Физическая реабилитация при дисплазии тазобедренных суставов
Причины возникновения и симптомы болезни
Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей…
Читать далее »
Точные причины возникновения нарушений в развитии суставов до конца не изучены. При этом четко отслеживается генетическая предрасположенность к возникновению патологий такого типа.
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
При диагностике учитываются следующие симптомы:
- разная длина ног у малыша;
- возникновение дополнительной складки на бедре;
- асимметрия ягодиц и складок;
- характерный щелчок, возникающий при сгибании конечностей в тазовом и коленном суставе.
Если вы заметили эти проявления у своего ребенка, тогда стоит срочно обратиться к ортопеду для детальной диагностики и лечения.
Какие существуют формы дисплазии
В медицинской практике встречаются следующие формы заболевания:
- деформация проксимального отдела бедренной кости;
- ацетабулярная дисплазия (нарушенное развитие вертлужной впадины);
- нарушения при движении суставов.
Для определения формы дисплазии проводится визуальный осмотр и при необходимости ультразвуковое исследование. При выявлении деформаций в тазовой части назначается рентген.
Где лучше пройти восстановление – дома или в клинике?
После операции по замене тазобедренного сустава реабилитацию не только на ранней фазе, но и на позднем этапе тоже лучше проходить под наблюдением ортопеда и профессионального инструктора по ЛФК. Почему это так важно? На поздних сроках можно переоценить свои возможности, начав давать нагрузки на прооперированный сустав больше, чем он готов принять на данный момент, что чревато вывихом эндопротеза, расшатыванием и другими неприятностями. Обычно такое происходит именно в отдаленный период, будучи дома, когда на фоне значительного улучшения состояния человек решает, что ему уже можно выйти за рамки ограничений. На самом же деле, окончательно прочного скрепления протеза с костью и мышечными структурами еще не состоялось, а оно происходит не ранее чем через 3-4 месяца, вот вам и результат.
Целесообразно оставаться как можно дольше под контролем специалистов, которые с учетом динамики восстановления и индивидуальных особенностей пациента будут подбирать оптимально допустимый уровень физических нагрузок, вносить коррективы по мере необходимости в сторону их увеличения или сокращения и следить за правильностью выполнения каждого упражнения. Инструктор-реабилитолог и лечащий врач проследят, чтобы реабилитация после замены тазобедренного сустава прошла без осложнений, оказывая вовремя весь спектр обязательных профилактических мер.
Где бы пациент не проходил послеоперационный план обязательных мероприятий, он должен четко придерживаться индивидуальной программы реабилитации после замены тазобедренного сустава. Она составляется исключительно высококвалифицированным специалистом, согласно установленным стандартам эндопротезирования, под конкретный медицинский случай.
Причины дисплазии тазобедренных суставов у детей
Современная медицина не может точно сказать, почему возникает детская дисплазия тазобедренных суставов, однако есть ряд факторов, при которых это состояние встречается чаще:
- тазовое предлежание плода;
- первые роды;
- извлечение плода за тазовый конец;
- большой вес ребенка при рождении;
- пол ребенка, дисплазия чаще встречается у девочек, чем у мальчиков;
- маловодие при беременности;
- наследственность;
- тугое (прямое) пеленание ножек.
Причины развития врожденного вывиха
Ортопеды и травматологи на сегодняшний день не могут четко выделить основную причину развития врожденного вывиха. Однако все они утверждают, что данная патология развивается при наличии дисплазии тазобедренных суставов.
Она характеризуется неполноценностью суставного аппарата, то есть он неправильно развивался.Выделяют несколько предрасполагающих факторов, которые способствуют возникновению дисплазии, вывиха и подвывиха бедра:
- Если в период внутриутробного развития плода женщина перенесла различные инфекции, то это может сказаться на формировании опорно-двигательной системы. Следует учитывать, что она начинает развиваться уже в первом триместре беременности (на 6 неделе), поэтому с самого начала необходимо следить за здоровьем и при необходимости проходить соответствующее лечение;
- Патология эндокринной системы у будущей мамы;
- Недостаток питательных веществ в рационе беременной, это приводит к нарушению формирования плода или его отдельных систем;
- Сильный ранний токсикоз, который приводит к нарушению обменных процессов и в первую очередь белкового;
- Тазовое предложение плода, оно же может спровоцировать тяжелые роды;
- Угроза выкидыша, поздняя беременность, гипертонус матки и маловодие;
- Повышение уровня гормона прогестерона в конце третьего триместра. Этот механизм способствует расслаблению мышц тазового дна у женщины. Однако его избыток может повлиять и на ребенка, его связки и мышечная ткань также расслабляются;
- Плохая экологическая обстановка препятствует нормальному развитию плода на ранних сроках гестации;
- Наследственная предрасположенность (если отмечались в семье факты рождения детей с данной патологией).
