Коленные суставы у танцоров
Травмы коленей танцоров и методы борьбы с ними
Холод, покой, бандаж и другие способы оказания первой помощи.
Фото: ballerinaproject.com
«Чтобы стать настоящим танцором, нужно пройти три стадии: научиться танцевать, научиться выступать и научиться справляться с травмами» Д. Гир
Колено — самый большой сустав скелета человека, на котором держится весь вес тела. Работа танцора полностью зависит от функций колена, с его помощью исполнители поворачиваются, прыгают, делают выпады и шаги. Неравномерное развитие разных групп мышц ног приводит к смещениям в этом важном суставе, так что нет ничего удивительного в том, что травмы колена занимают долю в 20% всех жалоб танцоров.
Одна из распространенных болезней, возникающих среди детей и подростков, которые занимаются танцами с прыжками и поворотами, называется болезнь Осгуд-Шляттера. В таких танцах совершается множество резких движений с переносом веса тела на колени, в то время как сустав еще растет и формируется. Кости подростков растут быстрее, чем мускулы, что ставит строение суставов под угрозу деформации.
Нагрузка на сустав усиливается из-за интенсивных тренировок, и болезнь может усугубиться: под коленной чашечкой может образоваться припухлость. Потом может возникнуть отечность, боль вокруг колена или ощутимое натяжение мышц в бедрах. При развитии болезни начинается воспаление околокостных тканей, хрящей, надколенника, а может быть, и всех трех одновременно.
Есть универсальная формула лечения этой болезни: защита, отдых, холод, компрессы и противовоспалительные средства. При соблюдении этих мер и наблюдении у врача обострение заболевания должно пойти на спад через 12-24 месяца. Лучший метод — при первых симптомах обратиться к специалисту, который скорректирует процесс тренировок и репетиций таким образом, чтобы минимизировать опасность воспаления. В противном случае будьте готовы бросить танцы, пока боль не исчезнет.
Фото: ballerinaproject.com
Пателлофеморальный синдром
Неравномерное развитие мышечных групп ноги, неестественные положения ног, например, выворотность колена, — все это может привести к смещению коленной чашечки. Обычно коленная чашечка скользит вверх-вниз вдоль соединения бедренной и большеберцовой костей, а при пателлофеморальном синдроме ее движение нарушается.
Из-за увеличения двигательной нагрузки внутренняя часть коленной чашечки сильнее трется о бедренную кость, хрящевая ткань истончается, вызывая хондромаляцию. Первые признаки истончения — боль вокруг колена при прыжках, плие и после продолжительного пребывания в сидячем положении. Танцор также может столкнуться с припухлостью вокруг колена или услышать довольно громкий хруст при движениях суставов.
В этом случае поможет отдых и холод, а также не обойдется без терапевта, который должен определить причину симптомов. Нужно подробно проанализировать тренировки и репетиции танцора, чтобы понять, какие упражнения приводят к смещению и истощению хряща. Врач может предложить упражнения по укреплению групп мышц, а также растяжку, которые в комплексе скорректируют смещение и не дадут болезни развиваться.
Фото: spb.gde.ru
Тендинит надколенника
Это воспаление сухожилия, соединяющего коленную чашечку и четырехглавую мышцу бедра. Во время репетиций мышцы бедра сокращаются, натягивая связку, которая из-за воспаления отекает и болит. Спасут от этого недуга отдых, холод и противовоспалительные средства — это снимет отечность и боль, а физиотерапевт поможет снять растяжение мышц и связок.
Бурсит преднаколенника
Это последний «враг» коленок танцоров в нашем списке — настоящий бич джазовых исполнителей. В танцах джазового направления упор идет в основном на работу коленей. Бурсы — это маленькие мешочки с суставной жидкостью внутри суставов, смягчающие трение костей. При чрезмерных нагрузках бурсы воспаляются и болят. Если танцор часто опускается на колени, удары сустава о пол приводят к дополнительному раздражению бурсы. Такое воспаление носит название бурсит. Облегчение принесут покой, холод, противовоспалительные, компрессионный бандаж и физиотерапия. Это снимает отечность, но в случае сильного обострения не обойтись без хирургического вмешательства.
Острые травмы колена
Это результат падения или иного повреждения тканей и сустава. Они появляются внезапно и лечатся определенное количество времени, в этом их отличие от описанных выше хронических заболеваний, развивающихся постепенно и отнимающих долгое время на лечение.
Работу коленного сустава смягчают два С-образных хрящевых диска, которые носят название мениски. Это диски между бедренной и большеберцовой костями. Когда танцор приземляется после прыжка или вращает коленями, мениски могут повредиться и даже порваться. Малейший разрыв мениска вызывает боль, а серьезные разрывы могут оказаться настоящей пыткой, сопровождающейся отеком и острым воспалением. Первой помощью должны быть холод, покой и противовоспалительные, а физиотерапевт поможет с реабилитацией, хотя часто лечение невозможно без операции.
