Подвывих левого локтевого сустава

Подвывих левого локтевого сустава thumbnail

Из этой статьи вы узнаете: какие бывают вывихи локтевого сустава, каковы причины их возникновения. Симптомы и диагностика этой травмы, лечение и реабилитация. Подвывих.

Нивеличук Тарас

Дата публикации статьи: 01.05.2019

Дата обновления статьи: 19.01.2020

Содержание статьи:

  • Анатомия локтевого сустава и виды вывихов
  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Методы лечения
  • Восстановительный период
  • Профилактика
  • Прогноз
  • Первоисточники информации, научные материалы по теме

Вывих локтевого сустава – это травма, при которой суставы костей предплечья смещаются, нарушая его нормальное строение. При полном вывихе суставы полностью утрачивают контакт между собой, а при подвывихе они все еще соприкасаются.

схематичный полный вывих локтевого сустава

полный вывих локтевого сустава на рентгене

Подвывих локтевого сустава чаще бывает у детей до 6 лет, его легко вправляют врачи. Полный вывих предплечья – это более серьезная травма, которая труднее поддается лечению.

Сам по себе вывих или подвывих предплечья не опасен, но он может сопровождаться переломами, повреждениями нервов и кровеносных сосудов. У большинства пациентов удается добиться полного восстановления, но у некоторых людей остается ограничение амплитуды движений.

Проблемой вывиха занимаются травматологи.

внешний вид руки при вывихе локтевого сустава

Анатомия локтевого сустава и виды вывихов

В локте, как и в колене, находятся три кости: плечевая, лучевая и локтевая, соединенные связками, которые удерживают их в правильном положении. При сокращении мышц в суставе возможны следующие движения:

  1. Сгибание и разгибание.
  2. Вращение.

Рядом с суставом проходят нервы и артерии, названные в соответствии с наименованиями костей.

строение локтевого суставаСтроение локтевого сустава

Вывих может быть:

  • Полным.
  • Неполным (подвывих).

Также выделяют следующие виды:

  • Простой – без переломов или разрывов.
  • Сложный – сопровождается другими травмами нервов и сосудов.

По характеру смещения вывихи дифференцируют на:

  1. Задний – развивается при смещении локтевой и лучевой костей назад. 90% всех вывихов относится именно к этому типу.
  2. Передний – кости предплечья смещаются вперед.
  3. Медиальный – кости смещаются внутрь.
  4. Латеральный – кости смещаются наружу.
  5. Дивергентный – кости смещаются в разные стороны от сустава (внутрь и наружу).

классификация вывихов локтевого суставаКлассификация вывихов локтевого сустава

Причины

Причиной вывиха локтя почти всегда является травма, полученная при падении, занятиях спортом, во время аварии или других несчастных случаев.

  • Механизм возникновения заднего вывиха включает падение на вытянутую руку, при котором сила удара передается на локтевой сустав, что приводит к смещению костей предплечья назад.
  • Подвывих локтя чаще развивается у детей, его причиной может быть резкий рывок за предплечье ребенка, при котором возникает смещение головки лучевой кости.
  • Передний вывих развивается вследствие удара по задней части предплечья, когда рука полусогнута в локте.

Симптомы

Полный вывих предплечья имеет яркую клиническую картину, которая проявляется сразу после травмы и включает:

  • Деформацию руки в локте.
  • Сильную боль, отек, резкое ограничение или невозможность движений в локте.
  • Удлинение или укорочение предплечья, по сравнению со здоровой рукой.

у мужчины вывих локтевого суставаВизуально видна деформация локтевого сустава

Если при вывихе также повреждены связки или другие мягкие ткани вокруг сустава, в этом месте спустя несколько дней может появиться гематома (синяк). Повреждение одного из нервов, проходящих около локтевого сустава, может вызвать неврологические симптомы – онемение, покалывание и слабость на предплечье и кисти. При разрыве артерий нарушается кровоснабжение, что приводит к отсутствию пульса на предплечье, побледнению и похолоданию кожи ниже места повреждения.

Подвывих локтевого сустава проявляется не так ярко. Его симптомы могут включать частичное ограничение движений в локте, боль при сгибании или разгибании руки. Также могут наблюдаться гематомы на внутренней или внешней поверхности локтя, если растянуты или разорваны связки.

