Физическая реабилитация при травмах локтевого сустава

Список 
сокращений

ЛГ- лечебная гимнастика

ЛФК- лечебная физическая культура

ОРУ- общеразвивающие 
упражнения

УВЧ-терапия- ультравысокочастотная 
терапия

УФО- ультрафиолетовое
облучение

ФР- физическая
реабилитация

Введение

Актуальность.

Обычной проблемой 
для большинства спортсменов является
излишняя болезненность в области локтевых
суставов. В большинстве случаев это недомогание
связано с тренировкой с сопротивлением.

Посетители тренажерных 
залов вряд ли застрахованы от наружного 
и внутреннего эпикондилита («локоть теннисиста», «локоть
гольфиста») и других поражений зоны
локтевого сустава. Замечено, что тендинтит
сухожилия трицепса, прикрепляющегося
к локтевому отростку, наиболее распространен
в среде культуристов.

С течением лет 
минеральный обмен замедляется и частично дезориентируется.
Потому наружный и внутренний эпикондилит
наблюдается у людей старше 35 лет.

Чаще всего 
травмы локтя возникают вследствие
падения. Падая, человек рефлекторно 
подставляет руку или локоть, дабы
не разбиться. Такая защита нередко приводит к ушибам, вывихам
и переломам. Также травмы локтевого сустава
– проблема многих людей, активно занимающихся
гольфом и теннисом.

При получении 
травмы локтя следует немедленно
приступить к её лечению. Дело в том,
что на повреждённых локтевых суставах очень быстро появляются
спайки, которые ограничивают нашу подвижность.
Узнаем, как справиться с различными травмами
данного отдела [2,11].

Цель: изучение  физиологических
и биомеханических основ травм локтевого
сустава, обоснование методов и средств
лечения данной проблематики.

Задачи:

  1. Изучить причины возникновения травм локтевого сустава.
  2. Изучить влияние данной проблематики на общее морфофункциональное состояние организма.
  3. Рассмотреть возможные средства и методы лечения, выбрать наиболее эффективные.

Глава 1. Травмы локтевого
сустава: классификация, этиология, клинические проявления

Анатомически локтевой
сустав относится к сложным суставам. Он образован
суставными поверхностями трех костей: 
плечевой, локтевой и лучевой. На плечевой
кости имеются два надмыщелка – медиальный
(внутренний) и латеральный (наружный).
Все три сустава, образованные этими костями,
имеют одну общую капсулу и одну суставную
полость. К капсуле сустава прикрепляются
сухожилия мышц, которые обеспечивают
движения в локтевом суставе: сгибание,
разгибание, ротация внутрь и наружу [7].

Среди причин, вызывающих
боль в локтевом суставе можно 
выделить:

-Травма локтевого сустава

-Воспаление околосуставных структур (сухожилий
мышц, связок)

-Неврологическая патология

-Артриты локтевого сустава

Травмы локтевого сустава 
делятся на ушибы, растяжения, переломы и вывихи.

Травмы локтевого сустава 
чаще всего возникают при падении,
когда человек, подставляет локоть,
чтобы смягчить падение. Результатом 
такого падения может стать перелом,
вывих, сильный ушиб или разрыв мышечных тканей. В механизме
возникновения травм локтевого сустава
может иметь место прямое насилие сустава
(удар в область сустава при падении на локоть)
и непрямое насилие (падение на ладонь вытянутой
руки, скручивание предплечья и др.). При
первом варианте чаще возникают ушибы
и переломы сустава; при втором — растяжения
и вывихи [1,8].

Травмы локтевого сустава,
несмотря на свое многообразие, имеют ряд
клинических признаков: боль в суставе,
разлитая припухлость, обусловленная
отеком и кровоизлиянием, резкое ограничение движений
и деформация в суставе, связанная с характером
повреждения и степенью смещения костных
фрагментов.

Независимо от характера
травмы при наличии выраженного кровоизлияния
в полости сустава из суставной сумки предварительно проколом высвобождают излившуюся
в нее кровь и далее применяют соответствующее
лечение.

Среди переломов локтевого 
сустава различают переломы нижнего 
эпифиза плечевой кости (изолированные 
переломы надмыщелков и мыщелков; Т- и У-образные переломы мыщелков; перелом головчатого
возвышения) и переломы верхних эпифизов
костей предплечья (переломы локтевого
и венечного отростков локтевой кости;
перелом головки лучевой кости) [1].

Одним из тяжелых осложнений
переломов локтевого сустава 
является ишемическая контрактура
Фолькмана – результат острой артериальной  ишемии
конечности вследствие повреждения сосудов
или сдавления их нарастающим отеком в
области локтевого сгиба.  
Ранними симптомами артериальной ишемии
являются нарастающие боли в области перелома,
которые не снимаются анальгетиками, резкая
бледность кожных покровов, похолодание
участка конечности, ослабление или исчезновение
пульса, нарушение кожной чувствительности,
быстро нарастающий отек пальцев. 

Вывихи в локтевом
суставе по частоте занимают второе место. Среди
вывихов локтевого сустава различают
передние вывихи и задние. Наблюдаются
вывихи обеих костей предплечья кзади,
кпереди, кнаружи, внутрь, расходящийся
вывиху вывих одной лучевой кости кпереди,
кзади, кнаружи; вывих одной локтевой кости.
Наиболее часто встречаются задние вывихи
обеих костей предплечья (90%) и вывих одной
лучевой кости кпереди. Локтевой сустав
имеет сложное строение со множеством
суставных поверхностей, богат вегетативной
иннервацией, весьма реактивен и легко
реагирует при повреждениях ограничением
движений. Этот сустав чувствителен к
иммобилизации и сравнительно быстро
становится тугоподвижным. Поэтому при
вывихах локтевого сустава функциональное
лечение всегда выходит на первый план.

Признаки вывихов включают
боль, отек, деформацию сустава и неспособность к движению.
Диагноз подтверждается рентгенологически.
Лечение обычно состоит из как можно более
скорого закрытого вправления. Для предохранения
локтевого сустава от развития контрактуры
существенное значение имеет непродолжительная
иммобилизация и ранняя реабилитация,
проводимая еще в стадии начальной нестойкой
контрактуры [8].

Ушиб локтевого сустава 
возникает в результате толчка, удара 
или сдавления, действующего по оси,
по касательной, во фронтальной или 
сагиттальной плоскости. При этом вероятны изолированные повреждения
компонентов сустава, но почаще встречаются
комбинированные. В частности, возможны
повреждения синовиальной оболочки, фиброзной
капсулы, суставного хряща и подлежащей
костной ткани. Клинические проявления
ушиба параартикулярных тканей локтевого
сустава выражаются в локальной болезненности,
наличии припухлости, кровоподтека. Функция
сустава может иметься нарушена вследствие
обширных кровоизлияний в окружающих
мышцах.

