Пластика передней крестообразной связки коленного сустава бесплатно

Пластика передней крестообразной связки коленного сустава бесплатно thumbnail

Передняя крестообразная связка отвечает за динамическую устойчивость коленного сустава, фиксируя голень от нефизиологического смещения кпереди и поддерживая наружный мыщелок большой берцовой кости. Более 1/2 стабильности коленного отдела обеспечивается благодаря ПКС. Именно поэтому данную структуру специалисты называют первым стабилизатором колена, без нее сустав нормально работать не сможет. Располагается она в самом центре костного соединения, перекрещиваясь с задней крестообразной связкой х-образно, что и дало этим двум структурным элементам одноименные названия. Мы же будем говорить сейчас конкретно о ПКС и посттравматической реконструктивно-пластической ее коррекции.

Передняя КС.

Общие сведения о повреждениях

Пластика передней крестообразной связки коленного сустава – наиболее распространенная процедура на связочном аппарате колена. Остальные связки данного отдела нижних конечностей намного реже травмируются и нечасто требуют хирургического вмешательства. Для примера, ПКС повреждается приблизительно в 15 раз чаще, чем ЗКС. В некоторых источниках даже указывается, что в 30 раз. Объяснение тому – специфика анатомического строения ПКС: она длиннее и толще, чем задний соединительнотканный тяж.

Изображение разрывов.

Нарушение целостности, а именно ее разрывы, преимущественно происходят на почве спортивных травм, а также в результате падений с зафиксированными параллельно поверхности ногами (травма лыжников), неудачных приземлений после прыжка на выпрямленные ноги. Поражение связочных пучков также может возникнуть из-за сильного удара с тыльной стороны колена, скручивающих и резких движений, например, при крутом повороте или резком торможении в момент бега. Распознать, что произошло поражение именно данной связки, можно только посредством определенных средств диагностики:

  • МРТ (КТ и рентген менее эффективны);
  • диагностической артроскопии;
  • специальных клинических тестов, например, «переднего выдвижного ящика», Лахмана, Pivot Shift test и пр.

Как травма выглядит на МРТ.

Что касается симптомов, которые могут указывать на подобную проблему, они имеют выраженный характер, особенно в ранний период. Клиническая картина полного разрыва следующая:

  • треск непосредственно в момент разрыва;
  • острая сильная боль в колене;
  • болезненный синдром усиливается при любой попытке подвигать ногой;
  • голень смещена вперед;
  • стремительное нарастание отечности;
  • кровоизлияние в сустав;
  • нарушение функций опороспособности.

Вышеуказанные признаки присущи заболеваниям и других составляющих элементов данного сустава, поэтому для подтверждения обязательно понадобится пройти осмотр у травматолога и диагностические процедуры. В зависимости от тяжести разрыва (микроразрыв, частичный или полный) врач подберет адекватную тактику лечения. При несерьезных травмах обходятся консервативной терапией, сложные случаи нуждаются в хирургическом лечении.

Из-за деструктуризации фронтальной крестовидной связки страдает биомеханика сочленения в целом: возникает нестабильность сустава и патологическое смещение суставных поверхностей относительно друг друга. Это неблагоприятным образом воздействует на хрящевые покрытия взаимодействующих костных единиц – они начинают страдать от нерациональных нагрузок при движениях. Если вовремя не откорректировать связочный аппарат, может развиться гонартроз, который приводит к серьезным дегенерациям не только суставного хряща, но и менисков.

Порванные волокна видны через артроскоп.

Внимание! Полностью разорванная передняя крестообразная связка коленного сустава без пластики не способна самостоятельно соединиться и срастись. Поэтому для возобновления ее функциональности, если дефект действительно серьезен, назначается артроскопическая процедура с целью восстановления целостности ПКС.

Операция на ПКС: виды пластики, принцип выполнения

Любая пластическая процедура на ПКС в настоящий момент выполняется методом малоинвазивной артроскопии. Артроскопический сеанс проходит закрытым способом под спинномозговой анестезией. Операция относится к щадящему типу хирургии высокой точности, поэтому мягким тканям, нервным и сосудистым образованиям не причиняется ущерб. Кроме того, манипуляции проводятся сугубо на пострадавшем участке, а после вмешательства никаких рубцов и шрамов не остается.

