Лфк повреждении связок плечевого сустава
ЛФК для плечевого сустава используют в качестве реабилитационной терапии после любого вида травмирования. Многочисленные травмы плеча приводят к нарушению функциональности сустава, сковывают движения, вызывают болевые ощущения. Комплекс лечебных упражнений подбирают индивидуально в зависимости от вида и степени травмы.
Разновидности травм плеча
Особенностью плечевого сустава является его «специфическая» подвижность. Ни один другой сустав в человеческом организме не обладает такой свободой «движения». С его помощью человек совершает необходимые движения: сгибание и разгибание, вращение и отведение.
Такая функциональная особенность плечевого сустава приводит к его «незащищенности» перед внешней опасностью: он совсем не защищен от травмирования. Поэтому любая оплошность во время физической нагрузки приводит к травме плеча.
У молодых людей самыми распространенными причинами травмы плеча являются случайные падения, технические ошибки во время занятий спортом. У пожилых людей проблемы в плечевом суставе возникают из-за резких, «неловких» движений, суставных заболеваний, падений.
Обратите внимание!
Люди, которые однажды перенесли травму плеча, более подвержены повторному травмированию.
Виды повреждения плечевого сустава условно разделяют на 2 группы:
- Вызванные заболеваниями;
- Вызванные травмой.
«Крепость» плечевого сустава, подверженность травмированию зависит от таких факторов:
- Образ жизни (активный или малоподвижный);
- Занятия спортом;
- Сколиоз;
- Заболевания онкологической или инфекционной группы.
Перечислим разновидности травмирования плечевого сустава:
- Ушибы;
- Артрит;
- Растяжение;
- Перелом;
- Неврит;
- Злокачественные и доброкачественные опухоли;
- Артроз;
- Брусит;
- Вывих.
Выявить причину травмы может только врач после детального обследования в виде лабораторной и аппаратной диагностики. Неправильная постановка диагноза и назначенное лечение станут причиной периартрита или артроза.
Показания к применению ЛФК
ЛФК плечевого сустава используют как реабилитационное лечение после травмирований и заболеваний, связанных с повреждением суставов. К занятиям приступают только в период ремиссии болезни, после этапа иммобилизации после травмы. С помощью упражнений развиваются частично или полностью атрофированные мышцы, сами суставы.
Тренировки являются отличным восстанавливающим средством для разновозрастных пациентов. Однако не стоит приступать к занятиям, если у пациента есть одно из противопоказаний:
- Сильный болевой синдром в области плечевого сустава;
- Заболевания инфекционного характера, сопровождающиеся повышенными показателями температуры тела;
- Опухоли злокачественного характера;
- Воспалительные процессы;
- Скачки артериального давления;
- Острое отравление;
- Заболевания нервной системы.
Перед тем, как приступить к тренировкам, следует ознакомиться с правилами выполнения упражнений в период реабилитационного лечения и строго следовать им:
- Приступают к тренировкам только после назначения врача;
- 1-2 занятия проводят под руководством инструктора ЛФК;
- Во время обострения болезни, появления болей занятия прекращают;
- Перед тем, как приступить к занятиям, нужно проверить уровень артериального давления, температуры тела;
- Если после занятий самочувствие пациента ухудшается, нужно проконсультироваться с врачом по пересмотру комплекса упражнений или замене отдельных его частей;
- Только регулярные занятия дадут стабильный, эффективный результат.
Гимнастика для плеча: комплекс упражнений
Лечебная гимнастика для плечевого сустава подбирается с учетом нескольких обстоятельств:
- Вид повреждения;
- Возраст пациента;
- Наличие или отсутствие сопутствующих заболеваний;
- Наличие или отсутствие осложнений после травмы.
Например, ЛФК при вывихе плечевого сустава вначале проходят в виде щадящих занятий. Их назначают еще в период иммобилизации плеча, постепенно увеличивая нагрузку по мере заживления сустава.
Рассмотрим 3 базовые группы упражнений, выбор которых основывается на заболевании околосуставной ткани плеча.
Изометрические упражнения
Задача это комплекса состоит в том, чтобы с помощью чередования движений, направленных на напряжение и расслабление сустава плеча, устранить болевой синдром. Рассмотрим несколько упражнений, которые можно использовать для «снятия» боли.
- Подойдите к столу и обопритесь на него. Сделайте упор на здоровую руку. Представьте, что ваша больная конечность – это маятник. Совершайте ею равномерные движения из стороны в сторону. Если стоять тяжело, присядьте, дублируя те же движения. Упор делайте на стул.
- Подойдите к стене. Дотроньтесь до нее ладонями вытянутых вперед рук. «Давите» на стену, делая пружинистые движения 20-30 секунд. Опустите руки. Отдохните 2-3 минуты. Сделайте еще один подход.
- Сядьте за стол. Представьте, что ваши верхние конечности – спортсмены, которые занимаются армрестлингом. Поставив локти на стол, соедините пальцы в замок. Занимайтесь «борьбой» 20-25 секунд. Пытайтесь «побороть» вначале левую, затем правую кисть. Отдохните, расслабив кисти и расцепив пальцы 1-2 минуты. Сделайте еще один подход.
- Здоровой кистью «двигайте» больное плечо вправо-влево, вперед-назад. Отдохните, расслабив руки и расцепив пальцы 1-2 минуты. Затем повторите движение.
- Подойдите к стене вплотную. Отталкивайтесь от нее ладонями вытянутых рук, совершая пружинистые движения 2-3 минуты. Отдохните, расслабьтесь 1-2 минуты. Затем повторите упражнение.
- Это упражнение можно делать стоя или сидя. Выбор позы зависит от уровня физической подготовки, возраста пациента. Поставьте руки на уровне груди, согнув их в локтях так, чтобы кулаки «встретились». Давите кулаки друг о друга 1 минуту. Отдохните 1-2 минуты. Затем повторите движение.
