Подвывих локтевого сустава фото

Подвывих локтевого сустава фото thumbnail

Из этой статьи вы узнаете: какие бывают вывихи локтевого сустава, каковы причины их возникновения. Симптомы и диагностика этой травмы, лечение и реабилитация. Подвывих.

Нивеличук Тарас

Дата публикации статьи: 01.05.2019

Дата обновления статьи: 19.01.2020

Содержание статьи:

  • Анатомия локтевого сустава и виды вывихов
  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Методы лечения
  • Восстановительный период
  • Профилактика
  • Прогноз
  • Первоисточники информации, научные материалы по теме

Вывих локтевого сустава – это травма, при которой суставы костей предплечья смещаются, нарушая его нормальное строение. При полном вывихе суставы полностью утрачивают контакт между собой, а при подвывихе они все еще соприкасаются.

схематичный полный вывих локтевого сустава

полный вывих локтевого сустава на рентгене

Подвывих локтевого сустава чаще бывает у детей до 6 лет, его легко вправляют врачи. Полный вывих предплечья – это более серьезная травма, которая труднее поддается лечению.

Сам по себе вывих или подвывих предплечья не опасен, но он может сопровождаться переломами, повреждениями нервов и кровеносных сосудов. У большинства пациентов удается добиться полного восстановления, но у некоторых людей остается ограничение амплитуды движений.

Проблемой вывиха занимаются травматологи.

внешний вид руки при вывихе локтевого сустава

Анатомия локтевого сустава и виды вывихов

В локте, как и в колене, находятся три кости: плечевая, лучевая и локтевая, соединенные связками, которые удерживают их в правильном положении. При сокращении мышц в суставе возможны следующие движения:

  1. Сгибание и разгибание.
  2. Вращение.

Рядом с суставом проходят нервы и артерии, названные в соответствии с наименованиями костей.

строение локтевого суставаСтроение локтевого сустава

Вывих может быть:

  • Полным.
  • Неполным (подвывих).

Также выделяют следующие виды:

  • Простой – без переломов или разрывов.
  • Сложный – сопровождается другими травмами нервов и сосудов.

По характеру смещения вывихи дифференцируют на:

  1. Задний – развивается при смещении локтевой и лучевой костей назад. 90% всех вывихов относится именно к этому типу.
  2. Передний – кости предплечья смещаются вперед.
  3. Медиальный – кости смещаются внутрь.
  4. Латеральный – кости смещаются наружу.
  5. Дивергентный – кости смещаются в разные стороны от сустава (внутрь и наружу).

классификация вывихов локтевого суставаКлассификация вывихов локтевого сустава

Причины

Причиной вывиха локтя почти всегда является травма, полученная при падении, занятиях спортом, во время аварии или других несчастных случаев.

  • Механизм возникновения заднего вывиха включает падение на вытянутую руку, при котором сила удара передается на локтевой сустав, что приводит к смещению костей предплечья назад.
  • Подвывих локтя чаще развивается у детей, его причиной может быть резкий рывок за предплечье ребенка, при котором возникает смещение головки лучевой кости.
  • Передний вывих развивается вследствие удара по задней части предплечья, когда рука полусогнута в локте.

Симптомы

Полный вывих предплечья имеет яркую клиническую картину, которая проявляется сразу после травмы и включает:

  • Деформацию руки в локте.
  • Сильную боль, отек, резкое ограничение или невозможность движений в локте.
  • Удлинение или укорочение предплечья, по сравнению со здоровой рукой.

у мужчины вывих локтевого суставаВизуально видна деформация локтевого сустава

Если при вывихе также повреждены связки или другие мягкие ткани вокруг сустава, в этом месте спустя несколько дней может появиться гематома (синяк). Повреждение одного из нервов, проходящих около локтевого сустава, может вызвать неврологические симптомы – онемение, покалывание и слабость на предплечье и кисти. При разрыве артерий нарушается кровоснабжение, что приводит к отсутствию пульса на предплечье, побледнению и похолоданию кожи ниже места повреждения.

Подвывих локтевого сустава проявляется не так ярко. Его симптомы могут включать частичное ограничение движений в локте, боль при сгибании или разгибании руки. Также могут наблюдаться гематомы на внутренней или внешней поверхности локтя, если растянуты или разорваны связки.

Диагностика

Для выявления вывиха предплечья врач сперва проводит осмотр руки, расспрашивает пациента о полученной травме. Он оценивает болезненность, выявляет наличие отека и деформаций вокруг локтя. Также обязательно проводится обследование чувствительности и кровоснабжения на предплечье, с помощью которого можно выявить повреждение нервов и кровеносных сосудов.

Затем для подтверждения диагноза проводится рентгенография локтевого сустава в двух проекциях, с помощью которой можно обнаружить вывих, определить его вид и выявить сопутствующие повреждения костей. Очень часто вывих локтя сопровождается переломом костей предплечья.

рентгенограмма при вывихе локтевого суставаНа рентгеновском снимке в боковой проекции определяется задний вывих локтевого сустава

Если с помощью рентгенографии не удалось получить нужную травматологу информацию, пациенту может понадобиться компьютерная томография. Когда есть необходимость в исследовании связочного аппарата, проводится магнитно-резонансная томография. Чаще всего эти дополнительные обследования проводятся уже после вправления вывиха.