Хируригия.

Чтобы осуществить реконструкцию поврежденного элемента, достаточно сделать один 5-мм прокол для оптического зонда, в который встроена миниатюрная видеокамера, и 1-2 дополнительных доступа (не более 8 мм в диаметре). Через вспомогательные отверстия хирург микрохирургическими инструментами будет заниматься воссозданием испорченной области. Зрительный контроль обеспечивает артроскоп (эндоскопический зонд), который выводит изображение оперируемой зоны на монитор в 40-60-кратном увеличении. Оперативное вмешательство может быть выполнено несколькими способами, рассмотрим их дальше.

Аутотрансплантация

В данном случае пересаживается фрагмент сухожилий пациента, взятый из мышц бедра, иногда берут материал из связок или сухожилий надколенника. На функциональности донорского участка это никак не отражается. Техника выполнения реконструкции заключается в удалении разорванных связочных структур с последующим внедрением на их место подготовленного трансплантата из сухожилий.

Зона «забора» материала.

Концевые участки сухожильного лоскута вдеваются в просверленные каналы бедренной и большеберцовой кости и натягиваются до нужных параметров, после чего закрепляются биоразлагаемыми винтами либо садятся на специальные петли. Через несколько месяцев без проблем происходит их полное врастание в кость. Методика хорошо изучена и имеет внушительную доказательную базу эффективности, поэтому является на сегодняшний день самой применяемой тактикой лечения ПКС, «золотым стандартом» ортопедии и травматологии.

Читайте также:  Болезнь гоффа коленного сустава видео

Аллотрансплантация

Донором аналогичных биологических тканей в этом случае является не пациент, а совершенно другой человек. Им может быть близкий или дальний родственник, а также человек, никак не связанный по родственной линии, в конце концов, труп. Пластика нецелостной передней крестообразной связки коленного сустава при помощи аллотрансплантата в основном не применяется. И связано это в первую очередь с тем, что приживление «неродного» заместителя может не состояться из-за так называемой тканевой несовместимости, а это сильно увеличивает вероятность отторжения организмом чужеродного трансплантата.

Прибегнуть к данной методике могут разве что в ситуациях, когда забор собственных тканей пациента для трансплантации по каким-либо причинам невозможен, что большая редкость. Принцип внедрения и фиксации аллотрансплантата такой же, как и при аутотрансплантации.

Пластика по методу «Легамис»

Для реконструкции берется специальный имплантат, представляющий собой полиэтиленовую нить и гипоаллергенную стальную втулку. Нить фиксируется к кости бедра, втулка устанавливается в кость голени. Синтетическая нить протягивается вдоль проблемной связки, соединяя ее разорванные части, а затем в оптимальном натяжении соединяется с концом втулки.

Таким образом, достигается надежная стабилизация колена, за счет чего создаются благоприятные условия для естественного сращения разрыва. Метод целесообразен только при свежей травме, давностью не более 3 недель. На сегодняшний день данный способ практикуется в единичных клиниках Европы, как правило, в медицинских центрах Германии. Собственно, немецкими специалистами эта технология и была разработана.

Показания к хирургическому вмешательству

Артроскопическая пластика ПКС коленного сустава сразу после случившегося инцидента не выполняется во избежание осложнений. Как правило, оперативный сеанс не назначается до тех пор, пока не ликвидируется воспалительный очаг и отек. Весь этот период организовывается грамотная консервативная медицинская помощь и иммобилизация конечности.

При каких выявленных проблемах придется пройти пластику ПКС коленного сустава по истечении некоторого времени? Существуют определенные факторы, являющиеся однозначным поводом для проведения пластической операции методом артроскопии, это:

  • поперечный разрыв связки по всей линии ширины;
  • абсолютный отрыв волокон от места крепления к кости;
  • частичное повреждение с выраженным градусом нестабильности колена;
  • неудачно проведенная пластика травмированной ПКС коленного сустава, которая не поспособствовала стабилизации вследствие некорректной трансплантации;
  • хронически повторяющиеся растяжения и разрывы;
  • безрезультативное консервативное лечение.

