Хатха йога раскрытие тазобедренных суставов
ÐзлиÑнÑÑ Ð¶ÑÑÑкоÑÑÑ Ð¸ закÑепоÑÑнноÑÑÑ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑого колиÑеÑÑва жиÑелей ÑовÑеменного западного миÑа Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð² ÑезÑлÑÑаÑе:
⢠длиÑелÑной ÑидÑÑей ÑабоÑÑ Ð² неÑдобнÑÑ ÐºÑеÑÐ»Ð°Ñ Ð¸ ÑÑодÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÐ°Ð½ÐºÑ ÑÑÑлÑÑÑ , ÑаÑÑÑÑ Ð¸ пÑодолжиÑелÑнÑÑ Ð¿ÐµÑÐµÐµÐ·Ð´Ð°Ñ Ð² «комÑоÑÑнÑÑ Â» ÑидениÑÑ ÑовÑеменнÑÑ Ð¼Ð°Ñин и дÑÑгого ÑÑанÑпоÑÑа;
⢠ноÑении обÑви Ñ ÐºÐ°Ð±Ð»Ñком, деÑоÑмиÑÑÑÑей Ñвод ÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ изменÑÑÑей еÑÑеÑÑвенное гаÑмониÑное ÑаÑпÑеделение нагÑÑзки вÑего Ñела на нижние конеÑноÑÑи;
⢠«блокиÑовки» Ð½Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ ÑнеÑгеÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑенÑÑов Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð½ÐµÐµÑÑеÑÑвенного пиÑаниÑ, недоÑÑаÑоÑной и негаÑмониÑной ÑизиÑеÑкой нагÑÑзки, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑов и малого колиÑеÑÑва вÑемени пÑебÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² положении ÑÐ¸Ð´Ñ Ð½Ð° земле (да и вообÑе на пÑиÑоде).
ÐÑежде Ñем ÑазобÑаÑÑÑÑ Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом каким обÑазом Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ñ Ð°ÑÑ Ð° йога Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, оÑÑановимÑÑ Ð½Ð° его анаÑомиÑеÑком ÑÑÑоении.
ÐзлиÑнÑÑ Ð¶ÑÑÑкоÑÑÑ ÑвÑзоÑного аппаÑаÑа ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава и ÑÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð»Ð¸Ð¹ кÑепÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ðº коÑÑÑм мÑÑÑ ÑоздаÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑе пÑегÑÐ°Ð´Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑда ÑпÑажнений Ñ Ð°ÑÑ Ð°-йоги.
Ðднако, ÑледÑÐµÑ Ð¿ÑинимаÑÑ Ð²Ð¾ внимание, ÑÑо ÑвÑзки и ÑÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð»Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ñ Ð¿ÑиÑодой Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð³ÑаниÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð·Ð»Ð¸Ñней подвижноÑÑи и ÑокÑÑиÑовка ÑолÑко лиÑÑ Ð½Ð° «ÑаÑкÑÑÑии» ÑÑÑÑавов Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к гипеÑмобилÑноÑÑи (избÑÑоÑной подвижноÑÑи) головки бедÑенной коÑÑи, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð³ÑозиÑÑ ÐºÐ°Ðº минимÑм диÑкомÑоÑÑом в данной облаÑÑи, а как макÑимÑÐ¼Ñ â вÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð¼ и даже пеÑеломом бедÑенной коÑÑи пÑи некоÑÑекÑном ÑаÑпÑеделении оÑевой нагÑÑзки.
ÐÑбÑе аÑÐ°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð³Ð°ÑмониÑно ÑоÑеÑаÑÑÑÑ Ñ Ð°Ñанами, коÑоÑÑе бÑдÑÑ ÑкÑеплÑÑÑ Ð¼ÑÑеÑнÑй коÑÑÐµÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава, а, ÑооÑвеÑÑÑвенно и помогаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑ ÑознаÑелÑнÑй конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð½Ð°Ð´ поÑвлÑÑÑейÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей ÑÑепенÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð² ÑÑÑÑаве.
ÐÑак, какие же ÑпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¹Ð¾Ð³Ð¸ Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов можно иÑполÑзоваÑÑ Ð² ÑамоÑÑоÑÑелÑной и гÑÑпповой пÑакÑике?
