Дипломная работа дисплазия тазобедренного сустава у детей
Врожденный вывих бедра является серьезной медико-социальной и экономической проблемой современного общества. К сожалению, мы практически не можем предупредить внутриутробного развития дисплазии тазобедренного сустава. Лечение данной патологии является значимым на ранних этапах диагностики и является довольно эффективным при своевременном его начале.
Врожденный вывих бедра представляет важнейшую медицинскую, социальную, демографическую, государственную проблему. Научно обоснованная и правильно организованная лечебно-профилактическая помощь таким больным существенно влияет на физическую трудоспособность и социальные условия жизни детей в будущем.
Актуальность проблемы врожденного вывиха бедра и дисплазии связана, в первую очередь, с частотой встречаемости данной патологии. Врожденный вывих — одна из самых частых деформаций опорно-двигательного аппарата, составляющая более 3% от всех ортопедических заболеваний. Дисплазия тазобедренного сустава встречается у 16 из 1000 новорожденных, а вывих формируется у 5 из 1000.
Во-вторых, врожденный вывих является тяжелым ортопедическим заболеванием, которое часто приводит к инвалидности.
Третий аспект-необходимость ранней диагностики. Здесь, как ни при какой другой ортопедической патологии, прогноз тем более благоприятный, чем раньше поставлен диагноз и начато адекватное лечение.
В-четвертых, сложность и недостаточная изученность данной патологии, множество различных к ней подходов. Несмотря на то, что заболевание известно давно, этиология и патогенез в достаточной мере до настоящего времени не изучены. Это создает условия для множества неточностей и ошибок в постановке диагноза. Часто ставится диагноз врожденного вывиха бедра там, где имеется только дисплазия. При неправильной укладке ребенка во время рентгенологического исследования возможен ошибочный диагноз при нормальном тазобедренном суставе. Врожденный вывих необходимо ставить только там, где он есть, так как нужна совершенно различная тактика лечения данных состояний. Кроме того, наносится психологическая травма родителям, тем более что патология в 4-7 раз чаще встречается у девочек.
Лечение врожденного вывиха бедра продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современной ортопедии. Данное заболевание, учитывая не только вывих, но и более легкие степени недоразвития тазобедренного сустава, обозначаемые термином «дисплазия», встречается приблизительно у 1% новорожденных.
Неблагоприятная ситуация в отношении здоровья детского населения, в том числе учащение случаев рождения детей с дисплазией тазобедренного сустава, сложившаяся в нашей стране, подчеркивает необходимость совершенствования медицинской помощи и реабилитационных мероприятий с целью улучшения этих показателей.
Большое значение отводится реабилитационным мероприятиям, начиная уже с первых этапов лечения детей: лечебной физкультуре, классическому, рефлекторно-сегментарному, точечному массажу, физиотерапии и др.
Необходима разработка новых наиболее эффективных методов реабилитации, способствующих более эффективному лечению, укорочению периода лечения и улучшению качества жизни больных.
Цель исследования: сравнить эффективность методов лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава разных возрастов и разных степеней выраженности дисплазии (предвывых, подвывих, вывих). При этом должна использоваться комплексная оценка состояния детского организма с исследованием различных показателей здоровья ребенка.
Для реализации поставленной цели сформулированы задачи:
1. Оценить динамику изменения объема движений в тазобедренных суставах, угла разведения у детей различных возрастов и разных степеней дисплазии тазобедренного сустава в результате применения различных методов лечения (лечебная физкультура, использование специальных аппаратов, например стремена Павлика, массаж, хирургическое лечение).
2. Выявить изменения рентгенограмм в процессе реабилитации детей с различными степенями дисплазии тазобедренного сустава.
Методы исследования:
1. Оценка влияния проводимого комплексного лечения по изменению показателей объема движений в тазобедренном суставе.
2. Оценка показателей объема движений в тазобедренных суставах — измерение угла разведения обеих нижних конечностей.
3. Оценка рентгенографических изменений в суставах.
