Недоразвитие крыши тазобедренного сустава
6 января 2018427,2 тыс.
Содержание
- Анатомия тазобедренного сустава
- Некоторые особенности строения тазобедренного сустава у новорожденных
- Что такое дисплазия тазобедренного сустава?
- Причины патологии сустава у детей
- Стадии дисплазии тазобедренного сустава
- На что обращает внимание педиатр при осмотре тазобедренных суставов у малыша?
- Подтверждение диагноза
- Лечение дисплазии ТБС
- Широкое пеленание
- Массаж
- Правильное положение ребенка
- Лечебная физкультура
- Физиотерапия
- Применение ортопедических конструкций
- Оперативное лечение
Патология тазобедренного сустава (ТБС) занимает ведущее место среди врожденных болезней опорно-двигательного аппарата и составляет более 70%. Очень важно своевременно выявлять ортопедические проблемы у малышей, потому что только раннее начало лечения и реабилитация приводят к хорошим исходам у детей и в некоторых случаях позволяет избежать инвалидности. Однако именно исследование тазобедренных суставов у детей нередко проводится неадекватно или несвоевременно. Это обусловлено дефицитом грамотных ортопедов и неврологов, ограниченностью современных методов диагностики, особенно в небольших городах и сельской местности.
Поэтому родители должны быть первыми заинтересованными лицами, чтобы вовремя обследовать ребенка и при необходимости начать квалифицированное лечение. IllnessNews познакомит вас с ключевыми понятиями, касающимися ведущей проблемы тазобедренных суставов у детей ─ дисплазии и даст ценные советы относительно данной проблемы.
Анатомия тазобедренного сустава
Сложно понять суть патологии «дисплазия ТБС», не зная анатомии сустава. Возможно, терминология покажется сложной для родителей, но с ней необходимо ознакомиться, чтобы лучше ориентироваться в ситуации.
Тазобедренный сустав имеет в своем составе две суставные поверхности. Одной из них является округлая головка бедра. Другой поверхностью является вертлужная впадина. Она образована поверхностями костей таза и имеет полусферическую форму. Тазовые кости в области сустава соединены между собой Y-образным хрящом. Внутри вертлужная впадина выстлана гиалиновым хрящом. По окружности суставной впадины прикреплена суставная губа из хрящевой ткани. Она нужна для того, чтобы впадина была более глубокая.
Некоторые особенности строения тазобедренного сустава у новорожденных
Головка бедра детей первого месяца жизни образована хрящевой тканью. Она постепенно окостеневает. Развивается она более интенсивно, чем вертлужная впадина. У малышей, а особенно в первые месяцы их жизни, головка бедренной кости недостаточно внедряется в суставную впадину. Особенно это выражено у девочек.
Так, у новорожденных головка бедренной кости только наполовину прикрыта суставной впадиной, а иногда и одну треть. Это называется дезадаптацией суставных поверхностей. По мере роста ребенка налаживается пропорциональное и более плавное развитие как головки бедра, так и суставной впадины.
Кроме того, отмечаются особенности строения шейки бедра. Она короткая, состоит из хряща. Связочный аппарат, укрепляющий капсулу сустава, у детей первых месяцев жизни развит недостаточно.
Что такое дисплазия тазобедренного сустава?
Под определением « дисплазия тазобедренного сустава» подразумевается присутствие симптомов незрелости сустава новорожденного. Отмечается недоразвитие всех составляющих сустава, которые влияют на его дальнейшее формирование. Что относится к признакам незрелости или дисплазии сустава?
- При дисплазии суставная капсула растянута. При пассивных движениях (когда малыш не сам двигает ногой, а это делает мама или врач) отмечается легкое смещение со своего места головки бедра. При этом она достигает верхнего края впадины сустава.
- Содержание жидкости внутри сустава увеличено.
- Связочный аппарат отличается слабым развитием, связки очень тонкие. Длина связки головки бедренной кости больше нормы на несколько миллиметров.
- Впадина сустава неглубокая, она уплощена и имеет не округлую, а эллипсовидную форму.
- Величина головки бедра обычно превышает размер суставной впадины, то есть, их размеры не соответствуют друг другу.
Дисплазия чаще бывает у девочек, слева чаще, нежели справа или с двух сторон. Одним из факторов риска дисплазии тазобедренного сустава ─ тазовое предлежание. Преимущественно дисплазия встречается у малышей от первых родов. В последнее время участились случаи постановки этого диагноза. Сказать, что дети стали болеть чаще нельзя. Скорее всего, дело в том, что детей стали лучше обследовать и своевременно ставить диагноз. Хотя случаи запоздалой диагностики все равно есть.