Ушибы локтевого сустава 
часто сопровождаются гемартрозом, развивающимся вследствие кровоизлияния
из поврежденных фиброзной капсулы и синовиальной
оболочки. Кровь растягивает капсулу сустава,
сдавливая при этом капилляры, что ведет
к нарушению питания хряща и гибели доли
хондроцитов. Это приводит к деструкции
хрящевого покрова и в конечном итоге
к деформирующему артрозу, потому что
регенеративная пролиферация хондроцитов
недостаточна для восстановления покоробленной
поверхности.Из клинических симптомов
гемартроза в первую очередь идет отметить
боль. Очертания локтевого сустава сглажены,
увеличена окружность сустава по сравнению
со здоровой рукою.Функциональные и пассивные
движения затруднены и болезненны. В области
щели плечелучевого сустава определяется
выбухание капсулы [5,11].

Глава 2. Физическая реабилитация
при травмах локтевого сустава

2.1.Периоды 
физической реабилитации при 
травмах локтевого сустава

Физическая реабилитация (ФР) при травмах локтевого сустава проводится
по трем периодам:

1.иммобилизационный

2.постиммобилизационный

3.восстановительный (тренировочный)

Наиболее эффективными средствами ФР
являются: лечебная гимнастика(ЛГ), массаж,
физиотерапия,трудотерапия. 

Длительность периода иммобилизации 
обуславливается методом лечения
(консервативное или оперативное), характером
повреждения. Иммобилизационный период
начинается со 2-го дня после травмы. Характеризуется
наложением на травмируемую конечность
гипса или шины [4].

Основными задачами данного 
периода являются:

-обеспечить улучшение 
местного и общего крово- и 
лимфообращения

— профилактика мышечной атрофии и тугоподвижности
локтевого сустава

-улучшение общего 
состояния больного 

-стимулирование регенеративных 
процессов

На фоне общетонизирующих и дыхательных упражнений применяют
активные движения в суставах, свободных
от иммобилизации (кисть, плечо), так как
длительный покой может привести к стойким
контрактурам, значительно осложняющим
восстановление функции конечности. Активные
движения в пальцах кисти способствуют
сокращению мышц предплечья, профилактике
их атрофии, улучшению местного крово-
и лимфообращения. Для этого применяют
разведение, сведение, сгибание пальцев
во всех фалангах, противопоставление
и т.д. Необходимо учитывать локализацию
повреждения. Так, при переломах внутреннего
надмыщелка не следует интенсивно сгибать
пальцы в кулак, так как это связано с интенсивным
сокращением мышц, прикрепляющихся к внутреннему
надмыщелку, что может привести к смещению
отломков [2].

Для профилактики мышечных
атрофии поврежденной конечности включаются изометрические
напряжения определенных мышечных групп.
Так, например, при переломах головки лучевой
кости особое внимание уделяют напряжению
двуглавой мышцы, так как при данном виде
перелома она подвергается наибольшей
атрофии. При переломах локтевого отростка
аналогичная картина наблюдается у трехглавой
мышцы. В занятиях предусматривается обучение
больных и полному расслаблению мышц,
в основу которого положен метод прогрессивной
релаксации. Прогрессивная релаксация
позволяет добиться произвольного снижения
или устранения мышечного напряжения.
В процедурах ЛГ значительное место отводится
идеомоторным упражнениям, применяемым
с целью профилактики тугоподвижности
в суставах.

Читайте также:  Восстановление локтевого сустава после воспаления

Противопоказаны пассивные движения,
перенапряжение и утомление мышц, ношение
тяжестей, упражнения, вызывающие болевые
ощущения, нельзя также виснуть на руках
и упираться ими. Если пренебречь предостережениями,
это может вызвать ряд осложнений (отек,
боли в суставе, рефлекторное сокращение
мышц, приводящее к контрактуре локтевого
сустава, обызвествление мышц, разрастание
костных деформаций, например «шпоры»),
которые становятся причиной хронического
деформирующего артроза локтевого сустава
с периодическим скоплением в нем жидкости
[4,5]. 

Проводится массаж мышц
спины и травмированной конечности
выше или ниже сустава, а также 
здоровой конечности. Используют такие приемы как
покалачивание и вибрация.

Также в иммобилизационный 
период назначают физиотерапию, а именно ультрафиолетовое облучение
(УФО) выше места перелома или вывиха, и
ультравысокочастотная терапия (УВЧ-терапия).

Во втором периоде добавляются упражнения для локтевого
сустава. В первые 2-4 дня упражнения в сгибании
и разгибании локтевого сустава следует
проводить с помощью или в облегченном
положении.

Все упражнения больной выполняет из облегченных
исходных положений опираясь рукой о поверхность
стола или погружая ее в воду; движения
должны быть только активными; амплитуда
движений должна быть в пределах, необходимых
для мягкого и безболезненного растяжения
напряженных мышц; 
 
В этот период времени упражнения в супинации
и пронации предплечья следует проводить
с некоторой осторожностью.

В периоде постиммобилизации
(конечность освобождается от иммобилизации)
ЛГ направлена на постепенное восстановление
функции движения в локтевом суставе.

Все упражнения в локтевом
суставе должны производиться из облегченных исходных
положений; движения должны быть только
активными; амплитуды движений должны
быть в пределах,  необходимых для легкого
и безболезненного растяжения мышечных
контрактур.

Выполнение движения
в локтевом суставе можно облегчить укладкой конечности на гладкую горизонтальную
плоскость либо использованием веса предплечья
при фиксированном на опоре плече, когда
кисть направлена вертикально вверх или,
наоборот, свободно свисает вниз; погружением
конечности в теплую водную среду.

Движения в локтевом
суставе поврежденной конечности чередуются
с упражнениями, выполняемыми кистью,
а также в плечевом суставе 
здоровой конечности, и с дыхательными
и общетонизирующими упражнениями.
Между каждыми 2-3 упражнениями делают
паузу для отдыха.

В этом периоде широкое применение находят
гимнастические упражнения без предметов
и с предметами (гимнастические палки,
булавы, мячи разных размеров и др.), упражнения
в лечебном бассейне, механотерапия, физио-
и трудотерапия.

ЛГ способствует улучшению 
кровообращения, рассасыванию инфильтратов,
укреплению мышц, восстановлению нормальной
подвижности в суставах.