Методы лечения

Вывих предплечья – это неотложная ситуация, требующая немедленной медицинской помощи. Цель лечения в таком случае состоит в восстановлении нормального состояния локтевого сустава и возобновлении его нарушенных функций. Полностью вылечить патологию можно с помощью консервативного или хирургического лечения.

Первая помощь при вывихе локтя

Правильное оказание первой помощи до прибытия в лечебное учреждение может снизить вероятность осложнений и облегчить симптомы вывиха. Для этого:

  1. Не затягивайте с обращением в больницу.
  2. Не делайте никаких движений травмированной рукой в локте, чтобы не распространять повреждение. До оказания квалифицированной медицинской помощи зафиксируйте руку в одном положении. Не пытайтесь вправить вывих самостоятельно, так как это может повредить сустав и окружающие его мышцы, связки, нервы и кровеносные сосуды.

    Приложите к поврежденному суставу лед. Это поможет уменьшить отек и остановить возможное кровотечение из разорванных сосудов.

  3. С целью обезболивания можете принять таблетку парацетамола или ибупрофена.

иммобилизация поврежденного суставаПоврежденную руку можно подвесить на повязку-косынку

Консервативное лечение

Нормальную анатомию локтевого сустава при простом вывихе предплечья обычно можно восстановить без операции в условиях травмпункта. В большинстве случаев процедура вправления должна происходить после введения пациенту обезболивающих и седативных препаратов. Обычно вправление вывиха предплечья проводится двумя медицинскими работниками, один из которых – травматолог.

Метод консервативного восстановления нормального строения локтевого сустава зависит от вида перелома, выполнять его может только опытный врач. Самостоятельное вправление вывиха чревато развитием опасных осложнений.

После вправления пациенту повторно проводят рентгенографию, чтобы подтвердить нормальное положение костей в суставе. Затем накладывают на пораженную руку гипс, который приходится носить 2 недели. Более длительная иммобилизация опасна возникновением контрактур и ограничением диапазона движений в локте.

Хирургическое лечение

При сложном вывихе предплечья для восстановления нормальной анатомии локтевого сустава может понадобиться хирургическое вмешательство. Вид проводимой операции зависит от типа и степени повреждения костей. Для удержания правильного положения может понадобиться их закрепление с помощью винтов, пластин или аппаратов внешней фиксации.

Если при вывихе были повреждены нервы или кровеносные сосуды, то во время операции также проводится их восстановление.

Восстановительный период

Реабилитация после консервативного лечения

Если у человека был простой вывих локтевого сустава – восстановление после вправления проходит быстро и без каких-либо осложнений. У пациента может наблюдаться небольшое ограничение движений в локте, особенно во время разгибания руки. Это никак не влияет на функциональные способности пострадавшей конечности.

Читайте также:  После ушиба рука не сгибается в локтевом суставе

После снятия гипса, с помощью которого проводится иммобилизация (обездвиживание) руки в локтевом суставе после вправления в течение 10–14 дней, нужно начинать лечебную физкультуру. Ее цель – в восстановлении нормального объема движений и ощущения положения сустава (так называемая проприоцептивная чувствительность). Индивидуальную программу реабилитации могут помочь составить травматолог и врач лечебной физкультуры. Полное восстановление занимает от 3 до 6 недель.

Примеры простых упражнений, которые можно делать дома:

ЦельУпражнение

Увеличение объема движений

Сгибание и разгибание руки в локте

Восстановление силы мышц вокруг пораженного сустава

Сгибание и разгибание руки с небольшим весом

Растяжка локтя

Стоя, поднимите руку перед своим телом с вытянутыми пальцами. Здоровой рукой согните кисть поврежденной конечности в направлении к коленям. Удерживайте это положение в течение 5 секунд, затем медленно и контролируя отпустите кисть

Некоторые люди продолжают носить защитный щиток на локте или использовать эластический бинт, чтобы стабилизировать сустав и предотвратить повторные вывихи.

До полного выздоровления лучше избегать больших нагрузок на сустав.

возможные упражнения для реабилитации после вывиха локтевого суставаВозможные упражнения для реабилитации после вывиха локтевого сустава. 1 – движения по горизонтальной поверхности; 2 – покачивание; 3 – использование роликовых тележек; 4 – сгибание в локте с поддержкой здоровой руки; 5 – перекатывание палки; 6 – покачивание палки. Нажмите на фото для увеличения

Реабилитация после хирургического лечения

После операции также необходима иммобилизация поврежденной руки, которую лучше всего проводить с помощью локтевого ортеза. Это устройство позволяет постепенно улучшать подвижность в суставе, пока заживают мягкие ткани. Оно помогает уменьшить образование рубцовой ткани и минимизировать риск развития осложнений.

локтевой ортезЛоктевой ортез

После устранения иммобилизации начинается лечебная физкультура, программу которой помогают разработать травматолог или реабилитолог.

Рубец на месте хирургического доступа может ограничивать движения в локте. Кроме этого, существует определенный риск возникновения повторных вывихов. В случае появления этих проблем может понадобиться дополнительная реконструктивная операция.

Народные средства в восстановительный период

Многие пациенты в восстановительном периоде начинают применять различные средства народной медицины, пытаясь ускорить реабилитацию. Весьма популярны компрессы из молока, лука, полыни и прополиса. Эффективность этих методов у большинства травматологов вызывает обоснованные сомнения, ведь основой успешной реабилитации после вывиха является упорное и тщательное выполнение упражнений лечебной физкультуры.