ÐÑÐ°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов
⢠ÐÑÐ´Ñ Ð° ÑандÑаÑана.
Ðдна из базовÑÑ Ð°Ñан Ð´Ð»Ñ ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, коÑоÑÐ°Ñ Ñакже Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°ÑабоÑаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑий мÑÑеÑнÑй коÑÑÐµÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг ÑÑÑÑава
⢠ÐÐ¶Ð°Ð½Ñ ÑиÑÑаÑана,
паÑивÑиÑÑа Ð´Ð¶Ð°Ð½Ñ ÑиÑÑаÑана, аÑÐ´Ñ Ð° падма паÑÑимоÑÑанаÑана,
аÑÐ´Ñ Ð° Ð±Ð°Ð´Ð´Ñ Ð° падма паÑÑимоÑÑанаÑана â ÑÑд ÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ñ ÑпÑажнений йоги Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, коÑоÑÑе помимо «ÑаÑкÑÑÑиÑ» ÑÑÑÑава оказÑваÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑное вÑÑÑжение мÑÑÑ Ð¸ ÑвÑзок задней повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑи ног
⢠ÐÑаÑнÑаÑана,
паÑÑвоÑÑанаÑана, аÑÐ´Ñ Ð° Ñ Ð°Ð½ÑманаÑана, Ñ Ð°Ð½ÑманаÑана, Ñаджа капоÑаÑана и дÑ. â аÑÐ°Ð½Ñ Ð¹Ð¾Ð³Ð¸ Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов, коÑоÑÑе еÑÑ Ð³Ð»Ñбже пÑоÑабаÑÑваÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð½ÑÑ Ð¸ пеÑеднÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑи ног
⢠ÐÐ°Ð´Ð´Ñ Ð° конаÑана, ÑпавиÑÑÑ Ð° конаÑана, пÑаÑаÑиÑа падоÑÑанаÑана и дÑ.
помогаÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко «ÑаÑкÑÑÑÑ» ÑазобедÑеннÑй ÑÑÑÑав, но и оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ Ð²ÑÑÑжение внÑÑÑенней повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑи бедÑа
⢠СамаконаÑана â логиÑеÑкое пÑодолжение пÑедÑдÑÑÐ¸Ñ ÑÑениÑовоÑнÑÑ ÑлеменÑов, коÑоÑое ÑÑÑекÑивнÑм обÑазом «ÑаÑкÑÑваеÑ» ÑазобедÑеннÑе ÑÑÑÑавÑ
⢠Ðгни ÑÑÐ°Ð¼Ð±Ñ Ð°Ñана
Ðдна из ÑамÑÑ ÑÑÑекÑивнÑÑ Ð°Ñан Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов. ÐаÑеÑÑвенное оÑвоение данной Ð¿Ð¾Ð·Ñ ÑоздаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑий ÑÑÐ½Ð´Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°Ñного оÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑложнÑÑ ÑлеменÑов гимнаÑÑики йогов, напÑимеÑ, Ð¿Ð¾Ð·Ñ Ð»Ð¾ÑоÑа и комбиниÑованнÑÑ ÑпÑажнений, иÑполÑзÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°Ð´Ð¼Ð°ÑанÑ
⢠ÐиÑÐ°Ð±Ñ Ð°Ð´ÑаÑана в ÑазлиÑнÑÑ Ð²Ð°ÑиаÑиÑÑ , ÑÑÑÑ Ð¸Ñа паÑÑваконаÑана, паÑивÑиÑÑа паÑÑваконаÑана,
ÐºÑ Ð°Ð½Ð´Ð¶Ð°Ð½Ð°Ñана, наÑаÑаджаÑана и дÑ. â ÑÑениÑовоÑнÑе ÑлеменÑÑ, коÑоÑÑе помогÑÑ ÑкÑепиÑÑ Ð¼ÑÑеÑнÑй коÑÑÐµÑ Ð¸ пÑедоÑвÑаÑÑÑ Â«ÑазбалÑÑвание» ÑазобедÑенного ÑÑÑÑава
РзаклÑÑение ÑÑаÑÑи еÑÑ Ñаз Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑÑÑ, ÑÑо йога Ð´Ð»Ñ ÑазобедÑеннÑÑ ÑÑÑÑавов должна вклÑÑаÑÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð±Ð° Ñипа воздейÑÑвиÑ: на «ÑаÑкÑÑÑие» и на ÑкÑепление мÑÑÑ.