Целесообразно сочетание 
гимнастики, массажа, тепловых и светолечебных 
процедур.

Важно правильно сочетать
физические лечебные средства с ЛГ. После снятия гипса в месте травмы используют
прием массажа поглаживание [4,6,9,11].

С 3-ей недели используют
электрофорез с кальцием и фосфором.

Основной задачей третьего периода является
полное восстановление амплитуды движений
в суставе, силы мышц и всех двигательных
актов.

Средствами данного 
периода являются:

-ЛГ (общеразвивающие 
упражнения (ОРУ), упражнения с большой нагрузкой)

-плавание

-гидрокинезотерапия

-механотерапия

Тепловые процедуры, массаж
подготавливают ткани к лучшему 
последующему действию гимнастических упражнений, вызывая местную гиперемию,
расслабляя и разрыхляя ткани, снимая
спастическое их состояние,  болезненность
и т. д [2]. 

2.2. Лечебная 
физическая культура при  травмах 
локтевого сустава

Источник

Ìåòîäèêà è òàêòèêà ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ, êîñòåé êèñòè. Âîññòàíîâëåíèå ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ è íîðìàëèçàöèÿ ôóíêöèè ìûøå÷íîãî àïïàðàòà êîíå÷íîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

13

ÐÅÔÅÐÀÒ

ïî äèñöèïëèíå: Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ â òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè

ÒÅÌÀ:

«Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè òðàâìàõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà, êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè»

Äîíåöê 2009

Ïëàí

1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà

2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ

3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ êîñòåé êîñòè

1. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà

Ëîêòåâîé ñóñòàâ — îäèí èç íàèáîëåå ñëîæíûõ ñóñòàâîâ â àíàòîìè÷åñêîì è ôóíêöèîíàëüíîì îòíîøåíèÿõ. Òðàâìû ëîêòåâîãî ñóñòàâà äåëÿòñÿ íà óøèáû, ïåðåëîìû è âûâèõè. Ê âíóòðèñóñòàâíûì ïîâðåæäåíèÿì ëîêòåâîãî ñóñòàâà îòíîñÿòñÿ ïåðåëîìû äèñòàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè (ìûùåëêîâ, ãîëîâ÷àòîãî âîçâûøåíèÿ) è ïðîêñèìàëüíûõ ýïèôèçîâ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ (ãîëîâêè è øåéêè ëó÷åâîé êîñòè, ëîêòåâîãî è âåíå÷íîãî îòðîñòêîâ ëîêòåâîé êîñòè). Ëå÷åíèå âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìîâ áåç ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ôèêñàöèåé ñóñòàâà ãèïñîâîé ëîíãåòîé íà 1—3 íåäåëè. Ïðè Ò- è Ó-îáðàçíûõ ïåðåëîìàõ ïðîèçâîäÿò îïåðàòèâíóþ ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ ñ ôèêñàöèåé èõ ñïèöàìè, øóðóïàìè èëè âèíòàìè ñ ïîñëåäóþùèì íàëîæåíèåì ãèïñîâîé ïîâÿçêè ñðîêîì äî 3 íåäåëü.

 ïåðâûé ïåðèîä â çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé âêëþ÷àþòñÿ äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ ïîâðåæäåííîé ðóêè, ñâîáîäíûõ îò ãèïñà, èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ, ñîêðàùåíèÿ ìûøö ïîä ãèïñîì. Íåîáõîäèìî êàê ìîæíî áîëüøå ïîëüçîâàòüñÿ áîëüíîé ðóêîé ïðè ñàìîîáñëóæèâàíèè.  ýòîò ïåðèîä âî âðåìÿ çàíÿòèé êîíå÷íîñòü îò èììîáèëèçàöèè îñâîáîæäàòü íåëüçÿ.  âòîðîé ïåðèîä âêëþ÷àþòñÿ ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ïîâðåæäåííîãî ñóñòàâà. Ãèïñ âî âðåìÿ çàíÿòèé ñíèìàþò. Áîëüíîé âûïîëíÿåò ðàçíîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ïàëüöàìè è â ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâå, ïðîíàöèþ è ñóïèíàöèþ ïðåäïëå÷üÿ, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Ïðè ýòîì âàæíî äîáèâàòüñÿ õîðîøåãî ðàññëàáëåíèÿ ìûøö, ñòàðàÿñü, ÷òîáû óïðàæíåíèÿ íå âûçûâàëè áîëè. Ñ ýòîé öåëüþ óïðàæíåíèÿ äëÿ ïîâðåæäåííîé ðóêè æåëàòåëüíî ïðîâîäèòü â òåïëîé âîäå (34—36 °Ñ).

Ïîëåçíî òàêæå âûïîëíÿòü äâèæåíèÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå â îáëåã÷åííûõ óñëîâèÿõ, ïîëîæèâ, íàïðèìåð, ïðåäïëå÷üå íà ñòîë ñ ãëàäêîé ïîâåðõíîñòüþ. Äëÿ óìåíüøåíèÿ òðåíèÿ ïðè äâèæåíèÿõ ïðåäïëå÷üÿ èñïîëüçóþò íåáîëüøèõ ðàçìåðîâ ïëàòôîðìó íà êîëåñàõ. Õîðîøèé àíàëüãåçèðóþùèé ýôôåêò äîñòèãàåòñÿ ïðèìåíåíèåì äèàäèíàìè÷åñêèõ òîêîâ íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé.  êîíöå çàíÿòèÿ äëÿ çàêðåïëåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî ðåçóëüòàòà öåëåñîîáðàçíî óëîæèòü áîëüíóþ ðóêó ìåæäó ìåøî÷êàìè å ïåñêîì â ïîëîæåíèè íàèáîëüøåãî ñãèáàíèÿ è ðàçãèáàíèÿ. Ýòî îáåñïå÷èâàåò äîñòàòî÷íîå íàòÿæåíèå òêàíåé ïðè ðàññëàáëåííûõ ìûøöàõ, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ ýëàñòè÷íîñòè ïåðèàðòèêóëÿðíûõ òêàíåé.