Пример готовой дипломной работы по предмету: Медицина
Источник
Основными принципами лечения являются: раннее начало, применение ортопедических средств для длительного удержания ножек в положении отведения и сгибания, активные движения в тазобедренных сустава в пределах дозволенного диапазона.
«Для лечения дисплазии тазобедренного сустава без смещения и со смещением головки бедра предложены различные виды подушек, штанишек, стремян, шин, аппаратов и других приспособлений. Все они рассчитаны на то, чтобы удержать в положении разведения ножки ребенка и обеспечить им функцию. У детей первых 2—3 мес. при подозрении на дисплазию тазобедренного сустава или наличии клинических симптомов вывиха не требуется рентгенологического подтверждения диагноза, ибо в любом случае необходимо применять одни и те же лечебно-профилактические меры — разведение ножек с помощью мягких прокладок (широкое пеленание, подушка Фрейка и др.), гимнастику с применением отводяще-круговых движений в суставе, массаж ягодичных мышц. Для лечения детей с дисплазией способом разведения ножек пригодны пеленки, „штанишки“ Бекера, подушки Фрейка, стремена Павлика, эластичные шины. В этом возрасте совершенно недопустимо применение жестких конструкций, то есть шин, препятствующих движениям конечностей, совершаемым младенцем».
Чаще всего для лечения врождённого вывиха бедра применяют: стремена Павлика, подушка Фрейка, шина Виленского, шина Волкова. В тяжелых случаях применяется одномоментное вправление вывиха и кокситная повязка. При неэффективности консервативного лечения применяют различные виды корригирующих операций. Одним из методов лечения легких дисплазий и профилактики является широкое пеленание.
Стремена Павлика.
В 1946 году в Праге чешский ортопед Арнольд Павлик сообщил об успешном лечении врождённого вывиха бедра с использованием нового, как он его назвал, «функционального метода лечения». В те годы для придания сгибания и отведения бедер применялись жесткие конструкции, ограничивающие движения в тазобедренных суставах. Частым осложнением такого лечения было тяжелое заболевание «асептический некроз головки бедренной кости» (30 % детей, которым проводилось лечение).
Павлик так определил суть своего изобретения:
«Принцип этого метода состоит в том, чтобы обеспечить сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах, используя стремена. Известно, что ни взрослый, ни ребенок не в состоянии удерживать приведенные нижние конечности в сгибании. Это является не физиологичным, мышцы быстро устают и ноги разводятся. Это то, в чем нуждается тазобедренный сустав для лечения дисплазии… Движения в суставе свободны. Это то, в чем нуждается развивающийся детский сустав для выздоровления, так как тазобедренный сустав — орган движения»
С тех пор лечение дисплазии тазобедренных суставов с применением стремян Павлика — золотой стандарт детской ортопедии. В современном виде стремена Павлика представляют собой ортопедическое изделие, сшитое из мягкой ткани, состоящее из грудного бандажика (лифчика), с плечевыми штрипками (ремешками), отводящих штрипок, которые располагают «позади колена», сгибающих передних штрипок и бандажиков, расположенных на голеностопном суставе.
Рисунок 8
Широкое пеленание применяют у детей «группы риска», у новорождённых с УЗ признаками «незрелого сустава», а также в тех случаях, полноценное лечение по каким-либо причинам провести невозможно. Это основной метод профилактики дисплазии тазобедренного сустава. Техника пеленания несложна: две пеленки прокладывают между ножек младенца, придавая положение сгибания и отведения в тазобедренных суставах, а третьей фиксируют ножки. Широкое пеленание позволяет сохранять положение разведения и сгибания 60—80°.
Задача ЛФК — укрепление мышц тазобедренного сустава и организация двигательной активности ребенка, достаточной для полноценного физического развития. Цель — стабилизация тазобедренного сустава, восстановление нормального объёма движений и повышение уровня здоровья ребенка. Лечебная гимнастика применяется на всех этапах консервативного лечения и имеет свои особенности на этапе разведения ножек, на этапе удержания и на этапе реабилитации после снятия ортопедических изделий.
Все упражнения нужно делать на жесткой поверхности: стол или пеленальник, подложив под ребенка непромокаемую пеленку. Массаж делается 1 раз в день. Время подбираете оптимальное для ребёнка — когда малыш не голоден, в хорошем настроении и его ничего не беспокоит. В курсе 10-15 сеансов. Обязательно 2-3 курса для улучшения эффекта. Перерывы между курсами 1-1,5 месяца. Так как массаж для малышей большая нагрузка, без перерыва делать не рекомендую.