Диагностика

Для выявления вывиха предплечья врач сперва проводит осмотр руки, расспрашивает пациента о полученной травме. Он оценивает болезненность, выявляет наличие отека и деформаций вокруг локтя. Также обязательно проводится обследование чувствительности и кровоснабжения на предплечье, с помощью которого можно выявить повреждение нервов и кровеносных сосудов.

Затем для подтверждения диагноза проводится рентгенография локтевого сустава в двух проекциях, с помощью которой можно обнаружить вывих, определить его вид и выявить сопутствующие повреждения костей. Очень часто вывих локтя сопровождается переломом костей предплечья.

рентгенограмма при вывихе локтевого суставаНа рентгеновском снимке в боковой проекции определяется задний вывих локтевого сустава

Если с помощью рентгенографии не удалось получить нужную травматологу информацию, пациенту может понадобиться компьютерная томография. Когда есть необходимость в исследовании связочного аппарата, проводится магнитно-резонансная томография. Чаще всего эти дополнительные обследования проводятся уже после вправления вывиха.

Методы лечения

Вывих предплечья – это неотложная ситуация, требующая немедленной медицинской помощи. Цель лечения в таком случае состоит в восстановлении нормального состояния локтевого сустава и возобновлении его нарушенных функций. Полностью вылечить патологию можно с помощью консервативного или хирургического лечения.

Первая помощь при вывихе локтя

Правильное оказание первой помощи до прибытия в лечебное учреждение может снизить вероятность осложнений и облегчить симптомы вывиха. Для этого:

  1. Не затягивайте с обращением в больницу.
  2. Не делайте никаких движений травмированной рукой в локте, чтобы не распространять повреждение. До оказания квалифицированной медицинской помощи зафиксируйте руку в одном положении. Не пытайтесь вправить вывих самостоятельно, так как это может повредить сустав и окружающие его мышцы, связки, нервы и кровеносные сосуды.

    Приложите к поврежденному суставу лед. Это поможет уменьшить отек и остановить возможное кровотечение из разорванных сосудов.

  3. С целью обезболивания можете принять таблетку парацетамола или ибупрофена.

иммобилизация поврежденного суставаПоврежденную руку можно подвесить на повязку-косынку

Консервативное лечение

Нормальную анатомию локтевого сустава при простом вывихе предплечья обычно можно восстановить без операции в условиях травмпункта. В большинстве случаев процедура вправления должна происходить после введения пациенту обезболивающих и седативных препаратов. Обычно вправление вывиха предплечья проводится двумя медицинскими работниками, один из которых – травматолог.

Метод консервативного восстановления нормального строения локтевого сустава зависит от вида перелома, выполнять его может только опытный врач. Самостоятельное вправление вывиха чревато развитием опасных осложнений.

После вправления пациенту повторно проводят рентгенографию, чтобы подтвердить нормальное положение костей в суставе. Затем накладывают на пораженную руку гипс, который приходится носить 2 недели. Более длительная иммобилизация опасна возникновением контрактур и ограничением диапазона движений в локте.

Хирургическое лечение

При сложном вывихе предплечья для восстановления нормальной анатомии локтевого сустава может понадобиться хирургическое вмешательство. Вид проводимой операции зависит от типа и степени повреждения костей. Для удержания правильного положения может понадобиться их закрепление с помощью винтов, пластин или аппаратов внешней фиксации.

Если при вывихе были повреждены нервы или кровеносные сосуды, то во время операции также проводится их восстановление.

Восстановительный период

Реабилитация после консервативного лечения

Если у человека был простой вывих локтевого сустава – восстановление после вправления проходит быстро и без каких-либо осложнений. У пациента может наблюдаться небольшое ограничение движений в локте, особенно во время разгибания руки. Это никак не влияет на функциональные способности пострадавшей конечности.

После снятия гипса, с помощью которого проводится иммобилизация (обездвиживание) руки в локтевом суставе после вправления в течение 10–14 дней, нужно начинать лечебную физкультуру. Ее цель – в восстановлении нормального объема движений и ощущения положения сустава (так называемая проприоцептивная чувствительность). Индивидуальную программу реабилитации могут помочь составить травматолог и врач лечебной физкультуры. Полное восстановление занимает от 3 до 6 недель.

