Массаж локтевого сустава ребенку
- Авторы
- Файлы
Гарбуз И.Ф.
1
1 Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Локтевой сустав у детей является сложной анатомической структурой, в связи с чем, реабилитационное лечение как после оперативного вмешательства, так и после закрытой репозиции костных отломков с транскутаной фиксацией спицами сложен и специфичен. Восстановление функции сустава должно начинаться как можно скорее, после наложения гипсовой повязки. Комплекс восстановительного лечения у этих больных зависит от времени, прошедшего с момента повреждения и характера самого повреждения. В связи с чем, восстановительное лечение условно делится на три периода:
Первый период – период пребывания больной конечности в иммобилизации;
Второй период – период после снятия иммобилизации (3 недели);
Третий период – период начала нагрузки травмированной конечности.
Цель исследования – определить оптимальный и эффективный вариант реабилитационного лечения детей после травмы локтевого сустава.
Материалы и методы исследования. Под нашим наблюдением за последние 10 лет находились 88 ребенка различного возраста и пола, перенесших травму локтевого сустава, из которых: чрезмыщелковый перелом плечевой кости – 19; перелом головки мыщелка плечевой кости – 16; надмыщелковый перелом плечевой кости – 13; апофизиолиз медиального надмыщелка плечевой кости – 15; перелом шейки лучевой кости – 10; вывих костей предплечья – 15. Всем больным произведены, в зависимости от диагноза, сложные вмешательства с последующей иммобилизацией до 30 дней.
В первом периоде после наложения гипсовой повязки назначалась лечебная физкультура в виде статического напряжения мышц травмированной конечности, движение пальцами кисти и обязательно как можно больше двигать здоровой конечностью. Параллельно больные дети получали щадящий, отвлекающий массаж в виде поглаживания пальчиков травмированной конечности, рефлекторно-сегментарный массаж здоровой конечности. Эффективность реабилитации повышается при одновременном применении и физиотерапевтических методов, как тепло-, свето- и электролечение.
После снятия гипсовой повязки и после удаления фиксаторов начинался второй период реабилитации. Назначались щадящие лечебные упражнения:
1. Нефорсированные сгибательно-разгибательные движения в локтевом суставе, ротационные движения предплечья, активные движения в лучезапястном суставе и движения пальчиков.
2. Поврхностный массаж мышц предплечья и плеча с максимальной защитой области локтевого сустава с последующим переходом на более глубокий массаж. Процедура всегда начинается с пальчиков и постепенно, незаметно для больного ребенка продвигается в проксимальную сторону. Лечебные упражнения должны проводится нежно, в форме игры, создавая больному ребенку положительные эмоции.
3. Параллельно больной ребенок получает теплые отвлекающие ванны на травмированный локтевой сустав; электрофорез с новокаином на локтевой сустав. Весь этот период у ребенка травмированная рука находится на косынке.
Спустя 3 недели снимается косынка и начинается третий период восстановительного лечения, начинаются более активные движения в локтевом суставе самим ребенком под контролем методиста, и до появления нежных неприятных ощущений, этой рукой больной начинает пользоваться; получает массаж мышц кисти предплечья и плеча. Массаж выполняется в полном объеме, начиная от разминания и кончая тонизирующим этапом массажа. Массаж выполняется в сочетании с лечебными упражнениями для локтевого сустава. Параллельно получает на область локтевого сустава парафиновые аппликации; электрофорез с NaСl или KI. Запрещается насильственное разгибание или сгибание в локтевом суставе, носить этой рукой тяжести.
Обсуждение материалов. Из всех 88 больных детей, которые получали вышеуказанное лечение только 70 (80 %) – функция в локтевом суставе восстановлена в полном объеме уже через 2,5–3 месяца. 13 детей получали с первого дня форсированную разработку с тонизирующим массажем мышц конечности; парафиновые аппликации; электрофорез с раствором лидазы. На контроле через месяц объем движений в пределах 30—40 градусов. Ребенок боится врача, щадит больную руку, при попытке определить объем движений в суставе определяется стойкая психогенная сгибательно-разгибательная контрактура. Произведена коррекция реабилитационного лечения. 4 больных выполнили рекомендации и спустя 4 месяца функция восстановлена на 85–90 %; у 9 больных, которые лечились собственным способом, пренебрегая педиатрической спецификой, функция восстановлена полностью спустя 6 месяцев; у 6 больных сгибание до 45 градусов, разгибание до 170 градусов.