Профилактика

Чтобы снизить вероятность вывиха предплечья:

  • Не падайте на вытянутую руку.
  • Избегайте ситуаций, когда падения могут быть более вероятными (например, не ходите в темноте, не наступайте на скользкий пол или лед). Многие врачи выступают против ковров на полу, так как они часто становятся причиной падений.
  • Не поднимайте ребенка вверх за предплечья или кисти, чтобы избежать подвывиха локтевого сустава.
  • Спортсмены могут носить защитные устройства для локтей, чтобы избежать их травмирования.

Прогноз

Около 50% пациентов с вывихом локтя добиваются полного восстановления, включая возобновление всего объема движений в поврежденном суставе. У трети пациентов наблюдается незначительная степень ограничения подвижности руки в локте – до 10% от диапазона движений. У 10–15% пациентов – более тяжелое нарушение функций локтевого сустава, чаще всего связанное с выраженным ограничением подвижности. К длительным осложнениям может привести повреждение нервов и артерий, размещенных вокруг локтевого сустава.

Подвывих локтевого сустава у детей также имеет благоприятный прогноз, хотя у 25% пациентов возможно повторное его развитие.

Первоисточники информации, научные материалы по теме

  • Вывих плечевой кости. Клинический протокол диагностики и лечения, 2014.
  • Реабилитация при повреждениях локтевого сустава и их последствиях. Федеральные клинические рекомендации, 2015.
    https://rehabrus.ru
  • Острый болевой синдром при повреждениях и заболеваниях области локтевого сустава. Бойков В. П., Чермаков К. С.
    https://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=357157
  • Атлас травматических вывихов. М. И. Синило, 1979.
    https://67gkb.ru/images/sampledata/Lisence/library/Sinilo.pdf
  • Лечение повреждений области локтевого сустава. А. В. Скороглядов, 2015.
    https://sechenov.ru/upload/222331.pdf

Загрузка…

Источник

Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.

Ñòèìóëîì äëÿ íàïèñàíèÿ äàííîé ñòàòüè ïîñëóæèë íå òàê äàâíî ïðîèçîøåäøèé â Ìîñêâå òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé: â íîÿáðå 2019 ãîäà ìîëîäàÿ æåíùèíà ñ äâóìÿ äåòüìè âûïàëà èç îêíà äåâÿòèýòàæíîãî äîìà. Ìàìà è äåâÿòèìåñÿ÷íàÿ ìàëûøêà ñêîí÷àëèñü íà ìåñòå, à øåñòèëåòíèé ìàëü÷èê â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áûë äîñòàâëåí áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíèöû. Ñîãëàñíî îñíîâíîé âåðñèè, ïðè÷èíîé ñëó÷èâøåãîñÿ ïîñëóæèëà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ó ìîëîäîé ìàìû.

Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè íàõîäÿòñÿ â êîìïåòåíöèè âðà÷à-ïñèõèàòðà. Ïî÷åìó æå àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àêóøåð-ãèíåêîëîã? Ïîòîìó ÷òî çà÷àñòóþ èìåííî àêóøåð-ãèíåêîëîã ìîæåò çàïîäîçðèòü íàëè÷èå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàìû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïîñåòèòü ïðîôèëüíîãî ñïåöèàëèñòà. Äà è òåìà ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñòèãìàòèçèðîâàíà íàøèì îáùåñòâîì, ïîýòîìó æåíùèíà ñêîðåå ïîæàëóåòñÿ íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿõ ñâîåìó àêóøåðó-ãèíåêîëîãó, íåæåëè îáðàòèòñÿ ê ïñèõèàòðó. Äàííàÿ ñòàòüÿ îðèåíòèðîâàíà íå òîëüêî íà ìàì è áåðåìåííûõ æåíùèí, íî è íà èõ áëèçêèõ, êîòîðûì îòâåäåíà âåäóùàÿ ðîëü â ïîääåðæêå ìîëîäûõ ìàòåðåé.

Ïîñëåðîäîâûå ïåðåìåíû

Ðîäû — ñëîæíûé ïðîöåññ, òðåáóþùèé îãðîìíûõ ýíåðãîçàòðàò ñî ñòîðîíû æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà â îðãàíèçìå ìàòåðè ïðîèñõîäÿò ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ãîðìîíàëüíûå), è ýòî íå ìîæåò íå ïîâëèÿòü íà æåíùèíó è åå îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè.

 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ðîäèëüíèöà ìîæåò èñïûòûâàòü øèðîêèé ñïåêòð íåïðåîäîëèìûõ ýìîöèé: îò âîëíåíèÿ, ñ÷àñòüÿ, ðàäîñòè è óäîâîëüñòâèÿ äî ðàçäðàæèòåëüíîñòè,áåñïîêîéñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàñòåðÿííîñòè, ïå÷àëè, ÷óâñòâà âèíû, ïëàêñèâîñòè.