Важно! Еще раз напомним, что вмиг после травмы реконструктивная процедура не делается, но это не означает, что пострадавшему не нужна помощь врача-травматолога. Чтобы не усугубить проблему, нужно безотлагательно обследоваться, получить от специалиста квалифицированные рекомендации и немедленно приступить к их выполнению! В порядке исключения незамедлительная хирургия может быть проведена либо при обширной сочетанной травме (разрыв ПКС в комбинации с повреждениями костей, менисков, других связок), или спортсменам для быстрого возвращения в профессиональный спорт.

Противопоказания к операции

Несмотря на тот факт, что пластика крестообразной связки коленного сустава является одной из самых популярных методик благодаря высокой эффективности и минимальной инвазивности, она не каждому может быть выполнена. Противопоказаний, к счастью, не так много:

  • выраженная контрактура сустава;
  • местные кожные инфекции, воспаления, гнойные абсцессы, язвы;
  • тяжелой формы патологии сердца, дыхательной системы, вен и сосудов ног;
  • любые хронические болезни в стадии обострения;
  • аллергия на медицинские препараты, используемые для наркоза.

Если предполагается трансплантация собственных сухожилий из четырехглавой мышцы бедра или связок наколенника, а у пациента имеются проблемы с мышечно-сухожильными элементами сгибательного/разгибательного аппарата, такую процедуру провести невозможно. Однако ему может быть предложен один из двух альтернативных вариантов: сделать аллотрансплантацию или имплантировать систему «Легамис». Конечно, если клиника оказывает подобные услуги.

Реабилитация пациента операции

После пластики крестообразных связок коленного сустава положено в течение 1 месяца передвигаться только на костылях, не опираясь на ногу. Примерно столько же длится иммобилизация прооперированного отдела, которая достигается посредством использования гипсовой повязки, тутора или ортеза, жестко зафиксированных в положении полного разгибания. Нагрузки на сустав весь этот период исключены. На раннем этапе прописывают обезболивающие и противовоспалительные лекарства. Обычно несколько дней колют определенный антибиотик.

На протяжении 2-х недель, начиная примерно с 3-х суток, выполняются изометрические упражнения на сокращение ЧГМБ, сгибание/разгибание голеностопа, в положении лежа делается осторожное поднимание конечности с удержанием. Дополнительно пациент проходит сеансы физиотерапии: магнитолечение; УВЧ, электромиостимуляцию и пр. Где-то через 4 недели, путем постепенного увеличения нагрузки на ногу, плавно переходят с костылей на трость, а после – на ходьбу без поддерживающих приспособлений. На этом этапе жесткий фиксатор меняют на полужесткий ортез, предпочтительнее каркасной модели.

Лечебную физкультуру и комплекс физиотерапевтических процедур желательно проходить в условиях реабилитационного центра минимум 8 недель под руководством методиста-реабилитолога. К этому времени должна быть достигнута полная амплитуда движений в колене, отработана правильная походка. Занятия проводятся уже в специальном наколеннике нежесткого типа. Вернуться к обычной жизни без ограничений разрешается сугубо после прочного укрепления связки-заместителя. Окончательное восстановление крестообразной связки коленного сустава, если была использована пластика, наступает не ранее чем через 3 месяца, иногда только через полгода.

Читайте также:  Бандажи наколенники на коленного сустава

Видео реабилитационного протокола после артроскопии коленного сустава:

Источник

Íà÷àëî: Âîò êàê áûâàåò. «À íó, âäîõíè ïîãëóáæå!»

×àñòü 2. «À ìîæåò, ìíå íå òó òðóáó óäàëèëè?»