Новизна исследования: впервые в сравнительном плане были исследованы различные методы лечения дисплазии тазобедренного сустава (эффективность применения аппаратных методов лечения, хирургического лечения, массажа и лечебной гимнастики) у детей различных возрастных групп и различных степеней дисплазии. Определены и обоснованы пути внедрения программы физической реабилитации в современную практику оздоровительной физической культуры.
Практическое значение работы: на основании полученных данных можно оценить целесообразность включения тех или иных методов в комплекс лечения и реабилитации для детей с дисплазией тазобедренного сустава разной степени выраженности.
Результаты данного исследования могут применяться в составе комплексного лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава при работе терапевтов, врачей физиотерапевтических кабинетов, методистов лечебной физической культуры и массажистов.
Исследованные методические подходы в лечении и реабилитации могут быть использованы специалистами в области физической реабилитации. Также они рекомендуются для широкого использования в специальных реабилитационных учреждениях и домашних условиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.
Необходима разработка новых наиболее эффективных методов лечения и реабилитации, способствующих более эффективному воздействию на тазобедренный сустав, более быстрому его развитию и улучшению качества жизни больных.
Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что лечебная физкультура является наиболее эффективным методом лечения и реабилитации детей с дисплазией тазобедренного сустава при любой степени дисплазии, она способствует более быстрому анатомическому развитию тазобедренного сустава и способствует ускорению нормализации формы и структуры сустава. Это способствует улучшению двигательных возможностей детей. Также мы предполагаем, что занятия, сочетающие несколько способов лечения (лечебная гимнастика и массаж, аппаратные методы и массаж) более эффективны за счет дополнительного положительного влияния каждого метода через разные механизмы действия. Так, например, лечебная гимнастика и аппаратные методы способствуют правильной ориентации головки бедренной кости, а массаж улучшает кровоснабжение данной области, что также способствует более быстрому развитию составляющих сустава.
Объект исследования. Процесс физической реабилитации детей с дисплазией тазобедренного сустава при применении различных методов лечения и реабилитации (аппаратные методы, хирургическое лечение, массаж, лечебная физкультура).
Структура работы: работа состоит из 70 страниц машинописного текста. Иллюстрирована 21 таблицами, 31 рисунками. Список литературы составляет … источников.
1. Адо А.Д. Патологическая физиология. — Томск, 1994. — 560 с.
2. Актуальные вопросы оздоровления, реабилитации и спортивной медицины: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию фак. физ. культуры и спорта ЮуРГУ — Челябинск, 2005 — 93 с.
3. Аспекты адаптации. Критерии индивидуальной адаптации. Закономерности и управление: Сб. науч. тр. / Под. ред. А.Т.Кочеткова — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2001 — 204 с.
4. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. — М.: Медицина, 1993. — 223 с.
5. Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа / А.Ф.Вербов. — СПб.: Феникс, 2002. — 320 с.
6. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995, 87 с.
7. Виленский В.Я. Диагностика и функциональное лечение врожденного вывиха бедра. М.: Медицина, 1995. — 302 с.
8. Волков М. В. Диагностика и лечение врожденного вывиха бедра у детей. М., 1997. — 278 с.
9. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник / М.А.Годик. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
10. Гончарова М. Н., Т. А. Бровкина. Ранняя диагностика и функциональные методы лечения врожденного вывиха бедра у детей. С.-Пб.: Литера, 1998. — 320 с.
11. Дубровский В.И. Массаж: учебник / В.И.Дубровский. — М.: Владос, 2001. — 496 с.
12. Дунаев И.В. Основы и частные методики рефлекторно-сегментарного массажа при различных заболеваниях: учеб. пособие / И.В.Дунаев. — М.: Феникс, 2002. — 92 с.
13. Кондрашев А.В. Лечебный массаж: учеб пособие / А.В.Кондрашев, Е.В. Харламов. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 384 с.
14. Конева Л.С. Большая книга. Массаж / Л.С.Конева. — М.: АСТ, 2006. — 416 с.
15. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского возраста (внутренние органы). — М.: Просвещение, 1973. — 200 с.