- Ладонь больной конечности положите на ягодицы. Медленно поднимайте ее по спине до тех пор, пока это возможно. Также медленно опустите ее назад на ягодицы. Повторите скольжение 2-3 раза с минутным перерывом.
- Для выполнения упражнения понадобится полотенце. Представьте, что вам нужно вымыть спину с помощью мочалки. Держа полотенце за спиной в обеих руках, совершайте последовательные движения вперед-назад, «намыливая» спину.
Полезное видео — Комплекс упражнений для выполнения в домашних условиях
Статические упражнения
Статические упражнения особенные. Во время их выполнения человек остается неподвижен, однако мышечная масса на определенных частях тела напряжена. Благодаря «работе» мышц, осуществляется удержание тела или конкретного сустава в обездвиженном состоянии.
Выполняют статичные движения лежа или сидя.
- Сядьте на стул, максимально выпрямив спину. Руки поставьте на талию. Отведите локти максимально назад и задержитесь в таком положении на 1-2 минуту. Прочувствуйте, как «тянутся» мышцы. Переместите локти вперед и задержитесь в таком положении на 1-2 минуту. Повтор – 5-10 раз.
- Не меняя положения, вытяните прямые руки вперед. Тянитесь за кончиками пальцев 1-2 минуту.
- Не меняя положения, вытяните прямые руки вверх. Тянитесь за кончиками пальцев 1-2 минуту.
Приведенные ниже упражнения имеют исходную позицию лежа.
- Положите вытянутую больную конечность в сторону. Глубоко вдохните и приподнимите ее, оторвав от пола на 2-3 см. В этом положении руку нужно держать не менее 5 секунд.
- Глубоко вдохните и поднимите обе руки перед собой. В этом положении их нужно держать не менее 5 секунд.
- Перевернитесь на живот. Руки положите вдоль тела. Глубоко вдохните и поднимите их. Такое положение сохраняют не менее 5 секунд.
Повторите каждое упражнение 5-10 раз.
Эти упражнения выполняют после вывиха плечевого сустава на последнем восстановительном этапе.
Динамические упражнения
Динамическими упражнениями называют непосредственные движения, в которых участвует все тело, руки и ноги. Их выполнение приводит к постоянному напряжению больного плеча. Эти упражнения являются заключительным этапом по купированию боли в плечевом суставе.
- Встаньте, максимально выпрямив спину. Обе руки заведите за спину навстречу друг к другу. Когда пальцы встретятся, сцепите их между собой. «Потяните» мышцы 2-3 секунды и разомкните «замок». Повторите 4-5 раз.
- Положите кисти на плечи. Вращайте локтями вперед 2-3 минуты. Опустите руки и отдохните. Повторите движение, но в обратном направлении: вращайте локтями назад 2-3 минуты.
- Правую руку положите на левое плечо. Вращайте локтем вначале слева-направо, затем справа-налево. Повторите движения, положив левую руку на правое плечо. Вращайте каждым локтем 2-3 минуты.
- Поставьте руки, согнутые в локтях, перед собой так, чтобы кулаки находились на уровне рта. Разводите руки в стороны до тех пор, пока это возможно, чтобы максимально «свести» лопатки. Повторяйте 5-10 раз.
- Поднимите правую руку вверх, а левую опустите. Плавными рывками меняйте их местоположение на противоположное. Сделайте 5-10 повторений.
Приведенные комплексы упражнений являются примерными. Они должны состоять из индивидуально подобранных упражнений, которые учитывают особенности каждого пациента.
Выполняем упражнения для плеча вместе с инструктором ЛФК (видео)
Источник
Связки плечевого сустава – это плотные соединительнотканные образования, которые надежно фиксируют плечевую кость и кости плечевого пояса. Они обеспечивают плотное малоподвижное соединение ключицы с акромиальным отростком лопатки, укрепляя акромиально-ключичный сустав. Связки вплетаются в капсулу ПС и дополнительно поддерживают его.
Травматологи выделяют частичный и полный разрывы связок плечевого сустава. При первом рвутся лишь отдельные соединительнотканные волокна, а анатомическая непрерывность связок сохраняется. Костные структуры плеча при этом остаются на своем месте. Во втором случае они разрываются полностью. Естественно, такой разрыв имеет более тяжелое течение и требует длительного лечения.
Не путайте повреждения связок с разрывом сухожилий плечевого сустава. Это две совершенно разные патологии. Нарушение целостности сухожилия приводит к отрыву двуглавой, надостной или подостной мышц от мест крепления. Из-за этого они больше не могут нормально сокращаться. Полный разрыв мышечного сухожилия можно распознать по наличию углубления в мягких тканях вблизи плечевого сустава.
Причины разрывы связок плеча
Важно знать! Врачи в шоке: «Эффективное и доступное средство от боли в суставах существует…» Читать далее…
Причиной патологии практически всегда является тяжелая травма. Надрыв связок плечевого сустава может возникать вследствие трофических или возрастных дегенеративных изменений в них. Однако на практике подобное случается довольно редко.
Травмы, которые могут спровоцировать повреждение связочного аппарата ПС:
- резкий удар по передней поверхности плеча;
- сильное рывковое движение;
- вращение верхней конечности наружу;
- падение на вытянутую руку;
- внезапная тяга конечности вверх.
Разрыв связок плечевого сустава всегда сопровождает вывихи плеча и ключицы. В этом случае нарушение целостности связочного аппарата возникает из-за смещения костей. Они тянут прикрепленные к ним связки, из-за чего те с легкостью рвутся. При вывихах плеча часто страдают еще и мышечные сухожилия.