Ïîñëå âûïèñêè ÿ ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ îòëè÷íî. Ïðàâäà, îùóùàëà ë¸ãêóþ íåïîëíîöåííîñòü ïîñëå ïîòåðè îðãàíà (òðóáû-òî îäíîé ëèøèëàñü), íî â öåëîì áûëà ðàäà, ÷òî æèâà è ïî÷òè íè÷åãî íå áîëèò. Ïîáåðåãëàñü, ïîñèäåëà íà áîëüíè÷íîì ïîëîæåííûå 2 íåäåëè è âûøëà íà ðàáîòó. Äåí¸ê îòðàáîòàëà, âå÷åðîì âñòðåòèëàñü ñ ïîäðóæêàìè çà ÷àøå÷êîé ïèâà, ðàññêàçàëà, ãäå áûëà. Ïîîõàëè, ïîñî÷óâñòâîâàëè, äà è ðàçáðåëèñü ïî äîìàì.

Âå÷åðîì ÷óâñòâóþ – ÷òî-òî íå òî…îïÿòü æèâîò áîëèò. Äà ñêîëüêî æå ìîæíî! «Ýòî íåðâíîå», – ïîäóìàëà ÿ. Îäíàêî áîëè íå ñäàâàëèñü. Ïîøëà â òóàëåò, è âîò îí – çíàêîìûé ñèìïòîì! Íå ìîãó ïîìî÷èòüñÿ! Òîëüêî íå êàê ïðè öèñòèòå, à ðàññëàáèòüñÿ îò áîëè íå ìîãó ñîâñåì. Ïîçâîíèëà ïîäðóãå âðà÷ó, ñïðîñèòü ñîâåòà. Îíà ñêàçàëà, êîíå÷íî, íàäî åõàòü â áîëüíèöó, ïîåõàëè, îòâåçó òåáÿ â äðóãîé ðîääîì ê çíàêîìûì.

Ïîåõàëè ìû âñåé áðèãàäîé – ÿ, ìóæ, ïîäðóãà.  ïðèåìíîì îòäåëåíèè âðà÷ ñäåëàë ìíå ÓÇÈ – â ìàëîì òàçó îïÿòü ñâîáîäíàÿ æèäêîñòü. Íàäî, ãîâîðèò, äåëàòü ïóíêöèþ. ß êàê ñëîâî «ïóíêöèÿ» óñëûøàëà, âïàëà â èñòåðèêó. «Åù¸ îäíîé ïóíêöèè ÿ íå ïåðåæèâó!!» – êðè÷àëà. Âðà÷ õîòü è ìîëîäîé, íî ìóäðûé îêàçàëñÿ, ñ íåðâíûìè áàáàìè óìååò îáùàòüñÿ, îñòàâèë ìåíÿ îäíó ìèíóò íà 10, è ÿ òåì âðåìåíåì â ñåáÿ ïðèøëà. Âåðíóëñÿ è ãîâîðèò: «Âîò, ÿ ìàëåíüêóþ èãîëî÷êó âîçüìó. Èëè åñëè õî÷åøü, àíåñòåçèîëîãà ïîçîâó». À ìíå óæå êàê-òî ñòûäíî ñòàëî çà òó èñòåðèêó, ëàäíî, ãîâîðþ, íå íàäî àíåñòåçèîëîãà. Îäíèì ñëîâîì, ýòó ïóíêöèþ ÿ ïåðåíåñëà îäíîçíà÷íî ëó÷øå, ÷åì ïðåäûäóùóþ, õîòü è áûëî áîëüíî.  ðåçóëüòàòå ïóíêöèè ïîëó÷èëè êðîâü! «Íàäî, – ãîâîðèò, – ñìîòðåòü, ÷òî òàì êðîâîòî÷èò». «Îïÿòü îïåðàöèÿ??». «Äà, èíà÷å íåëüçÿ». Òóò ìåíÿ âòîðîé âîëíîé èñòåðèêè íàêðûëî. «Êàê æå òàê! Ðîâíî äâå íåäåëè ïðîøëî! Äà ÿ òîëüêî øâû ñíÿëà! Åù¸ äàæå ïëàñòûðü íå îòêëåèëà!». Òóò ìóäðûé âðà÷ âûøåë âî âòîðîé ðàç, à ÿ ïîêà îôîðìëÿëàñü, îïÿòü óñïîêîèëàñü. Ìåäñåñòðà, ÷òî çàïîëíÿëà ìîè äîêóìåíòû, ïîñìîòðåëà íà ìåñòî ðàáîòû è ãîâîðèò: «Î, òàê âû ìåäèê! À ÷òî æ âû õîòåëè? Ó ìåäèêîâ âñ¸ íå êàê ó ëþäåé!». Ýòî òî÷íî.

