Подвижность в плечевом суставе выкрут

Эластичность мышц плечевого пояса, подвижность плечевых суставов помогают не только сохранить красивую осанку, но и влияют на функцию дыхательной системы. Ведь плечевой пояс принимает активное участие в дыхательных движениях. Проверьте гибкость плечевого пояса, выполнив несложные тесты.
Зачем нужно тренировать плечевые суставы
Многочисленные исследования давно уже доказали, что занятия физическими упражнениями и спортом с молодых лет позволяет долго поддерживать себя в форме.
Для этого совсем не обязательно серьезно и фанатично заниматься «взрослым» спортом, достаточно и того, что вы с удовольствием (что совсем не маловажно), отдадите доступной для вашей физической формы гимнастике хотя бы несколько минут в день.
Существуют несложные тесты для того, чтобы можно было самому оценить состояние физической подготовленности.
Проверьте гибкость плечевых суставов
Тест 1. Поднимите согнутые в локтях руки и скрестите предплечья за головой так, чтобы пальцы были направлены к лопаткам. Кончики пальцев должны касаться лопаток.
Постарайтесь при этом держать голову ровно, так, чтобы предплечья не давили на макушку.
Тест 2. Встаньте спиной к стулу и возьмитесь руками за его спинку хватом сверху (большие пальцы располагаются с наружной стороны).
Шагните вперед от стула так, чтобы руки легко доставали спинку стула и были прямыми.
Слегка отставьте вперед одну ногу и присядьте как можно ниже, не отрывая руки от спинки стула и не отклоняя туловище от вертикали.
Линии рук и туловища должны образовать прямой угол.
Тест 3. Подойдите к стене и встаньте к ней спиной. Расстояние должно быть примерно равным длине стопы.
Разведите руки в стороны и разверните ладони вперед.
Отведите руки назад и коснитесь пальцами стены, не отклоняя корпус от вертикали.
Тест 4. Согните одну руку локтем вверх, а другую— локтем вниз, предплечья за головой и за спиной.
Коснитесь пальцами одной руки пальцев другой.
То же, поменяв положение рук.
Тем, кто не сумел выполнить эти тесты на «отлично», а также всем желающим повысить гибкость плечевого пояса предлагаем несколько упражнений.
1. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. На счет 1 — 7 «обнимите» себя за плечи, стараясь поднять локти повыше и продвинуть пальцы рук как можно ближе к позвоночнику (рисунок 5); на счет 8 вернитесь в и. п. Повторить 8 раз.
2. И. п. — стоя на расстоянии шага лицом к спинке стула, ноги на ширине плеч. На счет 1 — 7, наклоняясь вперед, положите руки на спинку стула и, не сгибая локти, потянитесь плечевыми суставами к полу (рисунок 6); на счет 8 вернитесь в и. п. Повторить 8 раз.
3. И. п. — стоя, левую руку согнуть локтем вверх так, чтобы пальцы касались лопатки. На счет 1 — 7, надавливая правой рукой на локоть левой (очень осторожно!), старайтесь опустить ладонь ниже (рисунок 7); на счет 8 поменяйте положение рук. Повторить по 4 раза.
4. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вперед. На счет 1 — 7 положите правую руку на левое плечо, левой возьмитесь за правый локоть: надавливая на него, старайтесь продвинуть локоть к левому плечу (рисунок 8); на счет 8 вернитесь в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 4 раза.
5. И. п. — стоя, скрестить руки за спиной. На счет 1 — 7 положите кисть одной руки на локоть другой (рисунок 9); на счет 8 вернитесь в и. п. Повторить 8 раз.
6. И.п. — стоя, кисти опущенных рук переплести за спиной. На счет 1 — 7 разверните плечи, стараясь как бы приблизить локти друг к другу (рисунок 10); на счет 8 вернитесь в и. п. Повторить 8 раз.
7. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, взять в руки концы полотенца. На счет 1 — 4 поднимите руки вверх и, не сгибая локти, переведите руки назад, натягивая полотенце (рисунок 11); на счет 5 — 8 то же, что и на счет 1 — 4, но в обратном порядке. Повторить 8 раз. Расстояние между руками можно постепенно сокращать.
Пройти еще один тест на гибкость
Правила упражнений для суставов
- Для каждого сустава есть основное упражнение и несколько второстепенных. Можно чередовать комплексы для разных суставов, делая по одному комплексу в день, а можно каждый день выполнять только основные упражнения для каждого сустава – это будет ежедневный комплекс. Впрочем, строгих правил тут нет – выполняйте те упражнения, которые вам нравятся.
- Не занимайтесь упражнениями на сквозняке и просто на холоде, да и вообще никогда не переохлаждайте суставы.
- Упражнения для суставов желательно выполнять в минимуме одежды и тем более – обуви. Но следите, чтобы не было холодно.
- Следует точно соблюдать положение частей тела во время упражнений, особенно нижних конечностей, чтобы не было лишней нагрузки на суставы.
- Не забывайте про разминку перед упражнениями. В качестве разминки можно выполнять несильные движения в суставах в разные стороны.
Лечебная гимнастика при заболеваниях плечевых суставов
Прежде чем выполнять любые упражнения, следует прочитать правила, одинаковые для упражнений любых суставов.
Источник
Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.
1. Для определения подвижности в плечевом суставе нужно взять за концы гимнастическую палку или верёвку и выполнить выкрут прямых рук назад (1). Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость и наоборот (2). Активное отведение прямых рук вверх из положения, лёжа на груди, руки вперёд. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев (3) (Рисунок 1) [87].
Рисунок 1. Определение подвижности в плечевом суставе
2. Подвижность позвоночного столба определяется по степени наклона туловища вперёд (4, 5). Из положения, стоя на скамейке (или сидя на полу) наклон вперёд до предела, не сгибая ноги в коленных суставах (Рисунок 2).
Рисунок 2.Определение подвижности позвоночного столба
Рисунок 3.Определение подвижности в тазобедренном суставе
Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (–), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+). «Мостик» (6) – результат измеряется (в см.) от пяток до кончиков пальцев рук. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот (Рисунок 2) [87]
3. Чтобы узнать степень подвижности в тазобедренном суставе нужно, как только возможно широко развести ноги в стороны или вперёд назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот (Рисунок 3) [87].
4. Подвижность в коленных суставах можно определить, выполнив приседание с вытянутыми вперёд руками или руки заголовой. О высокой подвижности будет свидетельствовать полное приседание (Рисунок 4).
5. Подвижность в голеностопных суставах следует измерять так, как указано на Рисунке 5.
Рисунок 4. Определение подвижности в коленных суставах
Следует помнить, чтобы более точно измерить различные параметры движений в суставах необходимо соблюдать следующие правила: начальный тест и все последующие должны выполняться из одного и того же исходного положения, в одно и то же время, используя одинаковую (стандартную) разминку, так как эти условия существенно могут влиять на подвижность в суставах.
Рисунок 5. Определение подвижности в голеностопных суставах
Занимаясь стретчингом всегда нужно слушать своё тело. При растяжении должно чувствоваться мышечное напряжение, не причиняющее боль или дискомфорт.
Боль – это сигнал организма о том, что следует прекратить тренировку.