В целом, дисплазия тазобедренных суставов встречается с частотой 2,5-6,5 на 1000 новорожденных.
Причины патологии сустава у детей
Почему же у некоторых малышей к моменту рождения тазобедренные суставы остаются незрелыми, остается загадкой. Ученые ищут ответ на этот вопрос до сих пор, но существуют некоторые теории.
Некоторые исследователи считают, что виной всему гормональные нарушения во время беременности ─ чрезмерное выделение эстрогенов. Другие же «обвиняют» щитовидную железу и недостаток йода, который приводит к тканевой неполноценности. Есть теория о первичной недостаточности элементов опорно-двигательного аппарата (связок, хрящей, мышц, нервов) и другие теории. Словом, теорий много, и «почва» для продолжения исследований в этой области у ученых богатая.
Стадии дисплазии тазобедренного сустава
Недоразвитие тазобедренного сустава делится на три группы:
- Чистая дисплазия. Иногда ее называют ДТБС 1 степени или можно встретить такой термин, как «предвывих бедра». При этой степени есть симптомы дисплазии, есть ее рентгенологические признаки. Но головка бедренной кости расположена в вертлужной впадине и не выходит за ее границы.
- Подвывих бедра (ДТБС 2 степени). Присутствует смещение головки бедра в суставной впадине, но она не выходит за ее границы.
- Вывих бедра (ДТБС 3 степени). Характеризуется выходом головки бедренной кости из вертлужной впадины. Это тяжелая стадия заболевания, часто требующая оперативного лечения ребенка.
Таким образом, диагноз «врожденный вывих бедра» не является совсем корректным. Так, врожденной бывает дисплазия, в результате которой вывих бедренной кости становится вторичным явлением. В большинстве случаев это происходит уже после появления ребенка на свет, а не внутриутробно. Вышеперечисленные стадии ДТБС не имеют четких границ, могут переходить из легкой стадии в более тяжелую.
На что обращает внимание педиатр при осмотре тазобедренных суставов у малыша?
Несомненно, диагноз дисплазии окончательно ставит ортопед. Но любой педиатр владеет навыками осмотра опорно-двигательного аппарата у малышей и может заподозрить проблему. Важно осматривать ребенка очень бережно, в спокойном состоянии, когда мышцы его не напряжены. На что обращает внимание врач?
- Пропорции тела и конечностей. У малышей длина ног составляет одну треть от длины тела. Длина бедра примерно равна длине голени.
- Симметричность расположения ног. Нет ли укорочения одной из ножек?
- Наличие припухлости или кровоподтеков в области тазобедренного сустава.
- Особенности сгибания ножек. Например, чрезмерно согнутые ножки могут быть последствиями ягодичного предлежания ребенка. Или же сгибание ножек в тазобедренном суставе и разгибание их в коленных суставах отмечается после ягодично-ножного предлежания.
- Оценка кожных складок на ножках: их симметричность, глубина, направление. Осмотр проводят как спереди, так и сзади.
- Оценка рефлексов новорожденных и мышечного тонуса, а также общей двигательной активности и его позы.
- Исследование подвижности в указанном суставе (ограничение или, наоборот, гипермобильность).
- Наличие симптома щелчка при исследовании ТБС.
Не всегда обнаруженные нарушения свидетельствуют об ортопедической патологии. Часть их обусловлена поражением нервной системы. Только грамотно собранный анамнез, комплексное обследование ребенка и обследование его в динамике позволят поставить точный диагноз.
Подтверждение диагноза
Итак, самыми частыми симптомами, которые могут свидетельствовать в пользу ДТБС, являются: несимметричные кожные складочки спереди и сзади на бедрах, ограниченное пассивное отведение бедер различной степени, наличие симптома щелчка в суставе. Несимметричные складочки и ограничение отведения бедер бывают очень часто и у детей без дисплазии, что еще раз говорит о том, насколько важно показать ребенка специалисту для постановки правильного диагноза.
Важно оценивать симметричность патологических проявлений с обеих сторон, ведь проблема может быть как с одной, так и с двух сторон. Причем при двустороннем процессе степень изменений в каждом суставе может быть различной.
При подозрении на патологические изменения в тазобедренных суставах малыша направляют к детскому неврологу и ортопеду, которые проводят более детальный осмотр ребенка и выявляют другие патологические симптомы дисплазии при их наличии. Очень важно разграничить: у ребенка проблемы неврологические (например, последствие тяжелых родов) или полностью ортопедические.