Îôîðìèëèñü, íà÷àë ìåíÿ âðà÷ ñïðàøèâàòü ïîïîäðîáíåå, ÷òî äà êàê. Íå áîëåëà, íåò, áåðåìåííîñòåé äî òîãî íå áûëî. «Ïîñìîòðèì, âîçìîæíî, àïîïëåêñèÿ». (ïðèì.: ðàçðûâ ÿè÷íèêà ïðè îâóëÿöèè ñ êðîâîòå÷åíèåì â áðþøíóþ ïîëîñòü) – «À ìîæåò, ìíå íå òó òðóáó óäàëèëè? È òà êðîâèòü ïðîäîëæàåò?» – «Äà âñÿêîå áûâàåò…». Âîò òóò-òî ÿ îáàëäåëà. Ëàäíî, äóìàþ, ïîñìîòðÿò, ðàçáåðóòñÿ, ñàìîé èíòåðåñíî.

Íà îïåðàöèîííîì ñòîëå ÿ ëåæàëà ñíîâà â íî÷ü ñ ïÿòíèöû íà ñóááîòó, êàê è äâå íåäåëè íàçàä. «Òàê, çäåñü óæå áûëà ëàïàðîñêîïèÿ!» – âîçìóòèëàñü ìåäñåñòðà, ïîäãîòàâëèâàÿ îïåðàöèîííîå ïîëå. «Áûëà, – ãîâîðþ, – à òåïåðü âîò åù¸ îäíà áóäåò». Äàëüøå íè÷åãî íå ïîìíþ.

Î÷íóëàñü â ïàëàòå. Ïðèøåë âðà÷, ðàññêàçàòü, ÷òî æå òàì òâîðèëîñü: «Êðîâîòå÷åíèå áûëî èç ñàëüíèêà (ïðèì.: ñêëàäêà ñ æèðîì òàêàÿ â æèâîòå). Åãî ïðèæãëè, êðîâü îñòàíîâèëè, âñ¸ ïðîìûëè». – «À ÷åãî æ îí êðîâèë?» – «Òàì ñïàéêà ðÿäîì øëà, íàòÿíóëàñü ðÿäîì ñ ñîñóäîì, âîò è çàêðîâèë. È âîîáùå ñïàåê ìíîãî, òàêàÿ êàðòèíêà òîëüêî ïîñëå õëàìèäèé áûâàåò». – «Ïîìèëóéòå, äîêòîð, íå áîëåëà ÿ, è êîãäà ïëàíèðîâàëà áåðåìåíåòü, íà âñ¸-ïðåâñ¸ ñäàâàëà, íè÷åãî íå áûëî!». – «Íó, êàðòèíêà òèïè÷íàÿ. Îòäûõàéòå». È óø¸ë. Âîçìóùåíèþ ìîåìó, êîíå÷íî, íå áûëî ïðåäåëà. Âîò ÷åãî óäóìàë, â ÷¸ì ìåíÿ îáâèíÿòü!  õëàìèäèÿõ! Áåçîáðàçèå. Äóìàþ ÿ, äóìàþ, ïðîâîæó ÿçûêîì ïî çóáàì – ñëîìàí çóá, âåðõíèé ðåçåö! Âîîáùå îòëè÷íî. Ðåøèëà ÿ, ÷òî àíåñòåçèîëîã ïðè èíòóáàöèè ïîâðåäèë, áîëüøå íåêîìó. Ðóãàòüñÿ íå ñòàëà, æèçíü âåäü ñïàñàëè.

Ïîñëå îïåðàöèè ñíîâà ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ õîðîøî, èç áîëüíèöû îòïóñòèëè äàæå ïîðàíüøå. Ãðûçëà ìåíÿ ìûñëü, êàê æå òàê, ïî÷åìó ñàëüíèê êðîâèë? Íèêîãäà î òàêîì íå ñëûøàëà. Îí íàîáîðîò ñëóæèò â òîì ÷èñëå äëÿ òîãî, ÷òîáû ýòè ñàìûå êðîâîòå÷åíèÿ îñòàíàâëèâàòü. Íå çðÿ òåðçàëè ìåíÿ ñîìíåíèÿ, îé íå çðÿ. Îäíàêî æèçíü øëà ñâîèì ÷åðåäîì, ñàìî÷óâñòâèå áûëî õîðîøèì, è âñ¸ ïëîõîå ñòàëî ïîñòåïåííî çàáûâàòüñÿ.

