Проприоцепция упражнения коленного сустава

Проприоцепция упражнения коленного сустава thumbnail

Информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела, называется проприоцептивной. От рецепторов нервные волокна проводят импульсы через спинной мозг, продолговатый мозг в мозжечок (это бессознательный уровень движений) и постцентральную (теменную) кору (это произвольный уровень, как раз то, что относится к диспраксии). Также имеются связи с ретикулярной формацией, которая влияет на внимание.

Во многом проприоцепция, вестибулярная и тактильная чувствительность оказывают взаимное влияние, и часто нельзя разделить, что вот это воздействие только на один вид чувствительности, а это – на другой. Это все про наше тело. Одни и те же симптомы (например, ходьба на цыпочках) могут свидетельствовать о разных дисфункциях. Например, при вестибулярной гиперчувствительности можно дополнительно использовать приприоцептивную стимуляцию для «обнуления» ощущений: надеть на ребенка утяжеляющий жилет или крепко обнять. Аналогично при тактильных нарушениях сначала рекомендуется «включить» более глубокую чувствительность (мышечную: вибрация, массаж, прохлопывания), затем уже работать с тактильной.

Проприоцепция формирует:

  • Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);
  • Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);
  • Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).

Если говорить кратко, то проприоцепция обеспечивает схему тела (theory of body), а у детей схема тела – это основа образа «Я» и понимания взаимоотношений между людьми, осознания себя как субъекта этих отношения (theory of mind). Именно поэтому так важно обеспечивать ребенку опыт физического контакта, телесные игры (это любые игры, задействующие глубокую чувствительность).

Как и с другими видами чувствительности, по классике выделяют гиперчувствительность, гипочувствительность и сенсорный поиск. Причем у одного и тоже же человека в теле может быть и гипер-, и гипочувствительность. Например, ребенок совершенно не боится щекотки, при этом очень плохо относится к тому, когда чужие люди хватают его за шею.

Общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребенка:

  • Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность;
  • Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);
  • Задержка моторного развития;
  • Проблемы в артикуляции;
  • Ходьба на носочках;
  • Проблема с ритмом (дизритмия);
  • Постоянно что-то разливает, роняет;
  • Проблемы с имитацией движений;
  • Проблемы с двигательным планированием;
  • Шаркание ногами или слишком сильное топанье;
  • Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;
  • Проблемы позы и позиционирования тела при любых действиях (например, неправильный захват, неправильный артикуляторный уклад – это как раз то, что относится к кинестетике);
  • Ребенок, наоборот, может быть «гиперактивным»: прыгает, бегает, дрыгает частями тела. Это может очень раздражать окружающих, но ему это необходимо, чтобы «чувствовать себя», ребенок может бросаться намеренно на какие-то объекты или людей с подсознательным желанием получить ощущения, «посенсориться», может часто падать;
  • Любит обниматься, прижиматься, толкаться (тоже может быть навязчивым и раздражать). Один раз ко мне приводили девочку с жалобами, что она может подойти в саду к другому ребенку в группе и пожевать его волосы;
  • Может толкаться и кусаться, но не с агрессивным намерением, а не чувствуя своих физических границ (логично, что если физические границы сформированы недостаточно, то и личностные будут формироваться с нарушением, отсюда психологические проблемы в коммуникации);
  • Мастурбация;
  • Жевание несъедобных предметов, в том числе одежды;
  • Может сам себя кусать и царапать, но это не акт аутоагрессии, а с целью получения ощущений (ребенок делает это бессознательно).

Причины нарушения сенсорной интеграции

К причинам нарушений обработки проприоцептивной информации можно отнести проблемы беременности и родов, особенно Агнешка Лемански, известный сенсорный терапевт из Польши, подчеркивает длительный прием но-шпы для снятия тонуса матки (т.к. на тонус мышц плода препарат тоже влияет) и кесарево сечение. Во время естественных родов младенец получает мощную проприоцептивную стимуляцию, которая «запускает» многие процессы в организме. В Восточной Европе есть практика, которая для кесарят имитируют процесс родов (специальный массаж). Также повреждение ствола головного мозга сильно влияет на весь процесс развития, поскольку все основные нервные пути идут через ствол.