ÐгноÑиÑование данной ÑекомендаÑии вмеÑÑо поÑенÑиалÑной полÑÐ·Ñ Ð¾Ñ Ð¿ÑакÑики Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑда нежелаÑелÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий.
РекомендÑем к пÑоÑмоÑÑÑ
ÐеÑейÑи к дÑÑгим инÑеÑеÑнÑм ÑÑаÑÑÑм
Источник
Что же такое йога.
Я, как начинающий заниматься йогой, разбираю пользу от упражнений. Ведь по сути это хорошая растяжка. Так что, будем ближе к духовности и разуму.
Йога — это цель и средство её достижения…
Существует множество путей к Высшему Духу или Высшей Истине (ведь в конечном счете всякая форма знания есть форма йоги) и, следовательно, возможны неисчислимые формы йоги.
В философском смысле, йога – это единение индивидуального «я» (души) и вселенского «Я» (Сверхдуши), результатом чего является просветленное и чистое сознание. Йога – это опыт, который связывает в единое целое тело, ум, разум и чувства с вашим внутренним «Я». Йога — это соединение индивидуальной души с Высшей Душой. Так же, как плавящаяся камфора становится единой с огнем, так же, как капля воды, упав в океан, становится единой с океаном, так и индивидуальная душа, когда она очищена, свободна от вожделения, жадности, ненависти и эгоизма, приобретает качества благости (саттвы) и становится единой с Высшей Душой.
Йога — это способ управления своим разумом. Наш ум достаточно самостоятельный орган, который функционирует без нашего контроля, мысли сами возникают, сами текут, возникают внутренние диалоги…так вот практика йоги помогает людям взять этот процесс под контроль и сделать процесс мышления осознанным. Наши мысли часто уничтожают большую часть времени нашей жизни впустую. Во вселенной всегда действует закон — опыт должен быть познан либо сознанием, либо физическим телом, то есть если человек не понимает тот опыт, который должен получить, то этот опыт приходит к нему в виде судьбы — в реальной жизни, и если человек снова не осознает смысл прожитого опыта, то ситуация повторяется, вселенная дает человеку попытку заново пережить и осознать — в этом учение о карме.
В американской армии асаны применяются вместо утренней зарядки, в России для подготовки космонавтов, разведчиков, спасателей и подводников
Асаны для раскрытия тазобедренных суставов. Общие понятие асан.
Простыми словами определение термина «асана» будет звучать так — это статическое положение тела, в котором человек находится определенное время. При выполнении асан никогда не применяются резкие движения — все переходы осуществляются максимально плавно, мягко и аккуратно по отношению к своему телу. Также при выполнении асан очень важна последовательность, ведь эти позы призваны, прежде всего, воздействовать на наши сознание и ум, а потом уже — на физическую оболочку.
Само слово асана переводится с санскрита как «сидение», «сидячее место», «место для сидения». В наиболее древнем трактате, где впервые упоминается слово «асана», говорится, что это удобная, неподвижная поза для медитации, в которой человек может быть расслабленным и максимально сосредоточенным. Однако сами асаны там не перечислялись, и внимания им было уделено мало — в том время йоговские позы еще не получили такого развития. Позже количество асан начало расти, они становились более разнообразными и сложными, оказывающими действие на суставы, внутренние органы или гормональную систему. Однако стоит понимать, что асана — это не самостоятельная техника и не самоцель йоги, это лишь ключевой фактор к медитации.
Излишняя жёсткость и закрепощённость тазобедренных суставов у большого количества жителей современного западного мира возникает в результате:
длительной сидячей работы в неудобных креслах и уродующих осанку стульях, частых и продолжительных переездах в «комфортных» сидениях современных машин и другого транспорта;
ношении обуви с каблуком, деформирующей свод стопы и изменяющей естественное гармоничное распределение нагрузки всего тела на нижние конечности;
«блокировки» нижних энергетических центров ввиду неестественного питания, недостаточной и негармоничной физической нагрузки, психологических комплексов и малого количества времени пребывания в положении сидя на земле (да и вообще на природе).