Массаж делать в положении малыша на спине (обхватывая весь сустав). Но можно, положить на спину и массировать переднюю поверхность бедер
Начинайте с поглаживания: руки плотно прилегают к телу в области тазобедренного сустава, давление не должно быть сильным, руки не смещают кожу, а скользят по ней.
Делают спиральные движения большим и указательным пальцами или всей ладонью. Исключают внутреннюю поверхность бедер (около половых органов). Продолжительность поглаживания 3-5 минут, затем переходят к растиранию. Давление сильнее, чем при поглаживании, происходит не скольжение, а смещение кожи. На пораженных суставах растирание дает хороший эффект. Его лучше делать подушечками пальцев, проникая глубоко в мышцы. Растирание можно делать такой же техникой, что и поглаживание. Продолжительность 10 минут.
Кроме того, полезно делать растирание поясничной области, ягодиц и массаж стопы для улучшения циркуляции крови.
Гимнастику делают 2-3 раза в день, каждое упражнение по 10-15 раз. Помогут следующие упражнения (делаются в положении ребенка лёжа на спине):
-“велосипед” — согните ноги в коленях и тазобедренных суставах и имитируйте езду на велосипеде
-Сгибание-разгибание ног вместе и по очереди (одна нога согнута в коленке, другая прямая и так чередуем ноги).
Согните одну ногу в коленке и тазобедренном суставе, — одной рукой зафиксируйте тазобедренный сустав, другой рукой обхватите колено ребенка и, слегка надавливая на него, производите вращение бедра внутрь.
Разводя бедра, не допускайте резких движений, чтобы ребенку не было больно и не вызывало негативной реакции на процедуру.
Если ребенок находится в шинах, массаж и гимнастику проводят в объеме, позволяемом укладкой.
Необходимо наблюдать за улучшением, разводя согнутые ножки, аккуратно стараясь положить их на стол. После проведённых сеансов, следует обратиться к ортопеду. Может понадобиться рентген сустава, для того, чтобы определить успешность лечения. В тяжелых случаях возможна необходимость наложения шин, что это должен определить ортопед.
Если есть возможность, лечите ребенка массажем и гимнастикой.
Во время проведения лечебной гимнастики дети могут капризничать, упираться, не давать делать упражнения. В этих случаях нужно немного подождать пока ребенок ослабит ножки, и продолжать делать упражнения. Главное при проведении лечебной гимнастики не делать упражнения насильно, и Вы ни когда не нанесете ребенку травму. Во время лечения ребенка разрешается ставить на ноги, чтобы формировался рефлекс опоры и ходьбы.
Источник
Дисплазия — порок развития тазобедренных суставов. Нарушения отмечаются во всех его элементах: вертлужной впадине, головке бедренной кости с окружающими мышцами, связками, капсулой. Изменения в них связаны с недоразвитием этих тканей. Дисплазия тазобедренных суставов отмечается у девочек в 5 раз чаще, чем у мальчиков.
С появлением у ребенка навыков вставания и ходьбы увеличивается осевая нагрузка на сустав, что приводит к еще большим изменениям сустава.
Самыми частыми симптомами врожденной дисплазии тазобедренного сустава являются: ограничение отведения в тазобедренном суставе, асимметрия складок на бедре и ягодицах. Дисплазия может быть односторонней и двусторонней. При наличии второго варианта ее не всегда легко распознать, т.к. общеизвестный метод точного совмещения кожных складочек ягодиц и паха здесь может не действовать. Чтобы избежать неприятных проблем лучше всего сделать малышу УЗИ или рентгенографию тазобедренных суставов по рекомендации ортопеда.
Лечение дисплазии тазобедренных суставов зависит от тяжести заболевания. В тяжелых случаях оперативное, но чаще консервативное. Обязательным в лечении является ЛФК и массаж.
Раннее начало лечения, обеспечивает оптимальные результаты — полное выздоровление ребенка.
Лечение положением
I. Лечение положением — самая первая помощь.
1) В первые 3 месяцев жизни пеленают с разведением бедер (широкое пеленание). Между согнутыми в суставах и отведенными бедрами кладут вчетверо сложенную пеленку. Ее фикси- руют между бедрами штанишками, пеленкой.
2) Мать обучают правильно держать ребенка. Она поддерживает ребенка одной рукой за спину, прижимая его к себе, другой — под ягодицы (когда мать стоит), ребенок расставленными ножками «обнимает» туловище матери. То же положение ребенка на руках у сидящей матери, лицом к ней: ребенок сидит на коленях матери, которая поддерживает его обеими руками за спину. Нецелесообразно используемое в быту положение ребенка «верхом» на боку у матери, так как при этом положении ребенка позвоночник перестает занимать осевую линию (туловище асимметрично).