Òðåòèé ïåðèîä íàçíà÷àåòñÿ ïðè õîðîøåé êîíñîëèäàöèè ïåðåëîìà è óäîâëåòâîðèòåëüíîé àìïëèòóäå äâèæåíèé. Çàäà÷åé ïåðèîäà ÿâëÿåòñÿ ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè ñóñòàâà è êîíå÷íîñòè â öåëîì.  ìåòîäèêå ïðîâåäåíèÿ ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, íà÷èíàÿ ñî âòîðîãî ïåðèîäà, íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ìåõàíèçì òðàâìû è îñîáåííîñòè íåêîòîðûõ ïåðåëîìîâ. Òàê, åñëè ïåðåëîì ïðîèçîøåë ïðè ðàçîãíóòîì ëîêòåâîì ñóñòàâå, òî ðàçãèáàíèå íå ñëåäóåò ïðîâîäèòü â ðàííèå ñðîêè, íàäî àêöåíòèðîâàòü âíèìàíèå íà ñãèáàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ. Åñëè ýòîò æå ïåðåëîì ïðîèçîøåë ïðè ñîãíóòîì ñóñòàâå, âíà÷àëå íå ñëåäóåò óñèëåííî ðàçðàáàòûâàòü ôóíêöèþ ñãèáàíèÿ ïðåäïëå÷üÿ.

Âûâèõè â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïî ÷àñòîòå çàíèìàþò âòîðîå ìåñòî. Íàáëþäàþòñÿ âûâèõè îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ êçàäè, êïåðåäè, êíàðóæè, âíóòðü, ðàñõîäÿùèéñÿ âûâèõó âûâèõ îäíîé ëó÷åâîé êîñòè êïåðåäè, êçàäè, êíàðóæè; âûâèõ îäíîé ëîêòåâîé êîñòè. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ çàäíèå âûâèõè îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ (90%) è âûâèõ îäíîé ëó÷åâîé êîñòè êïåðåäè. Ëîêòåâîé ñóñòàâ èìååò ñëîæíîå ñòðîåíèå ñî ìíîæåñòâîì ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé, áîãàò âåãåòàòèâíîé èííåðâàöèåé, âåñüìà ðåàêòèâåí è ëåãêî ðåàãèðóåò ïðè ïîâðåæäåíèÿõ îãðàíè÷åíèåì äâèæåíèé. Ýòîò ñóñòàâ ÷óâñòâèòåëåí ê èììîáèëèçàöèè è ñðàâíèòåëüíî áûñòðî ñòàíîâèòñÿ òóãîïîäâèæíûì. Ïîýòîìó ïðè âûâèõàõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå âñåãäà âûõîäèò íà ïåðâûé ïëàí. Äëÿ ïðåäîõðàíåíèÿ ëîêòåâîãî ñóñòàâà îò ðàçâèòèÿ êîíòðàêòóðû ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìååò íåïðîäîëæèòåëüíàÿ èììîáèëèçàöèÿ è ðàííÿÿ ðåàáèëèòàöèÿ, ïðîâîäèìàÿ åùå â ñòàäèè íà÷àëüíîé íåñòîéêîé êîíòðàêòóðû.

Читайте также:  Упражнения на растяжение связок локтевого сустава

Âïðàâëåíèå çàäíåãî âûâèõà ïðåäïî÷òèòåëüíåå ïðîâîäèòü ïîä íàðêîçîì. Ñîãíóòûé ïîä îñòðûì óãëîì ëîêîòü èììîáèëèçóþò çàäíåé ãèïñîâîé ëîíãåòîé íà 7 äíåé, ïîñëå ÷åãî íàçíà÷àþò ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó, ñî÷åòàÿ åå ñ òåïëîâûìè ïðîöåäóðàìè. Ïîñëå âïðàâëåíèÿ ïåðåäíåãî âûâèõà ïðåäïëå÷üå ðàçãèáàþò äî òóïîãî óãëà, ôèêñèðóþò çàäíåé ãèïñîâîé ëîíãåòîé ïðè ñóïèíèðîâàííîì ïðåäïëå÷üå íà 10—12 äíåé. Ïðè ðåàáèëèòàöèè ïîñëå âïðàâëåíèÿ âûâèõà ëîêòåâîãî ñóñòàâà íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî ðåçêèå ðàçäðàæåíèÿ â îáëàñòè ñóñòàâà (ìåõàíè÷åñêèå — ìàññàæ, ðåäðåññàöèè — íàñèëüñòâåííîå óñòðàíåíèå êîíòðàêòóðû ñ ïîìîùüþ ãèïñîâûõ ïîâÿçîê, ïðèáîðîâ è àïïàðàòîâ, òåïëîâûõ ïðîöåäóð âûñîêîé òåìïåðàòóðû è äð.) ìîãóò óñèëèòü êîíòðàêòóðó è ñòèìóëèðîâàòü ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â òêàíÿõ. Ïðè ðåàáèëèòàöèè âûäåëÿþò ïåðèîä àáñîëþòíîé èììîáèëèçàöèè è ïåðèîä îòíîñèòåëüíîé èììîáèëèçàöèè è ïåðèîä îòíîñèòåëüíîé èììîáèëèçàöèè (êîíå÷íîñòü âðåìåííî îñâîáîæäàåòñÿ îò ãèïñîâîé ëîíãåòû äëÿ ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè). Äëèòåëüíîñòü ïåðèîäîâ àáñîëþòíîé è îòíîñèòåëüíîé èììîáèëèçàöèè îáóñëîâëèâàåòñÿ ìåòîäîì ëå÷åíèÿ (êîíñåðâàòèâíîå èëè îïåðàòèâíîå), õàðàêòåðîì ïîâðåæäåíèÿ. Ïðè íåñëîæíûõ âûâèõàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ è êîíñåðâàòèâíîì ëå÷åíèè ïåðèîä àáñîëþòíîé èììîáèëèçàöèè äëèòñÿ 3—4 äíÿ, îòíîñèòåëüíîé — 14 — 15 äíåé.

Ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó íàçíà÷àþò ñî 2-ãî äíÿ ïîñëå íàëîæåíèÿ ãèïñîâîé ëîíãåòû. Íà ôîíå îáùåðàçâèâàþùèõ è äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé èñïîëüçóþòñÿ àêòèâíûå äâèæåíèÿ â ñâîáîäíûõ îò èììîáèëèçàöèè ñóñòàâàõ, èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ, èçîìåòðè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö ïëå÷à è ïðåäïëå÷üÿ. Ïîñêîëüêó ïðè âûâèõàõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà íàèáîëåå ïîäâåðæåíû àòðîôèè ìûøöû ïëå÷à, ñëåäóåò â ïåðâóþ î÷åðåäü îáó÷àòüáîëüíûõ ðèòìè÷åñêîìó íàïðÿæåíèþ ðàññëàáëåíèþ èìåííî ýòèõ ìûøö. Ðèòìè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö ïðåäïëå÷üÿ îñóùåñòâëÿþò çà ñ÷åò ñãèáàòåëüíî-ðàçãèáàòåëüíûõ äâèæåíèé â ïàëüöàõ êèñòè. Ìåòîäèêà ðåàáèëèòàöèè äîëæíà èñõîäèòü èç ñîñòîÿíèÿ äâóãëàâîé ìûøöû ïëå÷à, ïðè ñïàçìå êîòîðîé íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü óïðàæíåíèÿ äëÿ åå ðàññëàáëåíèÿ. Ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîâîäèòü óïðàæíåíèÿ ýêñòåíçèè â ëîêòåâîì ñóñòàâå îäíîâðåìåííî ñ ïðîíàöèåé (óñòðàíåíèå ïîâûøåííîãî òîíóñà). ×òîáû óñèëèòü îñëàáëåííûå ýêñòåíçîðû, ïðîâîäÿò óïðàæíåíèÿ ïðîòèâ ìàêñèìàëüíîãî (íî íå âûçûâàþùåãî áîëè) ñîïðîòèâëåíèÿ. Óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì äëÿ ýêñòåíçîðîâ â ëîêòåâîì ñóñòàâå òàêæå ïîìîãàþò ñíèçèòü ñïàçì ôëåêñîðîâ.

Íå ïîêàçàíû ðåäðåññèðóþùèå ïàññèâíûå óïðàæíåíèÿ, âûçûâàþùèå áîëü è ìèêðîòðàâìû ñòðóêòóð ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ïî òîé æå ïðè÷èíå íåëüçÿ íàçíà÷àòü íîøåíèå òÿæåñòè áîëüíîé ðóêîé äëÿ ðàçãèáàíèÿ ëîêòåâîãî ñóñòàâà. Ýòî ïðèâîäèò ê çàùèòíîìó ïîâûøåíèþ òîíóñà äâóãëàâîé ìûøöû ïëå÷à è ôèêñàöèè êîíòðàêòóðû. Èíîãäà ïðè ðåàáèëèòàöèè íàñòóïàåò èçâåñòíûé çàñòîé — äîñòèãíóòûé âî âðåìÿ ïðîöåäóðû îáúåì äâèæåíèÿ ñíîâà îãðàíè÷èâàåòñÿ ÷åðåç íåñêîëüêî ÷àñîâ.  òàêîì ñëó÷àå ìîæåò áûòü ïîëåçíîé ýêñòåíçîðíàÿ øèíà ñ ýëàñòè÷åñêîé òÿãîé äëÿ ñîõðàíåíèÿ äîñòèãíóòîãî îáúåìà äâèæåíèÿ.  òå÷åíèå äíÿ ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèäàâàòü ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå, òàê êàê ïîäîáíîå ïîëîæåíèå, îñîáåííî íà ðàííèõ ñòàäèÿõ òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíè, ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèþ îòåêà, áîëè è ïðîôèëàêòèêå òóãîïîäâèæíîñòè. Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîâîäÿò 2—3 ðàçà â äåíü. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèé â ïåðâûå 2—3 äíÿ ñîñòàâëÿåò 10—15, â äàëüíåéøåì 20—30 ìèí.

 ïåðèîä îòíîñèòåëüíîé èììîáèëèçàöèè îñíîâíàÿ çàäà÷à ËÔÊ — ïîñòåïåííîå âîññòàíîâëåíèå ïîäâèæíîñòè ñóñòàâà è íîðìàëèçàöèÿ ôóíêöèè ìûøå÷íîãî àïïàðàòà êîíå÷íîñòè. Ïîñêîëüêó ïðîöåññû êîíñîëèäàöèè â ýòî âðåìÿ åùå íå çàâåðøåíû, ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó ïðîâîäÿò ñ ñîáëþäåíèåì ðÿäà óñëîâèé:

âñå óïðàæíåíèÿ áîëüíîé âûïîëíÿåò èç îáëåã÷åííûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé îïèðàÿñü ðóêîé î ïîâåðõíîñòü ñòîëà èëè ïîãðóæàÿ åå â âîäó;

äâèæåíèÿ äîëæíû áûòü òîëüêî àêòèâíûìè;

àìïëèòóäà äâèæåíèé äîëæíà áûòü â ïðåäåëàõ, íåîáõîäèìûõ äëÿ ìÿãêîãî è áåçáîëåçíåííîãî ðàñòÿæåíèÿ íàïðÿæåííûõ ìûøö;

—ïàññèâíûå äâèæåíèÿ, îòÿãîùåíèÿ, ìàññàæ ñóñòàâà è ýíåðãè÷íûå òåïëîâûå ïðîöåäóðû èñêëþ÷àþòñÿ.

Êàê áûëî óêàçàíî âûøå, ìàññàæ ëîêòåâîãî ñóñòàâà ïðîòèâîïîêàçàí. Ïðîâîäèòñÿ ìàññàæ ìûøö ñïèíû è òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè âûøå èëè íèæå ñóñòàâà, à òàêæå çäîðîâîé êîíå÷íîñòè. Ïî îêîí÷àíèè îòíîñèòåëüíîé èììîáèëèçàöèè ìîæíî ïðîâîäèòü î÷åíü ùàäÿùèé ìàññàæ ñóñòàâà, çàäà÷à êîòîðîãî óñêîðèòü ðàññàñûâàíèå êðîâîèçëèÿíèÿ, âîññòàíîâèòü îáúåì äâèæåíèé, ïðåäóïðåäèòü àòðîôèþ ìûøö, óêðåïèòü ñóìî÷íî-ñâÿçî÷íûé àïïàðàò.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñåàíñà ìàññàæà — 10—15 ìèí, êóðñ 10 — 15 ïðîöåäóð.

Îáÿçàòåëüíûì êîìïîíåíòîì êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ ôèçèîòåðàïèÿ. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷àòü áîëüøîå ÷èñëî ôèçè÷åñêèõ ôàêòîðîâ îäíîâðåìåííî, òàê êàê ýòî ïðèâîäèò ê íåáëàãîïðèÿòíûì ðåçóëüòàòàì. Ïðîòèâîïîêàçàíû èíòåíñèâíûå òåïëîâûå ïðîöåäóðû (ãîðÿ÷èå âàííû, ëå÷åáíûå ãðÿçè âûñîêîé òåìïåðàòóðû è äð.). Ëó÷øèå ðåçóëüòàòû íàáëþäàþòñÿ ïðè ñî÷åòàíèè óëüòðàçâóêà ñ ËÔÊ. Âòîðîå ìåñòî ïî ýôôåêòèâíîñòè ïîñëå óëüòðàçâóêà çàíèìàþòèíòåðôôåðåíòíûå òîêè,òðåòüå — âàííû ñ âîäîé óìåðåííîé òåìïåðàòóðû (íå âûøå 37 °Ñ).

2. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ

Ïåðåëîìû äèàôèçà êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ. Äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ ñîñòàâëÿþò 25,6% ïåðåëîìîâ êîñòåé âåðõíåé êîíå÷íîñòè è çàíèìàþò âòîðîå ìåñòî ïîñëå ïåðåëîìîâ ëó÷åâîé êîñòè â òèïè÷íîì ìåñòå. Ðàçëè÷àþò èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû ëó÷åâîé èëè ëîêòåâîé êîñòè è ïåðåëîìû îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ. Ëå÷åíèå äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìîâ çàêëþ÷àåòñÿ â ðåïîçèöèè îáëîìêîâ (îñîáåííî ïðè èõ ñìåùåíèè), èììîáèëèçàöèè ãèïñîâîé ïîâÿçêîé îò îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ïëå÷à (ðóêà ñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 90° è óêëàäûâàåòñÿ íà øèðîêóþ ìàðëåâóþ êîñûíêó). Äëèòåëüíîñòü èììîáèëèçàöèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì ïåðåëîìà è åãî ëîêàëèçàöèåé: ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé èëè ëó÷åâîé êîñòè — äî 1 ìåñÿöà; ïðè ïåðåëîìàõ îáîèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ — 7—9 íåäåëü.

 èììîáèëèçàöèîííûé ïåðèîä ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòüþ âûïîëíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ â ñâîáîäíûõ îò èììîáèëèçàöèè ñóñòàâàõ, ñòàòè÷åñêèå íàïðÿæåíèÿ ìûøö è âîîáðàæàåìûå (èäåî-ìîòîðíûå) äâèæåíèÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ: ñãèáàíèå ïàëüöåâ â êóëàê, ñâåäåíèå è ðàçâåäåíèå ïàëüöåâ, èõ ïðîòèâîïîñòàâëåíèå. Âî âòîðîé ïåðèîä (ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà ñúåìíàÿ) îñíîâíîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ïðåäóïðåæäåíèþ âîçíèêíîâåíèÿ êîíòðàêòóðû è òóãîïîäâèæíîñòè â ëîêòåâîì è ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâàõ è âîññòàíîâëåíèþ ôóíêöèè ýòèõ ñóñòàâîâ, è â ïåðâóþ î÷åðåäü — óïðàæíåíèÿ íà ñóïèíàöèþ è ïðîíàöèþ.  ýòî âðåìÿ âåñüìà ïîëåçíû çàíÿòèÿ â òåïëîé âîäå. Ìàññàæ è ôèçèîïðîöåäóðû èäåíòè÷íû òåì, êîòîðûå óêàçàíû ïðè ïåðåëîìå äèàôèçà ïëå÷åâîé êîñòè. Íà òðåòüåì ýòàïå îñíîâíîå âíèìàíèå îáðàùàåòñÿ íà óñòðàíåíèå îñòàòî÷íûõ äâèãàòåëüíûõ íàðóøåíèé, íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà ïðåäïëå÷üÿ è àäàïòàöèþ áîëüíîãî ê áûòîâûì è ïðîèçâîäñòâåííûì íàãðóçêàì. Íàãðóçêà íà ïîðàæåííóþ êîíå÷íîñòü â ýòîò ïåðèîä ïîëíàÿ, áåç îãðàíè÷åíèé, íà âñå ñóñòàâû, äîïîëíèòåëüíî èñïîëüçóþòñÿ óïîðû, âèñû, óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè, ñ ëåãêèìè îòÿãîùåíèÿìè.  ñðåäíåì ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèè òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè ïðîèñõîäèò ÷åðåç 3—4 ìåñÿöà ïðè èçîëèðîâàííîì ïåðåëîìå è ÷åðåç 5—6 — ïîñëå ïåðåëîìà îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ.

Ýïèôèçàðíûå ïåðåëîìû ëó÷åâîé êîñòè â òèïè÷íîì ìåñòå âñòðå÷àþòñÿ äîâîëüíî ÷àñòî — 15—20% âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé âåðõíåé êîíå÷íîñòè. Ïåðåëîì íèæíåãî ýïèôèçà ëó÷à ÷àùå âñåãî âîçíèêàåò ïðè ïàäåíèè íà âûòÿíóòóþ ðóêó, êèñòü êîòîðîé íàõîäèòñÿ â ïîëîæåíèè òûëüíîãî èëè ëàäîííîãî ñãèáàíèÿ. Èíîãäà îí ñî÷åòàåòñÿ ñ îòðûâîì øèëîâèäíîãî îòðîñòêà. Èììîáèëèçàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ íàëîæåíèåì ãèïñîâîé ëîíãåòû îò ïÿñòíî-ôàëàíãîâîãî ñî÷ëåíåíèÿ äî âåðõíåé òðåòè ïðåäïëå÷üÿ íà 4 íåäåëè — ïðè ïåðåëîìå áåç ñìåùåíèÿ è íà 5—7 íåäåëü — ñî ñìåùåíèåì.

Читайте также:  Как лечить подвывих локтевого сустава у ребенка

Ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó íà÷èíàþò óæå íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå òðàâìû.  èììîáèëèçàöèîííûé ïåðèîä ïîìèìî îáùå-ðàçâèâàþùèõ è äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé èñïîëüçóþò àêòèâíûå äâèæåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ, ñâîáîäíûõ îò èììîáèëèçàöèè, ëåãêèå ïîêà÷èâàíèÿ òðàâìèðîâàííîé ðóêè äëÿ ðàññëàáëåíèÿ ìûøö ïðåäïëå÷üÿ. Ïðîíàöèÿ è ñóïèíàöèÿ ïðîòèâîïîêàçàíû, òàê êàê îíè ìîãóò âûçâàòü ñìåùåíèå îáëîìêîâ.  çàíÿòèÿõ îáðàùàþò âíèìàíèå íà ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ êèñòè, òàê êàê ïðè ýòîì ïåðåëîìå ìîæåò çàòðóäíèòüñÿ ðàáîòà ñóõîæèëèé ïàëüöåâ, èñïîëüçóþò èäåîìîòîðíûå óïðàæíåíèÿ è èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö ïëå÷à è ïðåäïëå÷üÿ, ÷åðåäóÿ åãî ñ ðàññëàáëåíèåì.