Излишняя жёсткость связочного аппарата тазобедренного сустава и сухожилий крепящихся к костям мышц создаёт определённые преграды для освоения ряда упражнений хатха-йоги.
Однако, следует принимать во внимание, что связки и сухожилия созданы природой для ограничения излишней подвижности и фокусировка только лишь на «раскрытии» суставов может привести к гипермобильности (избыточной подвижности) головки бедренной кости, что может грозить как минимум дискомфортом в данной области, а как максимуму – вывихом и даже переломом бедренной кости при некорректном распределении осевой нагрузки.Любые асаны для раскрытия тазобедренных суставов должны гармонично сочетаться с асанами, которые будут укреплять мышечный корсет вокруг тазобедренного сустава, а, соответственно и помогать получить сознательный контроль над появляющейся большей степенью свободы в суставе.
Асаны для раскрытия тазобедренных суставов.
Ардха чандрасана.
Одна из базовых асан для раскрытия тазобедренных суставов, которая также помогает наработать хороший мышечный корсет вокруг сустава.
Джану ширшасана.
Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасана – ряд схожих упражнений йоги для тазобедренных суставов, которые помимо «раскрытия» сустава оказывают дополнительное вытяжение мышц и связок задней поверхности ног.
джану ширшасана
Краунчасана.
Паршвоттанасана, ханумасана, раджа капотасана и др. – асаны йоги для тазобедренных суставов, которые ещё глубже прорабатывают заднюю и переднюю поверхности ног.
Баддха конасана, упавиштха конасана, прасарита падоттанасана и др.
Баддха конасана
упавиштха конасана
упавиштха конасана
прасарита падоттанасана
прасарита падоттанасана
Для правильного выполнения асан нужно соблюдать несколько условий:
Неподвижность (необязательно в сидячем положении).
Максимальное расслабление.
Плавное йоговское дыхание. В йоге не допускается никаких задержек дыхания во время асан, кроме специальных упражнений.
Концентрация внимания.
Остановка потока мыслей.
Стоит понимать, что асаны являются лишь небольшой частью йоги. Помимо асан практика состоит из виньяс (динамически выполненных асан), пранаямы (техники дыхания), шаткарм (практик для очищения организма и сознания) и, конечно же, медитации.
Занимайтесь йогой и будьте здоровы, как физически, так и духовно!
Источник: lifegid.com
Если статья Вам понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал! Всем спасибо!
Источник
Работа с тазобедренными – моя самая любимая часть практики. Даже если бывает тяжело и ощущения слишком яркие во время проработки, в итоге это всё заканчивается ни с чем не сравнимым ощущением свободы, лёгкости и счастья после практики.
В общем и целом, практика хатха-йоги сосредоточена вокруг тазобедренных суставов. С одной стороны, раскрытие таза нам нужно для дальнейшего продвижения в практике и для поддержания здоровья, но с другой – функция тазобедренных суставов критически важна для обеспечения стабильности всему телу и возможности нам свободно двигаться — ходить, бегать, прыгать, сидеть. И здесь, в поисках баланса между стабильностью и подвижностью, иногда могут возникать трудности.
Что такое раскрытый тазобедренный сустав?
Это здоровый сустав, который свободно двигается в пределах возможного диапазона движения.
При этом нужно понимать, что поза лотоса, шпагаты и другие сложные асаны йоги относятся к предельным формам. И это вовсе не цель практики йоги в целом. Кто-то идёт к лотосу месяцами, кто-то годами, а кто-то и вовсе занимается подготовкой для следующей жизни. В любом случае, не стремитесь к очень быстрым результатам. Разбалансированный сустав – это как минимум, ощутимый дискомфорт, а то и травмы. В нашем случае процесс важнее конечной формы.
Здоровое функционирование опорно-двигательной системы поддерживают группы мышц и сухожилий, они необходимы для стабилизации суставов.
Мышцы, связки и сухожилия помогают движениям бедра относительно таза. Поэтому раскрытие всегда идёт в тесной связи с проработкой мышц ног.