Чтобы правильно поставить диагноз ребенку, требуется провести дополнительные исследования ТБС.
- Рентгенологическое исследование. Проводится с целью уточнения деталей строения сустава и соотношения его компонентов. Оптимальный срок для проведения рентгенографии ─ начиная с возраста 2,5-3 месяца. Это исследование проводится не только на этапе диагностики, но и во время лечения ребенка, а также по его окончании, чтобы оценить динамику изменений. Интерпретирует полученные снимки врач-ортопед.
- Ультразвуковое исследование суставов (УЗИ). Распространенный безопасный метод для диагностики патологии тазобедренного сустава. Позволяет оценить состояние структур сустава (мышечного аппарата, сухожилий, связок, хрящей) и их зрелость. Оптимально проводить это исследование в первые три месяца жизни.
Помимо дисплазии существуют другие заболевания тазобедренного сустава, проявления которых иногда очень схожи между собой. Разобраться в проблеме может только врач-ортопед.
Лечение дисплазии ТБС
Лечение дисплазии тазобедренного сустава комплексное и правильнее его начинать с момента постановки диагноза. Родители должны быть союзниками врача и выполнять все его рекомендации. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее будет достигнут его результат. Около 95% детей прощаются с диагнозом «дисплазия ТБС» еще на первом году жизни. Какие же назначения делают врачи родителям детей с ортопедической патологией? Какие способы лечения существуют?
Широкое пеленание
Такое пеленание подразумевает наличие широкой прослойки ткани между отведенными в сторону бедрами. Это легко делается, проложив между ножками две свернутые пеленки, можно прямо на подгузник. Как правильно запеленать ребенка покажет врач-педиатр или ортопед. В таком положении головка бедренной кости будет располагаться на своем месте. Начинать широкое пеленание можно еще с родильного дома, если уже там неонатолог заподозрит проблему у малыша.
Массаж
Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, нормализует мышечный тонус, улучшает кровоснабжение элементов суставов. Важно проводить общеукрепляющий массаж малышу, обращая особое внимание области поясницы, ягодиц, нижних конечностей.
Правильное положение ребенка
Важно правильно носить кроху на руках. Это полезно даже для профилактики дисплазии ТБС. В физиологичном положении ребенок «обнимает» ножками тело взрослого. При этом ножки должны быть широко расставленными. Взрослый в это время придерживает малыша за спинку, прижимая его к себе.
Усаживать ребенка «верхом» на бок взрослому человеку не физиологично, так как туловище малыша в этой позе располагается асимметрично.
В том случае, если малыш лежит на животе на пеленальном столике или на диване, стоит постараться сделать так, чтобы его стопы свисали. Это служит профилактикой напряжения мышц бедер.
Лечебная физкультура
Она нужна для того, чтобы укрепить мышцы сустава, организовать двигательную активность малыша. В итоге, тазобедренный сустав стабилизируется, восстанавливается требуемый объем движений, повышается общий уровень здоровья крохи.
Некоторые простые упражнения родители могут выполнять с ребенком дома самостоятельно. Проводится гимнастика 2-3 раза ежедневно только после рекомендации врача, по 10-15 раз каждый прием. Важно, чтобы кроха был в хорошем расположении духа. Движения родителя должны быть осторожными и мягкими.
- «Велосипед». Уложить малыша на спинку, согнуть ножки в коленях и тазобедренных суставах и с помощью игры имитировать езду на велосипеде.
- Одновременно и попеременно сгибать и разгибать ножки.
- «Вращение». Одной рукой взрослого сначала следует зафиксировать тазобедренный сустав. Другой рукой нужно согнуть ножку малыша в колене. Затем, чуть надавливая на колено, совершать вращательные движения бедра по оси ножки внутрь. Это упражнение способствует правильной фиксации головки бедра в суставной впадине.
- Игра в «ладушки» стопами малыша.
Физиотерапия
К используемым физиотерапевтическим методикам для лечения ДТБС относятся теплые ванны, парафиновые аппликации, лечение грязями и сухим теплом, и др. Обычно физиотерапевтические процедуры предшествуют курсу массажа и ЛФК или следуют за ними. Они помогают улучшить трофику (питание) элементов сустава и ускорить процесс их «созревания».