×àñòü 3. Õâîðü íåâåäîìàÿ.

ß âûøëà íà ðàáîòó. Î áóäóùåì ïîêà íå äóìàëà, ïûòàëàñü ïåðåâàðèòü ïðîèçîøåäøåå. Ïðîø¸ë ìåñÿö.  îäèí çàìå÷àòåëüíûé ñóááîòíèé äåíü ïîøëà ÿ íà êîíôåðåíöèþ. ×óâñòâîâàëà ñåáÿ ÷åëîâåêîì – ïðèâåëà ñåáÿ â ïîðÿäîê, êàáëóêè íàöåïèëà, ñèäåëà, ñëóøàëà ëåêöèþ. È âäðóã îïÿòü ðåçêèå áîëè â æèâîòå! Ñèëüíûå, àæ ïîêðûëàñü âñÿ õîëîäíûì ëèïêèì ïîòîì, ïîøåâåëèòüñÿ íå ìîãó. Ñèæó. Áîëè íå ïðîõîäÿò. Íàäî âûäâèãàòüñÿ ñ ëåêöèè. Ïîëçêîì, ÷òî ëè?  ïîëóñîãíóòîì ñîñòîÿíèè äîêîâûëÿëà äî îðãàíèçàòîðîâ. «Äåâ÷îíêè, íå ìîãó, – ãîâîðþ, – äî ãàðäåðîáà íå äîéäó». Ïðèíåñëè îíè ìíå ïàëüòî, ÿ íà÷àëà âûçûâàòü ñåáå òàêñè. Ñêîðóþ âûçûâàòü íå õîòåëà, î÷åíü õîòåëîñü äîìîé. Îäíà èç îðãàíèçàòîðîâ, ãëÿäÿ íà ìåíÿ, ïðåäëîæèëà îòâåçòè ìåíÿ. ß îòêàçûâàòüñÿ íå ñòàëà, ñïàñèáî åé. Äîåõàëè äî äîìà, ÿ ëåãëà, ëåæó. Áîëè íå ïðîõîäÿò. Åù¸ ëåæó, íå ïîìîãàåò. È ñíîâà íå ìîãó ïîìî÷èòüñÿ. Ýòî ñòàëî èçâåñòíûì äëÿ ìåíÿ ñèìïòîìîì êðîâè â áðþøíîé ïîëîñòè. ×óâñòâóþ çëîñòü è îò÷àÿíèå. Çâîíþ ïîäðóæêå, è ïî íàêàòàííîé ñõåìå îíà âåç¸ò ìåíÿ â òó æå ãèíåêîëîãèþ.