Êàê ïðàâèëî, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íå âûçûâàþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ áëèçêèõ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íå ïðèíÿòî ïðèçíàâàòüñÿ â íàëè÷èè ïðîáëåì, â òîì ÷èñëå ïñèõîëîãè÷åñêèõ, õîòÿ èíîãäà «îñîáåííîå» ïîñëåðîäîâîå ñîñòîÿíèå ïñèõèêè ñòàíîâèòñÿ íàñòîëüêî ñåðüåçíûì, ÷òî òðåáóåò âìåøàòåëüñòâà ñïåöèàëèñòîâ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìîäíî áûòü «óñïåøíîé ìàìîé», êîòîðàÿ óñïåâàåò çàíèìàòüñÿ ðåáåíêîì è îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñàìîðàçâèòèåì, ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, óäåëÿòü âíèìàíèå ìóæó, âåñòè äîìàøíåå õîçÿéñòâî è ïðè ýòîì íå óñòàâàòü è íå æàëîâàòüñÿ íà æèçíü. Ïîòîìó ó íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè ñóùåñòâóåò ñòðàõ áûòü íåïîíÿòûìè, íåïðèíÿòûìè, ÷òî çàòðóäíÿåò âûÿâëåíèå æåíùèí, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â ïîìîùè.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ

Ïîñëåðîäîâàÿ (ïîñòíàòàëüíàÿ) äåïðåññèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì, íàáëþäàåìûì ïîñëå ðîäîâ. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì ÷àñòîòà ñëó÷àåâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 20%. Îäíàêî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî èñòèííûå öèôðû ãîðàçäî âûøå ââèäó òîãî, ÷òî ÷àñòî äåïðåññèÿ íå äèàãíîñòèðóåòñÿ èç-çà íåæåëàíèÿ ìàòåðè ðàñêðûòü èíôîðìàöèþ ÷ëåíàì ñâîåé ñåìüè, íå ãîâîðÿ óæå î âèçèòå ê ïñèõîòåðàïåâòó.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, êîòîðîå âîçíèêàåò â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå (îò íåñêîëüêèõ äíåé äî øåñòè íåäåëü ñ ìîìåíòà ðîäîâ) è õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì óõóäøåíèåì íàñòðîåíèÿ.

Ôàêòîðû ðèñêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè:

— ïðîæèâàíèå â ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè;

— íåäîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü;

— êóðåíèå, ïðèåì àëêîãîëÿ;

— ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà Â6;

Читайте также:  Гимнастика для локтевых суставов при артрозе по евдокименко

— óÿçâèìûå ÷åðòû ëè÷íîñòè (ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïåðôåêöèîíèçì);

— ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ïðîøëîì (äåïðåññèè);

— ïîñëåðîäîâàÿ õàíäðà â ñåìåéíîì àíàìíåçå;

— áåññîííèöà;

— ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;

— ïåðâûå ðîäû;

— îïåðàòèâíîå ðîäîðàçðåøåíèå (êåñàðåâî ñå÷åíèå);

— òðàâìàòè÷íûå, îñëîæíåííûå ðîäû;

— îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà;

— ðîæäåíèå ðåáåíêà âíå çàêîííîãî áðàêà, íåæåëàííûé ðåáåíîê;

— ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì ó íîâîðîæäåííîãî;

— ïîäàâëåíèå ëàêòàöèè èëè íåâîçìîæíîñòü êîðìèòü ðåáåíêà;

— ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ñ ñóïðóãîì (îòñóòñòâèå ïîääåðæêè);

— íàëè÷èå 2 è áîëåå äåòåé ñ ðàçíèöåé â âîçðàñòå ìåíåå 5 ëåò.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè

Âûäåëåíû îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.

Íàðóøåíèÿ ñíà

Ðàññòðîéñòâî ñíà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âèäå áåññîííèöû, òàê è â âèäå ñîíëèâîñòè. Îáû÷íî íà òàêèõ ïðèçíàêàõ ìàìû è èõ ðîäñòâåííèêè íå àêöåíòèðóþò âíèìàíèÿ, îáúÿñíÿÿ ýòî îòñóòñòâèåì íåïðåðûâíîãî ïîëíîöåííîãî íî÷íîãî ñíà. Èçìåíåíèÿ ñíà ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ÿðêèõ ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè ýòîì îíè ìîãóò áûòü êàê ïðèçíàêîì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òàê è åå ïðè÷èíîé. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î òîì, ÷òî ó ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ñïàòü, à î òîì, ÷òî æåíùèíà íå ìîæåò óñíóòü äàæå òîãäà, êîãäà ýòà âîçìîæíîñòü åñòü.

Íàðóøåíèå àïïåòèòà è/èëè èçìåíåíèå âåñà

Êàê è â ñëó÷àå ñ ðàññòðîéñòâîì ñíà, íà èçìåíåíèÿõ àïïåòèòà è âåñà ó íåäàâíî ðîäèâøåé ìàìû íå äåëàþò áîëüøîãî àêöåíòà, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà. Îäíàêî èçìåíåíèå âåñà íà 5% è áîëåå çà 1 ìåñÿö äîëæíî íàñòîðîæèòü.

Ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîæäåíèå ìàëûøà – ñîáûòèå ðàäîñòíîå, ìàìû è áåç äåïðåññèè ìîãóò èñïûòûâàòü ãðóñòü. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè: óñòàëîñòü, îãðàíè÷åíèå ñâîáîäû, íåäîïîíèìàíèå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñóïðóãîì. Îäíàêî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ïîäàâëåííîãî íàñòðîåíèÿ ïðè ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî æåíùèíà ïðåáûâàåò â ýòîì ñîñòîÿíèè â òå÷åíèå áîëüøåé ÷àñòè äíÿ, íåçàâèñèìî îò êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâ.