Ход занятия:
№ п/п | Содержание учебного материала | Время, мин. | Организационно-методические указания |
1. | Подготовительная часть – 5 мин. | ||
Организационный момент | Построение, рапорт, взаимное приветствие, проверка наличия студентов | ||
Объявление цели занятия и порядок проведения | Объявить, что должен знать, уметь и какими навыками владеть студент по данной теме | ||
2. | Основная часть – 80 мин. | ||
1. Гибкость как физическое качество человека | Презентация. Дискуссия. Ответить на вопросы студентов. Опрос группы по теме: 3-4 вопроса | ||
2. Средства и методы воспитания гибкости. 2.1. Проведение преподавателем комплекса упражнений №1: статический стретчинг (классический вид стретчинга) и № 3: ОРУ+ пассивное растяжение с помощью партнёра | Фронтальный метод организации и работа в парах. Преподавателю дать подробный комментарий во время выполнения каждого упражнения статического и парного стретчинга. Обсуждение проведенных комплексов. Парный стретчинг (следить за нагрузкой, избегать болевых ощущений) | ||
2.2. Составить и провести комплекс упражнений с использованием динамического стретчинга (самостоятельная работа студентов) | Групповой метод организации. Обсуждение упражнений комплекса. Отметить группу, составившую лучший комплекс физических упражнений стретчинга | ||
3. Методы контроля уровня развития гибкости. 3.1. Проведение студентами кон-троля уровня развития физического качества гибкость | Самостоятельная работа в парах. Определение подвижности: в плечевом суставе; в коленныхсуставах и др. Выявить самого гибкого обучающегося в группе | ||
3. | Заключительная часть – 5 мин. | ||
Разбор действий обучаемых при выполнении методических и практических заданий | Дать оценку действиям студентов. Задание к следующему МПЗ: Каждому студенту подобрать и уметь провести в учебной группе две подвижные игры, направленные на развитие физического качества ловкость |
Контрольные вопросы:
1. Дать определение физическому качеству гибкость. Какие факторы влияют на проявление гибкости?
2. В каком возрасте наиболее интенсивно развивается гибкость?
3. Назовите средства, используемые в тренировочном процессе для развития гибкости.
4. Перечислите основные методы развития гибкости.
5. Дайте определение понятию «стретчинг». Как называется классический вид стретчинга?
6. Назовите наиболее доступные методы контроля уровня развития гибкости.
Источник
Специалистам / Практика / Практика (статья)
Статья |
8-07-2019, 16:30
|
Плечевой суставПлечевой сустав (articulatio humeri; или лопаточно-плечевой сустав) – шаровидное соединение головки плечевой кости и суставной впадиной лопатки. Капсулу плечевого сустава окружают подакромиальная сумка и вращающая манжета, включающая сухожилия круглой, подлопаточной, надостной и подостной мышц. Плечевой пояс образован лопатками и ключицами, которые объединены ключично-акромиальным суставом.
Плечевой сустав за счет своего строения позволяет выполнять разные движения: вращение (ротацию), сгибание, разгибание, отведение, приведение. Отметим, что истинный объем движения в плечевом суставе обусловлен углом движения без участия лопатки, а полный объем – с участием. Отведение плеча до уровня 90° (горизонтального уровня) осуществляется сначала путем сокращения musculus supraspinatus (надостной мышцы) (до уровня от 0 до 30°), потом musculus deltoideus (дельтовидной мышцы). Отведение плеча более 90° (выше горизонтальной линии) сопровождается вращением лопатки за счет сокращения musculus trapezius (трапециевидной мышцы).
Приведение плеча осуществляется musculus pectoralis major и musculus latissimus dorsi (большой грудной мышцей и широчайшей мышцей спины), сгибание вперед – musculus pectoralis major и передними волокнами musculus deltoideus (дельтовидной мышцы); разгибание – musculus latissimus dorsi, musculus teres major (большой круглой мышцей) и задними волокнами musculus deltoideus.
Супинация (наружная ротация) осуществляется путем сокращения подостной мышцы, пронация (внутренняя ротация) – передними волокнами дельтовидной, большой грудной мышцами и широчайшей мышцей спины.
Обследование плечевого сустава (также см статью «Общие принципы обследования суставов и мышц») начинают с осмотра контуров плеча и окружающих тканей. Отметим, что плечевой сустав покрывает дельтовидная мышца, поэтому визуально трудно обнаружить экссудативные изменения в суставе на начальных этапах, до тех пор, пока патология не приобретет ярко выраженный характер и в области сустава не появится характерный отек и припухлость.