Применение ортопедических конструкций
У детей первых месяцев жизни в некоторых случаях требуется назначение устройств, которые помогают зафиксировать бедро в нужном (правильном) положении. Одним из таких приспособлений являются стремена Павлика. Эти стремена фиксируют ножки малыша согнутыми под определенным углом в тазобедренных суставах и коленях. Отведение бедер при этом составляет 60 градусов, что очень удобно и естественно для новорожденного. Необходимо такое положение для глубокого вхождения головки бедра в суставную впадину. Со временем ткани, которые окружают ТБС, зафиксируют головку бедра в правильном положении.
Другим распространенным приспособлением, которое помогает предотвратить прогрессирование ДТБС, является подушка (шина) Фрейка. Она тоже помогает зафиксировать тазобедренные суставы согнутыми и отведенными в стороны.
Помимо этих устройств применяются и другие: отводящие шины (Волкова, Виленского, ЦИТО), фиксирующие гипсовые повязки и др.
Родители обязаны уяснить, что ношение ортопедических конструкций назначает только врач-ортопед, он же рассказывает, где их можно приобрести, какие приспособления выбрать. Врач обучает родителей их правильному надеванию на ребенка и рассказывает особенности ухода за малышом, нуждающимся в ношении фиксирующих сустав приспособлений.
Оперативное лечение
Хирургическая коррекция применяется в тех случаях заболевания, когда лечение другими методами оказалось неэффективным или оно заведомо было невозможно. Объем операции различен, индивидуален в каждом конкретном случае: от разреза мышц, вызывающих контрактуру, до пластики элементов сустава. Послеоперационный период включает в себя длительную реабилитацию.
Источник
ÄÒÁÑ — äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà.
Âðîæä¸ííûé âûâèõ áåäðà, ñèíîíèì Äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà ýòî âðîæä¸ííàÿ íåïîëíîöåííîñòü ñóñòàâà, îáóñëîâëåííàÿ íåïðàâèëüíûì ðàçâèòèåì, êîòîðàÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîäâûâèõó èëè âûâèõó ãîëîâêè áåäðåííîé êîñòè.
Íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ âñåõ ñòðóêòóð ñóñòàâà ïðåä è ïîñòíàòàëüíîãî îíòîãåíåçà. Èíûìè ñëîâàìè íåäîðàçâèòèå êðûøè ñóñòàâà, â ìåäèöèíå íàçûâàåìîé «Ëèìáóñ».
Ïðåäïîñûëêàìè ê ðàçâèòèþ äèñïëàçèè ÿâëÿþòñÿ: òàçîâîå ïðåäëåæàíèå ïëîäà âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, áîëüøàÿ âåðîÿòíîñòü ïðè ïåðâûõ ðîäàõ, êðóïíûé ïëîä, ïðè ìåäèêàìåíòîçíîé êîððåêöèè áåðåìåííîñòè, ïðè áåðåìåííîñòè îñëîæí¸ííîé òîêñèêîçîì. ×àùå ïîðàæàåòñÿ ëåâûé òàçîáåäðåííûé ñóñòàâ 60%, ðåæå ïðàâûé 20% èëè áûâàåò ïîðàæåíû îáà ñóñòàâà, íî ýòî áûâàåò ðåäêî ïðèìåðíî â 20%. Ðàçëè÷àþò òðè îñíîâíûå ôîðìû äèñïëàçèé: äèñïëàçèþ âåðòëóæíîé âïàäèíû — àöåòàáóëÿðíóþ äèñïëàçèþ, äèñïëàçèþ ïðîêñèìàëüíîãî îòäåëà áåäðåííîé êîñòè è ðîòàöèîííûå äèñïëàçèè.