Примеры простых упражнений, которые можно делать дома:

ЦельУпражнение

Увеличение объема движений

Сгибание и разгибание руки в локте

Восстановление силы мышц вокруг пораженного сустава

Сгибание и разгибание руки с небольшим весом

Растяжка локтя

Стоя, поднимите руку перед своим телом с вытянутыми пальцами. Здоровой рукой согните кисть поврежденной конечности в направлении к коленям. Удерживайте это положение в течение 5 секунд, затем медленно и контролируя отпустите кисть

Некоторые люди продолжают носить защитный щиток на локте или использовать эластический бинт, чтобы стабилизировать сустав и предотвратить повторные вывихи.

До полного выздоровления лучше избегать больших нагрузок на сустав.

возможные упражнения для реабилитации после вывиха локтевого суставаВозможные упражнения для реабилитации после вывиха локтевого сустава. 1 – движения по горизонтальной поверхности; 2 – покачивание; 3 – использование роликовых тележек; 4 – сгибание в локте с поддержкой здоровой руки; 5 – перекатывание палки; 6 – покачивание палки. Нажмите на фото для увеличения

Реабилитация после хирургического лечения

После операции также необходима иммобилизация поврежденной руки, которую лучше всего проводить с помощью локтевого ортеза. Это устройство позволяет постепенно улучшать подвижность в суставе, пока заживают мягкие ткани. Оно помогает уменьшить образование рубцовой ткани и минимизировать риск развития осложнений.

локтевой ортезЛоктевой ортез

После устранения иммобилизации начинается лечебная физкультура, программу которой помогают разработать травматолог или реабилитолог.

Рубец на месте хирургического доступа может ограничивать движения в локте. Кроме этого, существует определенный риск возникновения повторных вывихов. В случае появления этих проблем может понадобиться дополнительная реконструктивная операция.

Народные средства в восстановительный период

Многие пациенты в восстановительном периоде начинают применять различные средства народной медицины, пытаясь ускорить реабилитацию. Весьма популярны компрессы из молока, лука, полыни и прополиса. Эффективность этих методов у большинства травматологов вызывает обоснованные сомнения, ведь основой успешной реабилитации после вывиха является упорное и тщательное выполнение упражнений лечебной физкультуры.

Профилактика

Чтобы снизить вероятность вывиха предплечья:

  • Не падайте на вытянутую руку.
  • Избегайте ситуаций, когда падения могут быть более вероятными (например, не ходите в темноте, не наступайте на скользкий пол или лед). Многие врачи выступают против ковров на полу, так как они часто становятся причиной падений.
  • Не поднимайте ребенка вверх за предплечья или кисти, чтобы избежать подвывиха локтевого сустава.
  • Спортсмены могут носить защитные устройства для локтей, чтобы избежать их травмирования.

Прогноз

Около 50% пациентов с вывихом локтя добиваются полного восстановления, включая возобновление всего объема движений в поврежденном суставе. У трети пациентов наблюдается незначительная степень ограничения подвижности руки в локте – до 10% от диапазона движений. У 10–15% пациентов – более тяжелое нарушение функций локтевого сустава, чаще всего связанное с выраженным ограничением подвижности. К длительным осложнениям может привести повреждение нервов и артерий, размещенных вокруг локтевого сустава.

Подвывих локтевого сустава у детей также имеет благоприятный прогноз, хотя у 25% пациентов возможно повторное его развитие.

Первоисточники информации, научные материалы по теме

  • Вывих плечевой кости. Клинический протокол диагностики и лечения, 2014.
  • Реабилитация при повреждениях локтевого сустава и их последствиях. Федеральные клинические рекомендации, 2015.
    https://rehabrus.ru
  • Острый болевой синдром при повреждениях и заболеваниях области локтевого сустава. Бойков В. П., Чермаков К. С.
    https://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=357157
  • Атлас травматических вывихов. М. И. Синило, 1979.
    https://67gkb.ru/images/sampledata/Lisence/library/Sinilo.pdf
  • Лечение повреждений области локтевого сустава. А. В. Скороглядов, 2015.
    https://sechenov.ru/upload/222331.pdf

Загрузка…

Источник

Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).

È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.

Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.

Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.

Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.

Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.

ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.

Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.

Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.

Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.

Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.

Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå — âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.

Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.

È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.

Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.

ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.

È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.

Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.

Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.

 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå — ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.

À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè — ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.

ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?

 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü — íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì — äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.

Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.

È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.

Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.

Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.

ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.

Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».

Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.

Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.

À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.

Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé — äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.

Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.

Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.

ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó — ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.

À ê ÷åìó ÿ ýòî…

Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.

Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.

Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.

Источник