16. Лечебная физическая культура: Учеб. для вузов / под ред. С.Н.Попова — 2-е изд. М.: Академия — 2005.
17. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. М., 1995, 125 с.
18. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учеб. для мед. вузов / В.И.Дубровский. — М.: МИА, 2006 — 598 с.
19. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учеб. для вузов / В.А.Епифанов — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 — 568 с.
20. Медицинская реабилитация: рук. для врачей / под ред. В.А.Епифанова — М.: Мед-пресс-информ, 2005 — 328 с.
21. Мирзоева И. И. О формировании тазобедренных суставов после вправления врожденного вывиха бедра у детей, ортопедия, травматология и протезирование. М.: Феникс. — 1998. — 135 с.
22. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: учебник / под ред. С.Н.Попова. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 351 с.
23. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений /Пер. с польск. — М.: Физкультура и спорт, 1998 — 420 с.
24. Тихоненков B . C . К методике расчета истинного шеечно-диафизарного угла бедренной кости. //Ортопедия и травматология с.2-4.
25. Устюжанина В.О. Основы классического массажа: учеб. пособие / В.О. Устюжанина, Т.И.Попова. — Челябинск, 1998. — 58 с.
26. Шутова Н.Т., Черникова Е.Д. Патологическая физиология развивающегося организма. — М.: Медицина, 1994. — 150 с.
Источник
Ïðèìåíåíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è åñòåñòâåííûõ ôàêòîðîâ ïðèðîäû ê áîëüíîìó ÷åëîâåêó ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèìè öåëÿìè. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, äèñïëàçèè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà è êîêñàðòðîç.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÑÀÍÊÒ-ÏÅÒÅÐÁÓÐÃÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
ÓÏÐÀÂËÅÍÈß È ÝÊÎÍÎÌÈÊÈ
Èíñòèòóò ýêîíîìèêè è óïðàâëåíèÿ
Ðåôåðàò
Ïî äèñöèïëèíå: Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà
Íà òåìó: «Äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà»
Ñàíêò-Ïåòåðáóðã
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà
2. Ìåäèöèíñêèå ïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé
3. ËÔÊ ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè
Âûâîä
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
 ñâÿçè ñ ÷àñòûìè ñëó÷àÿìè çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, òåìà ïðåäóïðåæäåíèÿ íàðóøåíèé ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ î÷åíü àêòóàëüíà â íàøè äíè.
Òàê êàê äèàïàçîí ïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé î÷åíü øèðîê, äëÿ ðàññìîòðåíèÿ ìíîþ âçÿòû òîëüêî òå, ñ êîòîðûìè ìíå äîâåëîñü ñòîëêíóòüñÿ ëè÷íî: äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà è êîêñàðòðîç.
1. Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà
Äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà — âðîæäåííàÿ íåïîëíîöåííîñòü ñóñòàâà, êîòîðàÿ îáóñëîâëåíà åãî íåäîðàçâèòèåì è ìîæåò ïðèâåñòè (èëè ïðèâåëà) ê ïîäâûâèõó èëè âûâèõó ãîëîâêè áåäðåííîé êîñòè — «âðîæäåííîìó âûâèõó áåäðà».
Íàðóøåíèå áèîìåõàíèêè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà â ðåçóëüòàòå äèñïëàçèè ìîæåò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì íàðóøåíèÿì ôóíêöèè íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ê èíâàëèäèçàöèè, êàê íåïîñðåäñòâåííî ñ ïåðâûõ øàãîâ ðåáåíêà, òàê è âî âçðîñëîé æèçíè.