Ïîòåðÿ èíòåðåñà èëè íåâîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò ÷åãî-ëèáî (àíãåäîíèÿ)

Ïðåæíèå è âíîâü ïîÿâèâøèåñÿ çàíÿòèÿ è óâëå÷åíèÿ (äîìàøíèå äåëà, õîááè, çàíÿòèÿ ñ ìëàäåíöåì) íå âûçûâàþò èíòåðåñà ó ìàòåðè. ×àñòî æàëîáû ïàöèåíòîê çâó÷àò òàê: «Âñå íàäîåëî, íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, ïóñòîòà âíóòðè».

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå èëè âÿëîñòü

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé (íå âñåãäà) àêòèâíîñòè.

×óâñòâî óñòàëîñòè

Áîëüøèíñòâî ìàì ïîñëå ðîäîâ îòìå÷àþò óñòàëîñòü, ÷òî ñâÿçàíî ñ óâåëè÷åíèåì êàê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, òàê è ìîðàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè çà ìëàäåíöà. Î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ìîæíî ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâî óñòàëîñòè âîçíèêàåò ïîñëå ìàëåéøèõ óñèëèé è íå èìååò êàêîé-ëèáî äèíàìèêè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü.

×óâñòâî áåñïîëåçíîñòè èëè ÷óâñòâî âèíû, ñòûäà, ñòðàõà

Æåíùèíà èñïûòûâàåò íåïðåîäîëèìûé ñòðàõ íå ñïðàâèòüñÿ ñ íîâîðîæäåííûì, ñòðàõ îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ìàëûøîì ïðèâîäèò ê ÷óâñòâó ñòûäà çà ñâîè ìûñëè. Æåíùèíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîëåçíîé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìàìà åñòü öåëûé ìèð äëÿ ãðóäíè÷êà.

Íàðóøåíèå êîíöåíòðàöèè èëè íåðåøèòåëüíîñòü

Ðàññåÿííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåêîíòðîëèðóåìîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà ðàçäðàæèòåëè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè, òðóäíîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ ñ îäíîãî ïðîöåññà íà äðóãîé.

Ñóèöèäàëüíûå ìûñëè (èëè ïîïûòêè) è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìûñëè î ñìåðòè

Ìûñëè î ñóèöèäå (à òåì áîëåå ïîïûòêè åãî ñîâåðøèòü) ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåñîìûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, ïðè íàëè÷èè êîòîðîãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Íàëè÷èå îäíîâðåìåííî 5 è áîëåå èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè.

Âðåìÿ îò âðåìåíè ëþáàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò êàêèå-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ. Îäíàêî î äåïðåññèâíîì ðàññòðîéñòâå ñëåäóåò ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ýòè ñèìïòîìû ìàëî ìåíÿþòñÿ èçî äíÿ â äåíü è íå çàâèñÿò îò îáñòîÿòåëüñòâ.

«Áýáè-áëþç»

Íàëè÷èå íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå õàðàêòåðíî íå òîëüêî äëÿ äåïðåññèè, íî è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ñîñòîÿíèé.

 ïåðâóþ î÷åðåäü ê òàêèì ñîñòîÿíèÿì îòíîñÿò «áýáè-áëþç» (ïîñëåðîäîâûé áëþç, ïîñëåðîäîâàÿ ìåëàíõîëèÿ), êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôàçó ýìîöèîíàëüíîé ëàáèëüíîñòè ïîñëå ðîäîâ ñ ÷àñòûìè ïðèñòóïàìè ïëà÷à, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ðàñòåðÿííîñòè è áåñïîêîéñòâà.

«Áýáè-áëþç» âñòðå÷àåòñÿ ó 70-80% íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé è êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü.

Ïðè÷èíîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû. Ïîñëå ðîäîâ ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðîãåñòåðîíà è ýñòðîãåíà, è ýòî âëèÿåò íà âûðàáîòêó ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà, îòâå÷àþùèõ çà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.

Ñèìïòîìû «áýáè-áëþçà» âîçíèêàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ 10 äíåé ïîñëå ðîäîâ, äîñòèãàÿ ñâîåãî ìàêñèìóìà ê 5 äíþ.

Îáû÷íî ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîãî áëþçà íå îêàçûâàþò âëèÿíèÿ íà ñïîñîáíîñòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå è ñîöèàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ìàòåðåé. «Áýáè-áëþç» íå ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèåé è íå òðåáóåò àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè. Îäíàêî ïðîÿâëåíèÿ «áýáè-áëþçà», ñîõðàíÿþùèåñÿ â òå÷åíèå áîëåå äâóõ íåäåëü, ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ áîëåå òÿæåëûõ ôîðì ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ.

Äåïðåññèÿ êàê ñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ñðåäè âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè, â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû è æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Ãèïîòèðåîç, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ çàòîðìîæåííîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, óõóäøåíèåì ïàìÿòè è ñîîáðàçèòåëüíîñòè.

Íàïðîòèâ, ãèïåðòèðåîç è, ñîîòâåòñòâåííî, âûñîêèé óðîâåíü ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè ñèìïòîìàìè: ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñóåòëèâîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ ñ áûñòðûì ïåðåõîäîì îò ñìåõà ê ïëà÷ó.

Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, õàðàêòåðíîå äëÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ òàêèõ ñèìïòîìîâ êàê ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü.

Ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ìåòèëäîïà, íèôåäèïèí, èíòåðôåðîí, òàêæå ìîæåò îòðàæàòüñÿ íà ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.