Фото: stlhealthandwellness.com
Разрыв связок
Боковая связка коленного сустава может порваться при резких поворотах, сильных вращениях и неудачных приземлениях после прыжков. Танцор сразу почувствует острую боль с внутренней стороны колена. К этой области будет больно прикасаться, движения сустава будут ограничены. Немедленно следует обеспечить суставу покой, обложить его льдом, по возможности зафиксировать ногу повыше, чтобы обеспечить отток крови и избежать отека и воспаления. Небольшие разрывы могут зажить при должном уходе и следованию указаниям физиотерапевта. Более серьезные разрывы требуют радикального лечения.
Разрыв передней крестообразной связки сопровождается отчетливым звуком, напоминающим лопающийся пузырь. Риск получения этой травмы обостряется, если вы выворачиваете коленный сустав в неестественные положения. В большинстве случаев разрыв передней крестообразной связки требует хирургического вмешательства и последующей реабилитации по восстановлению эластичности. Лечение может занять 3-4 месяца.
Колени — основная опора и важный инструмент танцоров, но это и весьма уязвимый сустав, который при любом неверном движении поджидают болезни и травмы. Важно, чтобы танцоры знали максимум информации о строении колена, принципах его функционирования и мерах предосторожности, а также первой помощи, необходимой при получении травм. Берегите свои колени и не бойтесь обращаться к врачу при малейшей боли — это может спасти вашу карьеру!
Подписаться на еженедельную рассылку We Love Dance
Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире
Источник
Танцы – искусство травмоопасное, и отрицать это бессмысленно. Сложные элементы балета, захватывающие трюки брейк-данса, динамика латины и долгие тренировки подвергают тело танцоров серьезным испытаниям, и чаще всего страдают колени. К счастью, травмы коленей танцоров можно предотвратить, если соблюдать все необходимые меры профилактики.
Причины травм коленей у танцоров
Если травмы коленей у танцоров-профессионалов, как правило, случаются из-за чрезмерных нагрузок во время интенсивных репетиций, то ноги любителей часто страдают по другой причине. Врачи отмечают, что риск получения травмы существенно возрастает, если танцор пренебрегает разминкой перед занятиями и растяжкой. Или же из-за мышечного дисбаланса. Неравномерное развитие мускулатуры приводит к нарушению симметрии суставов, из-за чего колени быстро «сдаются». Именно поэтому профессиональные танцоры всегда уделяют большое внимание развитию всех мышц тела, укрепляя слабые места и предотвращая появление дисбаланса.
Распространенные травмы коленей у танцоров
- Пателлофеморальный синдром – тот самый хруст в коленной чашечке во время прыжков и приседаний, а также боль при длительном сидении. Свидетельствует о смещении коленной чашечки. Во время нагрузок чашечка начинает стирать хрящевую ткань бедренной кости, что чревато неприятными ощущениями и возможными осложнениями. Появление болезни требует обращения к специалисту и необходимого лечения.
- Тендинит наколенника – воспаление сухожилия в коленном суставе. Дает о себе знать ноющей болью и отеком. Проблема временная, но в период заживления потребуются отдых, специальные мази от воспалений и прикладывание холода.
- Бурсит преднаколенника – появляется после удара коленом о пол, в результате чего воспаляются бурсы – мешочки с суставной жидкостью. В случае простой травмы помогут обычные средства против воспалений, но при осложнении потребуется хирургическое вмешательство.
- Повреждение минисков – хрящевых дисков коленных суставов, которые выполняют функцию амортизаторов. Разрыв миниска – очень серьезная травма, и одна из самых распространенных. При повреждении миниска требуется помощь врачей: они ставят блокаду сустава, применяют противовоспалительные и обезболивающие препараты. При повторной травме назначается операция.
- Повреждение связок. Резкие повороты и неудачные приземления грозят разрывом боковых связок коленного сустава. Такие повреждения невозможно вылечить без квалифицированной помощи. Разрыв крестообразной связки, который может случиться при неестественном выворачивании колена, требует уже хирургического вмешательства и длительной реабилитации.
Как избежать травм
Бывают несчастные случаи, когда травму нельзя предвидеть и избежать, но, чаще, повреждения коленей можно предотвратить, если к занятиям подходить с умом, а именно – соблюдать ряд рекомендаций профессионалов:
- Выбирайте квалифицированных педагогов. Опытный хореограф не даст подопечным задания, не соответствующие их уровню. Сложные элементы, прыжки и поддержки требуют необходимой физической подготовки, которую нарабатывают постепенно.