Выводы
– В отличие от взрослых, детский организм не переносит насилия при разработке функции суставов, что необходимо учитывать при назначении реабилитационного лечения;
– Необходимо считаться и с психоэмоциональным фактором ребенка, который играет первостепенную роль при восстановлении функции сустава;
– Разработка функции локтевого сустава должна быть щадящей, нежной, дозированной – лучше всего в форме игры;
– После каждой разработки необходимо показать маленькому пациенту его результативность.
Библиографическая ссылка
Гарбуз И.Ф. РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ТРАВМЫ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 65-66;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8511 (дата обращения: 02.07.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Травмы локтевого сустава – дело нередкое. Некоторые повреждения локтя могут приводить к тяжелейшим повреждениям, вплоть до частичной или даже полной иммобилизации (неподвижностью) руки.
И при простых травмах, и при тяжелых – при лечении часто требуется массаж, причем не только для восстановления подвижности сустава, но и для ускорения его регенерации. Массажные методики можно применять только после того, как прошел острый период (обострение) заболевания.
Основной способ предотвратить усугубление проблемы – правильная массажная техника. По этой причине лучше ходить на профессиональные массажные процедуры, так как самомассаж неэффективен и даже опасен в неумелых руках.
Что именно можно массажировать: массажные точки локтевого сустава
Многие представляют себе массаж локтевого сустава как просто массирование локтя по центру. Неплохой способ немного расслабить руку, но как массажная техника, такой подход нелеп и к положительной динамике не приведет.
Начинают массажную процедуру обычно с поглаживания, которые можно выполнять по всей площади локтя с захватом предплечья и плеча. То есть, в начале процедуры нужно поглаживать всю руку с акцентом на локте (а также на его обратной стороне – впадине).
Далее проводят массирование: массировать нужно локтевой сустав и часть предплечья. Локтевую впадину нужно массировать одним большим пальцем. То есть остальные пальцы придерживают предплечье, а большим пальцем проводится массирование.
Интенсивные растирания ладонью или двумя пальцами проводят вдоль всего предплечья и по локтевому суставу (включая впадину). При этом на локтевой впадине зацикливаться не стоит – по большей части массировать нужно именно сустав, надавливая пальцами на углубления вокруг него (там проходят связки и мышцы).
Самомассаж локтевого сустава
Непосредственно перед началом процедуры нужно размять сустав. Достаточно вращений предплечья и сгибания/разгибания руки.
к меню ↑
Показания: когда полезен массаж локтевого сустава?
Существует достаточно большое количество показаний для проведения массажа локтевого сустава. Также массаж можно провести и просто для расслабления рук, что особенно полезно людям, которые помногу носят тяжести, или долгое время сидят за компьютером (или просто за столом).
Основные показания к процедуре:
- Травмы верхних конечностей, причем не обязательно на уровне сустава (просто массаж в этом случаев благоприятно повлияет на конечность в целом).
- Наличие неврита локтевого нерва или его защемление (компрессия).
- Через неделю-две после вывиха локтевого сустава массаж может быть полезен, но это обговаривается с лечащим врачом.
- При бурсите – существует небольшая вероятность вылечить патологию с помощью массажных процедур. В большинстве случаев массаж просто уменьшает размер опухоли.
- При умеренно протекающем эпикондилите (дегенеративно-дистрофические изменения в надмыщелках плечевой кости).
- При контрактуре руки, в том числе вызванной пережитым тяжелым ожогом с образованием рубцов. В этом случае массажные процедуры выполняются чрезвычайно аккуратно, чтобы ни в коем случае не травмировать (разорвать) рубец.
- После вытяжения локтевого сустава (например, если произошел вывих и на месте было проведено вытяжение для стабилизации сустава).
к меню ↑
Противопоказания: когда нельзя делать?
Локтевой сустав крайне прочный, выдерживающий колоссальные нагрузки. В этом можно убедиться посмотрев на боксеров, армрестлеров, тяжелоатлетов. Тем не менее при некоторых патологических состояниях локтевой сустав становится уязвимым.
Вытяжение локтевого сустава с помощью массажа
В таких случаях любые физические манипуляции с ним следует минимизировать или вообще исключить (как правило, временно). В том числе и массажные процедуры.