Ëå÷åíèå

Äëÿ ëå÷åíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè èñïîëüçóþò ïñèõîòåðàïèþ è àíòèäåïðåññàíòû. Ó ïàöèåíòîê, ñòðàäàþùèõ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè ëåãêîé è ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, áåç ïñèõîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñóèöèäàëüíûõ òåíäåíöèé, ïðèìåíÿþò ïñèõîòåðàïèþ.  áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íàçíà÷àþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû.

Íå áîéòåñü îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó!

Âî-ïåðâûõ, ýòî àáñîëþòíî êîíôèäåíöèàëüíî. Âî-âòîðûõ, ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ íå ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî îïàñíûì çàáîëåâàíèåì. Â-òðåòüèõ, æåíùèíû ïåðåæèâàþò î òîì, ÷òî èì ïðèäåòñÿ çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå â ñâÿçè ñ ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ, íî â íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåìûõ â òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîâ ðàçðåøåíû ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè.

Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ âûáîð êîìïåòåíòíîãî ïñèõèàòðà, óâàæàþùåãî æåëàíèå ìàìû íå ïðåðûâàòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Ñòðàõ çàâèñèìîñòè îò ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ òàêæå îñòàíàâëèâàåò æåíùèíó îò îáðàùåíèÿ ê ïñèõèàòðó. Àíòèäåïðåññàíòû íå âûçûâàþò çàâèñèìîñòè, ìíîãèå èç íèõ èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò, ëå÷åíèå ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî êóðñà ñ äàëüíåéøåé ïîñòåïåííîé îòìåíîé.

Åñëè âèçèò êî âðà÷ó íåâîçìîæåí

Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ïîñåòèòü ñïåöèàëèñòà: åñëè ìàìà ðàñòèò ðåáåíêà â îäèíî÷åñòâå, îòñóòñòâèå ðîäñòâåííèêîâ, äëèòåëüíàÿ êîìàíäèðîâêà ìóæà.

 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïîìî÷ü ñåáå ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.

Ïîñòàðàéòåñü âûñûïàòüñÿ

Ëîæèòåñü ñïàòü êàæäûé ðàç, êîãäà ñïèò ðåáåíîê, îáåñïå÷üòå ñîâìåñòíûé ñîí è îòëîæèòå äîìàøíèå äåëà (ãðÿçíûé ïîë åùå íèêîãî íå ïðèâåë ê äåïðåññèè).

Читайте также:  Операции при бурсите области локтевого сустава

×àùå ïðèêëàäûâàéòå ìàëûøà ê ãðóäè

Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ãîðìîí îêñèòîöèí, êîòîðûé óñèëèâàåò ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ìàëûøó.

×àùå äóìàéòå î ëþáâè ðåáåíêà ê âàì

Äóìàéòå î òîì, ÷òî âàø ìàëûø èñïûòûâàåò ê âàì âñåîáúåìëþùóþ áåçóñëîâíóþ ëþáîâü, à âñå òðóäíîñòè – ýòî ÿâëåíèå âðåìåííîå, è ñêîðî ñòàíåò ïîëåã÷å.

Áàëóéòå ñåáÿ ëþáèìûìè ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ

Äîêàçàíî, ÷òî êîðìÿùåé ìàìå íåò íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäàòü ñòðîãóþ äèåòó, äîñòàòî÷íî îçäîðîâèòü ñâîé ðàöèîí.

À òàêæå:

— áîëüøå ãóëÿéòå íà ñâåæåì âîçäóõå;

— îðãàíèçóéòå ñâîé äåíü;

— èçáàâüòåñü îò ìíîãîçàäà÷íîñòè, ýòî èçìàòûâàåò;

— ïîñòðîéòå èåðàðõèþ äåë ñ ðåáåíêîì è ñôîêóñèðóéòåñü òîëüêî íà ñàìûõ ãëàâíûõ;

— íàéäèòå ñïîñîáû ïîäíÿòü ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ñàìîîöåíêó;

— íå ñòàðàéòåñü áûòü «èäåàëüíîé» ìàìîé;

— äåëèòåñü ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñ òåìè, êòî ìîæåò èõ ïðèíÿòü (ïîäðóãà, èíòåðíåò-çíàêîìàÿ, ñîñåäêà);

— îáùàéòåñü ñ äðóãèìè ìàìàìè, â òîì ÷èñëå ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè (â ñîîòâåòñòâóþùèõ èíòåðíåò-ñîîáùåñòâàõ);

— íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè;

— ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñî ñïåöèàëèñòîì â ðåæèìå îíëàéí-êîíñóëüòàöèè.

Îäíàêî âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ïîìî÷ü òîëüêî ïðè ñóáäåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ èëè ïðè äåïðåññèè ëåãêîé ñòåïåíè.  ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áåç ñïåöèàëèñòà íå ñïðàâèòüñÿ.

Ïîìîùü áëèçêèõ êàê ëåêàðñòâî

Ñåìüÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà. Áëèçêèå ëþäè ìîãóò êàê ïîìî÷ü ìàìå ñ íîâîðîæäåííûì, òàê è óñóãóáèòü ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñêîëüêî ñîâðåìåííûõ ìîëîäûõ ìàòåðåé ñëûøàëî îò æåíùèí ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ òàêèå ñëîâà: «À êàê æå ìû ðàíüøå æèëè? Òðîå äåòåé, õîçÿéñòâî,î ìóëüòèâàðêå, ñòèðàëüíîé ìàøèíå àâòîìàò è ðîáîòå-ïûëåñîñå ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü. È íè÷åãî, ñïðàâëÿëèñü è íå æàëîâàëèñü».