Ïîñëå ñíÿòèÿ èììîáèëèçàöèè áîëüíûå âûïîëíÿþò óïðàæíåíèÿ, ñèäÿ ó ñòîëà ñî ñêîëüçÿùåé ïîâåðõíîñòüþ äëÿ îáëåã÷åíèÿ äâèæåíèé â ëîêòåâîì è ëó÷åçàïÿñòíîì ñóñòàâàõ, ðÿä óïðàæíåíèé âûïîëíÿåòñÿ ñî ñâèñàþùåé êèñòüþ. Ïîêàçàíû óïðàæíåíèÿ â òåïëîé âîäå, òåìïåðàòóðà âîäû íå äîëæíà ïðåâûøàòü 35°—36°Ñ. Ðåêîìåíäóþòñÿ òàêæå áûòîâûå íàãðóçêè (ñòèðêà, óáîðêà, ïðèãîòîâëåíèå ïèùè è ò.ä.), íî êîíå÷íîñòü ïåðåãðóæàòü íå ñëåäóåò, íåëüçÿ íîñèòü ýòîé ðóêîé òÿæåñòè, äåëàòü âèñû.

Èòàê, àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ â âîäå, óïðàæíåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìåõàíîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðèñïîñîáëåíèé êàê â âîäå, òàê è â çàëå ñî÷åòàþò ñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé, ðó÷íûì ìàññàæåì, òðóäîòåðàïèåé è òåïëîëå÷åíèåì.

3. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ êîñòåé êîñòè

Êèñòü ðóêè ñïîñîáíà âûïîëíÿòü ñàìûå ðàçëè÷íûå, ïîä÷àñ î÷åíü òîíêèå, ïðîôåññèîíàëüíûå è áûòîâûå ôóíêöèè, ê âàæíåéøèì èç íèõ îòíîñÿòñÿ çàõâàò è óäåðæàíèå ïðåäìåòîâ. Íà ðÿäó ñ ýòèì êèñòü è ïàëüöû ÿâëÿþòñÿ î÷åíü òîíêèì ñåíñîðíûì àïïàðàòîì, îáëàäàþùèì âîçìîæíîñòüþ îïðåäåëÿòü áîëåâîé, òåìïåðàòóðíûé, ìûøå÷íî-ñóñòàâíûé, òàêòèëüíûé è ñòåðåîãíîñòè÷åñêèé âèäû ÷óâñòâèòåëüíîñòè, à òàêæå ñòåïåíü äàâëåíèÿ.

Ïåðåëîìû êîñòåé êèñòè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ïåðåëîìû êîñòåé çàïÿñòüÿ è ôàëàíã ïàëüöåâ. Ñðåäè ïåðåëîìîâ êîñòåé çàïÿñòüÿ ÷àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ ïåðåëîìû ëàäüåâèäíîé êîñòè, ðåæå — ïîëóëóííîé è òðåõãðàííîé. Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ëàäüåâèäíîé êîñòè íà÷èíàåòñÿ èììîáèëèçàöèè ãèïñîâîé ïîâÿçêîé, íàêëàäûâàåìîé íà òûëüíóþ ñòîðîíó êèñòè îò ãîëîâîê ïÿñòíûõ êîñòåé äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà â ïîëîæåíèè òûëüíîãî — ñãèáàíèÿ è íåáîëüøîãî ëîêòåâîãî ïðèâåäåíèÿ êèñòè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü èììîáèëèçàöèè — 2,5 —3 ìåñÿöà.  ñëó÷àÿõ, êîãäà ïîêàçàí îïåðàòèâíûé ìåòîä ìåòàëëîîñòåîñèíòåçà, òûëüíàÿ ãèïñîâàÿ øèíà íàêëàäûâàåòñÿ íà 1,5—2 ìåñÿöà. Ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó íàçíà÷àþò ñî 2—3-ãî äíÿ ïîñëå òðàâìû è åå ìåòîäèêà àíàëîãè÷íà ìåòîäèêå ïðè ïåðåëîìå ëó÷åâîé êîñòè â òèïè÷íîì ìåñòå. Ïðè ïåðåëîìå äðóãèõ êîñòåé çàïÿñòüÿ èììîáèëèçàöèÿ ïðîâîäèòñÿ òàêæå íî ïðîäîëæàåòñÿ 3-5 íåäåëü.

Ñðåäè ýòèõ ïåðåëîìîâ çàñëóæèâàåò îñîáîãî âíèìàíèÿ ïåðåëîì-âûâèõ îñíîâàíèÿ ïåðâîé ïÿñòíîé êîñòè â ñâÿçè ñ åå âàæíûì ôóíêöèîíàëüíûì çíà÷åíèåì. Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà íàêëàäûâàåòñÿ îò äèñòàëüíîãî ñî÷ëåíåíèÿ ïåðâîãî ïàëüöà äî ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ïðè ýòîì áîëüøîé (ïåðâûé) ïàëåö äîëæåí íàõîäèòüñÿ â ïîëîæåíèè ðàçãèáàíèÿ è îòâåäåíèÿ. Ñðîê èììîáèëèçàöèè — 4 íåäåëè.  ïåðâûé ïåðèîä ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà íå èìååò êàêèõ-ëèáî îñîáåííîñòåé è ñòðîèòñÿ ïî îáùèì ïðèíöèïàì; âî âòîðîé — ãëàâíîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèþ ôóíêöèè çàïÿñòíîãî ñî÷ëåíåíèÿ áîëüøîãî ïàëüöà; â òðåòèé — óñòðàíÿþòñÿ îñòàòî÷íûå íàðóøåíèÿ ïîäâèæíîé áîëüøîãî ïàëüöà, âîññòàíàâëèâàþòñÿ îñíîâíûå âèäû çàõâàòà, êîîðäèíàöèÿ, ñèëà è ñêîðîñòü äâèæåíèé ïàëüöà.