Коррекция нарушения проприоцепции

Сенсорных терапевтов в Европе готовят 2 года. В нашей стране таких специалистов практически нет, однако знания постепенно проникают и к нам. Что можно использовать для помощи таким детям (только нельзя ни в коем случае применять насилие, действовать через крик и слезы, самый главный принцип — «не навреди»):

  • Утяжеленный жилет (хорошо для гиперактивных деток; носить целый день нельзя! Надевать нужно 3-4 раза в день по 20 минут);
  • Утяжеленное одеяло (если собираетесь класть спать ребенка под ним на всю ночь, одеяло должно весить не более 15-20% от массы ребенка; лучше утяжеленное одеяло использовать для засыпания, успокоения, расслабления, сенсорной разгрузки, а потом убирать). Его также можно использовать нормотипичным детям и взрослым для снятия стресса;
  • Протокол Вилбаргера (Wilbarger Protocol) – процедура снятия напряжения с помощью массажа специальной жесткой щеткой;
  • Игры на прохлопывание, тисканье, щекотка;
  • Массаж;
  • Пролезание через организованные тоннели (например, из одеял или спец. оборудование для сенсорной интеграции), тесные пространства;
  • Сенсорный чулок (специальный эластичный чулок, который надевается на всё тело, и при движениях в игре образуется сопротивление ткани);
  • Двигательная коррекция, ЛФК, АФК, сенсомоторная коррекция (часть упражнений нельзя применять детям с эпиактивностью);
  • Вибрация (нельзя людям с эпиактивностью).
Читайте также:  Смазка для коленных суставов

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Проприоцепция – это основная Сашина проблема в сенсорных нарушениях . Не знаю насколько правильно я построила фразу, но надеюсь вы меня поняли). Это я заметила ещё когда Саше было полтора года. Ему сложно на детских площадках и детских развивающих комплексах. Он боится детей. Вернее он боится когда они бегают вокруг. А ещё боится спускаться с горки (сейчас уже в меньшей степени). Высоко залезать. Изучение литературы по сенсорным нарушениям дало мне понимание чего именно страшится и избегает мой ребёнок.

 И теперь я могу ему помочь. 

Вот, что я собрала необходимое для себя из этой книги: 

Проприоцепция сообщает нам о положении и о движениях собственного тела. Подобно внутреннему зрению проприоцепция информирует нас:

  • где находится наше тело или части тела в пространстве

  • как части тела соотносятся друг с другом

  • как сильно и как быстро напрягаются наши мышцы 

  • как быстро наше тело двигается в пространстве 

  • как мы ощущаем время 

  • сколько усилия надо вложить в движение мышц

Эта информация является фундаментальной для каждого движения, которое мы делаем. Наши рефлексы, автоматические реакции планируют наши действия от этой информации.

Проприоцепция бывает как бессознательной, когда мы автоматически удерживаем своё тело в прямом положении на стуле, так и осознаваемой, когда мы снимает ногу с ноги, прежде чем встать со стула. Иногда врачи- эрготерапевты используют термин «кинестезия», чтобы описать последовательность осознанных движений-поз, используемых при обучении, что также называется проприоцепция. 

Проприоцепция- это «ощущение позиции» или мышечное чувство. Рецепторы в основном расположены в мышцах и коже, а также в связках, суставах, сухожилиях и соединительной ткани. Стимулы, необходимые для этих рецепторов- это растяжение. Когда мышцы или кожа растягиваются или сжимаются и части тела наклоняются или распрямляются, проходит послание в центральную нервную систему о том, где и как произошло движение. 

Мускульное чувство, которое проходит через систему проприоцепции, тесно связано с тактильной и вестибулярной системой. 

Тактильно-проприоцептивное (или сомато-сенсорное) различие относится к непосредственным ощущениям от прикосновения и положения тела. Этот навык необходим для таких простых задач, как определение веса стакана молока или удерживания карандаша для рисования. 

Вестибулярно-проприоцептивное различение относится к непосредственному ощущению позиции головы и тела, когда ребёнок активно движется.Оно необходимо для бросания и ловли мячика или подъёма по ступенькам. 