Раскрытие тазобедренных суставов проходит во всех направлениях движения. Давайте познакомимся с 4 группами мышц бёдер, которые будут работать при проработке суставов в разных направлениях:
- Квадрицепс (четырёхглавая мышца бедра) и сгибатели бедра – передняя сторона бедра
- Подколенные сухожилия и мышцы задней поверхности бедра – задняя сторона бедра
- Приводящие, ротаторы бедра – внутренняя сторона бедра
- Наружные ротаторы, ягодичные мышцы – внешняя сторона бедра, ягодицы
С чем работает йога
Практика йоги направлена на увеличение подвижности суставов и укрепления соединительной ткани для предотвращения дестабилизации суставов. Иногда практикующие годами занимаются, питаются правильно, а лотоса нет. Дело в том, что ограничения подвижности суставов могут быть связаны как с жёсткостью мышц, сухожилий и фасций, так и со строением скелета. И если практика помогает нам справиться с первой трудностью, то некоторые особенности анатомического строения собственного скелета могут, действительно, стать непреодолимым препятствием.
Зачем раскрывать суставы
Что не так обычно с нашими суставами, почему их надо раскрывать? Из-за постоянного сидения в положении, когда бедра и колени находятся вместе, связки суставов укорачиваются, становятся менее эластичными и это заметно ограничивает диапазон движений сустава.
Поэтому раскрытие тазобедренных суставов необходимо, прежде всего, для здоровья и нормального функционирования суставов, мышц и внутренних органов в области таза и бёдер. Питание суставов происходит в процессе их движения, поэтому регулярная работа с тазобедренными суставами обеспечивает поступление компонентов, необходимых для питания и восстановления хрящевой ткани. Сохранение подвижности тазобедренных суставов – хорошая профилактика заболеваний суставов: артритов, артрозов.
Подвижность тазобедренных суставов необходима для здоровья репродуктивной системы. Малоподвижный и сидячий образ жизни часто приводит к застойным явлениям в области малого таза и нижних конечностей, что, в свою очередь, чревато варикозным расширением вен и нарушениям функций репродуктивной системы.
Практика йоги включает большое количество асан, где недостаток гибкости в области таза может вызвать напряжение коленного сустава из-за неправильного положения костей бедра и голени. Колени являются одним из самых уязвимых частей тела в йогопрактике и многие травмы связаны со спешкой в освоении Падмасаны, позы лотоса. При недостаточном раскрытии тазобедренных суставов лотос выполняется за счёт нагрузки на колени. Это небезопасно.
В период подготовки к беременности и родам женщинам важно развивать подвижность в области таза: раскрытые тазобедренные суставы значительно облегчат процесс родов и дальнейшего восстановления.
Очень важно в практике придерживаться разумного подхода и работать со всем телом, не зацикливаясь только на одном направлении. Пусть целью вашей работы с телом будет, в первую очередь, здоровье и осознанный контроль над развивающейся степенью свободы в теле, и остальные результаты придут в своё время.
Практикуйте и будьте здоровы!
ॐ
Больше статей на сайте hathayoga.me
Источник
Ом! Слава всем учителям, донесшим до нас практики самосовершенствования!
Раскрытие тазобедренных суставов – на мой взгляд, центральная тема практики асан. Во многих современных школах йоги, а в фитнес-центрах в ещё большей степени, акцент практики асан смещается на сугубо физиолгический, оздоравливающий эффект асан и на чисто внешнюю отстройку тела – чтобы было красиво, ради наслаждения своей, извините, «крутизной»))). Хотя, исходя из первоисточников, в частности Йога-сутр Патанджали 2.29 – «Яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – восемь средств йоги (асампраджнята-самадхи)», что означает, что асана, как ступень ведёт к пранаяме (2.49 – «Когда есть это (совершенство в асане), следует пранаяма, т.е. регулирование движений вдоха – выдоха»). То есть, по сути, практика асан имеет очень практический характер, она подготавливает тело для более сложных практик по работе с дыханием и умом, где требуется устойчивое (стхира), удобное (сукха) (2.46) положение тела с максимальным контролем апаны-вайю продолжительное время– падмасана. Эффект оздоровления, стройности тела и прочего есть побочные эффекты практики асан, о которых в первоисточниках лишь вскользь упоминается. Поэтому сердцевина практики асан – раскрытие тазобедренных суставов (ещё естественно: укрепления спины, изменения соотношения праны-апаны в теле, очищения от токсинов и прочее).