Ïåðåëîìû îäíîé èëè íåñêîëüêèõ ïÿñòíûõ êîñòåé (îò 2-é äî 5-é) è ôàëàíã ïàëüöåâ (îäíîé èëè íåñêîëüêèõ) õàðàêòåðèçóþòñÿ ñëåäóþùèìè ñèìïòîìàìè: ïðèïóõëîñòüþ íà òûëüíîé ñòîðîíå êèñòè, ðàçëèòîé îòå÷íîñòüþ íà âñåì ïîâðåæäåííîì ïàëüöå, îãðàíè÷åíèåì àêòèâíîé è ïàññèâíîé ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ, áîëüþ ïðè äàâëåíèè íà îáëàñòü ïåðåëîìà è ïî îñè ïàëüöà. Ïðè ïåðåëîìàõ 2—5 ïÿñòíûõ êîñòåé è ôàëàíã ïàëüöåâ áåç ñìåùåíèÿ íà 3 íåäåëè íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ëîíãåòó ïî ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè êèñòè îò êîí÷èêà ïàëüöà äî ãðàíèöû ñðåäíåé è íèæíåé òðåòè ïðåäïëå÷üÿ. Äðóãèå ïàëüöû íå èììîáèëèçóþòñÿ. Ïåðåëîìû ñî ñìåùåíèåì è îêîëîñóñòàâíûå îïåðàòèâíî ôèêñèðóþò;ìåòàëëè÷¸ñêîé ñïèöåé.  ýòîì ñëó÷àå èììîáèëèçàöèÿ íàêëàäûâàåòñÿ íà 1,5 íåäåëè ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïÿñ-òüÿ è íà 2—3 íåäåëè — ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ôàëàíã.

 ïåðâûé ïåðèîä ËÔÊ áîëüíîé äîëæåí âûïîëíÿòü àêòèâíûå äâèæåíèÿ äëÿ çäîðîâûõ ïàëüöåâ, óïðàæíåíèÿ äëÿ ëîêòåâîãî è ïëå÷åâîãî ñóñòàâîâ êàê áîëüíîé, òàê è çäîðîâîé ðóêè. Âñå óïðàæíåíèÿ íå äîëæíû âûçûâàòü áîëè â ìåñòå ïîâðåæäåíèÿ. Çàäà÷àìè âòîðîãî ýòàïà ÿâëÿþòñÿ: âîññòàíîâëåíèå ïîäâèæíîñòè â ïÿñòíî-ôàëàíãîâûõ è ìåæôàëàíãîâûõ ñóñòàâàõ, òðåíèðîâêà ðàçëè÷íûõ âèäîâ çàõâàòà. Äëÿ òîãî ÷òîáû äîáèòüñÿ èçîëèðîâàííîãî äâèæåíèÿ â êàæäîì ïÿñòíî-ôàëàíãîâîì è ìåæôàëàíãîâîì ñóñòàâàõ, íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü êèñòü è ïðîêñèìàëüíî ðàñïîëîæåííûå îòäåëû ïîâðåæäåííîãî ïàëüöà.

Ðèñ.1.

Áîëüøîå çíà÷åíèå â âîññòàíîâëåíèè áûòîâûõ è ïðîôåññèîíàëüíûõ íàâûêîâ èìååò òðóäîòåðàïèÿ, ò.å. âûïîëíåíèå êàêèõ-òî ïðîñòåéøèõ òðóäîâûõ ìàíèïóëÿöèé: èçãîòîâëåíèå êîíâåðòîâ, ðàçëè÷íûå âèäû ïëåòåíèÿ, ñâåðòûâàíèå áèíòîâ, íàâîðà÷èâàíèå âàòû íà äåðåâÿííûå ïàëî÷êè è äð (ñì. ðèñ 1). Îáû÷íî â ñòàöèîíàðàõ èìåþòñÿ ñïåöèàëüíûå ó÷åáíî-òðåíèðîâî÷íûå ñòåíäû äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèè êèñòè è ïàëüöåâ, ãäå ìîæíî îòðàáàòûâàòü ðàçëè÷íûå áûòîâûå ìàíèïóëÿöèè: îòêðûâàíèå äâåðè êëþ÷îì, îòêðûâàíèå è çàêðûâàíèå âîäîïðîâîäíîãî êðàíà è äð. Ïðèìåðíîå çàíÿòèå Ëà âî âòîðîì ïåðèîäå ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ïÿñòíûõ êîñòåé è ôàëàíã ïàëüöåâ. Ñ ñàìîãî íà÷àëà âòîðîãî ïåðèîäà öåëåñîîáðàçíî ïðîâîäèòü çàíÿòèå â âàííå (36—38°Ñ) èëè â áàññåéíå (28—30 °Ñ), ïîãðóæàÿ âñþ ðóêó ââîäó.

Çàäà÷àìè òðåòüåãî ïåðèîäà ðåàáèëèòàöèè ÿâëÿþòñÿ: óñòðàíåíèå îñòàòî÷íûõ íàðóøåíèé ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ ïàëüöà, âîññòàíîâëåíèå ñèëû, âûíîñëèâîñòè, êîîðäèíàöèè äâèæåíèé êèñòüþ è ïàëüöàìè, àäàïòàöèÿ ê áûòîâûì è ïðîèçâîäñòâåííûì íàãðóçêàì. Ïðèìåíÿåòñÿ âåñü êîìïëåêñ óïðàæíåíèé âòîðîãî ïåðèîäà, íî ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ïîâòîðåíèé è ñîïðîòèâëåíèåì (ìàññà ñíàðÿäîâ, ñîïðîòèâëåíèå çäîðîâîé ðóêè è äð.). Äëÿ òðåíèðîâêè êèñòè èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå ñïîñîáû óäåðæàíèÿ åþ ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áàëèêà È.À. Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ ïðîêñèìàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè // Ñîâðåìåííûå ìåòîäû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ òðàâì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. — Êèøèíåâ,1974. — Ñ. 46-50.

2. Áàõòèí Ë.Í. Îáùèå ïîëîæåíèÿ î ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ //Ñîâðåìåííûå ñðåäñòâà è ìåòîäû ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ è ëèö ñ íàðóøåíèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû è òðàâìàòèçì. — ÑÏá, 1997. — Ñ.7-33.

3. Áåðåçêèíà Ê.Â. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ïðè çàáîëåâàíèÿõ â îðòîïåäèè è òðàâìàòîëîãèè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1986. — 220 ñ.

4. Åïèôàíîâ Â.À., Þìàøåâ Ã.Ñ. Îïåðàòèâíàÿ òðàâìàòîëîãèÿ è ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ ñ ïîâðåæäåíèåì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. — Ì.: Ìåäèöèíà. — 1983. — 383 ñ.

5. Êàïòåëèí È.Î. Ëåáåäåâà È.Ï. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà â ñèñòåìå ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè. — Ì., 1995.

6. Ìóõ³í Â.Ì. Ô³çè÷íà ðåàá³ë³òàö³ÿ. — Ê.: Îë³ìï³éñüêà ë³òåðàòóðà, 2000. — 424 ñ.

7. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ àêàäåìèé è èíñòèòóòîâ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû / Ïîä îáùåé ðåä. ïðîô. Ñ.Í. Ïîïîâà. — Ðîñòîâ í / Ä: èçä-âî «Ôåíèêñ», 1999. — 608 ñ.

Источник