Литература по лфк коленных суставов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. — М.: Владос-Пресс, 2010. — 777 c.
2. Гордон, Н. Инсульт и двигательная активность / Н. Гордон. — М.: Олимпийская литература, 1999. — 128 c.
3. Дейли, Дебра Лечебная гимнастика. Энциклопедия / Дебра Дейли. — М.: Издательство «Эксмо» ООО, 2015. — 224 c.
4. Джоун, Г. Дивайн Программа действий при повышенном артериальном давлении / Джоун Г. Дивайн. — Москва: Гостехиздат, 2009. — 160 c.
5. Епифанов, В. А. Реабилитация больных, перенесших инсульт / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов, О.С. Левин. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 248 c.
6. Кардиореабилитация. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 336 c.
7. Киселев, Димитрий Анатольевич Кинезиотейпинг в лечебной практике неврологии и ортопедии / Киселев Димитрий Анатольевич. — М.: Питер, 2015. — 477 c.
8. Кокосов, А. Н. Лечебная физическая культура в реабилитации больных заболеваниями легких и сердца / А.Н. Кокосов, Э.В. Стрельцова. — М.: Медицина, 1981. — 168 c.
9. Котешева, И. А. Гимнастика для женщин / И.А. Котешева. — М.: Владос-Пресс, 2008. — 176 c.
10. Красикова, Ирина Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия / Ирина Красикова. — М.: Корона-Век, 2012. — 320 c.
11. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. — М.: Медицина, 1975. — 320 c.
12. Лечебная физическая культура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена. — М.: СпецЛит, 2016. — 112 c.
13. Лечебная физическая культура. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 256 c.
14. Лечебная физическая культура. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 376 c.
15. Лечебная физическая культура. Справочник. — М.: Медицина, 1988. — 528 c.
16. Лечебная физкультура. — М.: Человек, 2013. — 192 c.
17. Макеева, Вера Степановна Реабилитация Детей-Инвалидов Средствами Туризма / Макеева Вера Степановна. — Москва: СИНТЕГ, 2004. — 732 c.
18. Маргазин ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систе / Маргазин. — Москва: ИЛ, 2015. — 196 c.
19. Милюкова, И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. — М.: Сова, АСТ, 2007. — 992 c.
20. Организация в образовательном учреждении лечебной физкультуры и массажа при травмах опорно-двигательного аппарата у детей / Г.В. Каштанова и др. — Москва: ИЛ, 2010. — 100 c.
21. Палей, Лана Лучше чем йога. Гимнастика на каждый день / Лана Палей. — Москва: Огни, 2014. — 304 c.
22. Ракитина, Р. И. Лечебная ритмическая гимнастика в профилактике остеохондроза / Р.И. Ракитина, Е.И. Подопригора. — М.: Здоровья, 1987. — 954 c.
23. Риттер-Клейнганс, Моника Гимнастика позвоночника / Моника Риттер-Клейнганс. — М.: Феникс, Сигма-пресс, 1997. — 308 c.
24. Рудницкая, Людмила Суставная гимнастика / Людмила Рудницкая. — М.: «Издательство «Питер», 2011. — 198 c.
25. Сназин, Владимир Яковлевич Лечебная физическая культура при болях в спине и суставах / Сназин Владимир Яковлевич. — М.: Социальный проект, 2012. — 680 c.
26. Соколов, А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов организма / А.В. Соколов, Р.Е. Калинин, А.В. Стома. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 176 c.
27. Транквиллитати, А. Н. Восстановить здоровье / А.Н. Транквиллитати. — М.: Физкультура и спорт, 1992. — 304 c.
28. Уинтерс-Стоун, Керри Программа действий при остеопорозе / Керри Уинтерс-Стоун. — Москва: СИНТЕГ, 2009. — 208 c.
29. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 688 c.
30. Хёфлер, Хайке Избавься от боли в спине. Эффективные упражнения / Хайке Хёфлер. — М.: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006. — 994 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Артамонова Л. Л., Панфилов О. П., Борисова В. В.Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура

Гордон Н.Инсульт и двигательная активность

Дебра ДейлиЛечебная гимнастика. Энциклопедия

Дивайн Джоун Г.Программа действий при повышенном артериальном давлении

Епифанов В. А., Епифанов А. В., Левин О. С.Реабилитация больных, перенесших инсульт

Рылова А.К.Кардиореабилитация

Киселев ДмитрийКинезиотейпинг в лечебной практике неврологии и ортопедии

Кокосов А. Н., Стрельцова Э. В.Лечебная физическая культура в реабилитации больных заболеваниями легких и сердца