Противопоказания к процедуре:
- нельзя проводить массаж при переломе руки в любом отделе; аккуратные массажные процедуры разрешаются только через несколько дней после снятия гипса, для разминки атрофированных мышц;
- любые тяжело протекающие дегенеративно-дистрофические заболевания сустава или костей руки; в том числе запрещены процедуры при тяжелых миозитах;
- первые дни после любой травмы руки (включая вывихи, подвывихи, ушибы, растяжения) – массажные процедуры допускаются после затихания острых процессов;
- разрывы или надрывы мышечных тканей или сухожилий верхних конечностей, повреждения нервных узлов или артерий/вен;
- боли в локтевом суставе неустановленной этиологии (причины): сначала выясняем диагноз, затем расспрашиваем врача о возможности массажных процедур.
к меню ↑
Проведение массажа локтевого сустава (видео)
к меню ↑
Кому полезен массаж локтевого сустава?
Время от времени любому человеку (если у него нет противопоказаний) полезно проводить хотя бы самомассаж локтевых суставов. Это полезно (в виде профилактики различных болезней) и приятно (снимает дискомфорт).
Но существуют группы людей, для которых такая процедура в большинстве случаев не просто рекомендована, а необходима. Если вы попадаете в такую группу – перед началом проведения массажных процедур вы обязаны пройти консультацию у врача (хотя бы терапевта).
Массаж наиболее полезен следующим группам людей:
- Офисные работники (из-за постоянного перенапряжения мышц конечностей и частого бездействия локтевого сустава, ведь он редко вовлечен в работу).
- Работники тяжелого физического труда (здесь ситуация обратная – есть чрезмерные нагрузки на локтевой сустав).
- Пациенты, страдающие хронической остеопенией или остеопорозом, а также любыми другими патологиями обмена веществ (включая сахарный диабет).
- Люди с выраженной гиподинамией или детренированностью организма, лежачие больные, люди преклонного возраста.
- Родителям рекомендуется проводить самостоятельный массаж (очень аккуратно) своим детям в возрасте 1-5 лет для разминки конечностей и профилактики различных заболеваний.
к меню ↑
Как делать массаж локтевого сустава: техники и последовательность
Как сделать массаж локтевого сустава правильно? Особо сложных правил для данного вида массажа нет, а количество возможных методик воздействия сравнительно мало. Если быть точнее, то их пять, и крайне рекомендуется выполнять их всегда в предписанной последовательности.
Массаж локтевого сустава с применением согревающих мазей
Этапы проведения процедуры:
- поглаживания (подготовительный этап)— медленно и аккуратно надавливая на кожные покровы нужно ладонью одной руки поглаживать вторую руку от кисти до плеча (по обеим сторонам);
- растирания — теперь нужно подготовить мышцы и связки к дальнейшим манипуляциям (разогреть их) – растирания делаются так же, как и поглаживания, но более интенсивно и с сильным (но в меру) сдавливанием кожных покровов;
- захваты — берем пальцами руки верхний слой кожи и мышц и сразу отпускаем; так нужно делать вдоль всей конечности, с акцентом на локтевой зоне;
- сгибания и разгибания руки — медленно сгибаем и разгибаем сначала одну руку, затем другую, тем самым улучшая подвижность сустава и разминая мышцы;
- повороты предплечья — вытягиваем руку вперед, сжимаем ладошку в кулак и начинаем проворачивать предплечье сначала влево, потом вправо (данная методика также увеличивает подвижность сустава и разминает мышцы).
к меню ↑
Сколько стоит процедура в массажных кабинетах?
Стоимость профессионального массажа локтевого сустава зависит от того, где именно вы будете ее проводить. В государственных медицинских учреждениях такой процедурой могут заниматься неврологи, травматологи и даже вертебрологи.
Цена в этом случае редко превышает 200 рублей за один сеанс. В частных клиниках стоимость несколько выше: обычно она достигает 400 рублей за сеанс. Однако в частных кабинетах процедура и длится дольше.
Самомассаж весьма эффективен, но не дотягивает до профессионального. Он хорош для разминки рук в перерывах между работой, но для профилактики или тем более лечения уже имеющихся болезней он менее эффективен, чем профессиональные процедуры.
Источник
Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).
È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.
Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.
Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.
Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.
Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.
ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.
Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.
Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.
Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.
Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.
Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.
Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.
È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.
Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.
ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.
È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.
Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.
Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.
 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.
À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.
ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?
 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.
Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.
È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.
Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.
Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.
ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.
Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».
Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.
Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.
À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.
Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.
Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.
Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.
ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.
À ê ÷åìó ÿ ýòî…
Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.
Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.
Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.
Источник