Вывих плеча со смещением головки плечевой кости вперед и вниз приводит к изменению контуров плечевого сустава, которые определяются визуально (см рисунок 1). Смещение плечевой кости при вывихе назад также легко диагностируется. Также при визуальном осмотре легко определяются передний вывих грудино-ключичного сустава и перелом ключицы. Во время осмотра врач должен обращать внимание на гипотрофию мышц лопатки и дельтовидной мышцы.
Рисунок 1. Передний вывих плечевой кости
Пальпация плечевого сустава осуществляется путем охвата обеими руками головок плечевых костей (врач находится за спиной пациента), пытаясь глубоко проникнуть кончиками пальцев в суставные щели (рисунок 2). Пальпация грудино-ключичных суставов предполагает выявление болезненности.
Рисунок 2. Пальпация плечевого сустава
Поражение плечевых суставов часто обусловлено ревматоидным полиартритом и ризомелической формой болезни Бехтерева. Вывих плечевого сустава часто встречается среди спортсменов.
Боль в области плечевого сустава не всегда вызвана патологией суставной капсулы или артритом. Отраженную боль в области плеча часто вызывают патологии сердца (перикардит, ишемическая болезнь сердца и др), нижний диафрагмальный плеврит, поддиафрагмальный абсцесс, печеночная колика (при симптоме Березнеговского-Елекера), опоясывающий лишай и др.
Обязательной частью обследования является оценка подвижности плечевого сустава: сгибание, разгибание, отведение, приведение, наружная и внутренняя ротация (рисунок 3). Для определения истинного отведения врач свободной рукой фиксирует лопатку. Сначала оценивают пассивные движения в суставе, потом активные. Во время отведения плеча следует фиксировать момент появления боли при движении. Так, при адгезивном капсулите (синдром Стейнброкера) у больного наблюдается ограничение всех видов движения в плечевом суставе. При отведении плечевого сустава боль может возникать под углом 70-90° (в этом случае большой бугорок плечевой кости максимально приближается к акромиальному отростку и может оказывать давление на субакромиальную сумку и сухожилие надостной мышцы. Дальнейший подъем плеча отдаляет большой бугорок плечевой кости от акромиального отростка – боль проходит. Подобная картина болевой дуги (или синдром средней болевой дуги) типична при субакромиальном бурсите и поражении сухожилия надостной мышцы. Синдром верхней болевой дуги характеризуется возникновением боли при максимальном отведении руки (до 160-180°) в плечевом суставе, что указывает на патологию ключично-акромиального сустава.
Подвижность плечевого сустава
Рисунок 3. Оценка подвижности плечевого сустава
Завершая обследование, врач проводит оценку силы надкостной мышцы, иннервируемую волокнами C5-C6: пациент отводит плечо примерно на 15°, при этом врач оказывает сопротивление движению и пальпирует мышцу во время сокращения в области надкостной ямки (рисунок 4А). Оценка силы дельтовидной мышцы, иннервируемой nervus axillaris (подкрыльцовым нервом) C5-C6, определяется при отведении руки пациента до 90° (рисунок 4Б). Оценка силы подостной мышцы, иннервируется nervus suprascapularis (надлопаточным нервом) C5-C6 – пациента сгибает руку в локтевом суставе и поворачивает кнаружи, при этом врач оказывает сопротивление этому движению и пальпирует мышцу во время сокращения в области подостной ямки (рисунок 4В). Сила широчайшей мышцы спины, иннервируемой nervus thoracodorsalis (грудоспинным нервом) C4-C7, оценивается при опускании поднятого до горизонтального уровня плеча (рисунок 4Г). Оценка силы большой грудной мышцы, иннервируемой nervus pectoralis lateralis (латеральным грудным нервом) и nervus pectoralis medialis (медиальным грудным нервом) проводится путем отведения руки пациента против оказываемого врачом сопротивления (рисунок 5).