В некоторых источниках вы можете встретить аббревиатуру АКС — это акромиально-ключичное соединение. Именно разрыв АКС плечевого сустава обычно приводит к вывиху ключицы. При повреждении других связок целостность соединения может сохраняться.
Симптомы разрыва связок плечевого сустава
Для повреждений связочного аппарата характерны боли в плече при движениях, ограничение подвижности сустава и незначительная припухлость мягких тканей. Симптомы появляются сразу после травмы. Это позволяет отличить патологию от артрита, синовита, подакромиального бурсита, адгезивного капсулита и других заболеваний ПС нетравматической этиологии.
Но боль в плече после воздействия травматического фактора может указывать и на повреждение сухожилий, мышц, вывихи ПС или АКС, переломы и т. д. Поставить правильный диагноз может только специалист. Для этого ему нужно осмотреть пациента и проанализировать результаты дополнительных методов исследования.
«Врачи скрывают правду!»
Даже «запущенные» проблемы с суставами можно вылечить дома! Просто не забывайте раз в день мазать этим…
>
Тревожные симптомы перелома или вывиха:
- появление хруста в момент получения травмы;
- видимая деформация или сглаженность контуров плеча;
- нарушение чувствительности кожи в любой части верхней конечности;
- выраженные ноющие боли в состоянии покоя;
- невозможность пошевелить пальцами пострадавшей руки.
В народе часто используют термин «растяжение связок». Так ошибочно называют незначительные повреждения мышечных сухожилий, вызванные неудачным движением, падением, травмой и т. д. Для патологии характерен разрыв небольшой части волокон сухожилия.
Методы диагностики, необходимые для уточнения диагноза
Исключить переломы и вывихи, отличить разрыв от болезней с похожей клинической картиной можно лишь с помощью дополнительных методов исследования.
Таблица 1. Методы диагностики повреждений связочного аппарата ПС
Метод | Диагностические возможности | Результаты |
Рентгенография | Позволяет увидеть только костные структуры. Мягкие ткани на рентгенограммах не визуализируются. Исследование назначают всем пациентам с травмами плеча | С помощью рентгенографии можно исключить вывихи ПС и АКС, переломы костей верхней конечности и плечевого пояса |
УЗИ | Играет ключевую роль в диагностике повреждений связочного аппарата плеча. УЗИ не уступает в информативности МРТ, при этом являясь более доступным и дешевым методом исследования | УЗИ дает точную информацию о степени повреждения, состоянии мышц, сухожилий, структур плечевого и акромиально-ключичного соединений |
МРТ | МРТ – это точный и высокоинформативный метод. Но при повреждениях плеча его применяют редко из-за высокой стоимости | С помощью МРТ можно получить четкое послойное изображение мягких тканей плеча |
Общие принципы лечения
Лечебная тактика при повреждениях связочного аппарата зависит от их тяжести. При частичном разрыве связок плечевого сустава врачи назначают консервативное лечение. Обычно оно помогает вернуть человеку полную трудоспособность. В случае полного разрыва больному требуется оперативное вмешательство.
Консервативное лечение
Включает в себя временную коррекцию образа жизни, применение лекарственных препаратов и физиотерапевтических процедур. Лечение может назначать только врач после обследования. До прибытия в больницу специалисты советуют пациентам прикладывать к больному плечу лед и фиксировать пострадавшую конечность с помощью бинта или подручных средств.
Как вы думаете, сколько заживает разрыв связок плечевого сустава? При отсутствии осложнений человек полностью выздоравливает за 2-3 недели.
Таблица 2. Основные методы лечения
Метод | Особенности применения | Действие |
Сухой холод | Перед тем как прикладывать лед к плечу, его следует обернуть чистой сухой тканью. Холодные компрессы рекомендуется делать 4 раза в день на протяжении 2-3 суток | Холод оказывает обезболивающее действие и помогает уменьшить отечность мягких тканей |
Обездвиживание больной конечности | В первые несколько дней после травмы необходимо ограничить движения пострадавшей рукой. В это время на плечо нередко накладывают повязку Дезо или фиксирующий суппорт | Иммобилизация плеча позволяет срастись разорванным соединительнотканным волокнам |
Прием обезболивающих и противовоспалительных средств | Для борьбы с сильной болью в плече используют препараты из группы НПВС (Диклофенак, Кетопрофен, Ибупрофен, Мелоксикам). Их назначают в виде таблеток или внутримышечных инъекций | НПВС купируют боль, препятствуют развитию тендинита и других воспалительных заболеваний плеча |
Физиотерапевтические процедуры | Используются при разрыве связок плечевого сустава вместе с другими методами. Из физиотерапевтических процедур чаще всего применяют УВЧ и магнитотерапию. Их проведение не требует снятия повязки и не нарушает иммобилизацию сустава | Ускоряют регенерацию поврежденных тканей, способствуя быстрому восстановлению травмированных связок |
Лечебная физкультура | Назначается в период реабилитации, через 1-2 недели после травмы. Комплекс упражнений подбирает реабилитолог или ортопед-травматолог | Помогает полностью восстановить функции и нормальную подвижность плеча |
Вывихи, сопровождающиеся повреждением связочного аппарата, также лечат консервативно. Под общей анестезией сместившуюся кость вправляют на место. После этого сустав иммобилизируют на несколько недель. При вывихах, которые не удается вправить закрытым способом, человеку требуется операция.
Хирургическое вмешательство
Ранее разорванные связки ушивали открытым способом: врачам приходилось рассекать мягкие ткани, из-за чего послеоперационная рана заживала довольно долго.
Сегодня для восстановления целостности связочного аппарата используют артроскопические операции. Они малотравматичны, поскольку для их выполнения достаточно сделать 2-3 разреза длиной в 1-2 сантиметра. Таким образом, врачи ушивают связки, минимально повреждая мягкие ткани плеча. Сейчас такие операции делают далеко не во всех больницах и клиниках.