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ПРОПРИОЦЕПЦИЯ? 

  • Функции проприоцепции заключаются в том, чтобы увеличить ощущение тела и управлять двигательным контролем и двигательным планированием.

  • Проприоцепция способствует развитию визуального различения. Чем больше мы двигаемся, тем больше мы понимаем то, что мы видим.

  • Она способствует телесному самовыражению, способности выполнять цепочку действий, двигать частями тела эффективно и экономично. 

  • Она позволяет нам плавно ходить, быстро бегать, сидеть. стоять, потягиваться и лежать. 

  • Она позволяем нам чувствовать себя эмоционально защищёнными, поскольку мы можем доверять своему телу, настолько мы чувствуем себя защищеныим и безопасным. 

  • Другой очень важной функцией является модуляция нашего уровня возбуждения. Она помогает взбодриться, когда вы утомились и успокоиться, когда вы взвинчены. 

Более того, состояние спокойствия и организованности, которое обеспечивается работой проприоцепции, может продолжаться несколько часов и человек может обращаться к нему, чтобы помочь себе поддержать рабочее состояние. Педагоги, родители и эрготерапевты, которые понимают это, знают, что лучший способ успокоить расшалившихся детей для чтения книжки или выполнения домашнего задания, сначала предоставить детям возможность хорошенько потянуться и подвигаться. 

  • Дополнительная функция проприоцепции заключается в различении движения во времени и пространстве. Примером может служить завязывание шнурков, что требует проприоцепции мышц и пальцев, скоординированных с хорошим визуальным и тактильным различием. Чтобы знать куда продеть конец шнурка и какой величины сделать петлю нам неоходим праксис, праксис, праксис. Большинство взрослых может это сделать в темноте. 

Читайте также:  Артроскопия коленного сустава под местным наркозом

РАЗБАЛАНСИРОВАННАЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА 

  Сверхчувствительность или «ой, нет!»:Ребёнок избегает растяжеия сжатия мышц. Кроме того сверхчувствительность может сделать ребёнка сверхчувствительным к еде. Это происходит вследствие того, что определённые структуры и текстуры или консистенция может потребовать приложения определённой силы и координации при жевании, а рот ребёнка не получает необходимой для этого сенсорной информации. 

Недостаточная чувствительность : «Ну, нет!» В отличии от «сенсорного избегателя» ребёнок, не обращающий внимания на сенсорные стимулы, может не заметить, что он уже долгое время сидит в неудобной позе. Ощущение иголочек и покалывания в затёкшем теле может его не беспокоить. У него недостаточное понимание своего тела и он чрезвычайно неуклюже играет с игрушками и материалами.Он не способен сориентировать своё тело так, чтобы одеться, и он не понимает как двигаються руками и ногами в процессе одевания. 

Ищущий ощущений- это «разрушитель».Он жаждет активного движения, любит толкаться и «жесткие» приземления, когда он буквально швыряет себя об землю. Он также жаждет пассивного ввода информации для мышц и суставов , например сильных «медвежьих» объятий, любит чтобы его тискали или потузили во время потасовки. Такой ребёнок постоянно ищет дополнительных проприоцептивных ощущений, поэтому кусает, бьёт и ведёт себя так, что это можно понять за агрессивную манеру поведения. Некоторые дети, ищущие ощущений, увлекаются самостимуляцией, например, кусают себя сами, или бьются головой о стену и детскую кроватку. Этим детям хорошо помогает специальное сенсорно-интеграционное обучение (лечение) с предоставлением широких возможностей проприоцептивных ощущений, чтобы снизить их высокое возбуждение. 

ПРОПРИОЦЕПЦИЯ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ НАВЫКИ

Проприоцепция тесно связана с тактильной и вестибулярной системами, и иногда в некоторых функциях перекрывают друг друга. их функция включает: ощущение своего тела. Ребёнок с плохой проприоцепцией не понимает позиции своего тела и его частей. 

Моторный контроль Проприоцепция обеспечивает информацию, необходимую для координации основных движений крупной и мелкой моторики. У ребёнка с плохой проприоцепцией проблемы с контролем движений крупной моторики, например, с перемещением из одной позиции в другую, и с мелкой моторикой, например с хватанием предметов.