Ìîæíî âûäåëèòü 4 ãðóïïû êëèíè÷åñêèõ òåñòîâ, êîòîðûå ìîãóò óêàçûâàòü íà äèñïëàçèþ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè:
· àñèììåòðèÿ êîæíûõ ñêëàäîê
· óêîðî÷åíèå áåäðà
· ñèìïòîì ñîñêàëüçûâàíèÿ Ìàðêñà-Îðòîëàíè
· îãðàíè÷åíèå îòâåäåíèÿ áåäðà
Ïðåæäå âñåãî, îáðàùàþò âíèìàíèå íà ñèììåòðè÷íîñòü êîæíûõ ñêëàäîê áåäðà, èìåÿ â âèäó òî, ÷òî ïðè äâóñòîðîííåé ïàòîëîãèè ýòîò ïðèçíàê ìîæåò áûòü è íå âèäåí. Àñèììåòðèÿ êîæíûõ ñêëàäîê áîëåå èíôîðìàòèâíà ó äåòåé ñòàðøå 2-3-õ ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà. Êîæíûå ñêëàäêè ïðè âðîæäåííîì âûâèõå áåäðà ðàñïîëàãàþòñÿ íà ðàçíûõ óðîâíÿõ, îòëè÷àþòñÿ ãëóáèíîé è ôîðìîé. Äèàãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå èìåþò: ÿãîäè÷íûå, ïîäêîëåííûå è ïàõîâûå ñêëàäêè. Íà ñòîðîíå ïîäâûâèõà èëè âûâèõà îíè ãëóáæå è èõ áîëüøå.
Íàäåæíûì äèàãíîñòè÷åñêèì êðèòåðèåì ÿâëÿåòñÿ ôåíîìåí óêîðî÷åíèÿ áåäðà çà ñ÷åò çàäíåãî ñìåùåíèÿ ãîëîâêè áåäðåííîé êîñòè îòíîñèòåëüíî âåðòëóæíîé âïàäèíû. Îí óêàçûâàåò íà ñàìóþ òÿæåëóþ ôîðìó äèñïëàçèè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà — íà âðîæäåííûé âûâèõ áåäðà. Òåñò ñ÷èòàåòñÿ ïîëîæèòåëüíûì, åñëè ó ëåæàùåãî íà ñïèíå ðåáåíêà ñ ñîãíóòûìè â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ íîãàìè, êîëåíî íà áîëüíîé ñòîðîíå ðàñïîëàãàåòñÿ íèæå.
Íåêîòîðûå ïðèçíàêè ïîäâûâèõà áåäðà ìîæåò çàìåòèòü è âíèìàòåëüíàÿ ìàìà (ïðè îäíîñòîðîííåì ïîäâûâèõå), îáðàòèâ âíèìàíèå íà ñëåäóþùèå ñèìïòîìû:
1. îäíà íîæêà ðåáåíêà êîðî÷å äðóãîé (÷àñòî íåõàðàêòåðíî äëÿ ïåðâûõ 2-õ ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà è ìîæåò îòñóòñòâîâàòü ïðè äâóõñòðîåííîì âûâèõå);
2. äîïîëíèòåëüíàÿ ñêëàäêà íà áåäðå;
3. ñèììåòðèÿ ÿãîäè÷íûõ ñêëàäîê è ÿãîäèö (â ïîëîæåíèè ëåæà íà æèâîòå ÿãîäè÷íî-áåäðåííûå è ïîäêîëåííûå ñêëàäêè ïðè âûâèõå è ïîäâûâèõå ðàñïîëàãàþòñÿ âûøå, ÷åì íà çäîðîâîé íîæêå);
4. àñèììåòðèÿ ïðè îòâåäåíèè íîæåê (îãðàíè÷åíèå îòâåäåíèÿ áåäðà íà ñòîðîíå ïîðàæåíèÿ, êîòîðîå ñî âðåìåíåì íàðàñòàåò);
5. ïðè ñãèáàíèè íîæåê â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ ìîæåò áûòü ñëûøåí ïîñòîðîííèé çâóê (ùåë÷îê), êîòîðîãî â íîðìå áûòü íå äîëæíî.
2. Ìåäèöèíñêèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé
· íàãðóçêè ñ âåñîì, ïðûæêè
· áåã
· Ðàñòÿæêà(øïàãàòû)-ïîëíîñòüþ ïðîòèâîïîêàçàíî
3. ËÔÊ ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè
Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ëå÷åíèÿ, ñîñòîÿùèé â ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è åñòåñòâåííûõ ôàêòîðîâ ïðèðîäû ê áîëüíîìó ÷åëîâåêó ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèìè öåëÿìè.  îñíîâå ýòîãî ìåòîäà ëåæèò èñïîëüçîâàíèå îñíîâíîé áèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — äâèæåíèÿ. Ìåòîä ñòðîãî äîçèðîâàííûõ óïðàæíåíèé íà ôîíå ïîñòàíîâêè ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ.
· ôèçèîòåðàïèÿ, â ÷àñòíîñòè, ýëåêòðîôîðåç ñ êàëüöèåì íà îáëàñòü òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà;
· ìàññàæ;
· ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà. Ìàññàæ è ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó äîëæåí ïðîâîäèòü òîëüêî ñïåöèàëèñò.
15 óïðàæíåíèé
1. Ãîëîâà
Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïî ÷àñîâîé è ïðîòèâ ÷àñîâîé ñòðåëêè + íàêëîíû âïðàâî, âëåâî, âïåðåä, íàçàä, ïî äèàãîíàëè.
2. Êèñòè (ñàìàÿ íóæíàÿ âåùü)
Ñæàòü â êóëàêè è äåëàòü äâèæåíèÿ ïî ÷àñîâîé è ïðîòèâ ÷àñîâîé ñòðåëêè, ñöåïèòå êèñòè â çàìîê, ïðîãíèòå èõ ââåðõ, âíèç.
3. Ïëå÷åâîé ïîÿñ
Ïîëîæèòå êèñòè ê ñåáå íà ïëå÷è — ñäåëàéòå 10 îáîðîòîâ âïåðåä, íàçàä. Ñòàíäàðòíîå ïîëîæåíèå. Òåïåðü ñäåëàéòå ìàõîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè âïåðåä è íàçàä.
4. Íàêëîíû
Ðóêè íà ïîÿñå. Äåëàåì íàêëîíû âïðàâî è âëåâî,âïåðåä,íàçàä. Òåïåðü òîæå ñàìîå òîëüêî ðóêè íàõîäÿòñÿ óæå íå íà ïîÿñå, à èäóò â ñëåä çà âàøèìè íàêëîíàìè, ò.å. äîñòàåì ðóêàìè ïîëà, ëåâîé íîãè, ïðàâîé íîãè.
5. Íîãè
Âñòàíüòå ðîâíî. Íîãè âìåñòå. Ñäåëàéòå ìàõîâûå äâèæåíèÿ ïîî÷åðåäíî ëåâîé è ïðàâîé íîãàìè âïåðåä, ñäåëàâ îäèí-äâà øàãà âïåðåä. Òàêæå ñäåëàéòå ìàõîâûå äâèæåíèÿ âïðàâî è âëåâî èç ïîëîæåíèÿ ñòîÿ íà ìåñòå.
6. Âðàùåíèå ïëå÷
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå: ñòîÿ íîãè íà øèðèíå ïëå÷. Ïîäíèìèòå ðóêè ââåðõ íà âûñîòó ïëå÷ è íà÷èíàéòå âðàùåíèÿ ïëå÷ è òóëîâèùà â ñòîðîíó äî óïîðà. Âåðíèòåñü â èñõîäíîå ïîëîæåíèå è ïîâòîðèòå â äðóãóþ ñòîðîíó. È òàê íåñêîëüêî ðàç.
7. Âûïàäû
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå: ñòîÿ íîãè íà øèðèíå ïëå÷. Ñäåëàéòå øàã íàçàä ñ îäíîé íîãè, ïðè ýòîì ñîãíóâ íîãó â êîëåíå â ïîëîæåíèå âûïàä. Ñïèíó äåðæèòå ïðÿìî. Âåðíèòåñü â èñõîäíîå ïîëîæåíèå è ïîâòîðèòå íåñêîëüêî ðàç, çàòåì òîæå ñàìîå ñ äðóãîé íîãîé.