При полном разрыве сухожилий плечевого сустава больному требуется хирургическое лечение. Операцию следует делать без промедления.
Похожие статьи
Как забыть о болях в суставах?
- Боли в суставах ограничивают Ваши движения и полноценную жизнь…
- Вас беспокоит дискомфорт, хруст и систематические боли…
- Возможно, Вы перепробовали кучу лекарств, кремов и мазей…
- Но судя по тому, что Вы читаете эти строки — не сильно они Вам помогли…
Но ортопед Валентин Дикуль утверждает, что действительно эффективное средство от боли в суставах существует! Читать далее >>>
загрузка…
Источник
Ëå÷åíèå ðàçðûâà ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Ïðè÷èíû è ìåõàíèçì âîçíèêíîâåíèÿ òðàâì ñïîðòñìåíîâ è òÿæåëîàòëåòîâ. Îïåðàöèÿ ïðè ðàçðûâå ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Ðàçðàáîòêà ñóñòàâà ïëå÷à ïîñëå ïåðåëîìà. Êîìïëåêñû óïðàæíåíèé ñ âñïîìîãàòåëüíûìè ïðåäìåòàìè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
4
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé ôåäåðàöèè
ÔÃÀÎÓ ÂÏÎ «íàöèîíàëüíûé èññëåäîâàòåëüñêèé òåõíîëîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò «ìèñèñ»
Ãîðíûé èíñòèòóò (ÌÃÈ)
Êàôåäðà
«Ôèçè÷åñêîé Êóëüòóðû»
Ðåôåðàò íà òåìó:
«Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå ðàçðûâà ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà»
Âûïîëíèë(à): ñò. ãð. ÑÏ-1-11
Øèëèí Ä.Å.
Ïðèíÿë(à): ñò. ïðåï. Êàô. Ôèç.Êóëüòóðû
Ðàäèìîâ Ð.Ð.
Ìîñêâà 2014 ã.
Ëå÷åíèå ðàçðûâà ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà — ãèïñ íåîáÿçàòåëåí
Îäíà èç ñàìûõ ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ òðàâì âåðõíåé êîíå÷íîñòè — ýòî ðàçðûâ ïëå÷åâûõ ñâÿçîê. Åæåäíåâíî ñîòíè ëþäåé îáðàùàþòñÿ ê âðà÷ó ñ æàëîáàìè íà áîëü â îáëàñòè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà è íåâîçìîæíîñòü ïîøåâåëèòü ðóêîé, è èõ ÷èñëî óâåëè÷èâàåòñÿ ñ êàæäûì äíåì. Ïðè÷èíàìè ó÷àùåíèÿ ïîäîáíûõ òðàâì ìåäèêè ñ÷èòàþò óõóäøåíèå ýêîëîãè÷åñêîé îáñòàíîâêè, îòñóòñòâèå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå è îáðàç æèçíè.
Ïîâûøåííàÿ òðàâìàòèçàöèÿ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ñâÿçàíà ñ åãî ñòðîåíèåì. Ýòî îäèí èç ñàìûõ ïîäâèæíûõ ñóñòàâîâ â òåëå ÷åëîâåêà, â íåì ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ ñî÷ëåíåíèé, ìûøö è ñâÿçîê. Ïîýòîìó ïðè ïîâûøåííîé íàãðóçêå, ïàäåíèè è â ðÿäå äðóãèõ ñëó÷àåâ ïðîèñõîäèò èõ ðàçðûâ. Ëå÷åíèå ðàçðûâà ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ñîâðåìåííûìè ìåòîäàìè ïîçâîëÿåò ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèòü ïîäâèæíîñòü è îáúåì äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå è èçáåæàòü îñëîæíåíèé ïîñëå ëå÷åíèÿ.
Ïðè÷èíû è ìåõàíèçì âîçíèêíîâåíèÿ
Òðàâìà ñïîðòñìåíîâ è òÿæåëîàòëåòîâ — ðàçðûâ ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà — ñåãîäíÿ âñå ÷àùå âîçíèêàåò «íà ðîâíîì ìåñòå». ×òî ñëóæèò ïðè÷èíîé òàêîé ñòàòèñòèêè? Ñðåäè ïðè÷èí ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå:
1. Ïîâûøåííàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà — äàííûé âèä òðàâìû õàðàêòåðåí äëÿ ñïîðòñìåíîâ, çàíèìàþùèõñÿ ïëàâàíüåì, áàñêåòáîëîì è òÿæåëîé àòëåòèêîé.
2. Íåäîñòàòî÷íîå êðîâîîáðàùåíèå ñâÿçîê — ðàçâèâàåòñÿ ñ âîçðàñòîì èëè ïðè íàëè÷èè ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé. Íàðóøåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ ïðèâîäèò ê íåäîñòàòêó ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ è êèñëîðîäíîìó ãîëîäàíèþ, ÷òî ïðîâîöèðóåò îñëàáëåíèå ñâÿçîê è ìûøö.
3. Îñòåîôèòû — ðàçðàñòàíèå êîñòíîé òêàíè, ÷àùå âñåãî âîçíèêàþùåå â ïîæèëîì âîçðàñòå, è íàðóøàþùèå öåëîñòíîñòü ñóñòàâà.
4. Ðåãóëÿðíîå ïîäíÿòèå òÿæåñòåé — âåäåò ê ïåðåíàïðÿæåíèþ ñâÿçîê è ìûøö, ÷àñòûì ìèêðîòðàâìàì è ïîñòåïåííî ðàçðûâó ñâÿçîê.
5. Òðàâìû ïëå÷åâîãî ïîÿñà — ïàäåíèÿ íà âûòÿíóòóþ ðóêó, óäàð ïî ïëå÷ó, ÷ðåçìåðíîå ðàñòÿæåíèå.