Åñëè íîâîèñïå÷åííàÿ ìàìà æàëóåòñÿ íà òî, ÷òî îíà óñòàëà, õî÷åò ñïàòü è íè÷åãî íå óñïåâàåò, íå íóæíî äóìàòü (à òåì áîëåå ãîâîðèòü åé), ÷òî ýòî îò ëåíè è ýãîèçìà.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ – ýòî çàáîëåâàíèå. Çàáîòà, ïîíèìàíèå è ïîääåðæêà áëèçêèõ ïîìîæåò æåíùèíàì ñ ïîäîáíûìè ðàññòðîéñòâàìè ïðåîäîëåòü ýòîò íåäóã.

Èòàê, åñëè âû çàìåòèëè ó âàøåé ñóïðóãè, äî÷åðè, ñåñòðû, ñòàâøåé íåäàâíî ìàìîé, èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè,ñîîòâåòñòâóþùèå êàêèì-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òî ïðîÿâèòå ó÷àñòèå:

— äàéòå ïîíÿòü ìàìå, ÷òî âû ïîíèìàåòå åå ñîñòîÿíèå è ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü;

— âûñëóøàéòå åå ïåðåæèâàíèÿ è ïîääåðæèòå;

— âåäèòå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû;

— áóäüòå âíèìàòåëüíû è òåðïåëèâû;

— îáåñïå÷üòå äëÿ ìàìû ñâîáîäíîå âðåìÿ (íàïðèìåð, ïîãóëÿéòå ñ ìàëûøîì), ÷òîáû îíà ìîãëà îòäîõíóòü, íå ñïåøà ïðèíÿòü âàííó èëè çàíÿòüñÿ äåëîì, êîòîðîå ïðèíåñåò åé óäîâîëüñòâèå;

— îðãàíèçóéòå ïîìîùü â äîìàøíèõ äåëàõ (ïðèãîòîâüòå åäó, âûìîéòå ïîë, ñõîäèòå â ìàãàçèí);

íå êðèòèêóéòå, íå âîñïèòûâàéòå è íå äåëàéòå ðåçêèõ çàìå÷àíèé;

— ïîñîâåòóéòå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó.

Ïðîôèëàêòèêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè

1. Îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê.

2. Êîíòðîëü ðîæäàåìîñòè (êîëè÷åñòâî äåòåé, èíòåðâàë ìåæäó ðîäàìè).

3. Ïëàíèðîâàíèå áåðåìåííîñòè.

4. Äîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ïîñëå ðîäîâ (êàê òîëüêî ïîçâîëèò çäîðîâüå ìàòåðè).

5. Íîðìàëèçàöèÿ ïèòàíèÿ, äîïîëíèòåëüíûé ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ äëÿ áåðåìåííûõ è êîðìÿùèõ ìàòåðåé.

6. Ïîñåùåíèå êóðñîâ äëÿ áóäóùèõ ìàì, ÷òî ïîçâîëèò íàó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè è ïîäãîòîâèòüñÿ ê èçìåíåíèÿì æèçíè.

7. Íîðìàëèçàöèÿ ñíà (óâåëè÷åíèå âðåìåíè íî÷íîãî ñíà, äíåâíîé ñîí âî âðåìÿ ñíà ìàëûøà).

8. Èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîäû ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, çà÷àñòóþ ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòüþ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ äîêàçàíî, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ðèñêà ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.

9. Ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñïîñîáñòâóþùåå óëó÷øåíèþ êà÷åñòâà ñíà ó ìàìû è, êàê ñëåäñòâèå, ñíèæàþùåå âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè. Äîêàçàíà çíà÷èìàÿ ñâÿçü ìåæäó èñêóññòâåííûì âñêàðìëèâàíèåì ðåáåíêà, íàðóøåíèåì ñíà è âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ äåïðåññèè ïîñëå ðîäîâ è åå òÿæåñòüþ ó ìàìû.

10. Ïîääåðæêà ñåìüè. Íåâîçìîæíî ïåðåîöåíèòü ðîëü ñåìüè äëÿ êîðìÿùèõ æåíùèí. Âîçìîæíîñòü ïîäåëèòüñÿ ïåðåæèâàíèÿìè ñ áëèçêèìè, à òàêæå èõ ïîìîùü ñ ðåáåíêîì è â áûòó óìåíüøàåò âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ó ìàìû.

11. Íîðìàëèçàöèÿ îòíîøåíèé ñ ñóïðóãîì.

12. Ñîöèàëèçàöèÿ (îáùåíèå ñ äðóãèìè ìàìàìè íà ôîðóìàõ, äåòñêèõ ïëîùàäêàõ, â êëóáàõ).

Êëèíè÷åñêèé ñëó÷àé

Ïîñêîëüêó ÿ ÿâëÿþñü àêóøåðîì-ãèíåêîëîãîì, òî â ìîåé ïîâñåäíåâíîé ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ìíå íå ïðèõîäèëîñü ëå÷èòü æåíùèí ñ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèåé. Îäíàêî ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â ñóäüáå òàêèõ ïàöèåíòîê äîâîäèëîñü. Ðåçóëüòàò áåðåìåííîñòè Îëüãè – ðîæäåíèå äîëãîæäàííîé, âûñòðàäàííîé è æåëàííîé äî÷êè â ðåçóëüòàòå ÝÊÎ ñïóñòÿ 8 ëåò îò íà÷àëà åå ïëàíèðîâàíèÿ. Áåðåìåííîñòü ïðîòåêàëà áåç îñëîæíåíèé. Ðîäû áûëè äëèòåëüíûìè è òðàâìàòè÷íûìè.