Ïðè äèñïëàçèè ñóùåñòâåííî èçìåíÿåòñÿ ôîðìà, âçàèìîîòíîøåíèå è ðàçìåðû ñòðóêòóð òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà. Ðàçâèòèå òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà ïðîèñõîäèò â ïðîöåññå òåñíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ãîëîâêè áåäðà è âåðòëóæíîé âïàäèíû. Ðàñïðåäåëåíèå íàãðóçêè íà êîñòíûå ñòðóêòóðû îïðåäåëÿåò óñêîðåíèå èëè çàìåäëåíèå êîñòíîãî ðîñòà, îïðåäåëÿåò â êîíå÷íîì ðåçóëüòàòå ôîðìó è ãîëîâêè áåäðà è âåðòëóæíîé âïàäèíû, à òàêæå ãåîìåòðèþ ñóñòàâà â öåëîì. Áåäðåííàÿ ãîëîâêà óäåðæèâàåòñÿ â ñóñòàâíîé âïàäèíå çà ñ÷åò íàïðÿæåíèÿ ñóñòàâíîé êàïñóëû, ñîáñòâåííîé ñâÿçêè(êðóãëîé ñâÿçêè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà). Ñìåùåíèþ áåäðåííîé êîñòè ââåðõ ïðåïÿòñòâóåò õðÿùåâàÿ ïëàñòèíêà âåðòëóæíîé âïàäèíû, êîòîðàÿ íàçûâàåòñÿ «ëèìáóñ»
Ïðè äèñïëàçèè ñóñòàâíàÿ âïàäèíà áîëåå ïëîñêàÿ è ñêîøåííàÿ, ñâÿçêè èçáûòî÷íî ýëàñòè÷íû è çà ñ÷¸ò ýòîãî ñóñòàâíàÿ êàïñóëà íå ñïîñîáíà óäåðæèâàòü ãîëîâêó áåäðåííîé êîñòè è ïðîèñõîäèò ñìåùåíèå ââåðõ è êíàðóæè. Ïðè ýòîì ëèìáóñ ñìåùàåòñÿ ââåðõ, äåôîðìèðóåòñÿ è ñîîòâåòñòâåííî òåðÿåò ñïîñîáíîñòü óäåðæèâàòü ñìåùåíèå ãîëîâêè áåäðåííîé êîñòè. Ïðè îïðåäåëåííûõ äâèæåíèÿõ ãîëîâêà áåäðà ìîæåò
âûéòè çà ïðåäåëû âåðòëóæíîé âïàäèíû, ÷òî íàçûâàåòñÿ ïîäâûâèõîì. Âûâèõ áåäðà.
Ýòî òÿæ¸ëàÿ ôîðìà äèñïëàçèè, êîãäà ãîëîâêà áåäðåííîé êîñòè ïîëíîñòüþ âûõîäèò çà ïðåäåëû âåðòëóæíîé âïàäèíû. Ãîëîâêà áåäðà ðàñïîëàãàåòñÿ âûøå ñóñòàâíîé âïàäèíû, ëèìáóñ ââîðà÷èâàåòñÿ âíóòðü ñóñòàâà è íàõîäèòñÿ íèæå ãîëîâêè áåäðà, ñóñòàâíàÿ âïàäèíà çàïîëíÿåòñÿ æèðîâîé è ñîåäèíèòåëüíîé òêàíüþ, ÷òî äåëàåò çàòðóäíèòåëüíûì âïðàâëåíèå áåäðà.
Ðîòàöèîííûå äèñïëàçèè íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ êîñòåé ñ íàðóøåíèåì èõ ãåîìåòðèè â ãîðèçîíòàëüíîé ïëîñêîñòè. Èçáûòî÷íàÿ àíòåòîðñèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì öåíòðàöèè ãîëîâêè áåäðà ïî îòíîøåíèþ âåðòëóæíîé âïàäèíû è ïðîÿâëÿåòñÿ îñîáåííîñòüþ ïîõîäêè ðåá¸íêà ïîõîäêà ñ âíóòðåííåé ðîòàöèåé íîãè, ðàçíîâèäíîñòü êîñîëàïîé ïîõîäêè.
Ïîñëåäñòâèÿ äèñïëàçèè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà. Äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè ñóñòàâà è óõóäøåíèþ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ìûøö òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà. Íà ôîíå ýòîãî ðàçâèâàåòñÿ äèñïëàñòè÷åñêèé
êîêñàðòðîç, ÷òî ïðîèñõîäèò ÷àùå âñåãî, ïîñëå 20-25 ëåò.
Äèñïëàñòè÷åñêèé êîêñàðòðîç, ýòî òÿæ¸ëîå çàáîëåâàíèå òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà. Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ îñòðîå, òå÷åíèå áûñòðî ïðîãðåññèðóþùåå.
Ñèìïòîìàòèêà: «íåóäîáñòâîì ïðè õîäüáå», íåïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè â îáëàñòè òàçîáåäðåííîãî èëè êîëåííîãî ñóñòàâà, îãðàíè÷åíèåì îòâåäåíèÿ è ðîòàöèè áåäðà. Ðàñïðîñòðàí¸ííîñòü ýòîãî çàáîëåâàíèÿ î÷åíü âåëèêà.
Íåîàðòðîç. Âðîæä¸ííûé âûâèõ áåäðà. Íåîàðòðîçîì íàçûâàþò íîâûé ñóñòàâ, îáðàçîâàííûé íà òîì ìåñòå, ãäå äîëæåí áûë áû íàõîäèòüñÿ çäîðîâûé ñóñòàâ. Òî åñòü, åñëè âûâèõ áåäðåííîé êîñòè íå óñòðàíåí, ðàñòóùèå êîñòè òàçà è áåäðåííàÿ êîñòü èçìåíÿþòñÿ.