6. Ãîðìîíàëüíûå íàðóøåíèÿ — äëèòåëüíûé ïðèåì êîðòèêîñòåðîèäîâ ìîæåò ïðèâåñòè ê îñëàáëåíèþ ìûøö è ñâÿçîê.
Êàê æå âîçíèêàåò ðàçðûâ? Åãî ìåõàíèçì ìîæåò áûòü ñëåäóþùèì:
7. âðàùåíèå ðóêè íàðóæó èëè ÷ðåçìåðíî ðåçêîå äâèæåíèå ðóêè;
8. óäàð ïî ïåðåäíåé ÷àñòè ïëå÷à;
9. ïàäåíèå íà âûòÿíóòóþ ðóêó;
ðåçêîå âûòÿæåíèå ðóêè.
Ëåã÷å âñåãî ïîíÿòü, ïî êàêèì ïðè÷èíàì âîçíèêàþò ðàçðûâû ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïî ôîòî. Íà èëëþñòðàöèè íàãëÿäíî âèäíû ìåõàíèçìû òðàâìû è ýòî ïîìîãàåò ëó÷øå ïîíÿòü ñïîñîáû ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè.
Äèàãíîñòèêà
Ïðè òðàâìå, ïîÿâëåíèè áîëåâûõ îùóùåíèé, îãðàíè÷åíèÿ äâèæåíèé â ñóñòàâå, îòåêà è ïðèïóõëîñòè â ýòîé îáëàñòè, íåîáõîäèìî ñðàçó æå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó, êîòîðûé ïðîèçâåäåò îñìîòð è íàçíà÷èò ñîîòâåòñòâóþùåå ëå÷åíèå.
Íåäîïóñòèìî çàíèìàòüñÿ ñàìîëå÷åíèå è çàòÿãèâàòü îáðàùåíèå ê ñïåöèàëèñòó, ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ îñëîæíåíèé è íåâîçìîæíîñòè ëå÷åíèÿ êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè.
Ñèìïòîìû ýòîãî çàáîëåâàíèÿ íåñïåöèôè÷íû, è áåç ñïåöèàëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ, èõ òðóäíî îòëè÷èòü îò âûâèõà ïëå÷à, ïåðåëîìîâ è âûâèõà êëþ÷èöû.
Äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà âðà÷ îáñëåäóåò áîëüíîãî, ñîáèðàåò àíàìíåñòè÷åñêèå äàííûå è çàòåì îòïðàâëÿåò íà èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:
10. ðåíòãåí — ñàìîå ïîïóëÿðíîå ñðåäñòâî, èñïîëüçóþùååñÿ äëÿ èñêëþ÷åíèÿ ïåðåëîìîâ è ñìåùåíèÿ êîñòåé;
11. ÌÐÒ èñïîëüçóåòñÿ ðåäêî, â îñíîâíîì äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé;
12. àðòðîñêîïèÿ ïðîâîäèòñÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â ñóñòàâå è ïðè ïîâðåæäåíèè ñóñòàâíîé êàïñóëû.
Ëå÷åíèå ðàçðûâà ñâÿçîê ïëå÷à
Êàê ëå÷èòü ðàçðûâ ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà äî îáðàùåíèÿ ê âðà÷ó? Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïîäîçðåíèè íà òðàâìó äîëæíà âêëþ÷àòü â ñåáÿ:
îáåñïå÷åíèÿ ïîêîÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè — îñâîáîäèòü îò îäåæäû, ðóêó çàôèêñèðîâàòü ïîâÿçêîé èëè êîñûíêîé,
÷òîáû óìåíüøèòü áîëü, íóæíî ïðèëîæèòü õîëîä ê ìåñòó òðàâìû,
ïðèåì íåíàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòèêîâ — ïàðàöåòàìîë, àíàëüãèí.
Ïðè íåïîëíîì ðàçðûâå ñâÿçîê äîñòàòî÷íî êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ.
Ãëàâíûå ïîìîùíèêè ïðè òðàâìå ïëå÷à:
13. Ïîêîé. ×òîáû ïðåäîòâðàòèòü äàëüíåéøåå òðàâìèðîâàíèå ñâÿçîê è îáåñïå÷èòü èõ ïðàâèëüíîå ñðàñòàíèå, íóæíî ïîâðåæäåííûé ñóñòàâ îãðàäèòü îò íàãðóçêè è äâèæåíèé â òå÷åíèå 2-3 ñóòîê ïîñëå òðàâìû. Ïîñëå ýòîãî âðåìåíè íåïîäâèæíîñòü áóäåò, íàîáîðîò, çàìåäëÿòü âîññòàíîâëåíèå. Íóæíî íà÷èíàòü ðàçðàáàòûâàòü ñóñòàâ, ïîñòåïåííî ñ ëåãêèõ äâèæåíèé è ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè.
14. Õîëîä ïîìîãàåò ñíÿòü îòåê è óìåíüøèòü áîëåâûå îùóùåíèÿ.  òå÷åíèå ïåðâûõ ñóòîê êàæäûå 2-3 ÷àñà ê ìåñòó òðàâìû ìîæíî ïðèêëàäûâàòü ìåøî÷êè ñî ëüäîì. Îäíàêî íå ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü ëåä áåç ïîëîòåíöà èëè ñïåöèàëüíîãî ìåøî÷êà, à âðåìÿ ïðîöåäóðû íå äîëæíî ïðåâûøàòü 20-30 ìèíóò.