Èç ðàññêàçà Îëüãè:

«Ìîåé äî÷êå óæå 2 ìåñÿöà, íî ìåíÿ òàê è íå íàêðûëî âñåîáúåìëþùåé ëþáîâüþ ê íåé, êîòîðóþ ÿ òàê æäàëà. Âìåñòî ðàäîñòè è ÷óâñòâà íàïîëíåííîñòè ìîåé æèçíè íîâûì ñìûñëîì, ÿ êàæäûé äåíü ïëà÷ó, ÷óâñòâóþ îïóñòîøåííîñòü. Ìíå î÷åíü ñòûäíî çà ñâîè ýìîöèè, æàëêî è ñåáÿ è ìàëûøêó. Ìûñëè î òîì, ÷òî ó ìåíÿ áîëüøå íèêîãäà íå áóäåò òîé ïðîøëîé æèçíè, ÷òî ÿ áîëüøå íå ïðèíàäëåæó ñåáå, ÷òî âñÿ ìîÿ æèçíü ïîä÷èíåíà ìàëåíüêîìó ÷åëîâå÷êó, ìåíÿ åùå áîëüøå óãíåòàåò. ß ïåðåñòàëà ñòðîèòü ïëàíû è ìå÷òàòü. ß ñ òðóäîì ñïðàâëÿþñü ñ áåñêîíå÷íûìè ïåëåíàíèÿìè, ïîäìûâàíèÿìè è êîðìëåíèÿìè. Íà ïîïûòêè ïîæàëîâàòüñÿ ñåñòðå óñëûøàëà, ÷òî ìàìîé áûòü – ýòî òÿæåëûé òðóä. Íèêòî â ìîåì îêðóæåíèè ìåíÿ íå ïðåäóïðåäèë î òîì, ÷òî ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå – ýòî î÷åíü ñëîæíî è ê íåìó íóæíî ïîäãîòîâèòüñÿ çàðàíåå. È âîò ðåçóëüòàò: ëàêòîñòàç, òåìïåðàòóðà, áîëü. Õî÷åòñÿ çàñíóòü è íå ïðîñíóòüñÿ».

Âîò òàêîé ìîíîëîã óñëûøàëà îò Îëüãè, êîãäà îíà îáðàòèëàñü ñ ïðîáëåìîé ëàêòîñòàçà. Âíèìàòåëüíî âûñëóøàâ åå, êóïèðîâàâ ïðîÿâëåíèÿ çàñòîÿ ìîëîêà, îáúÿñíèëà Îëüãå, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ åå ýìîöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì. ß ðàññêàçàëà ïàöèåíòêå î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè è î òîì, ÷òî íå íóæíî áîÿòüñÿ ïîñåòèòü ïñèõîòåðàïåâòà. Îëüãà îáðàòèëàñü ê ðåêîìåíäîâàííîìó äîêòîðó.  åå ñëó÷àå äîñòàòî÷íî áûëî ïðèìåíåíèÿ ïñèõîòåðàïèè, êîòîðàÿ ïðîäîëæàëàñü îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Âñå ýòî âðåìÿ ÿ ïîääåðæèâàëà ñâÿçü ñ Îëüãîé è çíàþ, ÷òî áûëî íàëàæåíî ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñòàáèëèçèðîâàíî ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, Îëüãà íàó÷èëèñü ïëàíèðîâàòü äåíü è íå çàáûâàòü î ñåáå. Ñåé÷àñ Îëüãà – ñ÷àñòëèâàÿ ìàìà çàìå÷àòåëüíîé ìàëûøêè.

×åì îïàñíà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ âçàèìîñâÿçè ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì, îòêàçó îò ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ, ñåìåéíûì ðàçäîðàì, íàðóøåíèþ ôèçè÷åñêîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ó äåòåé ìàòåðåé, êîòîðûå íå ëå÷èëè äåïðåññèþ, ìîãóò ðàçâèòüñÿ ïîâåäåí÷åñêèå è ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû: çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, íàðóøåíèÿ ñíà, ïðîáëåìû ñ ïèòàíèåì, äåôèöèò âíèìàíèÿ, ãèïåðàêòèâíîñòü.

Îäíà èç öåëåé äàííîé ñòàòüè – ïîääåðæêà æåíùèí è èíôîðìèðîâàíèå èõ îêðóæåíèÿ îáî âñåì, ÷òî êàñàåòñÿ ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà â öåëîì è ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ â ÷àñòíîñòè, î âîçìîæíûõ ïðîáëåìàõ è ñïîñîáàõ èõ ðåøåíèÿ. Ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå ìàòåðåé, íóæäàþùèõñÿ â ïîääåðæêå, è îêàçàíèå àäåêâàòíîé ïîìîùè ÿâëÿþòñÿ êëþ÷åâûìè ôàêòîðàìè ñ÷àñòëèâîãî ìàòåðèíñòâà. Ïîðîé ïîìîùü íàõîäèòñÿ î÷åíü áëèçêî.

Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/poslerodovaya-depressiya-ili-pochemu-mama-grustit

Источник