8. Íàêëîí íàçàä ïðîãíóâøèñü, äîñòàâàÿ ðóêàìè ïÿòêè.
9. Íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ðóêè íà ïîÿñå — êðóãîâûå äâèæåíèÿ òàçîì.
10. Íîãè ïîëóñîãíóòû, ðóêè ñçàäè íà áåäðàõ, ïàëüöû ïåðåïëåòåíû â çàìîê.
Îêðóãëèâ ñïèíó, ïîòÿíóòü åå ââåðõ. Ãîëîâó îïóñòèòü âíèç.
11.Ñïîðòèâíàÿ õîäüáà íà ìåñòå: èñõîäíîå ïîëîæåíèå íîãè âìåñòå, ðóêè ñâîáîäíî âäîëü òóëîâèùà; ë¸ãêîå ìàðøèðîâàíèå
12. Ìûøöû íîã: ñëåãêà ïðèñåâ íà îäíó íîãó, êëàäåì ëàäîíè íà êîëåíî äðóãîé è äåëàåì íàäàâëèâàþùèé ïðóæèíÿùèå äâèæåíèÿ;
13. Ïîëóïðèñåâ, êëàäåì ëàäîíè íà êîëåíè è âûïðÿìëÿåì íîãè, íå äâèãàÿ ïðè ýòîì ñïèíó
14. Ïðûæêè ñî ñêàêàëêîé 1 ìèíóòà
15.Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, âäîõ-âûäîõ
Âûâîä
ôèçè÷åñêèé ëå÷åíèå òàçîáåäðåííûé êîêñàðòðîç
Ïðåæäå âñåãî, ïðè ýòîì çàáîëåâàíèè íàçíà÷àåòñÿ ïîëíîå îñâîáîæäåíèå îò øêîëüíûõ óðîêîâ ôèçêóëüòóðû. Áåã, êóâûðêè — ýòî òàêæå âõîäèò â ñïèñîê çàïðåùåííûõ óïðàæíåíèé. Ïîä çàïðåòîì íàõîäÿòñÿ: ñïîðòèâíûå, äèíàìè÷íûå òàíöû, øïàãàòû, äëèòåëüíûå ïîõîäû ñ ïîäúåìîì òÿæåñòåé, è âñå òî, ÷òî ñîçäàåò èçëèøíþþ íàãðóçêó íà òàçîáåäðåííûå ñóñòàâû. Òàêæå íåîáõîäèìû ëå÷åáíûå óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà óêðåïëåíèå âñåõ ãðóïï ìûøö, êîòîðûå ýòè ñóñòàâû îêðóæàþò. Òî åñòü äëÿ áîëüøèõ è ñðåäíèõ ÿãîäè÷íûõ ìûøö è ìûøö æèâîòà, êîòîðûå òîæå ó÷àñòâóþò â õîäüáå. Ïîëåçíî çàíèìàòüñÿ ïëàâàíèåì, åçäîé íà âåëîñèïåäå, íî íå äî óñòàëîñòè.
…
Источник
Дисплазия тазобедренного сустава
— это нарушение развития тазобедренного сустава, характеризующееся несоответствием размеров и формы головки бедренной кости («бедренный» компонент сустава) с одной стороны, и вертлужной впадины тазовой кости («тазовый» компонент сустава) — с другой, приводящее к нарушению опорной функции конечности.
Существует 3 степени дисплазии тазобедренного сустава (врожденного вывиха бедра):
1 — Предвывих | 2 — Подвывих | 3 — Вывих |
Предвывих (неустойчивость бедра)
— дисплазия I степени — недоразвитие тазобедренного сустава без смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
Подвывих (врожденный подвывих бедра в тазобедренном суставе)
— дисплазия II степени — недоразвитие тазобедренного сустава с частичным смещением головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
Вывих (врожденный вывих бедра)
— дисплазия III степени — недоразвитие тазобедренного сустава с полным смещением головки бедренной кости относительно суставной впадины.