Градуирование движения Проприоцепция помогает все движения выстроить по ступенькам. Градуирование движений означает, что мы ощущаем, сколько давления нужно вложить, когда мы сгибаем или растягиваем наши мышцы. Мы понимаем, какое количество и качество мышечного движения должно быть произведено и с какой силой мы должны двигаться.

Постуральная стабильность.Проприоцепция даёт подсознательное понимание своего тела,  которое даёт нам возможность стабилизировать себя, когда мы сидим , стоим или двигаемся. У ребёнка с дисфункцией отсутствует стабилизация, необходимая для того, чтобы выполнить элементарное -позы для выполнения повседневных задач. 

Праксис (двигательное планирование) Праксис зависит от точной модуляции и различения проприоцептивных ощущений. Планирование и последовательность моторных действий-это целая проблема для людей с диспраксией, особенно если имеется недостаток чувствительности. 

Эмоциональная безопасность Проприоцепция способствует тому, что мы чувствуем эмоциональную безопасность, так как она ориентирует нас, где находятся различные части тела и что мы делаем со своим телом. У ребёнка с плохой проприоцепцией отсутсвует уверенность по отношению к его телу. Вследствии того, что у него отсутствуют ощущение тела, он эмоционально не защищен.

На страницах этой есть опросник  ( стр. 194-197), он позволит вам определить, имеется ли у вашего ребёнка проприоцептивная дисфункция. 

А теперь- что делать если проприоцептивные нарушения:

Разминка суставов: положите свою руку на предплечья ребёнка, а другую на его плечо.Медленно надавливайте у локтя вперёд и назад Разомните колено и плечо. Надавливайте на голову. Выправляйте и сгибайте пальцы рук, локти . колени, лодыжки и пальцы рук. Эта техника растяжения и сгибания очень эффективна, особенно если ребёнок по долгу сидит неподвижно. Сжимание тела-сядьте на пол за спиной вашего ребёнка, широко расставьте ноги, затем обхватите его ногами, обхватите руками колени ребёнка, прижмите их к груди и крепко сожмите.Держите ребёнка крепко, покачайте его туда-сюда.

Поднимать и тащить тяжёлый груз: дайте ребёнку носить бутылки с напитками на пикник, корзинки с бельём, пакеты с продуктами. заполненные небьющимися товарами в дом.Он может складировать стопки с книгами, носить кирпичи или упаковки с водой.

«Тяни-толкай«-давайте ребёнку толкать и тянуть тележку с продуктами. Пусть он возит коляску, таскает песок и грабли, толкает тяжёлые коробки, возит друзей на санках или тянет гружёные тележки. большие игрушечные машинки.Тяжёлая мышечная работа наполняет его мышцы энергией. 

Читайте также:  Воспаление боковой связки коленного сустава лечение

 Висеть на руках:повесьте перекладину в дверном проёме (турник) или берите ребёнка в парк, где есть детские перекладины и турники. когда руки ребёнка ощущают вес тела, его растянувшиеся мышцы осуществляют «массаж мозга». Когда ребёнок перемещается по перекладинам на руках, он развивает силу рук и верхней части тела.

«Муравьинная тропа»-положите большой мешок с рисом или бобами на спину ребёнка и позвольте ему походить с тяжёлым панцирем на спине.

«Медвежьи объятия»— каждому необходимо двенадцать объятий в день.

«Переливайка» -дайте ребёнку пересыпать песок, бобы, переливать воду из одной ёмкости в другую.

Открывание двери-трудно? тогда вашему ребёнку необходима практика. не торопитесь, пусть он делает всё самостоятельно.

Спинка к спинке-два ребёнка сидят на полу, прижавшись спиной друг к другу . попросите их упереть ноги в пол и встать, опираясь на спину друг друга.

«Бульдозер»— один ребёнок садиться в большую картонную коробку или сложенный мат, а другой толкает его по полу при помощи рук, головы, плеч, спины или ног.