Котешева Ирина АнатольевнаГимнастика для женщин

Красикова ИринаДетский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия

[автор не указан]Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте

ArrayЛечебная физическая культура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена

[автор не указан]Лечебная физическая культура

[автор не указан]Лечебная физическая культура

ArrayЛечебная физическая культура. Справочник

[автор не указан]Лечебная физкультура

Макеева Вера СтепановнаРеабилитация Детей-Инвалидов Средствами Туризма

МаргазинЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систе

Милюкова И. В., Евдокимова Т. А.Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик

Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г., Сливина О. В., Чуманова Т. А.Организация в образовательном учреждении лечебной физкультуры и массажа при травмах опорно-двигательного аппарата у детей

Лана ПалейЛучше чем йога. Гимнастика на каждый день

Ракитина Р. И., Подопригора Е. И.Лечебная ритмическая гимнастика в профилактике остеохондроза

Риттер-Клейнганс МоникаГимнастика позвоночника

Рудницкая ЛюдмилаСуставная гимнастика

Сназин Владимир ЯковлевичЛечебная физическая культура при болях в спине и суставах

Соколов В.А.Теория и практика диагностики функциональных резервов организма

Транквиллитати А. Н.Восстановить здоровье

Уинтерс-Стоун КерриПрограмма действий при остеопорозе

Пономаренко Н.Г.Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство

Хёфлер Хайке Избавься от боли в спине. Эффективные упражнения

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà àðòðîçà êîëåííîãî ñóñòàâà êàê çàáîëåâàíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò äåãåíåðàöèÿ ñóñòàâíîãî õðÿùà, ïðèâîäÿùàÿ ê åãî èñòîí÷åíèþ è íàðóøåíèþ ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé. Àíàëèç îñîáåííîñòåé ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè àðòðîçå êîëåííîãî ñóñòàâà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÒÑÒÂÎ ÌÎÐÑÊÎÃÎ È

ÐÅ×ÍÎÃÎ ÒÐÀÍÑÏÎÐÒÀ

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

«ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÌÎÐÑÊÎÃÎ È ÐÅ×ÍÎÃÎ ÔËÎÒÀ ÈÌÅÍÈ ÀÄÌÈÐÀËÀ Ñ.Î. ÌÀÊÀÐÎÂÀ»

ÊÀÔÅÄÐÀ ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÉ ÊÓËÜÒÓÐÛ

Ðåôåðàò

ïî äèñöèïëèíå «Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà»

íà òåìó:

«Àðòðîç êîëåííîãî ñóñòàâà»

Âûïîëíèë ñòóäåíò âòîðîãî

êóðñà ôàêóëüòåòà Ïîðòîâîé òåõíèêè

è ýëåêòðîìåõàíèêè:

Ìèõàëî÷êèí À.À.

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2015

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Ãëàâà 1. Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàáîëåâàíèÿ

1.1 Àðòðîç

1.2 Ìåðû ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ

Ãëàâà 2. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé

2.1 Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà

2.2 Ðàöèîíàëüíîå Ïèòàíèå

2.3 Ðàöèîíàëüíîå ìûøëåíèå

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

ñóñòàâ êîëåííûé àðòðîç

Àðòðîç ñóñòàâîâ — çàáîëåâàíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò äåãåíåðàöèÿ ñóñòàâíîãî õðÿùà, ïðèâîäÿùàÿ ê åãî èñòîí÷åíèþ, îáíàæåíèþ ïîäëåæàùåé êîñòè, êîñòíûì ðàçðàñòàíèÿì è íàðóøåíèþ ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé.

Õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû àðòðîçà ñóñòàâîâ — áîëü ïðè íàãðóçêå, ñòèõàþùàÿ â ïîêîå, îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè è õðóñò â ñóñòàâå, íàïðÿæåíèå ìûøö â îáëàñòè ñóñòàâà, âîçìîæíî ïåðèîäè÷åñêîå ïîÿâëåíèå ïðèïóõëîñòè, ïîñòåïåííàÿ äåôîðìàöèÿ ñóñòàâà. Íàèáîëåå ÷àñòî ñíà÷àëà ïîðàæàåòñÿ õðÿùåâàÿ îñíîâà — ðàçâèâàåòñÿ õîíäðîç, çàòåì ê ïðîöåññó ïðèñîåäèíÿåòñÿ ïîðàæåíèå êîñòè — ðàçâèâàåòñÿ îñòåîõîíäðîç.

Ãëàâà 1.

Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàáîëåâàíèé

1.1 Àðòðîç

Àðòðîçû (arthrosis, åä. ÷.; ãðå÷. Arhtron ñóñòàâ + — osis; ñèí. îñòåîàðòðîçû, äåôîðìèðóþùèå àðòðîçû, äåôîðìèðóþùèå îñòåîàðòðîçû) — äåãåíåðàòèâíî-äèñòðîôè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ñóñòàâîâ.

Îñòåîàðòðîç (àðòðîç) — äðåâíåå çàáîëåâàíèå, êîòîðûì ñòðàäàþò è ëþäè, è æèâîòíûå. Ïàëåîíòîëîãè÷åñêèìè èññëåäîâàíèÿìè äîêàçàíî, ÷òî îñòåîàðòðîç áûë åùå ó òðàâîÿäíûõ äèíîçàâðîâ, æèâøèõ îò 70 äî 200 ìèëëèîíîâ ëåò íàçàä. Ýòî ñåðüåçíàÿ ïðîáëåìà íå òîëüêî ïðîøëîãî, íî è íàñòîÿùåãî. Ïî äàííûì Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ, ýòî çàáîëåâàíèå — ëèäåð ïî óõóäøåíèþ êà÷åñòâà æèçíè ëþäåé è óâåëè÷åíèþ èíâàëèäíîñòè.

Àðòðîçû ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñóñòàâîâ, ÷àñòîòà çàáîëåâàíèé óâåëè÷èâàåòñÿ ñ âîçðàñòîì. Ïî äàííûì ñòàòèñòèêè ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû àðòðîçà íàáëþäàþòñÿ ó 87% æåíùèí è ó 83% ìóæ÷èí â âîçðàñòå 55-64 ëåò. Ó 22% æåíùèí è ó 15% ìóæ÷èí ñòàðøå 50 ëåò èìåþòñÿ íå òîëüêî ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå, íî è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè àðòðîçà.

Ïîíÿòèå «àðòðîç» (äåôîðìèðóþùèé îñòåîàðòðîç) âêëþ÷àåò â ñåáÿ ãðóïïó áîëåçíåé ñóñòàâîâ äåãåíåðàòèâíî-âîñïàëèòåëüíîãî õàðàêòåðà, èìåþùèõ ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è áëèçêèå ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ. Ðàçëè÷àþò äâà âèäà:

* Êîêñàðòðîç — îñòåîàðòðîç òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâîâ.

* Ãîíàðòðîç — îñòåîàðòðîç êîëåííûõ ñóñòàâîâ.

Ñóñòàâíûå ñèìïòîìû àðòðîçà ñêëàäûâàþòñÿ èç áîëåé, ÷óâñòâà ñêîâàííîñòè, áûñòðîãî óòîìëåíèÿ, òóãîïîäâèæíîñòè, äåôîðìàöèé, õðóñòà è äð. Áîëè îáû÷íî òóïûå. Îíè íåïîñòîÿííû, óñèëèâàþòñÿ â õîëîäíóþ è ñûðóþ ïîãîäó, ïîñëå äëèòåëüíîé íàãðóçêè (íàïðèìåð ê âå÷åðó) è ïðè íà÷àëüíûõ äâèæåíèÿõ ïîñëå ñîñòîÿíèÿ ïîêîÿ («ñòàðòîâûå áîëè»).  òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ áîëè èðàäèöèðóþò â ïàõîâóþ ëèáî ñåäàëèùíóþ îáëàñòü (ïðè ýòîì îòìå÷àåòñÿ íàïðÿæåíèå îòâîäÿùèõ ìûøö è ñãèáàòåëåé áåäðà). Î÷åíü ÷àñòî, îñîáåííî ïðè ñòàð÷åñêèõ àðòðîçàõ, âìåñòî áîëåé îòìå÷àåòñÿ ëèøü ëîìîòà è ÷óâñòâî òÿæåñòè â êîñòÿõ è ñóñòàâàõ. Ýòî îùóùåíèå âåñüìà áëèçêî ê ÷óâñòâó ñêîâàííîñòè ïðè ðåâìàòîèäíîì àðòðèòå, íî îòëè÷àåòñÿ êðàòêîâðåìåííîñòüþ è ìàëîé èíòåíñèâíîñòüþ. Èñòèííîå îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ïðè àðòðîçå íàáëþäàåòñÿ ðåäêî, ÷àùå ðå÷ü èä¸ò î òóãîïîäâèæíîñòè è áûñòðîé óòîìëÿåìîñòè ñóñòàâîâ. Âñå ýòè ñèìïòîìû îáóñëîâëåíû íàðóøåíèåì êîíãðóýíòíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé, èçìåíåíèÿìè (óòîëùåíèåì, êàëüöèíîçîì, ñêëåðîçîì) â ñóñòàâíîé êàïñóëå, ñóõîæèëèÿõ è äðóãèõ ìÿãêèõ òêàíÿõ è ñïàçìîì ìûøö. Äåôîðìàöèè ñóñòàâîâ ëó÷øå âñåãî çàìåòíû â äèñòàëüíûõ ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ ðóê, â òàçîáåäðåííîì, â êîëåííûõ ñóñòàâàõ (óòîëùåíèå êîñòíîé òêàíè çà ñ÷¸ò êðàåâûõ îñòåîôèòîâ) è îáóñëîâëåíû êîñòíûìè ðàçðàñòàíèÿìè, à íå íàáóõàíèåì ìÿãêèõ òêàíåé, êàê ïðè àðòðèòàõ. Ïðè÷èíîé õðóñòà ñóñòàâîâ (÷àùå âñåãî êîëåííîãî) ÿâëÿþòñÿ íåðîâíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé, èçâåñòêîâûå îòëîæåíèÿ è ñêëåðîç ìÿãêèõ òêàíåé.  îòëè÷èå îò ìåëêîãî, êðåïèòèðóþùåãî õðóñòà ïðè ñèíîâèòàõ, äëÿ àðòðîçà õàðàêòåðåí ãðóáûé õðóñò