Подвижность плечевого сустава
Рисунок 4. Оценка подвижности в плечевом суставе
Рисунок 5. Оценка силы мышц плечевого пояса
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Òàê óæ ñëó÷èëîñü, ÷òî ñàìûì ÷àñòûì âûâèõîì, ñ êîòîðûì ñòàëêèâàåòñÿ ÷åëîâåê ýòî âûâèõ ïëå÷à. È â ïðåääâåðèè ëåòíèõ îòïóñêîâ è àêòèâíûõ çàáàâ íà ïðèðîäå, ñòîèò çàïîìíèòü, ÷òî ïðè âûâèõå ïëå÷à äåëàòü íóæíî, à ÷åãî íåëüçÿ íè â êîåì ñëó÷àå.
Ïî÷åìó «âûëåòàåò» ïëå÷î? Ïîòîìó ÷òî ïðèðîäà, îáåñïå÷èâàÿ ïîäâèæíîñòü ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, ïîæåðòâîâàëà åãî ïðî÷íîñòüþ. Êðóïíàÿ ãîëîâêà ïëå÷åâîé êîñòè ïîìåùåíà â î÷åíü ìåëêóþ âïàäèíó (êàïñóëó) ñóñòàâà, è ñâÿçêè, êîòîðûå èõ òàì óäåðæèâàþò ìàëî÷èñëåííû è ñëàáû. Ïîòîìó ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ â ñòîðîíó ðóêó (ôóòáîë, âîëåéáîë, ÷ðåçìåðíîå óâëå÷åíèå àëêîãîëåì ïðè÷èí ìàññà) ãîëîâêà ïëå÷à èç ñóñòàâíîé âïàäèíû ïðîñòî âûñêàêèâàåò.Åñëè òàêîå ñëó÷èëîñü, òî äàëüíåéøàÿ ñóäüáà âàøåé ðóêè òåïåðü çàâèñèò îò òîãî, êàêóþ ïåðâóþ ïîìîùü âàì îêàçàëè. Åñëè, íàñìîòðåâøèñü êèíîôèëüìîâ, êòî-òî ïîïûòàåòñÿ äåðíóòü âàøó ðóêó, ïûòàÿñü âåðíóòü ñóñòàâ íà ìåñòî, ãîíèòå åãî îò ñåáÿ âñåìè îñòàâøèìèñÿ êîíå÷íîñòÿìè, ê êðàéíåì ñëó÷àå óáåãàéòå. Èíà÷å ðèñêóåòå ïîëó÷èòü òðàâìó ïîõóæå, ÷åì òà, ÷òî óæå ïðîèçîøëà ïîðâóòñÿ íå òîëüêî ñâÿçêè, ñóõîæèëèÿ, íî è íåðâû è êðîâåíîñíûå ñîñóäû.Òàê ÷òî ëó÷øå ëå÷èòåñü ïî ïðàâèëàì.
Ïðàâèëî ïåðâîå (îêàçàíèå ïîìîùè íà ìåñòå)Çàôèêñèðóéòå ñóñòàâ áèíòîì èëè øèíîé, è íåìåäëåííî â òðàâìîïóíêò èëè â áîëüíèöó. Òàì äîëæíû ñäåëàòü ðåíòãåíîâñêèé ñíèìîê, ÷òîáû èñêëþ÷èòü èëè ïîäòâåðäèòü êîñòíûå ïîâðåæäåíèÿ. Çàòåì ïîä ìåñòíûì îáåçáîëèâàíèåì ïðîèçâåäóò ùàäÿùåå âïðàâëåíèå âûâèõà è íàëîæàò ãèïñîâóþ ëîíãåòó íà 3 íåäåëè. Ýòî íåîáõîäèìî, ÷òîáû çàðóáöåâàëèñü ðàçðûâû ìÿãêèõ òêàíåé.Íåëüçÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ñíèìàòü ëîíãåòó ðàíüøå ñðîêà, äàæå åñëè íè÷åãî íå áîëèò, è òåì áîëåå íåëüçÿ íà÷àòü ïîòèõîíüêó «ðàçðàáàòûâàòü» ñóñòàâ.  ðåçóëüòàòå, íåîêðåïøàÿ êàïñóëà è ñâÿçêè ïîä íàãðóçêîé íå âûäåðæèâàþò è âû ïîëó÷àåòå ïîâòîðíûé âûâèõ. Ñî âðåìåíåì ñóñòàâ íàñòîëüêî ðàçáàëòûâàåòñÿ, ÷òî âûâèõ ïðåâðàùàåòñÿ èç ïåðâè÷íîãî â ïðèâû÷íûé. Ïëå÷î áóäåò âûëåòàòü ïðè íàäåâàíèè ïàëüòî è äàæå ïðè ïåðåâîðà÷èâàíèè ñ áîêó íà áîê â ïîñòåëè. È ëå÷èòü ïðèâû÷íûé âûâèõ ìîæíî óæå òîëüêî õèðóðãè÷åñêè.