- Не пренебрегайте разминкой. Легкие движения перед основным занятием важны для подготовки тела к нагрузкам. «Разогретые» стопы и колени будут меньше подвержены вывихам и растяжениям.
- Не забывайте о растяжке, которая делает связки эластичными, а мышцы – гибкими.
- Развивайте мускулатуру всего тела, чтобы не возникал мышечный дисбаланс. Помимо занятий в танцевальной студии не лишней будет регулярная физкультура в спортзале или дома.
- Выбирайте для занятий танцами комфортную одежду. Многие танцоры используют гетры для сохранения суставов в тепле. И, конечно, специальная обувь. Будь то балетные тапочки или бальные туфли, они разработаны именно для того, чтобы снизить риск получения травм во время репетиций и выступлений.
Источник
Мышцы голени у артистов и танцоров. Коленный сустав танцоров балета
Эта часть опорно-двигательного аппарата расположена между коленным и голеностопным суставами. Она образована большеберцовой и малоберцовой костями, соединенными мощной межкостной перепонкой голени. У артистов балета голень несет большую нагрузку при исполнении прыжков и приземлений.
Мышцы голени у артистов балета развиты сильно, ибо к ним предъявляются большие требования во время исполнения как классических, так и народных танцев. На голени расположены 3 мышцы-разгибатели и 8 мышц-сгибателей: передняя большеберцовая, длинный разгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые мышцы, длинный сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев стопы и трехглавая мышца. Икроножная мышца с двумя головками (латеральной и медиальной) и камбаловидная мышца составляют трехглавую мышцу голени. Все три головки, соединяясь вместе в дистальном отделе, переходят в пяточное (ахиллово) сухожилие, которое прикрепляется к пяточной кости. Трехглавая мышца у артистов балета развита хорошо, так как выполняет большую нагрузку при прыжках, вставании па пальцы и полупальцы. С годами мышца приобретает силу, эластичность, развивается рабочая гипертрофия ее волокон и увеличивается ее окружность.
Исследования показали, что окружность голени толчковой ноги на 1 —1,5 см больше работающей. Миотонометрия (определение тонуса мышц) показывает, что упругость мышц голени толчковой ноги больше, чем работающей, и упругость медиальной головки икроножной мышцы больше, чем латеральной. Это связано с тем, что при вставании на пальцы и полупальцы опора падает на I, II, III пальцы и, следовательно, медиальная головка напрягается в большей степени, нежели латеральная. Знание этого необходимо при постановке диагноза повреждения икроножной мышцы. Повреждается, как правило, чаще медиальная головка. Форма мышц голени у артистов балета бывает различная: плоская («камбаловидная») и овальная («грушевидная», или как ее еще называют «пузырчатая»).
У артистов балета компактное вещество большеберцовой кости достигает толщины 2 см, и резко сужена костномозговая полость. Это является приспособительной реакцией (рабочей гипертрофией) в ответ на профессиональную нагрузку. Но если эта нагрузка переходит границы физиологических возможностей и становится чрезмерной в результате ежедневных прыжковых партий, нерегулярности нагрузок, порою чрезмерных, то кости голени не выдерживают этой нагрузки и начинается болезненный процесс в виде периостоза, появления зон патологической перестройки с болезненными проявлениями. Этот патологический процесс развивается по передней поверхности большсберцовой кости в связи с развитием профессиональной приспособительной рекурвации коленного сустава и голени, так что ось наибольшей нагрузки проходит через переднюю часть большеберцовой кости.
Коленный сустав — один из наиболее крупных и сложных суставов. Он относится к вращательно-блоковидным сочленениям. Образуется коленный сустав дистальным (периферическим) отделом бедренной кости с медиальным и латеральным мыщелками, проксимальным (центральным) отделом большеберцовой кости и задней суставной поверхностью надколенника. Между мыщелками бедренной кости имеется глубокая межмыщелковая ямка. Медиальный мыщелок бедренной кости более развит, что обусловливает физиологический вальгус колена 7—8°.
Мыщелки бедренной кости покрыты хрящевой гиалиновой тканью. Проксимальный конец большеберцовой кости утолщен и имеет два суставных мыщелка — медиальный и латеральный. Суставные поверхности разделены межмыщелковыми бугорками.
В коленном суставе артистов балета часто увеличены межмыщелковые бугорки большеберцовой кости, что далеко не всегда является признаком деформирующего артроза. Эти изменения усиливают скелет и являются благоприятными приспособлениями к большой нагрузке. Подобные явления гипертрофии костной ткани наблюдаются и у спортсменов. Это объясняется тем, что вовремя танцев происходят форсированные вращения голени, требующие надежной крепости как крестообразных и коллатеральных связок, так и мышц бедра.
