей с дцп проводится двумя путями индивидуально и в групповых занятиях. Лфк для детей с дцп составляется индивидуально, так же индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.
По материалам сайта https://sakuramed.ru/metody-reabilitacii/korrekciya-dvigatelnyh-vozmozhnostei
Источник
Физические упражнения — это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.
При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП.
Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но, как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые, не научившись ползать, научились ходить. Также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научиться выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.
Как научить ребенка с ДЦП держать голову
Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень — перевороты.
Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться
Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу — ползание.
Отработка навыков ползания детей с ДЦП
Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах овладевают навыками ползания на животе по пластунски. Весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве — это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки. Когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука — левая нога, затем левая рука — правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении. Но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а потому что мозг еще не созрел, и нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.
Упражнения на равновесие
Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве — это все одно и тоже. Всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие — это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер — балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски — на ней можно, стоя на четвереньках, качаться влево и вправо, или, развернув ребенка, вперед-назад. Также и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска — переминание с ноги на ногу, работа стопами, перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное — научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.
Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть
Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной
Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация)
При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтобы пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтобы колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Также ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.
Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»
Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене.
Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положении на коленях учится удерживать свой вес и баланс с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеньев перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.
Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию
Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя — это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку. При этом есть большая разница — опора находится впереди ребенка или с боку от него. Также необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку вниз к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.
Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу.
Упражнения, направленные на ходьбу
Способы тренировки: инструктор держит ребенка за бедра и помогает ребенку вращать таз вправо и влево для того, чтобы запустить шаговые движения, и чтобы ребенок ощущал свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.
Двигательная коррекция ДЦП
направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: неправильный захват кисти, неправильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция двигательных нарушений детей с ДЦП проводится двумя путями: индивидуально и в групповых занятиях. ЛФК для детей с ДЦП составляется индивидуально, также индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.
Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.
Полезные статьи:
- Мелтдаун(срыв) при аутизме и как с ним справляться
- Обучение чтению детей с аутизмом
- Формы аутизма
Источник
Некоторые поражения опорно-двигательного аппарата приводят к тяжелым нарушениям двигательной функции и существенному ухудшению качества жизни человека. Данная статья о том, что такое рекурвация коленного сустава, почему она возникает и как лечится.
Что собой представляет рекурвация сустава
Рекурвация (гиперэкстензия) сустава – патологическое состояние, характеризующееся чрезмерным разгибанием суставов. Это приводит к деформированию и нарушению функционирования суставных сочленений.
Справка. В переводе с латинского название патологии означает «гнуть в обратную сторону».
Обычно происходит поражение коленного сустава, являющегося одним из наиболее крупных суставных сочленений в теле человека. При этом патологическое разгибание приводит к тому, что ноги пациента приобретают неестественную форму (колени выгнуты в противоположную сторону) и утрачивают нормальную подвижность.
По статистике, чаще всего данная патология встречается у женщин.
Причины
В подавляющем большинстве случаев патологическое состояние имеет врожденную природу.
Справка. Выявляется приблизительно у 1 ребенка из 1000.
Развитие патологии у ребенка может быть связано с маловодием, ягодичным предлежанием, генетическими заболеваниями соединительной ткани, гипермобильностью суставов и прочими отклонениями.
Также в детском возрасте может наблюдаться сочетание рекурвации с фиброзными изменениями, дисплазией тазобедренного или коленного суставов, вывихом, отсутствием надколенника.
Редко заболевание может носить приобретенный характер. В этой ситуации к причинам рекурвации коленного сустава у взрослого относятся:
- ослабленная функциональная возможность четырехглавой мышцы бедра,
- передний наклон таза со слабостью мускулатуры,
- ограничение амплитуды движений в суставе голеностопа,
- укороченная икроножная мышца с повышенным тонусом.
Также патология у взрослого человека может стать следствием оперативного вмешательства по пересадке части сгибателей у больных с параличом четырехглавой мышцы бедра. Последствия могут проявиться в случае неправильного подбора специалистом мышечной ткани.
Симптомы
Патологическое состояние имеет характерную клиническую картину, которую даже на раннем этапе развития можно безошибочно определить:
- ограничение функции сгибания,
- одна нога короче другой,
- натяжение подколенных связок с формированием складок на коленях,
- переизгиб голени назад в положении стоя,
- деформация коленной области с выраженным изгибом колена назад,
- походка похожа на прыжки кенгуру (при двустороннем поражении).
По мере протекания патологии и при отсутствии лечения деформация только усиливается и может привести к ограничениям передвижения.
Диагностика
Перед тем, как лечить патологическое нарушение, специалист проводит тщательное обследование. Обычно для выявления заболевания врачу достаточно провести осмотр больного, в ходе которого выясняются жалобы и характерная симптоматика заболевания.
Для уточнения предварительного диагноза может быть назначена рентгенография, которая поможет определить наличие смещений эпифизов костей (большеберцовой и бедренной).
Лечение
После выявления недуга следует без промедления начать лечение, которое может включать консервативные и оперативные терапевтические методики.
Справка. Поскольку нарушение в большинстве случаев имеет врожденную форму, наиболее действенной терапия является в возрасте до 8 месяцев.
В этот период лечение рекурвации коленного сустава у ребенка проводится следующими способами:
- физиотерапевтические процедуры,
- лечебный массаж,
- специальная гимнастика,
- накладывание гипсовой повязки в сгибательном положении (практикуется до 2-х лет, при этом сгибание происходит постепенно с многократной сменой повязки).
Начиная с 2-летнего возраста терапевтическая схема дополняется использованием ортезов, корригирующими лонгетами на ночь, ортопедической обувью, ЛФК.
При неэффективности консервативного лечения может быть назначено оперативное вмешательство:
- совмещение суставных поверхностей,
- изменение длины связок, сухожилий прямой бедренной мышцы,
- артротомия,
- корригирующая остеотомия (проводится детям от 5 лет),
- надмыщелковая резекция для укорочения длины бедренной кости (назначается детям от 3 лет).
Вид операции и техника ее проведения определяется специалистом в соответствии с причиной патологии, особенностями ее протекания, выраженностью симптоматики и возрастом пациента.
Лечение взрослого пациента с приобретенной формой начинается с устранения причины развития отклонения, в последующем – использованием корригирующих ортезов, бандажей, обуви, выполнением специально подобранной гимнастики.
Заключение
Поражение опорно-двигательной системы является серьезным испытанием для всего организма, поскольку нарушается его нормальное функционирование. Для предотвращения подобных проблем следует внимательно следить за своим здоровьем и при появлении каких-либо нарушений сразу же обращаться к врачу.
Источник