Читайте также:  Тату на коленного сустава

Òàì ìåíÿ âñòðåòèëà íîâûé âðà÷, êîñâåííî óæå ñî ìíîé çíàêîìàÿ. Ñíîâà ÓÇÈ – æèäêîñòü â ìàëîì òàçó – íàäî ïóíêöèþ. «ß ñ÷èòàþ, ÷òî äåëàòü ïóíêöèþ ïîä íàðêîçîì – ýòî áëàæü», – áåçàïåëëÿöèîííî çàÿâèëà îíà. Êàê ñêàæåòå, õîçÿèí áàðèí. Äåëàåì ïóíêöèþ, îæèäàåìî â øïðèöå ïîëó÷àåì êðîâü. «Ïî èäåå, êîíå÷íî, íàäî îïÿòü èäòè íà îïåðàöèþ. Íî ñêîëüêî ìîæíî? Äàâàé ïîïðîáóåì êîíñåðâàòèâíî». ß òîëüêî çà! Òàêîå ðåøåíèå áûëî ïðèíÿòî â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå, ñ ó÷¸òîì âñåõ ôàêòîðîâ. «Êðîâü ÿ ñåé÷àñ óáåðó ÷åðåç Äóãëàñîâî ïðîñòðàíñòâî». Òî åñòü ïîñðåäñòâîì ïóíêöèé. Ñîïðîòèâëÿòüñÿ ñèë ó ìåíÿ íå áûëî. Çàòî êàê ÿ êðè÷àëà! Âñå ðîæåíèöû â ðîääîìå îáçàâèäîâàëèñü. Áûëî íåñêîëüêî ïðîêîëîâ, íå áóäó âðàòü, ñêîëüêî. Ïîñëå òîãî, êàê ñëåçëà ñ êðåñëà, èçâèíèëàñü ïåðåä âðà÷îì è ìåäñåñòðîé çà ñâî¸ ïîâåäåíèå. Ïîçäíåå, â ïðîöåäóðíîì êàáèíåòå, äðóãàÿ ìåäñåñòðà, ïåðåä çàáîðîì êðîâè èç âåíû ñêàçàëà ìíå: «Ñåé÷àñ áóäåò íåìíîãî áîëüíî». ß ðàçðàçèëàñü íåðâíûì ñìåõîì. Ìåäñåñòðà ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ ïîäîçðèòåëüíî. «Êîëèòå, – ãîâîðþ, – áîëüíåå, ÷åì äî ýòîãî, óæå íå áóäåò».

Ïîòîì áûëî òùàòåëüíîå íàáëþäåíèå, àíàëèç êðîâè íåñêîëüêî ðàç â ñóòêè, êàïåëüíèöû ñ êðîâîîñòàíàâëèâàþùèì ïðåïàðàòîì, îáåçáîëèâàþùèå óêîëû è ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì. Äâèãàòüñÿ áûëî áîëüíî, òàê ÷òî ÿ è íå ïðåòåíäîâàëà. Ïîìî÷èòüñÿ ïîëó÷èëîñü ñ áîëüøèì òðóäîì, òîëüêî êîãäà íàäî ìíîé íàâèñëà óãðîçà â âèäå ïðàêòèêàíòêè ñ êàòåòåðîì.

Ãåìîãëîáèí äåðæàëñÿ íà óðîâíå, ò.å. êðîâîòå÷åíèå îñòàíîâèëîñü, ïî ÓÇÈ íîâîé æèäêîñòè íå íàáëþäàëîñü, áîëè ìåäëåííî óìåíüøàëèñü. Áåñïîêîèëî òîëüêî òî, ÷òî â ýòîò ðàç â æèâîò íèêòî íå ïîñìîòðåë, è ïðè÷èíà êðîâîòå÷åíèÿ îñòàâàëàñü íåâûÿñíåííîé. Íà÷àëè íåðâíè÷àòü ðîäñòâåííèêè è çíàêîìûå, òðåáîâàòü îò ìåíÿ äèàãíîçà. È ýòî ëîãè÷íî, òðåòèé ðàç çà ïîëòîðà ìåñÿöà âíóòðåííåå êðîâîòå÷åíèå, è òîëüêî îäèí ðàç èç òð¸õ åìó áûëî ðàöèîíàëüíîå îáúÿñíåíèå. Îäíàêî, ïî ìíåíèþ çàâåäóþùåé îòäåëåíèåì, íè÷åãî îñîáåííîãî ñî ìíîé íå ïðîèñõîäèëî.

Ñàìà æå ÿ ñòàâèëà ñåáå êó÷ó íåîáû÷àéíûõ äèàãíîçîâ: áîëåçíü Ðàíäþ-Îñëåðà (àíîìàëèÿ ñîñóäîâ), ðàçëè÷íûå êîàãóëîïàòèè (íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè), äà ÷åãî ÿ òîëüêî íå ïðèäóìûâàëà. Âñ¸-òàêè íåïîíÿòíî, êàê äàëüøå æèòü, åñëè â ëþáîé ìîìåíò ó òåáÿ ìîæåò çàêðîâèòü âíóòðè æèâîòà. Ìóæ òîæå ïåðåæèâàë, íî øóòèë, ÷òî ïîðà ïðîñòî ìîëíèþ â æèâîò âøèòü, ðàññòåãíóë – ïîñìîòðåë, ðàçîáðàëñÿ – çàñòåãíóë.