Ïðàâèëî âòîðîå (íåïîäâèæíîñòü 3 íåäåëè)Êîãäà âàø ñóñòàâ îáåçäâèæèëè (èììîáèëèçîâàëè) ñ ïîìîùüþ ëîíãåòû, ñðàçó íà÷èíàéòå äåëàòü èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ (áåç äâèæåíèé â ñóñòàâå) äëÿ ìûøö, îêðóæàþùèõ ïëå÷åâîé ñóñòàâ. Íàäàâëèâàéòå ëîêòåâûì ñãèáîì ëîíãåòû íà ñòåíó èëè íà êèñòü äðóãîé ðóêè. Êàæäîå íàïðÿæåíèå äëèòñÿ âíà÷àëå 1-2 ñåêóíäû, íî ïîñòåïåííî ýòî âðåìÿ óâåëè÷èâàåòñÿ äî 6-8 ñåêóíä. Ïîâòîðÿòü äî óòîìëåíèÿ 2-3 ðàçà â äåíü.Ïîñëå òîãî, êàê ëîíãåòó ñíèìóò, ëó÷øå âñåãî ïðîéòè êóðñ êîìïëåêñíîé ðåàáèëèòàöèè ýëåêòðîñòèìóëÿöèÿ ìûøö ðóêè, ìàññàæ, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, óïðàæíåíèÿ â âîäå). Åñëè ýòîãî íå ñäåëàòü, òî ïîâòîðíûé âûâèõ, à çà íèì è ïðèâû÷íûé íå çàñòàâÿò ñåáÿ æäàòü.
Ïðàâèëî òðåòüå (êîìïëåêñíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ)Öåëü ðåàáèëèòàöèè íå òîëüêî âîññòàíîâèòü ïîäâèæíîñòü ñóñòàâà, íî è ïðåäóïðåäèòü ïîâòîðíûå âûâèõè. Óêðåïëÿòü ñ ïîìîùüþ ñïåöóïðàæíåíèé íóæíî âåñü êîìïëåêñ ìûøö ðóêè. Îãðàíè÷èâàòüñÿ óêðåïëåíèåì òîëüêî èçâåñòíûõ âñåì áèöåïñà, òðèöåïñà è äåëüòîâèäíîé ìûøöû â îáùåì-òî áåññìûñëåííî, ïîðâåòñÿ òàì, ãäå òîíêî.Âåäü ãëàâíàÿ ðîëü â ñòàáèëèçàöèè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïðèíàäëåæèò íå êðóïíûì ìûøöàì, à ìåëêèì ìûøöàì-ðîòàòîðàì, ïîâîðà÷èâàþùèì ïëå÷î âíóòðü è íàðóæó. Èõ ñóõîæèëèÿ îïëåòàþò ïëå÷åâîé ñóñòàâ ïî ïåðèìåòðó. Òàê ÷òî, ëó÷øå âñåãî ïîòðàòèòüñÿ íà õîðîøåãî âðà÷à-ðåàáèëèòîëîãà â õîðîøåì öåíòðå è ïîòîì ãîðÿ íå çíàòü, ÷åì ñýêîíîìèòü è ïåðèîäè÷åñêè íàâåäûâàòüñÿ â òðàâìàòîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå êëèíèêè.
Источник