Сам термин «раскрытие тазобедренного сустава» не вполне корректен, так как сам сустав никуда не раскрывается – он у всех в потенции подвижен, и если убрать прилегающие мышцы, тело любого человека может выполнить падмасану, даже самую «космическую»))), за редким исключением патологий строения или травм костей. Тугоподвижность сустава происходит от неэластичных мышц и их фасций, которые обволакивают сустав и позволяют ему двигаться в строго отведённом кармой) диапазоне. Поэтому задача практикующего на стадии асаны достичь эластичности и мягкости мышц и фасций, позволяющей сесть в падмасану и находиться в ней продолжительное время с комфортом.
Чем же достигается эластичность и мягкость мышц?
Шлоки 64-66 Хатха Йога Прадипики: «Независимо от того, молод человек или стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах путём практики. Совершенство вытекает из практики. Без практики как может это случиться? Только чтением шастр никогда не достигнуть совершенства в йоге. Ни ношение одеяния сиддхи, ни разговоры о практике (не приводят к совершенству). Только через применение практики человек становится сиддхой. Это истина без всяких сомнений». То есть необходима непрерывная практика асан. Но если ограничится только этим, результат будет неустойчивым, так как необходимо воздействовать более комплексно. Так, к примеру, если человек питается всякой ерундой и не вовремя, процесс раскрепощения мышц будет крайне медленным, подобно «купанию слона»)).
Яма, нияма, в этом смысле, являются фундаментом для асан (2.29 Йога-сутры Патанджали). Эти первые стадии очень обширны – они очищают практикующего ещё до практики асан, с тем чтобы уже работать с максимально чистым телом, тогда развитие будет успешным. В наше время такой подход крайне маловероятен, поэтому необходимо практиковать одновременно с асанами и первые две ступени (некоторые практикуют и пранаяму, и пратьяхару и т.д. – в зависимости от кармы). Однако следует делать упор на первых двух ступенях, совмещая с асанами и прочими ступенями, потому как без фундамента, здание, если даже оно очень прекрасно и казалось бы твёрдо – может в любой момент рухнуть. И если соблюдение принципов ямы приостанавливает, в некотором смысле, накопление новых негативных самскар и притупляет действие авидьи, то принципы ниямы конкретно очищают как тонкие тела, так и грубое тело практикующего.
Поэтому не стоит забывать, что чисто физические аспекты имеют причину тонкофизическую – энергетическую. То есть раскрытие тазобедренных суставов нужно начинать с ямы, ниямы и углублять асаной. Бывает так, что абсолютно аморальный человек может иметь раскрепощённые суставы, но это говорит лишь о том, что в прошлых жизнях, этот человек вёл довольно чистую жизнь, а в данный момент просто активно освобождается от всех видов благой кармы, благодаря авидье, и в этой жизни у него был выбор как жить… но в силу не благой кармы делает выбор, ведущий к страданиям.
В сущности, если практикующий достигает определённой реализации, изменяет структурно тонкие и грубые аспекты своего существа, практика самих асан уже не так актуальна (т.к. грубое тело уже очищено и поддерживается правильным дыханием, питанием, режимом и прочим), но крайне актуальны практики самьямы, очищающие тонкие тела, потому как, если практика по каким-либо причинам будет приостановлена – тонкие тела под воздействием неуничтоженных самскар начнут загрязняться и грубое тело со временем так же начнёт загрязняться, потеряет эластичность и человек окажется в серьёзной ситуации. Хотя проблемы начнутся гораздо раньше закрепощения тела))).
Подводя итог: яма, нияма, асана, пранаяма, ну и так далее. Я не отрицаю практики других направлений.., но в сущности они очень похожи. Нужно стать настоящим человеком – не эгоистом, чтобы быть не раковой клеткой, а творческой, служащей окружающим клеточкой в этом непостижимом, прекрасном организме…
Ом!
Источник