1.2 Ìåðû ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèÿ

Ïðîôèëàêòèêà ïåðâè÷íûõ àðòðîçîâ, îáóñëîâëåííûõ ïðåèìóùåñòâåííî âîçðàñòîì è ïðîôåññèîíàëüíîé ïåðåãðóçêîé, çàêëþ÷àåòñÿ â áîðüáå ñ ïðåæäåâðåìåííûì ñòàðåíèåì îðãàíèçìà ïîñðåäñòâîì ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ, äîñòàòî÷íîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è çàêàëèâàíèÿ îðãàíèçìà, ñ îäíîé ñòîðîíû, è óñòðàíåíèè ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé, ñ äðóãîé. Ïðîôèëàêòèêà âòîðè÷íûõ àðòðîçîâ — ëå÷åíèå îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ. Ê ïðîôèëàêòèêå àðòðîçà ìîæíî îòíåñòè ïðàâèëüíîå ëå÷åíèå âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìîâ, óäàëåíèå ïîâðåæä¸ííûõ ìåíèñêîâ, âîññòàíîâëåíèå ðàçîðâàííûõ ñâÿçîê.

Ãëàâà 2. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ

Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ äåãåíåðàòèâíûìè çàáîëåâàíèÿìè ñóñòàâîâ äîëæíî áûòü ðàííèì, ïàòîãåíåòè÷åñêèì è êîìïëåêñíûì. Îñíîâíûìè ïðèíöèïàìè ëå÷åíèÿ ÿâëÿþòñÿ óñòðàíåíèå ïðè÷èí, ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ áîëåçíè, ëèêâèäàöèÿ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé è âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííîé ôóíêöèè. Êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå çàêëþ÷àåòñÿ â ïðèìåíåíèè ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îáëàäàþùèõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè è îáåçáîëèâàþùèìè ñâîéñòâàìè, ïðîâåäåíèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð, îêàçûâàþùèõ ñîñóäîðàñøèðÿþùåå è îáåçáîëèâàþùåå äåéñòâèå. Õîðîøèé ýôôåêò äà¸ò ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ñ ïðèìåíåíèåì ãðÿçåâûõ àïïëèêàöèé, ñåðîâîäîðîäíûõ è ðàäîíîâûõ âàíí, ìàññàæà è ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè

2.1 Ôèçêóëüòóðà ïðè àðòðîçå.

Êàê è ïðè ìíîãèõ çàáîëåâàíèÿõ ñóñòàâîâ, ïðè àðòðîçå íåîáõîäèìà ãèìíàñòèêà, êîòîðàÿ ïîìîæåò ïîâûñèòü ýôôåêòèâíîñòü ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ. Ïðè âûïîëíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé â 3-4 ðàçà âîçðàñòàåò ïîòðåáëåíèå õðÿùîì ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, íàõîäÿùèõñÿ â ñèíîâèàëüíîé æèäêîñòè, ïîýòîìó, îñîáåííî âàæíî, ÷òîáû ñèíîâèàëüíàÿ æèäêîñòü ñîõðàíÿëà ñâîè íîðìàëüíûå õàðàêòåðèñòèêè. Ãëàâíîå çíà÷åíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñîñòîèò â âîçäåéñòâèè íà ìûøöû è óëó÷øåíèè êðîâîîáðàùåíèÿ . Âàæíî ïîìíèòü, ÷òî óìåðåííûå óïðàæíåíèÿ íå âûçûâàþò «èçíàøèâàíèÿ» ñóñòàâîâ, à íàîáîðîò óêðåïëÿþò ìûøöû, îêðóæàþùèå ñóñòàâ, óëó÷øàÿ åãî îïîðíóþ ôóíêöèþ .

Ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó ïðè àðòðîçå ñëåäóåò âûïîëíÿòü â ïîëîæåíèè ëåæà èëè ñèäÿ, êîãäà ìàêñèìàëüíî ñíèæåíà íàãðóçêà íà ñóñòàâû

Ñóùåñòâóåò äâà îñíîâíûõ ïðàâèëà, âûïîëíåíèå êîòîðûõ ïðèíåñåò íàèáîëüøóþ ïîëüçó: ïîñòåïåííîñòü è ðåãóëÿðíîñòü.

Äëÿ òîãî ÷òîáû îöåíèòü ñâîè âîçìîæíîñòè, íà÷èíàéòå òðåíèðîâàòüñÿ ïîñòåïåííî. Âûïîëíÿéòå óïðàæíåíèÿ áåç èçáûòî÷íûõ óñèëèé. Âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò ðåãóëÿðíî.

Èíòåíñèâíîñòü ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè è ÷àñòîòà ïîâòîðåíèé îïðåäåëÿþòñÿ âûðàæåííîñòüþ áîëåé

Íàãðóçêó ñëåäóåò óâåëè÷èâàòü ïîñòåïåííî. Ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ïî 15 ïîâòîðåíèé îäíîãî âèäà óïðàæíåíèé. Çàíÿòèÿ äîëæíû ñîçäàâàòü îùóùåíèå ëåãêîé óñòàëîñòè, íî íå èçíóðÿòü. Åñëè ïðè âûïîëíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé âîçíèêëà è ïðîäîëæàåòñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ áîëü â êîëåíå, òî íåîáõîäèìî óìåíüøèòü ÷èñëî ïîâòîðîâ â 3 ðàçà.

Çàíÿòèÿ â áàññåéíå â òåïëîé âîäå — îïòèìàëüíûé âèä ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè àðòðîçå

Åñëè Âû íå óìååòå ïëàâàòü, îòäàéòå ïðåäïî÷òåíèå àêâààýðîáèêå.  âîäå âåñ òåëà íå ÷óâñòâóåòñÿ, è äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ áóäóò áîëåå ëåãêèìè è ìåíåå òðàâìàòè÷íûìè.

Óïðàæíåíèÿ äîëæíû ñòàòü ÷àñòüþ Âàøåé æèçíè è ïðèíîñèòü óäîâîëüñòâèå

Âîçðàñòíûõ îãðàíè÷åíèé äëÿ çàíÿòèé ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé íåò. Ïîìèìî ïîëîæèòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî çàðÿäà ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ ñåðäöà, ñîñóäîâ è êîñòåé.

Õîäüáà ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè â óìåðåííîì òåìïå ÿâëÿåòñÿ õîðîøèì ñïîñîáîì ïîääåðæàíèÿ ìûøå÷íîãî òîíóñà

Ñòàðàéòåñü åæåäíåâíî ñîâåðøàòü ïðîãóëêè ïî 30 ìèíóò. Ïðè ýòîì ñëåäóåò èçáåãàòü áûñòðîé õîäüáû, òàê êàê óâåëè÷åíèå òåìïà ñîïðÿæåíî ñ âîçðàñòàíèåì íàãðóçêè íà ñóñòàâû â 2 ðàçà.

2.2 Ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå ïðè àðòðîçå

Äèåòà ïðè àðòðèòå — î÷åíü âàæíûé ýòàï, êîòîðûé ïîìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ íåïðèÿòíûìè ñèìïòîìàìè íåäóãà. Àðòðèò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äîâîëüíî ðàñïðîñòðàíåííóþ áîëåçíü, ïîðàæàþùóþ ñóñòàâû è îêîëîñóñòàâíûå òêàíè. Ïðè ýòîì íàðóøàþòñÿ èõ ôóíêöèîíàëüíûå ñïîñîáíîñòè. Âðà÷è âûäåëÿþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ ïðè÷èí, êîòîðûå ìîãóò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ àðòðèòà. ×àùå âñåãî íåïðèÿòíûå ñèìïòîìû â ñóñòàâàõ âîçíèêàþò èç-çà íàðóøåíèÿ îáìåíà âåùåñòâ, íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè, òðàâì, ïåðåîõëàæäåíèÿ, ïîâûøåííîé íàãðóçêè íà ñóñòàâû, âðåäíûõ ïðèâû÷åê è ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû äèåòû