Ãîëîâêà áåäðåííîé êîñòè ïðè ïîñòîÿííîì äàâëåíèè òåðÿåò îáû÷íóþ øàðîâèäíóþ ôîðìó è ïðèîáðåòàåò ïëîñêóþ ôîðìó. Ïóñòàÿ âåðòëóæíàÿ âïàäèíà óìåíüøàåòñÿ â ðàçìåðàõ, è â îáëàñòè êðûëà ïîäâçäîøíîé êîñòè ôîðìèðóåòñÿ íîâàÿ ñóñòàâíàÿ âïàäèíà. ×òî è íàçûâàåòñÿ íåîàðòðîçîì, ýòî íå ïîëíîöåííûé ñóñòàâ, íî îí ìíîãî ëåò ñïîñîáåí âûïîëíÿòü ôóíêöèè çäîðîâîãî ñóñòàâà.
Ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè âðîæä¸ííîãî âûâèõà áåäðà áåäðåííàÿ êîñòü ñìåùàåòñÿ ââåðõ çà ïðåäåëû âåðòëóæíîé âïàäèíû è óïèðàåòñÿ â òàçîâóþ êîñòü, îáðàçóÿ ïîñòåïåííî íîâóþ âïàäèíó, â êîòîðîé îáðàçóåòñÿ êîñòíûé âûñòóï, ÷òî ñëóæèò ôèêñàöèåé ãîëîâêè áåäðåííîé êîñòè. Êàê ïðîäèàãíîñòèðîâàòü è âîâðåìÿ ïîìî÷ü ñâîåìó ìàëûøó?
 èäåàëüíîì ñëó÷àå, êîíå÷íî, äîëæåí çàïîäîçðèòü è ïîñòàâèòü äèàãíîç âðà÷-îðòîïåä ïðè ïðîõîæäåíèè ìåäîñìîòðà. Íî ïî ñâîåìó ïðàêòè÷åñêîìó îïûòó ñêàæó, ÷òî òàêèå ñëó÷àè åäèíè÷íû è ðîäèòåëÿì ïðèõîäèòñÿ, â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ, ðàññ÷èòûâàòü íà ñâîè çíàíèÿ. Ïîñêîëüêó ó 98% ëþäåé òàêèå çíàíèÿ îòñóòñòâóþò, êàæäûé âòîðîé ðåá¸íîê èìååò òàêîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ïðè âîçðàñòíûõ èçìåíåíèÿõ è óâåëè÷åíèÿ ìàññû òåëà è ìûøå÷íîé ìàññû, â 70% ñëó÷àÿõ èìååò ðàçâèâøåéñÿ êîêñààðòðîç.
Ìíîãèå â òå÷åíèå æèçíè íå îáðàùàþò âíèìàíèÿ íà íåêîòîðûå áîëåâûå ñèìïòîìû, íà òî, ÷òî íîãè î÷åíü áûñòðî óñòàþò, áîëÿò, çàòåì ïîÿâëÿåòñÿ õðîìîòà, è ò.ï. Íî â îäèí ïðåêðàñíûé äåíü, ïðîéäÿ îáñëåäîâàíèå, óäèâëÿþòñÿ, ÷òî ó íèõ îáíàðóæèâàåòñÿ êîêñàðòðîç. Ïîýòîìó áóäüòå âíèìàòåëüíû.
Êàêîâû âàøè äåéñòâèÿ, íà ÷òî îáðàòèòü âíèìàíèå? Êîãäà ïðèíåñëè ðåá¸íêà, ïîëîæèòå åãî íà ïåëåíàëüíûé ñòîë, ãëàâíîå, ÷òîáû áûëà æ¸ñòêàÿ ïîâåðõíîñòü.
Êîìíàòà â êîòîðîé îñìàòðèâàþò ðåá¸íêà äîëæíà áûòü ò¸ïëîé, îáñòàíîâêà ñïîêîéíàÿ, ÷òîáû íå âûçâàòü èñïóã, ïðè êîòîðîì âîçíèêàåò åñòåñòâåííàÿ ñïàñòèêà.
Íà÷èíàåì îñìîòð ðåá¸íêà.