Крепость и сила связок и мышц, окружающих коленный сустав, приобретаются в результате раннего начала занятий балетом. Исследования показывают, что окружность бедра увеличивается в течение сценической деятельности артистов балета. При снижении или прекращении творческой деятельности эта гипертрофия уменьшается, ибо в функциональной деятельности она становится менее необходимой. У артистов балета, исполняющих прыжковые партии, происходит увеличение межмыщелковых бугорков и уплощение мыщелков бедренной кости.
Капсула коленного сустава укреплена связочным аппаратом и сухожилиями мышц. С передней поверхности сустав укреплен единственным разгибателем колена — четырехглавой мышцей бедра. Сухожильное прикрепление мышцы сливается с фиброзной капсулой сустава.
Четырехглавая мышца бедра своим сухожилием прикрепляется к большеберцовой кости тремя частями. В это сухожилие вплетаются мышечные волокна прямой мышцы, промежуточной широкой мышцы и большая часть волокон медиальной и латеральной широкой мышцы бедра. Дистальные мышечные пучки обеих широких мышц своими сухожилиями не прикрепляются к надколеннику, а проходят по обе стороны его вниз в виде медиальной и латеральной поддерживающей связки надколенника.
Участок сухожилия между нижним краем надколенника и большеберцовой костью носит название связки надколенника. Ширина ее 2—3 см, толщина до 0,5 см. Проксимальная треть связки надколенника отделена от синовиальной оболочки сустава поднадколенниковым жировым телом. В результате выполнения большого количества движений за короткий период времени у артистов балета наблюдается гипертрофия жировых тел, в последующем могут наблюдаться их ущемления и хроническая травматизация.
В укреплении капсулы сустава принимает участие широкая фасция бедра, покрывающая нижние отделы четырехглавой мышцы, надколенник и фиброзную капсулу.
Укрепляющими связками капсулы сустава сзади служат косая подколенная связка, сухожилие полуперепончатой мышцы и дугообразная подколенная связка.
С внутренней стороны с капсулой тесно связаны верхняя часть большеберцовой коллатеральной связки и сухожилия полусухожильной и полуперепончатой мышц. Необходимо отметить еще роль суставной мышцы колена, пучки которой прикрепляются к проксимальному отделу капсулы сустава и натягивают кверху конец верхнего заворота синовиальной оболочки при разгибании голени.
Мышцы, окружающие коленный сустав, особенно четырехглавая, имеют большое значение в его устойчивости. При атрофии и снижении их тонуса отмечается симптом «выдвижного ящика» и неустойчивости колена, несмотря на целость крестообразных связок.
«Во время танца мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собранными», — по выражению выдающегося педагога А. Я. Вагановой, при «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава.
Медиальная широкая мышца играет большую роль при внутренних повреждениях коленного сустава. Атрофия этой мышцы и снижение ее тонуса наблюдается при повторных травмах коленного сустава у артистов балета.
Между сухожилиями и фасциями, окружающими коленный сустав, располагаются синовиальные сумки и завороты. Синовиальные сумки — это полости, непостоянно встречающиеся у места прикрепления сухожилия к кости, они редко сообщаются с суставом. Завороты — это постоянно имеющиеся выпячивания капсулы сустава.
Суставная полость коленного сустава представляет собой щель, которая становится полостью тогда, когда в ней скапливается жидкость при различных патологических состояниях (кровоизлияние, синовит, гнойные воспаления и т. д.).
Капсула коленного сустава состоит из двух слоев — наружного (фиброзного) и внутреннего (синовиального). Суставная капсула имеет 9 заворотов. Синовиальная оболочка коленного сустава является важным образованием. Она не везде гладкая, образует местами складки, содержащие большое количество жира и пронизанные сетью сосудов. Синовиальная оболочка богата ворсинами, в которых заложены клетки, выделяющие муцин (слизистое белковое вещество). При усиленной работе количество ворсин увеличивается для выделения большего количества муцина.
Учебное видео анатомии мышц и нервов нижней конечности
— Также рекомендуем «Связки и мениски коленного сустава. Функции связочного аппарата колена»
Оглавление темы «Опорно-двигательный аппарат танцоров и артистов балета»:
- Опорно-двигательный аппарат артистов балета. Стопа — как произведение искусства
- Своды стопы в норме. Изменения сводов стопы у балерин и танцовщиков
- Сесамовидные(добавочные), сверхкомплектные(дополнительные) кости стопы. Старение стопы
- Строение голеностопного сустава и движения в нем. Патология голеностопа
- Мышцы голени у артистов и танцоров. Коленный сустав танцоров балета
- Связки и мениски коленного сустава. Функции связочного аппарата колена
- Бедро артистов и танцоров балета. Бедренная кость и бедренные мышцы
- Таз танцоров. Тазобедренный сустав артистов балета
- Анатомия и физиология верхних конечностей. Руки танцоров
- Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балет
Источник