Ìíîãèå èññëåäîâàíèÿ äîêàçàëè òî, ÷òî ïðèåì íåêîòîðûõ ïðîäóêòîâ ìîæåò ïîëîæèòåëüíî îòðàçèòüñÿ íà çäîðîâüå ñóñòàâîâ è ïðåäîòâðàòèòü íà÷àëî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â õðÿùàõ.  ïåðâóþ î÷åðåäü ðå÷ü èäåò î ïðîäóêòàõ, ñîäåðæàùèõ ìíîãî îìåãà-3 æèðíûõ êèñëîò. Êàê èçâåñòíî, áîëüøîå êîëè÷åñòâî ýòîãî èíãðåäèåíòà èìååòñÿ â ìàñëàõ è æèðíîé ðûáå. Ïàöèåíòàì ñïåöèàëèñòû ðåêîìåíäóþò âêëþ÷èòü â ñâîé ðàöèîí òàêèå ñîðòà ðûá, êàê ëîñîñü, ñåëüäü, ñêóìáðèÿ. Æåëàòåëüíî â òå÷åíèå íåäåëè åñòü íå ìåíåå 4 ðûáíûõ áëþä. Íåñêîëüêî ðàç â íåäåëþ íåîáõîäèìî óïîòðåáëÿòü ïî íåñêîëüêî ëîæåê ëüíÿíîãî ìàñëà. Ïðè æåëàíèè ýòîò ïðîäóêò ìîæíî ïèòü åæåäíåâíî: òàê ïîëüçû áóäåò äàæå áîëüøå. Åùå 1 î÷åíü âàæíîå ïðàâèëî, êîòîðîå îáÿçàòåëüíî íàäî ó÷èòûâàòü â ïåðèîä áîðüáû ñ àðòðèòîì: â ðàöèîíå áîëüíîãî ïîñòîÿííî äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü îâîùè è ôðóêòû îðàíæåâîãî èëè æåëòîãî öâåòà. Òàêèå ïðîäóêòû ñîäåðæàò ìíîãî àêòèâíûõ àíòèîêñèäàíòîâ. Èìåííî ïîýòîìó ïèòàíèå ïðè àðòðèòå ïîäðàçóìåâàåò ÷àñòîå óïîòðåáëåíèå òàêèõ ÿðêèõ îâîùåé è ôðóêòîâ, êàê ìîðêîâü, ñëàäêèé ïåðåö, ëèìîí, àíàíàñû è àïåëüñèíû.

Î÷åíü âàæíî çíàòü íå òîëüêî òî, ÷òî ìîæíî åñòü, íî è òî, ÷òî ìîæíî ïèòü.

Ñïåöèàëèñòû ñîâåòóþò ïðè ýòîì íåäóãå ïèòü ñâåæåâûæàòûå ñîêè. Ïðåäïî÷òèòåëåí ñîê èç ãðàíàòà, àïåëüñèíà è àíàíàñà. Òàê, ãðàíàòîâûé ñîê ñïîñîáåí ñïðàâèòüñÿ ñ íîþùåé áîëüþ â õðÿùåâîé òêàíè. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïèòü íå ìåíåå 3 ëîæåê íåðàçáàâëåííîãî ñîêà â ñóòêè. Åñëè íåðàçáàâëåííûé ñîê êàæåòñÿ ñëèøêîì òåðïêèì, òî åãî ìîæíî ðàçáàâèòü â ðàâíîì êîëè÷åñòâå ñ çåëåíûì ÷àåì. Ìîæíî ïèòü ýòîò íàïèòîê â ÷èñòîì âèäå. Åãî ìîæíî óïîòðåáëÿòü â íåîãðàíè÷åííîì êîëè÷åñòâå â òå÷åíèå âñåãî äíÿ. Ìíîãèå èññëåäîâàíèÿ äîêàçàëè, ÷òî ïîñòîÿííîå óïîòðåáëåíèå çåëåíîãî ÷àÿ óìåíüøàåò ðèñê ðàçâèòèÿ àðòðèòà â íåñêîëüêî ðàç. Èìåííî ïîýòîìó âðà÷è ñîâåòóþò ïèòü ýòîò íàïèòîê è äëÿ ïðîôèëàêòèêè âûøåîïèñàííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Ìíîãèõ èíòåðåñóåò âîïðîñ, ïîäðàçóìåâàåò ëè äèåòîòåðàïèÿ ïðè àðòðèòå óïîòðåáëåíèå ñïåöèé. Ëþáèòåëè ðàçëè÷íûõ ñïåöèé ìîãóò âçäîõíóòü ñïîêîéíî, òàê êàê àðòðèò ñîâñåì íå ÿâëÿåòñÿ ïîâîäîì äëÿ îòêàçà îò ñïåöèé. Äàæå íàîáîðîò, ïðè òàêîì çàáîëåâàíèè ðåêîìåíäîâàíî óïîòðåáëåíèå «æàðêèõ» ïðèïðàâ. Òàê, ðàçáàâèòü ñâîé åæåäíåâíûé ðàöèîí ìîæíî òàêèìè ïðîäóêòàìè, êàê èìáèðü, ãâîçäèêà, êóðêóìà. Òàêèå ïðèïðàâû óìåíüøàþò ñèëüíûé áîëåâîé ñèíäðîì è çàìåòíî çàìåäëÿþò ïðîöåññ ðàçðóøåíèÿ õðÿùåâîé òêàíè. Ýòè ñïåöèè ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ðûáíûõ áëþä, êîòîðûå î÷åíü ïîëåçíû ïðè àðòðèòå.