Ïåðâûé ïðèçíàê: êëàäåì ðåá¸íêà íà æèâîò. Îáðàùàåì âíèìàíèå íà àñèììåòðèþ êîæíûõ ñêëàäîê è, ïðåæäå âñåãî, íà ñèììåòðè÷íîñòü êîæíûõ ñêëàäîê áåäðà. Ïðè ýòîì íàäî ó÷èòûâàòü òîò ôàêò, ÷òî ïðè äâóñòîðîííåé äèñïëàçèè ýòîò ïðèçíàê ìîæåò áûòü íå âèäåí. Êîæíûå ñêëàäêè ïðè âðîæä¸ííîì âûâèõå áåäðà ðàñïîëàãàþòñÿ íà ðàçíûõ óðîâíÿõ, îòëè÷àþòñÿ ãëóáèíîé è ôîðìîé. Ñìîòðèì íà ÿãîäè÷íûå ñêëàäêè, ïîäêîëåííûå ñêëàäêè è ïàõîâûå ñêëàäêè, òàì, ãäå åñòü ïîäâûâèõ èëè âûâèõ áåäðà, ñêëàäî÷êè áóäóò ãëóáæå, íå ðàâíîìåðíû è èõ áîëüøå. Àñèììåòðèÿ ñêëàäîê áåäðà íå èìååò äèàãíîñòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ.
Âòîðîé ïðèçíàê: óêîðî÷åíèå áåäðà. Ýòî ñàìàÿ òÿæ¸ëàÿ èç ôîðì äèñïëàçèè, îíà ãîâîðèò î âûâèõå áåäðà. Êëàäåì ðåá¸íêà íà ñïèíó, ñãèáàåì íîæêè â êîëåíÿõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, ñìîòðèì — ïðè äèñïëàçèè, êîëåíî, ãäå åñòü ïîâðåæäåíèÿ, áóäåò íèæå. Ïåðåâîðà÷èâàåì ìàëûøà íà æèâîò, óêëàäûâàåì ðîâíî è èçìåðÿåì äëèíó
íîã, ñìîòðèì ïî ïÿòî÷êàì.  íîðìå äëèíà êîíå÷íîñòåé äîëæíà áûòü îäèíàêîâà. Åñëè äëèíà íîã îäèíàêîâà è óðîâåíü êîëåíåé ñîâïàäàåò, íî ñêëàäêè íå ñèììåòðè÷íû, òî ýòî ãîâîðèò î íàëè÷èè äèñïëàçèè ë¸ãêîé ñòåïåíè.
Òðåòèé ïðèçíàê: ñèìïòîì Ìàðêñà-Îðòîëàíè. Ñèìïòîì ñîñêàëüçûâàíèÿ è
ùåë÷êà è îãðàíè÷åíèå îòâåäåíèÿ áåäðà. Êëàäåì ìàëûøà íà ñïèíó, ñãèáàåì íîæêè â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, çàõâàòûâàåì áåäðà òàê, ÷òîáû áîëüøèå ïàëüöû ðàñïîëàãàëèñü íà âíóòðåííåé ñòîðîíå áåäðà, à îñòàëüíûå ïàëüöû ñíàðóæè. Èçáåãàÿ
ðåçêèõ è äàâÿùèõ äâèæåíèé, îòâîäèì á¸äðà ðàâíîìåðíî â ñòîðîíû. Åù¸ ðàç ïðåäóïðåæäàþ, ÷òî íèêàêèõ óñèëåííûõ è ðåçêèõ äâèæåíèé ÍÅ
ïðèìåíÿòü.
 íîðìå: îáà áåäðà ïðè ïîëîæåíèè êðàéíåãî îòâåäåíèÿ, ïðàêòè÷åñêè êàñàþòñÿ íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ñòîëà. Ðàññòîÿíèå ìåæäó ñòîëîì è áåäðîì äîëæíî áûòü íå áîëåå øèðèíû ïëîñêîé, ðàçâ¸ðíóòîé ëàäîíè.  íîðìå îòâåäåíèå áåäðà 80-90°
Âîçìîæíîñòü îòâåäåíèÿ áåäðà çàâèñèò îò âîçðàñòà ðåá¸íêà. Ó ñåìè-âîñüìè ìåñÿ÷íîãî ìàëûøà, ãðàäóñ îòâåäåíèÿ áåäðà 60-700. Åñëè óäàåòñÿ îòâåñòè êàæäóþ íîæêó òîëüêî äî 4050°, òî, âåðîÿòíî, èìååòñÿ âðîæä¸ííûé âûâèõ áåäðà.
×òî äåëàòü åñëè ó Âàøåãî ðåá¸íêà äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà.