 îäèí ìîìåíò íà ÓÇÈ íàøëè ìíîãîêàìåðíóþ êèñòó ÿè÷íèêà. Ìî¸ ñîñòîÿíèå áûëî ðàñöåíåíî êàê ïåðåíåñåííàÿ àïîïëåêñèÿ (ïðèì.: ðàçðûâ ÿè÷íèêà ïðè îâóëÿöèè ñ êðîâîòå÷åíèåì â áðþøíóþ ïîëîñòü), à êèñòà áûëà ïðîñòî ñëåäñòâèåì.

Ìåñÿö ïîñòåëüíîãî ðåæèìà, è ÿ âûïèñàíà íà ðàáîòó. Óìåðåííûå áîëè â æèâîòå ñîõðàíÿëèñü è íåðâèðîâàëè ìåíÿ. Äåëî â òîì, ÷òî êðîâü èç ìàëîãî òàçà áûëà óäàëåíà íå ïîëíîñòüþ, è ñãóñòêó îñòàâøåéñÿ òàì êðîâè ïðåäñòîÿëî åù¸ ðàññàñûâàòüñÿ êàêîå-òî âðåìÿ. Îäíàêî ïîñëå âñåõ ïðèêëþ÷åíèé, âèäåòü ãèíåêîëîãîâ ìíå ñîâåðøåííî íå õîòåëîñü. Õîäèëà ÿ òîëüêî ïåðèîäè÷åñêè íà ÓÇÈ, ÷òîáû îòñëåæèâàòü ñèòóàöèþ. Êèñòà èñ÷åçëà, êðîâü ðàññîñàëàñü, à âîò íà îñòàâøåéñÿ òðóáå âðà÷ çàïîäîçðèë ãèäðîñàëüïèíêñ. Ýòî êîãäà èç òðóáû ïîëó÷àåòñÿ êàê áû ìåøî÷åê, à âíóòðè êîïèòñÿ æèäêîñòü. È îí òîæå ìîæåò áîëåòü. À òðóáà ïðè ýòîì âðÿä ëè áóäåò ïðîõîäèìîé.

Ïàðàëëåëüíî ïîñåòèëà ãåìàòîëîãà, ÷òîáû èñêëþ÷èòü íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè. Îí ìåíÿ îáñëåäîâàë è äàë çàêëþ÷åíèå, ÷òî ñî ñòîðîíû êðîâè ïàòîëîãèè íåò, ïðè÷èíà êðîâîòå÷åíèé – ãèíåêîëîãè÷åñêàÿ.

Òåì âðåìåíåì ïðîøëî ïîëãîäà ñ ìîìåíòà ïîñëåäíåé ãîñïèòàëèçàöèè. Àëëåðãèÿ íà ãèíåêîëîãîâ ïîóòèõëà, à âîò áîëè â æèâîòå ñîõðàíÿëèñü.  ñâÿçè ñ ýòèì áûëî ïðèíÿòî ðåøåíèå ïðîäîëæàòü ýïîïåþ. Íîâàÿ ãèíåêîëîã íàïðàâèëà ìåíÿ ãèñòåðîñàëüïèíãîãðàôèþ (ÃÑÃ) – ïðîâåðêà ïðîõîäèìîñòè ìàòî÷íûõ òðóá (îäíîé òðóáû â ìî¸ì ñëó÷àå). Îäíàêî äîêòîð, âûïîëíÿþùèé ÃÑÃ, âçâåñèâ âñå çà è ïðîòèâ, îòêàçàëàñü áðàòü ìåíÿ íà îáñëåäîâàíèå èç-çà âûñîêîãî ðèñêà îñëîæíåíèé. Òàêèì îáðàçîì, ìíå áûëà îäíà äîðîãà – ñíîâà íà ëàïàðîñêîïè÷åñêóþ îïåðàöèþ. ×òîáû âíîâü ðåøèòüñÿ íà ýòî, ìíå ïîòðåáîâàëîñü âðåìÿ.

Источник