Армлеслинг -даже если вы сильнее своего ребёнка, пожалуйста, позвольте ему победить несколько раз.
Эти советы я взяла из книги «Разбалансированный ребёнок» К. С. Крановиц
От себя добавлю :

Кидаться и биться подушками. Очень весёлое и полезное занятие.

Массаж травяными мешочками, как и сам массаж -это занятие не только для проприоцептивной системы , но и тактильной.
Тактильная система-это следующая глава, которую я буду изучать и конспектировать.

Занимайтесь со своим ребёнком и вы увидите насколькол комфортнее он будет себя ощущать в жизни, пространстве и времени..

Автор: Квантум Сатис 

Источник

Проприоцептивная сенсорная система – одна из семи частей в общей сенсорной системе человека. Она сообщает нам, где находятся части нашего тела, даже без того, чтобы мы их видели. Это осуществляется благодаря особым нервным окончаниям в суставах, связках и мышцах.

Сенсорная интеграция: развиваем проприоцептивную чувствительность

Обычно жажда дополнительных проприоцептивных стимулов хорошо заметна со стороны. Ребёнок чаще всего делает что-либо из списка ниже:

  • Ощупывает себя (и даже бьёт), предметы и людей
  • Ищет давления на тело (от слабого до сильного), любит очень крепкие объятия
  • Сжимает и разжимает мелкую мускулатуру (жевание и сосание разных предметов, пальцев, волос, необычная напряжённая мимика, движения в кистях и стопах, особенно пальцами)
  • Занимает необычное положения тела во время сидения, стояния, лежания и даже ходьбы (прислоняется к стене, ведёт рукой по стене и предметам, всё ощупывает, выгибается в позах, требующих растяжения мышц)
  • Бегает, приседает и прыгает
  • Пытается двигать и нести большие предметы
  • Наваливается всем телом на диван
  • Качается на стуле и т.д.

Обычно такая стимуляция требуется ребёнку для успокоения нервной системы, которая может уделить достаточно ресурсов иной деятельности только в случае, когда человек хорошо осознаёт положение своего тела в пространстве.

Для эффективных обучающих занятий любого толка (на уроке или дома с мамой) требуется концентрация внимания. Нервная система маленького человека не должна отвлекаться на дискомфорт от нехватки проприоцептивной чувствительности.

Если нехватка значительна и присутствует с малышом постоянно, закономерно возникает необычное поведение. Так получается потому, что,  только осуществляя дополнительное стимулирование, ребенок компенсирует нехватку. Когда нехватка компенсирована, ребёнок чётко чувствует своё тело и перестаёт отвлекаться на выяснение вопроса «где я, где моя рука, нога и т.п.». Таким путём он достигает лучшей концентрации на процессе обучения или на объекте игры и беседы.

Сенсорная интеграция: развиваем проприоцептивную чувствительность

Для многих детей с РАС весьма эффективным вариантом становится одновременная работа с проприоцепцией и равновесием. В создание гармоничных условий входят:

  • Определение необходимого сенсорного убежища
  • Регулярные упражнения на проприоцепцию и  вестибулярный аппарат – 10-15 минут каждые 2-3 часа.

Нередко упражнения совмещают работу с обеими сенсорными системами — из-за их тесной взаимосвязи и перекрёстных стимулов.

Такой режим отлично работает на адекватную сенсорную интеграцию, которая предполагает упорядочивание ответов со стороны нервной системы ребёнка на всё разнообразие стимулов. Организуя работу нервной системы, мы добиваемся повышения концентрации на учебных задачах, а также спокойного эмоционального состояния. У ребёнка уменьшаются явления самостимуляции, истерики, агрессия к другим и себе.

Посмотрите ВИДЕО по ссылке:

  • Оно прекрасно иллюстрирует классические примеры детского поведения в условиях недоразвития проприоцептивной системы и оставляет нам большое пространство для её совершенствования.

Мы полностью согласны с авторами видео и предлагаем вам памятку по основным видам деятельности, которые развивают одну из семи сенсорных систем и насыщают дефициты в проприоцепции у детей:

Сенсорная интеграция: развиваем проприоцептивную чувствительность

Группа в Facebook

Источник