Причиной дисплазии
является задержка развития нормального тазобедренного сустава во время внутриутробной жизни плода. Формирование вывиха бедра происходит в последние месяцы внутриутробной жизни под влиянием неблагоприятных факторов. Это может быть тесное положение плода в матке, что бывает при маловодии, крупном плоде, чаще у первородящих и при ягодичном предлежании плода.
А также наследственная предрасположенность, инфекционные и эндокринные заболевания мамы во время беременности, поздняя беременность, токсикозы (особенно первой половины беременности), несбалансированное питание будущей матери, недостаток витаминов и минеральных веществ, способствующих правильному формированию соединительной ткани и минерализации хрящевой ткани.
Чаще всего данное заболевание встречается у девочек с преобладанием вывиха на левой стороне.
В первые недели
данное заболевание внешне для родителей практически никак не проявляется и своевременная постановка диагноза, и успех лечения напрямую зависит от осмотра ребенка детским ортопедом в ранние сроки.
Для ранней диагностики различных проявлений дисплазии тазобедренного сустава проводится плановый осмотр грудных детей ортопедом с обязательным проведением УЗИ тазобедренных суставов, а при дисплазии — УЗИ и рентгенологические исследования тазобедренных суставов.
Симптомы у ребенка до года:
Ограниченное отведение бедер у
ребенка
· ограниченное отведение бедер у ребенка. Степень ограничения отведения зависит от формы нарушения в тазобедренном суставе. Так, при дисплазии отведение менее ограничено, при вывихе — более значительно.
· Для этого следует положить малыша на спину, согнуть его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко развести бедра в стороны. Если сустав поражен, отведение ограничено со стороны пораженного сустава. Можно определить ограничение движения и в положении ребенка на животе при сгибании ног, как при ползании. Однако надо помнить, что имеющаяся возможность отведения бедра до 90° у ребенка с возрастом уменьшается и к 9 месяцам доходит только до 50°.
· симметрия подъягодичных складок и кожных складок на бедрах. Нужно положить малыша на живот, выпрямить ему ножки и внимательно рассмотреть симметричность складок: асимметрия складок на бедрах и ягодицах — это не обязательно дисплазия тазобедренных суставов, это позволяет лишь заподозрить ее и более детально осмотреть ребенка.
· симптом соскальзывания, или «щелчка», называемое симптомом Маркса — Ортолани. При отведении ножек происходит вправление вывиха, с характерным щелчком и толчком, который ощущается рукой специалиста. Следует отметить, что этот симптом, как правило, исчезает к 5—7-му дню жизни ребенка, но у некоторых детей при наличии мышечной гипотонии может сохраниться в течение первых месяцев жизни.
Наружная
ротация
нижней
конечности
· определяемое на глаз укорочение нижней конечности. Оно хорошо видно на глаз при положении ребенка на спине с ногами, согнутыми под прямым углом в коленных суставах. Можно сравнивать длину по расположению лодыжек и пяток при выпрямленных ножках.
· наружная ротация нижней конечности. Она хорошо видна, когда ребенок спит. О разнице в длине ног судят по различному расположению уровней коленных суставов, согнутых и приближенных к животу.
У ребенка старше года поставить диагноз более легко на основании выявления следующих симптомов:
— позднее начало ходьбы;
— хромота на больную ногу;
— увеличение поясничного лордоза;
— симптомы, выявляемые в период новорожденности, проявляются более четко (ограничение отведения, наружная ротация, укорочение).
Все перечисленные симптомы могут наблюдаться вместе либо может иметь место только часть симптомов. При малейшем подозрении на врожденную патологию суставов ребенка направляют на рентгенографию.
Важно начинать лечение на ранних стадиях. При своевременной диагностике и адекватном лечении до 3-месячного возраста функции сустава практически полностью восстанавливаются.
Назначается лечебная физкультура. Проводится массаж спины, ягодиц, бедер. В качестве профилактики, способствующей обратному развитию дисплазии — ношение ребенка с раздвинутыми ногами «по-цыгански» в слинге.