3) В положении ребенка «лежа на животе» его стопы должны быть вне матраца. В обычном положении лежа на плоскости обеими ногами – когда стопы принимают положение подошвенного сгибания — усиливается спазм приводящих мышц бедер.
Физические упражнения и массаж
II. Физические упражнения и массаж. Они способствуют улучшению трофических процессов как в тазобедренных суставах, так и в окружающих тканях, содействуют остеогенезу и формированию сустава в функционально правильном положении.
Пассивные упражнения в сочетании с точечным и вибрационным массажем
1. И. п. – лежа на спине, ногами к родителю. Производятся сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое, пластичное разведение бедер.
Разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедер и негативную реакцию ребенка на процедуру. Для расслабления приводящих мышц бедер делают точечный массаж с одновременным отведением ноги (ног) при согнутых коленях.
Расслабление приводящей мышцы производится вибрационным массажем указанных на рисунке точек и легким потряхиванием бедра ребенка остальными пальцами взрослого (бедро ребенка лежит на ладони массирующего). Одновременно с точечным массажем и потряхиванием бедра согнутой ноги, ведущим к расслаблению приводящих мышц бедра, постепенно отводят бедро: ребенка кнаружи.
Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер покачиванием таза ребенка (при его согнутых ногах).
2. И. п.—лежа на спине, ногами к родителю, который одной рукой фиксирует тазобедренный сустав ребенка, согнутой кистью другой руки мягко обхватывает колено ребенка и производит легкое вращение бедра по его оси внутрь с одновременным пластичным легким надавливанием на колено. При этом голень несколько отводится кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедра на вертлужную (суставную) впадину. Полезно упражнение «ладушки» стопами.
Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в «подтанцовывании», садиться на корточки, ползать на четвереньках, переводить ребенка в положение стоя, ходить. Невыполнение этого условия может привести к еще большим изменениям в суставе, так как при нагрузке крыша сустава еще больше сглаживается, а головка бедра еще сильнее деформируется.
3. И.п. лежа на животе. Родитель одной рукой фиксирует таз ребенка, положив ладонь левой руки на правую ягодицу ребенка, другой рукой, захватив голень, делая сгибание правойногивколенномитазобедренном суставах.Тожедругойногой.Вэтомположении и при этом упражнении легко достигается движение в тазобедренном суставе в более полном объеме.
Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер, покачиванием таза ребенка, лежащегонаопоре, навесу.Оченьполезноупражнениевтеплойводе.
Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов
Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов:
- постель ребенка надо сделать ровной, полужесткой;
- родители должны быть обучены основным упражнениям;
- использовать сочетанный метод лечения: положением, приемами массажа, специальными упражнениями в сочетании с общеукрепляющими и общеразвивающими упражнениями, а также упражнения в воде;
- с разрешения ортопеда рекомендуется лечебное плавание.
Родителям надо проводить физические упражнения 2—4 раза в день по 5—10 мин.
Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры – возможность её проведения в домашних условиях самими родителями.
Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдения всех рекомендаций специалистов.
Комплекс основных упражнений лечебно-профилактической гимнастики
ПРИ ДИСПЛАЗИИ Т/Б СУСТАВА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:
1. Ребенок лежит на спине, взрослый сгибает ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах и мягко разводит в стороны — в позу «лягушки». При выполнении упражнения нужно стремиться к тому, чтобы коленные суставы коснулись поверхности стола. То же упражнение можно проводить из положения на животе, постепенно приводя ноги ребенка в положение «лягушки», как при ползании.
2. Сгибание выпрямленных ног к голове можно проводить в различных вариантах: ноги вместе; ноги разведены в стороны; ноги сведены вместе сгибаются к левому плечевому суставу малыша, затем к правому, затем возвращаются к исходному положению, затем сгибаются попеременн.
3. Разведение выпрямленных ног в стороны, это же можно провести по-разному, например, ноги лежат параллельно полу.
4. Прямые ноги подняты к плечам. Приведение ног ребенка в позу «полу-лотоса». После чего ноги укладываются на стол в позе лотоса.
5. Нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах суставах и голень осторожно развора- чивается внутрь по оси бедра.
6. В положении на животе ноги ребенка поочередно подтягиваются на уровень таза с постановкой на стопу, а затем разгибаются вверх.
Целесообразно чередовать сходные упражнения. Каждое упражнение повторяют от 4-5 до 8-10 раз и обычно проводят с комплексом общеразвивающей гимнастики.
Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры — возможность её проведения в домашних условиях самими родителями. Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное, аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдение всех наставлений и рекомендаций специалистов.
Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.
Источник