Ïåðâîå, ÷òî íóæíî ñäåëàòü, ýòî âñòàòü íà ó÷¸ò ê âðà÷ó îðòîïåäó, åñëè, êîíå÷íî, íå âðà÷, à âû íàøëè îòêëîíåíèÿ ó ðåá¸íêà. Îáÿçàòåëüíî ñäåëàòü ðåíòãåíîâñêèå ñíèìêè ñóñòàâîâ. Íåîáõîäèì îðòîïåäè÷åñêèé ðåæèì, îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé, ñâÿçàííûõ ñ èíåðöèîííûìè íàãðóçêàìè íà ñóñòàâ, ýòî áåã, ïîäíÿòèå òÿæåñòåé, ïðûæêè (åñëè ðåá¸íîê áîëüøîé). Íåîáõîäèìî: àêòèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ òðåíèðîâêà, íàïðàâëåííàÿ íà óêðåïëåíèå ìûøö ÿãîäèö, áåäðà, ñïèíû è óêðåïëåíèå áðþøíîãî ïðåññà. Ðåãóëÿðíûé ìàññàæ, áàññåéí, ãèìíàñòèêà,
ËÔÊ.
Ìåòîäèêà ìàññàæà òàêîâà: âûïîëíÿåòñÿ îáùèé ìàññàæ ïî êëàññè÷åñêîé ìåòîäèêå, òàêæå öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíåíèå ñåãìåíòàðíîãî ìàññàæà, òî÷å÷íûé ìàññàæ (èçáèðàòåëüíî), Ñó-Äæîê.
Ïðèìåíèìà â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ðåôëåêñîòåðàïèÿ: â îáÿçàòåëüíûå ïðè¸ìû âõîäÿò — ìàññàæ êàæäîãî ïàëü÷èêà ñ ïîäòÿæêîé è ïðîðàáîòêîé òî÷åê, êàê íà ðóêàõ, òàê è íà íîãàõ.
Ðåôëåêòîðíîå âîçäåéñòâèå íà ñòîïû: âîñüì¸ðêà è ïðîäîëüíîå, ïîïåðå÷íîå ðàçìèíàíèå, ðàñòèðàíèå. Ëþáîå äåéñòâèå çàêàí÷èâàåòñÿ ïîãëàæèâàíèåì.
Íà çàìåòêó: ìåòîäèêà ìàññàæà, ïîäáèðàåòñÿ ñóãóáî èíäèâèäóàëüíî. Çäåñü íåëüçÿ ðàáîòàòü ïî îáû÷íîé, ñòàíäàðòíîé ñõåìå. Ïî ñòàíäàðòíîé ñõåìå ðàáîòàåì òîëüêî íà ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ñåàíñàõ. Äëÿ ëå÷åáíîãî ìàññàæà ñòàíäàðòíàÿ ìåòîäèêà íå ïîäõîäèò.
ËÔÊ îñíîâíûå ïðè¸ìû: îòâåäåíèå, ïðèâåäåíèå áåäðà, ìàõè íîãàìè, êðóãîâûå âðàùåíèÿ áåäðà, ñêîëüæåíèå, òîïàíüå, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï, êðóãîâûå âðàùåíèÿ ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà, êîððåêöèîííîå íàäàâëèâàíèå â çîíå ïëþñíåâûõ ñóñòàâîâ (äëÿ êîððåêöèè ñâîäà ñòîïû).
 ïîëîæåíèè ë¸æà íà æèâîòå, ïðîâîäèì óïðàæíåíèå ñãèáàíèå íîæêè, ïÿòî÷êà äîñòà¸ò ÿãîäè÷êó ñòîïà íà ñåáÿ. È óïðàæíåíèå «Ëÿãóøêà», òîëüêî áåç íàæèìîâ è äàâëåíèÿ. Åñëè ñâîåâðåìåííî íà÷àòü ïðîôèëàêòè÷åñêîå ëå÷åíèå, òî ìîæíî èçáåæàòü îñëîæíåíèé, òàêèõ êàê, êîêñàðòðîç.
Ãëàâíîå ïðàâèëî ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ýòî ïðàâèëüíîå äûõàíèå. Âñå óïðàæíåíèÿ äåëàåì íà âûäîõå, ò.å. òîò æå ìàõ íîãîé âûïîëíÿåì òàê: äåëàåì âäîõ è íà âûäîõå ïîäíèìàåì íîãó. Êîíñóëüòàöèÿ âðà÷à — îðòîïåäà îáÿçàòåëüíà!
Источник