У новорожденных с менее выраженной степенью заболевания лечение может ограничиваться широким пеленанием, использованием ортопедических штанов, которые разводят бедра малыша (стремена Павлика и подобные ему), основная задача которых — удержание бедер ребенка в положении отведения, что способствует правильному развитию тазобедренного сустава.
Если диагноз поставлен позже, тогда ребенка лечат с помощью гипсовых манипуляций, помещая его в форму с пораженной стороны от ступни и до бедра. Целью здесь является достижение конечного формирования костей, которое происходит обычно между третьим и шестым месяцем, в позиции наиболее здоровой для тазобедренного сустава. Благодаря всей этой помощи и раннему обнаружению, хирургическая операция редко применяется.
Если достигнуть результата с помощью консервативных методик не удается, прибегают к оперативному лечению.
Таким образом, ранняя диагностика имеет решающее значение для успешного лечения.
Детям и подросткам, которым пришлось пережить хирургическое вмешательство при лечении дисплазии, следует выполнять индивидуальные упражнения, отличающиеся от иных форм консервативного лечения. Необходимо полностью
исключить бег, прыжки и поднятие тяжестей (свыше 15 кг), а также периодически выполнять курс упражнений, направленных на восстановление и «здоровое» функционирование мышечной массы оперируемой ноги. Также рекомендуется посещение бассейна с выполнением водных упражнений, велотренажеров, физиопроцедуры (озокерит, грязи), лечебный массаж – все это лишь ускорит процесс реабилитации больного ребенка. Т.к. после хирургического вмешательства дисплазия исправлена (или частично исправлена), то все процедуры и упражнения должны быть направлены на восстановление правильной ходьбы, ликвидации хромоты и восстановление мышечной массы ноги, на сустав которой была сделана операция. Лечебная гимнастика — упражнения на сгибание, разгибание, отведение, внутреннюю ротацию в положении лежа, упражнения для укрепления отводящих мышц бедра.
Примерные упражнения:
Упражнения, выполняемые лежа:
— лечь на спину, согнуть ноги под углом 900
и сделать «велосипед» по 10 раз в разные стороны. (Следует делать медленно, чтобы не было слышно щелчков в тазобедренном суставе);
— сгибание-разгибание ног вместе и по очереди (одна нога согнута в коленке, другая прямая и так чередуем ноги);
— прижать одну ногу в коленке и вращать ее в разные стороны (ту же процедуру повторить и о второй ногой, если оперированы обе);
— выпрямить ноги и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму напрячь мышцы ног;
— выпрямить ноги, ступни перпендикулярны ноге, и отводить по очереди ноги в стороны и вверх.
Упражнения, выполняемые сидя:
— поочередное сгибание ноги в коленке (пальцы ног «смотрят» вверх);
— согнуть ноги в коленках и поочередно отводить их вправо и влево (выполнять медленно);
— выпрямить ноги и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму напрячь мышцы ног.
Упражнения, выполняемые стоя:
— стоя на одной ноге, вторую поджать под себя (сзади) и постараться как можно выше поднять ногу;
— выпрямить ноги, ступни перпендикулярны ноге, и отводить по очереди ноги в стороны и вверх;
— согнуть ноги в коленке под углом 900
и поочередно отводить их в стороны;
— подержать ногу на весу и кончиками пальцев потянуться к телу, стараясь по максимуму, напрячь мышцы ног.
— ходьба «босиком» (стараться следить за правильностью походки);
— ходьба на внутренней стороне стопы;
— приседания (необходимо выполнять медленно и с опорой);
— с помощью гимнастического мяча выполнять массаж ступней;
Упражнения, помогающие реабилитироваться ребенку после операции, необходимо выполнять постоянно и очень осторожно. Указания «не специалиста» могут нанести непоправимый вред здоровью подростка. Следует помнить, что физическая усталость у детей послеоперационного периода настает значительно быстрее, чем у других детей. Потому сеанс занятия лечебной физкультурой необходимо проводить не более 15 минут с перерывом не меньше 10 минут.
Источник