15. Ôàðìàêîëîãè÷åñêîå ëå÷åíèå. Ýòî ïðåïàðàòû, íàïðàâëåííûå íà áîðüáó ñ âîñïàëèòåëüíûìè èçìåíåíèÿìè è áîëåâûì ñèíäðîìîì: íåíàðêîòè÷åñêèå àíàëüãåòèêè è íåñòåðîèäíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà — äèêëîôåíàê, èáóïðîôåí, êåòîíîâ è äðóãèå. Íåëüçÿ ïðèíèìàòü ïîäîáíûå ïðåïàðàòû áåç íàçíà÷åíèÿ âðà÷à, ó íèõ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïðîòèâîïîêàçàíèé è ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ. Òàêæå ýòè ïðåïàðàòû íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü áîëüøå 5-7 äíåé.
Îïåðàöèÿ ïðè ðàçðûâå ñâÿçîê ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïîêàçàíà â òàêèõ ñëó÷àÿõ:
ïðè òÿæåëûõ ñòåïåíÿõ ïîðàæåíèÿ,
ïðè ïîëíîì ðàçðûâå ñâÿçîê è êàïñóëû ñóñòàâ,
ïðè ìàññèâíîì êðîâîèçëèÿíèè,
ïðè òÿæåëûõ îñëîæíåíèÿõ òðàâìû.
Ðåàáèëèòàöèÿ
Áîëüøèíñòâî ìåäèêîâ íå ðåêîìåíäóþò èììîáèëèçèðîâàòü ïëå÷åâîé ñóñòàâ íà äëèòåëüíîå âðåìÿ:
Ïðè ðàçðûâå ñâÿçîê 1 ñòåïåíè óæå ÷åðåç 48 ÷àñîâ ìîæíî ïðèñòóïàòü ê ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêå è ñïåöèàëüíûì óïðàæíåíèÿì.
Ïðè 2 ñòåïåíè ðàçðûâà íà÷èíàòü çàíèìàòüñÿ ñëåäóåò ÷åðåç 3-4 äíÿ.
Ïðè òÿæåëûõ ðàçðûâàõ, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ïîëíûì îòðûâîì ñâÿçêè, ïîâðåæäåíèÿìè êàïñóëû è ìûøö ñóñòàâà ïîêàçàíà äëèòåëüíàÿ èììîáèëèçàöèÿ.
Íà÷èíàÿ óïðàæíåíèÿ, íåîáõîäèìî ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòü íàãðóçêó. Îò ëåãêèõ ðàçìèíî÷íûõ óïðàæíåíèé ïåðåõîäèòü ê áîëåå ñëîæíûì ñèëîâûì. Ïðè ýòîì íóæíî ïîìíèòü, ÷òî íåëüçÿ âûïîëíÿòü èõ ÷åðåç «áîëü», ýòèì ìîæíî åùå ñèëüíåå òðàâìèðîâàòü ñâÿçêè ñóñòàâà.
Óïðàæíåíèÿ îáû÷íî âêëþ÷àþò â ñåáÿ îòâåäåíèå ðóê, âðàùàòåëüíûå äâèæåíèÿ è ïîñòåïåííûé ïåðåõîä ê ñèëîâûì óïðàæíåíèÿì. Ëó÷øå âñåãî íà÷àòü çàíèìàòüñÿ ñ ãèðÿìè, ïðèñòóïàÿ ê çàíÿòèÿì ñ ñàìûì ìàëûì âåñîì è äîâîäÿ èõ äî ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîé öèôðû.
Ðàçðàáîòêà ñóñòàâà ïëå÷à ïîñëå ïåðåëîìà
 äàííîì ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòü âîññòàíîâëåíèÿ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà âûçâàíî òåì, ÷òî æèçíåííî âàæíûå ôóíêöèè âûïîëíÿåò ïëå÷î, ÿâëÿÿñü «êëþ÷îì» äëÿ ðàáîòû ôóíêöèé ðóêè, à ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ñîïðÿæåíî ñ äîëãèì îòñóòñòâèåì äâèæåíèÿ â îáëàñòè ïëå÷à. Ýòî ïðèâîäèò ê àòðîôèè ìûøö ïëå÷à, íàðóøåíèþ êðîâîîáðàùåíèÿ è íàðóøåíèþ íîðìàëüíîãî îáìåíà âåùåñòâ â ðóêàõ. Îòñóòñòâèå ìåðîïðèÿòèé ïî ðàçðàáîòêå ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ìîæåò ïîâëå÷ü íàðóøåíèå ôóíêöèé ðóêè.
Ðàçðàáîòêà ñóñòàâà ïîñëå ïåðåëîìà â êóðñå ëå÷åíèÿ çàíèìàåò âàæíîå ìåñòî, òàêîå æå, êàê ôèêñàöèÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.  íîðìå ïëå÷åâîé ñóñòàâ ñ÷èòàåòñÿ ñàìûì ïîäâèæíûì ñóñòàâîì òåëà è äâèæåíèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ â íåì âî âñåõ ïëîñêîñòÿõ, ïðè ïåðåëîìå ðàçðàáîòêà ñóñòàâà ïëå÷à íåîáõîäèìà äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ âñåõ ôóíêöèé, ÷òîáû ìàêñèìàëüíî âåðíóòü ïîäâèæíîñòü ñóñòàâó.
Äëÿ ðàçðàáîòêè ïëå÷à íàçíà÷àþò ñïåöèàëüíûå êîìïëåêñû óïðàæíåíèé ñ âñïîìîãàòåëüíûìè ïðåäìåòàìè è ñ àññèñòåíöèåé, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ïëàâíîìó è ïîñòåïåííîìó íàðàùèâàíèþ îáúåìà è àìïëèòóäû äâèæåíèé. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïîäáèðàåò òîëüêî ñïåöèàëèñò. Òàêæå ïðè ðàçðàáîòêå ïëå÷åâîãî ñóñòàâà ïîñëå äàííîé òðàâìû ïðèìåíÿþò ôèçèîòåðàïèþ, ìàññàæ è ïð. ìåðîïðèÿòèÿ.