Êàêèå ïðîäóêòû íåîáõîäèìû?

Êðîìå æèðíîé ðûáû, â åæåäíåâíîì ðàöèîíå áîëüíîãî àðòðèòîì äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü òàêèå ïðîäóêòû, êàê:

Ìèíäàëü. Ýòîò ïðîäóêò ìîæåò ïîõâàñòàòüñÿ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì âèòàìèíà Å, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ âíåøíåé ìåìáðàíû ñóñòàâíûõ ñóìîê. Ëþäè, ó êîòîðûõ èìååòñÿ àëëåðãèÿ íà ìèíäàëü, ìîãóò çàìåíèòü åãî àðàõèñîì èëè ñåìåíàìè ïîäñîëíå÷íèêà.

Ïðè àðòðèòå äèåòà ïîäðàçóìåâàåò ÷àñòîå óïîòðåáëåíèå ÷åðíîé ôàñîëè: îíà ñîäåðæèò ìíîãî àíòèîêñèäàíòîâ, êîòîðûå áîðþòñÿ ñî ñâîáîäíûìè ðàäèêàëàìè. Ê òîìó æå â ÷åðíîé ôàñîëè ñîäåðæèòñÿ ìàðãàíåö, êîòîðûé íåçàìåíèì äëÿ ñóñòàâîâ.

Áðîêêîëè — ïðîäóêò, ñîäåðæàùèé ìíîãî âèòàìèíà À, Ñ è êàëüöèÿ.

Èìáèðü ñíèìàåò áîëü è îòå÷íîñòü, ïîäàâëÿåò âûðàáîòêó ôåðìåíòîâ ÑÎÕ-2, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé âîñïàëåíèÿ ñóñòàâîâ.

ßáëîêè — íå òîëüêî âêóñíûé, íî è î÷åíü ïîëåçíûé ïðîäóêò, ñïîñîáñòâóþùèé âûðàáîòêå êîëëàãåíà, êîòîðûé ñîñòàâëÿåò îñíîâó õðÿùåâîé òêàíè ñóñòàâîâ. Ñïåöèàëèñòû ñîâåòóþò â äåíü óïîòðåáëÿòü õîòÿ áû 1 ÿáëîêî.

Ïàïàéÿ — íàñòîÿùèé êëàäåçü âèòàìèíà Ñ. Ê òîìó æå ýòîò ôðóêò ìîæåò ïîõâàñòàòüñÿ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì áåòà-êàðîòèíà, áåç êîòîðîãî ñëîæíî ïðåäñòàâèòü çäîðîâûå ñóñòàâû.

Äèåòà ïðè àðòðèòå êîëåííîãî ñóñòàâà âêëþ÷àåò ëèñòîâóþ êàïóñòó, áîãàòóþ êàëüöèåì, êîòîðûé î÷åíü ïîëåçåí äëÿ êîñòåé. Ëèñòîâàÿ êàïóñòà òàêæå ñîäåðæèò ìåäü è ìàðãàíåö.

2.3 Ðàöèîíàëüíîå ìûøëåíèå ïðè àðòðîçå

Ïðè àðòðîçå õðÿùåâàÿ òêàíü ïîñòåïåííî ðàçðóøàåòñÿ, è ðåñóðñû ñóñòàâà óìåíüøàþòñÿ. Åñëè ýòî íå ó÷åñòü è ïðîäîëæèòü åãî ïåðåãðóæàòü, áîëåçíü áóäåò áûñòðî ïðîãðåññèðîâàòü. Ïîýòîìó ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà «àðòðîç» âðà÷è â ïåðâóþ î÷åðåäü ðåêîìåíäóþò îáëåã÷èòü ñóñòàâó çàäà÷ó.

Åñëè ýòî ñóñòàâ êîëåííûé èëè òàçîáåäðåííûé, íóæíî îòêàçàòüñÿ îò ïîäúåìà òÿæåñòåé, áåãà, ïðûæêîâ, îò òîãî, ÷òîáû ñèäåòü íà êîðòî÷êàõ èëè ñòîÿòü â ñîãíóòîì ïîëîæåíèè.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ äëÿ äîïîëíèòåëüíîé ðàçãðóçêè ïðè õîäüáå ðåêîìåíäóþò èñïîëüçîâàòü òðîñòü.

Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî â æèçíè áîëüíîãî àðòðîçîì âîîáùå íå äîëæíî áûòü äâèæåíèÿ. Íàîáîðîò, ïîñòðàäàâøèé âíóòðèñóñòàâíîé õðÿù íóæäàåòñÿ â óñèëåííîì ïèòàíèè. Ïîëó÷àòü åãî îí ìîæåò, òîëüêî åñëè îáëàñòü ñóñòàâà õîðîøî ñíàáæàåòñÿ êðîâüþ, à äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìà àêòèâíîñòü. Ñïåöèàëüíàÿ ãèìíàñòèêà, õîäüáà â êîìôîðòíîì òåìïå, ïëàâàíèå äîëæíû ïðî÷íî âîéòè â âàøó æèçíü. Êàæäûé äåíü íåîáõîäèìî óäåëÿòü êàêîìó-òî èç ýòèõ çàíÿòèé ïî 30-40 ìèíóò. Ïðàâäà, ýòî êàñàåòñÿ òîëüêî òåõ ïåðèîäîâ, êîãäà àðòðîç çàòèõàåò, — çàíèìàòüñÿ ÷åðåç áîëü âðåäíî

Ãëàâíîå — íàéòè ïîçèòèâíóþ àôôèðìàöèþ (ñòåðåîòèï ìûøëåíèÿ), êîòîðàÿ è íàñòðîèò îðãàíèçì íà íóæíóþ «ïðîãðàììó ñàìîèñöåëåíèÿ». Îäíàêî íóæíî îáðàòèòü âíèìàíèå íà òîò ôàêò, ÷òî ñòåðåîòèï äîëæåí áûòü ïðàâèëüíî ñôîðìèðîâàí. À äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî òî÷íî çíàòü ïðè÷èíó òîãî èëè èíîãî çàáîëåâàíèÿ.

Çàêëþ÷åíèå

Âû äîëæíû òðåçâî îöåíèâàòü ñèòóàöèþ è ïîíèìàòü, ÷òî çàáîëåâàíèå êîëåííûõ ñóñòàâîâ î÷åíü îïàñíî è âëå÷åò çà ñîáîé ìíîæåñòâî ïðîáëåì. Ïðè ïåðâûõ æå ïðèçíàêàõ áîëåçíè îáðàòèòåñü ê îïûòíîìó è êâàëèôèöèðîâàííîìó ñïåöèàëèñòó, êîòîðûé, ó÷èòûâàÿ âñå íþàíñû, íàçíà÷èò íåîáõîäèìîå ëå÷åíèå. Åñëè ñäåëàòü ýòî íà ðàííåì ýòàïå ðàçâèòèÿ, òî øàíñû íà ñêîðîå âûçäîðîâëåíèå êóäà áîëüøå, íåæåëè çàòÿíóòü ñ ýòèì äåëîì. Ïîýòîìó, åñëè õîòèòå æèòü áåç áîëè è îñëîæíåíèé, ñëåäèòå çà çäîðîâüåì êîëåííûõ ñóñòàâîâ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Åïèôàíîâ Â.À. Ìåäèöèíñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé. Ìîñêâà: ÌÅÄïðåññ-èíôîðì, 2005.

Ôåäåðàëüíûå êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèþ îñòåîàðòðîçà. 2013 ã.: https://www.rheumatolog.ru/experts/klinicheskie-rekomendacii —

McAlindon T.E. et al. OARSI guidelines for the non-surgical management of knee osteoarthritis. Osteoarthritis and Cartilage.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Читайте также:  Хондромаляция коленного сустава методы лечения