Åñëè Âû èñïûòûâàåòå áîëü, ñëàáîñòü â ðóêå, îãðàíè÷åíèå äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ çàáîëåâàíèåì âðàùàþùåé ìàíæåòû ïëå÷à(ÂÌÏ), âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé ïîìîæåò Âàì àêòèâíî ó÷àñòâîâàòü â âîññòàíîâëåíèè ñîáñòâåííîãî çäîðîâüÿ. Íàèáîëåå âåðîÿòíî, ÷òî Âàø äîêòîð íàçíà÷èò êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå. Ñïåöèàëüíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ — ýòîé êðàéíå âàæíûé êîìïîíåíò ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé âðàùàþùåé ìàíæåòû ïëå÷à, êîòîðûé èìååò çíà÷åíèå íå òîëüêî ïðè êîíñåðâàòèâíîì ëå÷åíèè, íî è â ïðîöåññå ðåàáèëèòàöèè ïîñëå õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà. Óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìû äëÿ ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîãî âîññòàíîâëåíèÿ ñèëû è ïîäâèæíîñòè â ïëå÷åâîì ñóñòàâå. Óïðàæíåíèÿ, êîìáèíèðóåìûå ñ ïåðèîäàìè îòäûõà, ôèçè÷åñêèå ìåòîäû âîçäåéñòâèÿ (õîëîä, òåïëî), íåñòåðîèäíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ïðåïàðàòû, ìåäèêàìåíòîçíûå áëîêàäû, ðàçðàáîòêà äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîçâîëÿþò äîñòè÷ü õîðîøåãî ýôôåêòà, òîëüêî â ðåäêèõ ñëó÷àÿõ âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ äðóãèõ âèäîâ ëå÷åíèÿ è, â òîì ÷èñëå, õèðóðãè÷åñêèõ îïåðàöèé. Ïðåäëàãàåìûå óïðàæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ìàêñèìàëüíî ïðîñòûìè è íå îòíèìóò ó Âàñ ìíîãî âðåìåíè.
Ïîæàëóéñòà, íå âûïîëíÿéòå óïðàæíåíèÿ, íå ïîñîâåòîâàâøèñü ñ âðà÷îì. Ðåçóëüòàò ìîæåò çàâèñåòü îò òîãî, íàñêîëüêî òî÷íî Âû ïðèäåðæèâàåòåñü ðåêîìåíäàöèé, ïîëó÷åííûõ îò Âàøåãî ñïåöèàëèñòà, ïðàâèëüíî ëè ñîáëþäàåòå òåõíèêó âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé, îïèñàííûõ íà ýòîì ñàéòå, êàê ðåãóëÿðíî âûïîëíÿåòå óïðàæíåíèÿ. Íå ïðåêðàùàéòå çàíÿòèÿ ðàíüøå, ÷åì áûëî ðåêîìåíäîâàíî Âàøèì ñïåöèàëèñòîì, îäíàêî, åñëè óïðàæíåíèÿ âûçûâàþò ñèëüíóþ áîëü, ïðåêðàòèòå çàíÿòèÿ è ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ó âðà÷à. Âñå âîïðîñû îáñóæäàéòå ñ Âàøèì âðà÷îì. Åñëè âû ñîáëþäàåòå âñå ðåêîìåíäàöèè, íî óëó÷øåíèå íå íàñòóïàåò, äîêòîð ìîæåò èçìåíèòü òàêòèêó ëå÷åíèÿ.
Âàæíîé ÷àñòüþ ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ îòäûõ. Âàø äîêòîð ìîæåò ïîðåêîìåíäîâàòü îòëîæèòü âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé äî òåõ ïîð, ïîêà íå óìåíüøèòñÿ îòåê è âîñïàëåíèå â ïëå÷åâîì ñóñòàâå. Ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî Âû íå ìîæåòå äâèãàòü ðóêîé, îäíàêî Âû äîëæíû èçáåãàòü íåêîòîðûõ äâèæåíèé, êîòîðûå ìîãóò óñóãóáèòü Âàøè ïðîáëåìû (íå ñëåäóåò ïîäíèìàòü òÿæåñòè, äåëàòü ðåçêèå èëè íåêîìôîðòíûå äâèæåíèÿ — íàïðèìåð, äîòÿãèâàòüñÿ äî çàäíåãî ñèäåíèÿ àâòîìîáèëÿ, ñèäÿ âïåðåäè). Âûïîëíÿÿ óïðàæíåíèÿ, áóäüòå îñòîðîæíû. Çàìåäëÿéòå âûïîëíåíèå äâèæåíèé èëè ïðåêðàùàéòå èõ, êîãäà ýòî íåîáõîäèìî.
Ðåêîìåíäóþ îçíàêîìèòüñÿ ñ îòâåòàìè íà ÷àñòî çàäàâàåìûå âîïðîñû ïî óïðàæíåíèÿì äëÿ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà
Êàêèå óïðàæíåíèÿ ïîìîãàþò âîññòàíîâèòü ôóíêöèþ âðàùàþùåé ìàíæåòû ïëå÷à?
Óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà âîññòàíîâëåíèå ÂÌÏ, âêëþ÷àþò â ñåáÿ: óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿæåíèå, íàïðàâëåííûå íà ðàçðàáîòêó äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå, è óïðàæíåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå ñòàáèëèçèðîâàòü ïëå÷åâîé ñóñòàâ.
Óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿæåíèå
Îáðàòèòå âíèìàíèå, ÷òî ïîñëå õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íå ñëåäóåò íà÷èíàòü âûïîëíÿòü ëþáûå àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ êàê ìèíèìóì â òå÷åíèå 3-6 íåäåëü ïîñëå îïåðàöèè. Óáåäèòåñü, ÷òî Âû òî÷íî ñëåäóåòå ðåêîìåíäàöèÿì õèðóðãà. Ïîñëå îïåðàöèè ÷àñòî îñóùåñòâëÿåòñÿ èììîáèëèçàöèÿ. Åñëè âðà÷ íàçíà÷èë óïðàæíåíèÿ äî ïîëíîãî ïðåêðàùåíèÿ èììîáèëèçàöèè, ïîïðîñèòå åãî íàó÷èòü Âàñ ïðàâèëüíî ñíèìàòü è íàäåâàòü ïîâÿçêó. Âàì ñëåäóåò äîáèòüñÿ ìàñòåðñòâà â âûïîëíåíèè ðàñòÿãèâàþùèõ óïðàæíåíèé è äîñòè÷ü ïîëíîãî îáúåìà äâèæåíèé â ïëå÷åâîì ñóñòàâå äî òîãî, êàê Âû ïðèñòóïèòå ê âûïîëíåíèþ óêðåïëÿþùèõ óïðàæíåíèé.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñëåäóåò âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ îò 3 äî 5 ìèíóò 5-10 ðàç â äåíü. Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèé ýòîé ãðóïïû ìûøöû, îêðóæàþùèå ïëå÷åâîé ñóñòàâ áîëüíîé ðóêè, äîëæíû áûòü ðàññëàáëåíû.
Âàæíî:ïðè âûïîëíåíèè ëþáîãî óïðàæíåíèÿ, êîòîðîå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïîäíèìàíèå ðóêè â ñòîðîíó, ïëå÷î äîëæíî áûòü ïðèâåäåíî ïðèìåðíî íà 30° êïåðåäè. Ïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå èçîáðàæåíî íà ñîîòâåòñòâóþùèõ èëëþñòðàöèÿõ.
Ïåðåéòè ê óïðàæíåíèÿì
Óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà óêðåïëåíèå ÂÌÏ.
Íà÷èíàéòå âûïîëíÿòü óêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ òîëüêî ñ ðàçðåøåíèÿ Âàøåãî âðà÷à. Îáû÷íî ýòè óïðàæíåíèÿ íàçíà÷àþò ïîñëå òîãî, êàê Âû ñìîæåòå ïîëíîñòüþ è áåçáîëåçíåííî âûïîëíÿòü ðàñòÿãèâàþùèå óïðàæíåíèÿ. Óêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ íåëüçÿ äåëàòü â òå÷åíèå 6-8 íåäåëü ïîñëå îïåðàöèè. Óêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ âêëþ÷àþò â ñåáÿ óïðàæíåíèÿ ñ êîíöåíòðè÷åñêèìè äâèæåíèÿìè, â õîäå êîòîðûõ ìûøöà óêîðà÷èâàåòñÿ, è ýêñöåíòðè÷åñêèìè äâèæåíèÿìè, â õîäå êîòîðûõ ìûøöà óäëèíÿåòñÿ, èñïûòûâàÿ ñîïðîòèâëåíèå.
Êàæäîå óïðàæíåíèÿ ñëåäóåò âûïîëíÿòü ïî 10-12 ðàç, â äåíü ñëåäóåò çàíèìàòüñÿ 2-3 ðàçà. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèé îáû÷íî ñîñòàâëÿåò îò 6-8 äî 12 íåäåëü â çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè çàáîëåâàíèÿ.
Âàæíî: ïðè âûïîëíåíèè ëþáîãî óïðàæíåíèÿ, êîòîðîå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïîäíèìàíèå ðóêè â ñòîðîíó, ïëå÷î äîëæíî áûòü ïðèâåäåíî ïðèìåðíî íà 30° êïåðåäè. Ïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå èçîáðàæåíî íà ñîîòâåòñòâóþùèõ èëëþñòðàöèÿõ.
Óïðàæíåíèÿ, ñòàáèëèçèðóþùèå ëîïàòêó.
Ëîïàòêà ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé êîñòüþ, îáåñïå÷èâàþùåé äâèæåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå è ñòàáèëèçèðóþùåé ïëå÷åâóþ êîñòü. Åñëè ëîïàòêà íåäîñòàòî÷íî âûïîëíÿåò ñâîþ ôóíêöèþ, ýòî ïðèâîäèò ê ïîâûøåííîé íàãðóçêå è äàâëåíèþ íà ìûøöû âðàùàþùåé ìàíæåòû ïëå÷à, ÷òî âûçûâàåò ê èõ íàòÿæåíèå, äåôîðìàöèþ è ïîâûøåííûé ðèñê ñäàâëåíèÿ â ïîäàêðîìèàëüíîì ïðîñòðàíñòâå.
Óïðàæíåíèÿ, ñòàáèëèçèðóþùèå ëîïàòêó, ïîçâîëÿþò óëó÷øèòü ôóíêöèþ ìûøö âðàùàþùåé ìàíæåòû ïëå÷à.
Óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ïî 10 ðàç êàæäûé äåíü. Êàæäîå óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü â òå÷åíèå 4 ñåêóíä, ìåæäó ïîäõîäàìè ðåêîìåíäîâàí îòäûõ â òå÷åíèå îäíîé ìèíóòû.
ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1. https://travmatologiya.ru/?page=stat28
2. https://www.hirurgiya.ru/fracture_radius.php
3. https://www.doctorhelp.ru/info/2779.html
4. Ïîëÿêîâ Â. À. Èçáðàííûå ëåêöèè ïî òðàâìàòîëîãèè. — Ì.: Ìåäèöèíà,2008
5. Ïåòðîâ Ñ. Â. Îáùàÿ õèðóðãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ. 2007
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник